Кумыкский мир

Культура, история, современность

Внести свою лепту в наше общее дело

Есть такая общественная организация – Российский конгресс народов Кавказа (РКНК). С 2012 года сопредседателем Президиума РКНК от кумыков является Гамзат Хангишиевич Хангишиев, человек известный в кумыкской неформальной среде, в общественных кругах.

Р.Г.: – Гамзат, что из себя представляет Конгресс народов Кавказа? Кем, когда и с какой целью он образован?

Г.Х.: – Полное наименование этой организации - Общероссийское общественное движение «Российский конгресс народов Кавказа». Она создана в марте 2007 года с целью содействия нормализации и развитию межнационального диалога, общественного представительства кавказских народов, объединения усилий общественности и госструктур по интеграции кавказцев и конструктивному участию их в современной российской жизни. Съезды РКНК проводятся ежегодно. Съезд избирает руководящие органы организации: Президиум, Высший совет, Попечительский совет, Ревизионную комиссию. А Президиум, в свою очередь, избирает исполком, который работает на постоянной основе. Высшим руководителем организации является председатель Президиума. Этот пост ныне занимает карачаевец Алий Хасанович Тоторкулов. В состав Президиума входят 20 человек, по одному представителю от каждого кавказского народа. До нынешнего года членство в Президиуме РКНК имел только один человек с каждого региона Северного Кавказа. В этом году съездом было решено, что целесообразнее иметь представительство народов, а не регионов. Если раньше всех дагестанцев в Президиуме представлял один лишь каратинец Деньга Халидов, то теперь там есть по одному представителю от аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, ногайцев.

– Как создавался РКНК? Инициатива шла сверху или снизу?

– Разумеется, инициатива была снизу. В инициативную группу входили известные кавказские общественные деятели, бизнесмены. Чиновников там не было.

– Поставлю вопрос по-другому: насколько ваша организация управляема Кремлем?

– Ровно настолько, насколько она сама хочет быть управляема. РКНК - не оппозиционная организация.

– Естественно, если она функционирует за счет грантов Правительства России.

– Конгресс действует согласно Уставу, Программе и других документов, одобренных съездом. В них не предусмотрена оппозиционная деятельность. Наоборот, для успешного претворения в жизнь наших задач мы ищем пути конструктивного диалога с властью. Но в вопросах, касающихся интересов кавказских народов, РКНК всегда высказывает и отстаивает свою принципиальную позицию, порой противоречащую позиции российских властей. Гранты выделяются под конкретные проекты, но основным источником финансирования являются добровольные пожертвования.

– Есть ли в столице другие кавказские или северокавказские общественные организации такого масштаба?

– Реально нет.

– Какие проблемы реально решает организация?

– Исполком Президиума Конгресса, куда входит 20 человек, – орган, работающий на постоянной основе. Различные службы Исполкома каждодневно решают насущные вопросы юридического, социального, консультативного, ин-формационного и иного характера для диаспор, студенчества, земляческих организаций и гостей столицы.

Приведу один пример. В период прошлогодних антикавказских волнений в столице актив и сторонники РКНК во взаимодействии с органами власти проделали огромную работу среди студенчества и остальной молодежи по предотвращению столкновений с местным населением. С неимоверными усилиями удалось остудить горячие головы, которые готовы были на любые крайности. Хватало и провокаторов, преследующих свои грязные цели, и безответственных лиц, призывающих к решительным действиям. Если бы большинство вняло призывам таких близоруких людей, то дальнейшие события могли привести к плачевным последствиям. Наши активисты выступали в СМИ, проводили встречи в вузах, студенческих общежитиях, в официальных и неофициальных мероприятиях с призывами к спокойствию, диалогу. В результате здравое мнение победило...

– Да, за одну только эту работу можно приветствовать РКНК... Вот ты представитель кумыков в Конгрессе. Какую пользу своему народу можешь принести в этом качестве?

