Кумыкский мир

Культура, история, современность

Воспоминания

Из Рукописного фонда ИИЯЭ ДНЦ

Фото

В этом году исполняется 140 лет Абусупьяну Акаеву. Это повышает интерес к его наследию, до сих пор в полной мере не исследованному. Потому, пользуясь случаем, предлагаю на суд читателей нашей газеты обнаруженные мной воспоминания Абусупьяна Акаева о гражданской войне. Хотя большинство событий, описанных автором, хорошо известны - любопытна точка зрения их непосредственного участника, к тому же крупного учёного своего времени. Текст воспоминаний был нами обнаружен в Рукописном фонде Института истории археологии и этнографии Дагестанского научного центра. Он был подшит в дело к сборнику воспоминаний участников гражданской войны и был озаглавлен как анонимный источник. Сборник составлен 13 июля 1951 года. Синий машинописный шрифт местами не читаем. Прочитав текст, я, по содержащимся в нём указаниям и по стилю, установил его несомненную принадлежность перу Абусупьяна Акаева и познакомил с его содержанием Г. М.-Р. Оразаева, который позже приступил к подготовке его академического издания. Готовящееся издание рискует стать библиографической редкостью, что ещё более укрепило меня в необходимости публикации воспоминаний нашего прославленного классика на страницах газеты «Ёлдаш».

Начало документа в подшивке отсутствует. Однако контекст ясен - вступление деникинцев в Дагестан и раскол по вопросу об отношении к этому событию в стане сторонников Горского правительства…

...во главе с генералом Халиловым. Это оппозиционная партия послала Деникину секретное донесение; установила с ним секретную переписку. Особенно же против оппозиционной реакционной стороны был инженер Темирханов.

Даниял Апашев предложил пригласить большого алима Абдул-Басир-Хаджи. Этот ученый, основываясь на том, что казаки сильны и идти (так в тексте) против них значит идти на самоуничтожение, предложил стать в нейтральное положение. Воспользовавшись такой рассеянностью дагестанского народа, казаки вошли в Темир-Хан-Шуру в конце апреля 1919 г., по мусульманскому календарю в первых числах шабана 1337 года. Казаки уничтожили местный народный парламент и поставили своих начальников.

Война с турками

Между красными и казаками Деникина произошло 16 боев. Товарищи Д. Коркмасов и Ковалёв скрывались в Торкалинских горах; товарищ Уллубий Буйнакский был тоже с ними. Товарищ Ковалёв поехал в Россию и привёз много керенских денег. После этого они начали подпольно организовывать красные отряды, куда зачислились многие из окружающих Темир-Хану-Шуру селений. Посещая Нижнее Казанище, Дженгутай, Дургели и иногда останавливаясь в Темир-Хан-Шуре, Коркмасов писал много прокламаций, переводимых на местный язык автором этого сборника Абусупьяном. Они отдавались в печать в типографию Мавраева при помощи тов. Ковалёва. Когда в отряде собралось до 200 человек, то с этим отрядом, подкреплённым многими жителями плоскостных селений, революционные вожаки пошли в наступление на Кака-Шуру (возможно, это ошибка переводчика и в оригинале имелась в виду Темир-Хан-Шура), но, встреченные милицией и офицерами, артиллерийским оружием и пулемётным огнём, вынуждены были отступить.

Уллубий Буйнакский, прибыв в Темир-Хан-Шуру, собрал тайный совет своих сподвижников-большевиков. Весь состав этого тайного совета с Буйнакским был схвачен офицерством и отправлен при помощи всадников в Петровск к деникинцам. Там Ковалёв и Абулай Абукаров и некоторые другие были освобождены, а остальные были преданы военному шарсуду (так в тексте), который приговорил их к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение. В числе расстрелянных был Буйнакский и Кафыр-Кумухский Сайд Абу-Халимов. Членом этого военного шарсуда был Гебек Аварский, бекского происхождения, ярый контрреволюционер, сам он не из алимов, хотя имел некоторые познания по арабскому. Другой член суда - Ибрагим Дурангинец. Они вынесли приговор под сильным давлением деникинского правительства в Петровске.

Из Кази-Кумуха и Акуша выступили красные партизаны, к ним присоединились и многие жители плоскостных селений. Как, например, Кадар, Дургели и других, и пошли в наступление на Темир-Хан-Шуру. Они были встречены казаками и местными контрреволюционными войсками.

Это было 17 июля 1919 года. Произошёл бой в Верхнем Казанище и Нижнем Дженгутае. Большевики отступили, с обеих сторон было много раненых и убитых.

Казаки вошли в Нижний Дженгутай, убили и арестовали многих. Затем они обстреливали Дургели в течение целого дня, из селения бежали все дети и женщины, оставшиеся там мужчины вступили в бой с казаками; в этом бою пали 17 человек из дургелинцев, и со стороны казаков были убитые. В результате Дургели был взят казаками, разграблен ими совместно с местными контрреволюционными отрядами и сожжён. Из Дургели казаки отправились на селение Кадар, которое также после битвы было взято, но там они не поживились ничем, так как жители заблаговременно ушли из селения, спрятав имущество. После этого между этими сёлами и казаками был заключён мир. Казаки же пошли на Леваши, Кази-Кумух, Гуниб и далее. В это время в Кази-Кумухе был убит видный революционер Гарун Саидов.

Далее идёт подробное описание боёв у Салты и Ая-Кака, в которых партизаны одержали верх над деникинцами.

Горцы пришли вместе с турками в Нижнее Казанище; их было 10 тысяч человек; они имели 6 орудий; население Нижнего Казаншца оказало им всяческую поддержку; этот отряд несколько раз предпринимал наступление на Темир-Хан-Шуру, но удачи не имел и ограничился орудийным обстрелом города. Пробыв, таким образом, 14 дней, отряд ушёл обратно в горы.

13 октября 1919 года (20 мухарама 1338 года) казаки, получив подкрепление из Петровска, выступили из Темир-Хан-Шуры по селениям Нижнее Казанище, Дженгутай, Муслим-аул, Буглен и разгромили их.

В эти дни изменник Кайтмаз Алиханов выступил из Хунзаха в город Темир-Хан-Шуру, он вывел секретными дорогами около 100 казаков, оставшихся в горах от разбитых отрядов, и привёл их к деникинцам. Когда возвратился отряд из-под Темир-Хан-Шуры в горы, то дела турок пошли лучше. Они начали организовывать аппараты своего управления. Товарищ Коркмасов возвратился из России в Баку с большим знаменем, пожалованным дагестанскому народу как знак отличия в борьбе за Свободу. Из Баку он прибыл в Леваши и призывал народ на борьбу за революцию.

24 октября большевики выступили на Губден и Карабудахкент, овладев этими селениями, открыли в Карабудахкенте свой штаб.

Казаки ежедневно выступали со стороны Манаса, вступали в бой с большевиками, а по вечерам возвращались обратно.

Известно, шейх Изум-Гаджи (так в тексте назван Узун-Хаджи) был в Чечне, он выпустил свои бумажные деньги, на которых имелась надпись: «повелитель верующих в Бога. Хаджи Изум Хаир Салтинский, да поможет ему Бог, напечатано». С отрядом, организованным им самим, он пошёл на Костек и дальше в плоскостные аулы; он не имел орудия. К его отряду присоединилась и группа большевиков, скрывавшаяся в местности Бакас. Этот отряд был встречен казаками, произошло сражение, в котором много было убитых с обеих сторон. Большевистская группа вернулась на место своего укрытия (Бакас), Изум-Гаджи также вернулся в Чечню.

Когда отряд Изум-Гаджи шёл из Костека и Аксая, его встретил отряд казаков, произошел между ними бой. Изум-Гаджи вернулся обратно в Чечню. В этом бою были убиты аксаевский Зайнал-Абдин Батыр-Мирзаев и его отец Нюгай (так в тексте). Зайнал-Абдин был одним из первых бойцов за свободу.

8 ноября, в пятницу (27 сафара), того же года деникинцы казнили красных партизан Мама-Гаджи и его шурина, раньше этого они подожгли их дома.