– Меня и моих единомышленников на съезд РКНК делегировала московская кумыкская диаспора. Конгресс занимается, прежде всего, общекавказскими проблемами. Если каждый народ начнет поднимать только свои проблемы, то мы очень скоро переругаемся друг с другом. Но проблемы нашего народа у меня никогда не уйдут на второй план.

Проблемами своего народа я занимался и не являясь членом Конгресса. Статус члена Президиума РКНК может лишь помочь в отстаивании законных прав кумыков, используя новые возможности.

– Как реагируют республиканские дагестанские власти на вашу деятельность?

– Да никак. Возможно, когда начнем создавать отделения РКНК на местах, и если РКНК решет активнее действовать на политическом поле в регионах – придется взаимодействовать.

– Как живет кумыкская диаспора в Москве? Судя по Интернету, московские кумыки политически активнее, чем дагестанские.

– Благодаря активной жизненной позиции отдельных личностей ведется работа над созданием Кумыкской национальной культурной автономии. Со дня на день ждем регистрации этой общественной организации. Недавно стараниями энтузиастов открылся сайт «Московские кумыки». Есть еще другие проекты.

– Гамзат, что тебя вдохновляет заниматься общественной деятельностью? Я знаю, что ты делаешь это не из корысти. Предполагаю, что ты сам тратишь много своего времени на непонятные для большинства цели. Тем самым обделяя семью, детей, вызывая нарекания близких.

– Наверно, причина этому и мой дед Магомед Хангишиев – известный педагог и кумыкский писатель, а также мой дядя Джангиши Хангишиев, профессор, лингвист-тюрколог, и, конечно, мои родители, все те, кто привили мне и воспитали неравнодушие к судьбе своего народа, своей Родины. Я стараюсь следовать этому, жить и поступать именно так; так я понимаю понятие «оьзденлик», которому должен следовать каждый уважающий себя мужчина. Меня вдохновляют, придают силы и уверенность в своей правоте славная история, богатая культура, традиции предков. К сожалению, это духовное богатство мы стремительно утрачиваем. Если мы утратим культуру традиционного общества и родной язык, то очень быстро исчезнем и как народ.

– Многие это понимают, но не знают, что делать.

– Мы долгие годы занимались политикой и потеряли намного больше, чем приобрели. Видимо, надо было параллельно заниматься культурой, возрождением традиций, укреплением общественной морали. И теперь не поздно начинать. Как пример для следования можно взять деятельность московского Фонда поддержки карачаево-балкарского народа «Эльбрусоид». За 9 лет своего существования этот фонд сделал очень многое для карачаевцев и для балкарцев, и чтобы они чувствовали себя единым народом. Начинали они так: несколько представителей карачаево-балкарского народа ежемесячно собирали небольшую сумму денег. Эти деньги каждый месяц тратили на различные культурные проекты. Со временем количество их единомышленников выросло. Теперь «Эльбрусоид» регулярно издает на родном языке научные, художественные книги, дайджесты, снимает кино, мультфильмы, записывает диски колыбельных, фольклорных, современных песен, проводит различные мероприятия культурно-просветительского плана. В правительствах Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии прислушиваются к мнению руководства Фонда, награждают его активистов. Я давно знаю этих людей, дружу со многими из них. Они относятся к кумыкам с большим почтением, как у более многочисленного этноса хотят чему-то научиться у нас. Когда я рассказываю, как далеко мы от них отстали, они удивляются.

– Как считаешь, в чем причина нашего отставания?

– В отсутствии чувства национального достоинства, как ни прискорбно это признать. Моральный фактор, моральный дух – вот что является важнейшим в этом вопросе, а у нас, к сожалению, доминирует индифферентность, приспособленчество и личная выгода. Вот мы в диаспоре заводим речь о создании национально-культурной автономии. Начинаются различные возражения. И некоторые, на участие которых мы вправе были рассчитывать, в силу их интеллекта и общественного статуса, вдруг заявляют, что они - интернационалисты и не хотя быть неправильно понятыми другими дагестанскими народами. И это притом, что такие автономии уже создали ногайцы, лезгины, аварцы.