В эти дни произошёл раскол между партизанами и турками. Казимбек (имеется в виду Казим-Бей), войдя в соглашение с националистами-горцами (т. е. сторонниками Горского правительства), решил присвоить казну красных партизан. С этой целью он со своими сподвижниками убил казначея Солтан-Саида Казбекова и завладел казной. Коркмасов чудом ускользнул из его рук. В прибывшего для примирения шейха Али- Хаджи самим Казимбеком была брошена бомба (граната), но шейх благополучно спасся. Казимбек, воспользовавшись суматохой, сбежал в Табасаран. После этого происшествия большевики арестовали турок и держали до прихода Нури-Паши в Акушу, который освободил их. Этот переворот Казимбек задумал по сговору с офицерством в Темир-Хан-Шуре, которое, узнав о слабости деникинцев, вошло в союз с Казимбеком для борьбы с большевиками. Словом, офицерство, помещики, буржуазия всячески старались избавиться от большевиков. Отряды большевиков вышли из Леваши. С ними был тов. Д. Коркмасов. Они организовали отряд из русских. В этом отряде было около 2 тысяч человек.

10 марта (3 раджаба 1338 года) этот отряд прибыл в Нижнее Казанище, в наступление на них пошло офицерство с пешим и конным отрядом в количестве 100 человек. В нём казаков было мало. Между Нижним Казанищем и Муслим-аулом произошел бой, продолжавшийся до позднего вечера. На второй день в ночь на 12 марта офицерство бежало из Темир-Хан-Шуры в Петровск.

13 марта отряд красных партизан вошёл в город и установил советскую власть.

17 марта (10 раджаба 1338 года) отряд красных партизан вошёл в Петровск.

Этим завершилась гражданская война в Дагестане и в нём укрепился советский строй.

Я не выделил в особую главу взятие Петровска ввиду того, что офицерство не намеревалось там держаться, а всячески подготавливалось к бегству.

Революционные деятели Дагестана

Джалал Коркмасов, Махач Дахадаев, Али-Хаджи Акушинский, Хизроев, Уллубий Буйнакский, Саид Габиев, Алибек Тахо-Годи, Ахундов, Далгатов, Магомедбеков-Дербентский, Султан-Саид Казбеков, Ковалёв, Гоголев, Осман Османов, Юсуп-Молла Магомедов, автор этой истории, Мустафа-Кади (имеется ввиду Мустафа-Кади Исмаилов из Нижнего Казанища), Абдул-Басир-Хаджи-Эфенди, Хизри Гебеков, письмоводитель Гасан (Катиб Хасан), Хаджи-Кади Хан-Мурзаев, Имамурза, Салаутдин, Магомед Шихов.

Нижнедженгутаевцы: Билал-Гаджи (Алибеков), Юсуп-Кади (Хасанаев), Мама-Гаджи, Мукаил-Гаджи, Бахти-Герей, Изи, Кази-Мурза, Батыр, Имам; Кафыр-Кумухцы: инженер Сайпутдин (Куварщалов), убитый Саид Абдулхалимов, Муртузали Османов; Граждане города Буйнакска: Магомед, сын его Наби, Абдула Абакаров, Темир Темиров, Джамалутдин Торкалинский; Таркинцы: Джамалутдин Атаев, Вали-Акай-Гаджи; Ишкартинец Муртузали-Гаджи (Пайзулаев), аксаевец Зайнал Абидин Батыр-Мурзаев, хунзахец Абу-Муслим Атаев, урминец Джамалутдин.

В числе упомянутых выше революционных деятелей алимы принимали участие в завоевании революции в Дагестане из желания поднять революционный дух, проповедуемый в Исламе, которому они привержены более других, а свободу без религии дагестанцы не признают. Народы других стран также шли за своими алимами и исполняли их указания. Поэтому если бы все алимы Дагестана стояли против революции, то не один бы человек в Дагестане не примкнул к социалистам и их работа в Дагестане не имела бы такого успеха.

Плоскостные алимы и алимы Акуши были на стороне социалистов и этот народ (акушинцы) также примкнул к социалистам и вёл борьбу за свободу, аварские алимы, а за ними и народ, были против социалистов и боролись во главе с имамом. Да будет памятно имя Али-Хаджи Акушинского, бывшего против духовных лиц в Дагестане и России, шедших против революции.

В первых числах января 1918 года было экстренное собрание в Буйнакске - Темир-Хан-Шуре. На нём было много дагестанских алимов. Даниял Апашев в своей речи призывал алимов признать Нажмутдина имамом, одни соглашались, но автор сей истории Абусупьян обратился к собранию, приведя цитату из Корана: «Если бы допустить добычу Бога, был бы сын, то он бы первым ему поклонялся» (так в тексте; судя по всему, ошибка переводчика), заявил: «Также если бы можно было избрать имама, то он бы первым ему подчинился».