– А может быть, их интернационализм – признак высокой культуры, ума, других достоинств?

– Мне кажется, этот интернационализм вызван безысходностью, ощущением собственного бессилия влиять на привычный ход событий. Мол, плетью обуха не перешибешь. По-моему, старшему поколению кумыкских чиновников и интеллигенции надо сказать «Большое спасибо» и изолировать от принятия политических решений, касающихся судеб народа. Каждый из них по отдельности хороший человек, но при принятии политических решений они становятся послушными властям, несмотря на то, к каким последствиям это приведет.

– Мне один знакомый в Правительстве рассказывал, как наши люди идут па переговоры с руководством. После переговоров или обсуждений делегация вручает руководителю республики или Правительства петицию с требованиями о защите прав своего народа. Но кто-то в самом конце обязательно начинает поднимать вопрос личного характера, который ему важнее, чем интересы народа.

– Этим грешили не только кумыки. Дагестан – сложнейший регион, это – не Чечня и не Ингушетия. Тем более ответственными должны быть шаги Президента в решении насущных проблем. Вот сейчас обсуждается вопрос создания отрядов самообороны на местах. Некоторые говорят, что это нам не нужно, мол, провокация, и что надо отстраняться от такого решения. Я думаю, что мы должны участвовать во всех этих событиях совместно с остальными дагестанцами, такие неформальные группы всегда были и будут в каждом кавказском селе. Зачем этого стесняться? Почему казаки, в отношении которых наука еще не определилась, этнос это или субэтнос, или социальная группа, говорят о наличии у них своей особой ментальности и традиций, а мы, кавказцы, должны стеснительно прятаться за спину участкового или солдатика из российской глубинки?

– Еще одна обсуждаемая проблема у нас в Дагестане – вопрос о введении частной собственности на землю. Как ты на это смотришь?

– Однозначно отрицательно. На этот счет уже высказались многие представители кумыкской интеллигенции, общественные деятели, наши старшие. Добавлю только то, что если власти попытаются решить этот вопрос без реального учета интересов нашего народа, в недалеком будущем им придется столкнуться с протестами и проблемами гораздо более радикального характера.

– У нас существовали различные общественно-политические организации, как КНД «Тенглик», Ассоциация «Возрождение», Национальный Совет и другие. Как оцениваешь их деятельность?

– Я во всех них участвовал. «Возрождение», кстати, является общественно-экономической, а не политической организацией. Все они в меру сил и возможностей провели большую работу. Немало было ошибок, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Времена одних лишь политических лозунгов прошли, нужны компетентные, квалифицированные действия, которые направлены на долговременную перспективу. И каждый должен внести свою лепту в наше общее дело.

– В чем наше спасение?

– В имане. У кого есть вера в Аллаха, тот не будет мириться с несправедливостью. Надежда на молодежь с моральными ориентирами. Молодежи нужно представить своеобразный моральный кодекс кумыка.

– И на чём должен быть основан этот кодекс?

– В первую очередь, на учении Абусупияна Акаева, произведениях Йырчы Казака и на примере наших национальных героев. И главное – на старинных традициях, обычаях и культуре нашего народа.