Он заявил, что у мусульман уже есть имам - османский халиф и по шариату нельзя ставить второго имама.

В Буйнакске у нас было общество Джамият из алимов, в состав которого входили автор этой истории, умерший Абдул-Басир-Эфенди, Билал-Гаджи, Юсуп-Кади и дру-гие. Общество распространило печатную прокламацию следующего содержания: «Хвала Аллаху, сотворившему весь мир... Из двух имамов убейте одного. Если будет 2 имама, между ними будет спор и народ пострадает из-за этого». Приверженцы Гоцинского возражали, что халиф далеко и он не понимает, но они ошиблись - пришли турки и прогнали Бичерахова.

Что было после установления Советской власти

22 марта 1920 года (15 раджаба 1338 года) из России в Дагестан прибыло много красного войска, около 100 тысяч человек, они остановились на полях и в лесах. Потом направились к Дербенту, взяли Баку без боя. Прибыл Халил-Паша в Буйнакск как делегат от Эрзрумской области с 3 товарищами, он отсюда уехал в Москву в ВЦИК. В Елисаветполе князья, помещики, офицеры встретили красных, произошло кровопролитное сражение, с обеих сторон пало много народа. Всё же в результате победили красные.

23 июля на Областном съезде в Буйнакске собралось много народу и съезд постановил отобрать у крупных землевладельцев земли и открыть школы по всему Дагестану.

31 июля 1920 года призвал всех жителей окружающих селений пойти на восстановление разрушенных селений Дургели и Кадар. Сельчане в эти селения возили много брёвен для постройки домов.

В последних числах августа в Баку был съезд, туда поехал Коркмасов делегатом от Дагестана. Участников съезда было около 30 тысяч человек. Съезд этот постановил воевать с империалистами англичанами и французами. В это время Соввластью в Дагестане были арестованы враги революции, одни ссылались, другие расстреливались, как Даниял Апашев, Каитбеков, Джамал Доногуев.

20 сентября 1920 года (20 мухарема 1339 года) появились Нажмутдин и Кайтмаз и обратились к народу со следующим воззванием: «Большевики отнимают у народа веру, жён делают общими, а также всё имущество у них отбирают». Тёмный народ им поверил и пошёл против большевиков, произошёл бой на Гидатлинском мосту. Одновременно горцы окружили Гуниб и Хунзах; произошло сильное кровопролитное сражение, в котором горцами был взят в плен и убит Дударов. После этого из России прибыло ещё подкрепление: русские красные отряды, проникнув в горы, уничтожили там банды и убили их главу Кайтмаза Алиханова и упрочили окончательно Соввласть. Это было в первых числах мая 1921 года. Нажмутдин бежал в Чечню, где он находится доныне. Белоканский Шейх-Хаджи-Магома сдался сам Советской власти, которая простила ему его вину и разрешила жить в Буйнакске, где он и умер от болезни в последних числах ноября 1923 года.

После умиротворения в Буйнакск прибыл из центра Орджоникидзе и объявил автономную республику в Дагестане. 1-го ноября 1921 года (в средних числах раби уль-аваля 1340 года) в Буйнакске был большой съезд, здесь власть объявила, что она прощает всех беглых противников Революции.

В первых числа ноября 1921 года власть призвала народ на прорытие канала Октябрьской революции, который был окончен в средних числах мая 1923 года. По окончании этого канала из центра приехали представители центральной власти и поздравили народ с окончанием этого важного по своему значению канала.

Текст к публикации подготовил Юсуп Идрисов.


"Ёлдаш/Времена", 11.05.2012

Размещено: 14.05.2012 | Просмотров: 4262 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

aaakaew оставил комментарий 03.11.2014, 18:09
Comment
Ассаламу Алейкум, неужели вы и вправду думаете что это дело пера Абусуфьяна Акаева? Неужели никто не видит очевидности фальсификации данного документа, похожего на протокол недалекого чекиста, накатаного в спешке и явно в нетрезвом виде, нежели воспоминания великого философа того времени, остающимся и почетаемым по сей день?

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.