Опубликовано: «Ёлдаш/Времена», 05-10-2012

Размещено: 05.10.2012 | Просмотров: 3180 | Комментарии: 9

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 23:15
Comment
Еще одна обсуждаемая проблема у нас в Дагестане – вопрос о введении частной собственности на землю. Как ты на это смотришь?
– Однозначно отрицательно. Мне кажется такая позиция, самая не благоприятная, для кумыкского этноса, это дорога в тупик. Частная собственность, это единственный выход, что бы наконец, каждый кумык почувствовал себя хозяином на своей земле. под частной, я понимаю и джамаатскую соб-сть, это когда кумыкское село становится хозяином исторически принадлежашей ей земли с кутанами и пастбищами и этот джамаат сам должен решать быть кутану, отдавать его в аренду или продать. Издревле так было и к этому мы прийдём, а чем раньше, тем лучше, подумайте над этим. Саид.
Hanhamzahan оставил комментарий 09.10.2012, 19:08
Comment
Уважаемый Кадиев, я однозначно против введения частной собственности на нашу землю именно сейчас, поскольку считаю это легализацией беззакония или узаконением воровства, кому как угодно. А после восстановления общественных прав - я вполне поддерживаю Ваше видение. Пусть джамаат сам решает, продавать или нет.
Kadiev оставил комментарий 09.10.2012, 21:05
Comment
Вам не кажется, что беззаконная легализация, с тихой прихватизацией уже лет 20 идёт и сколько ещё нужно ждать, пока общественность созреет, а не лучше, для горожан - частную собственность, а в сёлах общественную, но с такими же правами, как у горожан.
Hanhamzahan оставил комментарий 09.10.2012, 21:37
Comment
Мне не кажется, я вижу это воочию. Ждать действительно можно до бесконечности, а вот работать над тем чтобы "общество созрело" нужно всем вместе. Особенно квалифицированной и образованной части народа. Общественное сознание просыпается, действия некоторых общественных организаций наглядно это показывает. Но им не хватает квалификации и системности, наша интеллигенция почему-то предпочитает оставаться в стороне от народных инициатив. В лучшем случае ее участие ограничивается общими заявлениями и обращениями в СМИ. А нужно, что называется "идти в народ", впрягаться в проблематику и сопровождать эту работу. Юридически, информационно, работать с документами, давать экспертные оценки, в судах если потребуется и т.д. Ничего этого нет, а без этого мы сколько угодно можем теоретизировать насчет того, что лучше для горожан, а что для селян. Сегодня уже давно всем стало ясно, что власть не прислушивается ни к экспертам, ни к политологам. На нее воздействует только массовое проявление народной воли, и чем более массовое - тем эффективнее. Для того чтобы это волеизъявление не превратилось в неуправляемый бунт с непредсказуемыми последствиями и нужны квалифицированные специалисты готовые бескорыстно применять свое умение на общее благо.
Kadiev оставил комментарий 09.10.2012, 22:41
Comment
Массовое проявление народной воли, как вы отметили у нас заканчивается одним, это забитыми колышками и холмиками из бутового камня, а потом объявлениями в газете.
Hanhamzahan оставил комментарий 09.10.2012, 23:13
Comment
Уважаемый Кадиев, я однозначно против введения частной собственности на нашу землю именно сейчас, поскольку считаю это легализацией беззакония или узаконением воровства, кому как угодно. А после восстановления общественных прав - я вполне поддерживаю Ваше видение. Пусть джамаат сам решает, продавать или нет.
Hanhamzahan оставил комментарий 09.10.2012, 23:32
Comment
Что ж, уважаемый Кадиев, тут я ваш пессимизм и скепсис не разделяю. Если такое и было, это не повод опускать руки и ничего не делать. Работать надо. И по газетным объявлениям в том числе. Из публикаций и комментариев нужно извлекать рациональное зерно, применимое на практике, вырабатывать общие подходы и критерии. Чтобы дело не заканчивалось колышками с холмиками и упражнениями в эпистолярном жанре. Научите простого человека что ему делать с колышками и как на месте холмиков построить крышу над головой. Дайте ему нравственные критерии не позволяющие продавать отцовскую землю. Пример покажите, в конце концов. А описать степень падения наших нравов с успехом могут и наши недоброжелатели.
Не собирался вдаваться в дискуссию, просто хотел уточнить детали не попавшие в интервью.
С ув. Гамзат Хангишиев.
Kadiev оставил комментарий 10.10.2012, 09:56
Comment
В своих доводах вы убедительны, это хороший признак. Я думаю, что кумыкская диаспора в Москве сделала правильный выбор делегировав вас на РКНК. Удачи вам и успехов. С уважением Саид Кадиев.
Hanhamzahan оставил комментарий 10.10.2012, 14:01
Comment
Благодарю.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.