Кумыкский мир

Культура, история, современность

Вместе со своим народом

«Ёлдаш» - 95 лет

В эти апрельские дни работники и многочисленные читатели нашей республиканской газеты отмечают знаменательную дату календаря – 95-летие газеты «Ёлдаш».

Безусловно, проблема возникновения и развития печати на родном языке является важным аспектом в культуре каждого народа. Родившаяся в процессе социального обновления и прозрения, она составляет одну из ярких страниц не только в истории самих кумыков, Дагестана и Северного Кавказа, но и в истории Тюркского мира в целом.

* * *

Первый номер кумыкской газеты под названием «Ёлдаш» вышел в свет в начале 1921 года. Он был подписан редактором Джелал-Эт-Дином Коркмасовым, человеком, стоявшим у истоков дагестанской государственности. Но у этой газеты были и свои вполне законные предтечи – «Юз йыллыкъ рузнама…» (1905), «Къумукъ газети» (1910), «Тан-Чолпан» (1916-17 г.), «Мусават» («Равенство»), «Заман» (1917), «Ишчи халкъ» (1918 г.), «Ал байракъ» (1920-1921 гг.). Все эти инициативы и культурпроекты возникали и осуществлялись в кругу одних и тех же кумыкских (и дагестанских) деятелей, подвижническим трудом которых и были подготовлены существенные интеллектуальные предпосылки кумыкского возрождения 20-х и 30-х годов ХХ века. Это и позволяет нам говорить об их историко- временной последовательности и преемственности.

Весенние дни 3 и 15 апреля 1917 г. в истории кумыкской периодической печати являются стартовыми и знаковыми. Выход 3 апреля 1917 года в Темир-Хан-Шуре газет «Заман» («Время») и 15 апреля - «Мусават» («Тенглик») знаменовал собой совершенно новый этап в национальной жизни кумыков. Эти газеты, а в последующем и «Ёлдаш», своим адресатом имели не только собственно кумыков, но и значительный контингент представителей других народов Дагестана, для которых кумыкский язык в тот период был основным языком межнационального общения, а в 1923 г. он даже приобрел статус общегосударственного. С той поры газета несколько раз меняла название, учредителей, нумерацию и даже выходила на бумаге разного формата, разными алфавитами (арабским, латинским, кириллическим).

Надо сказать, что газета со своих первых выпусков взяла хороший старт, Уже в 1926 г. известный тюрколог, профессор Бекир Чобан-заде, имея ввиду первые шаги и успехи зарождающейся кумыкской национальной печати и литературы, отмечал: «Среди других тюркских наречий и литературы, кумукская литература (включая сюда и печать – К.А.) имеет осoбое место и, несомненно, ей принадлежит светлое будущее… Язык и стиль издаваемых в настоящее время в Дагестане газет и журналов ( «Маариф йолу» ("Путь просвещения"), "Ёлдаш" и Дагыстан фукарасы» ("Дагестанский пролетарий") - дают уже некоторое основание полагать, что эти перспективы начинают сбываться».

В 1931 г. газета поменяла свое название на «Ленин ёлу» (под этим названием она и выходила в течение 60 лет), а в 1991 г. она вернула себе свое исконное название - «Ёлдаш». Однако какое бы название ни имела, газета всегда оставалась голосом народа. За это время вышло без малого почти 14 тыс. номеров! Это, надо сказать, многотомная энциклопедия, дагестанской, кумыкской жизни, жизни республики и страны.

Важным является и тот факт, что газета «Ёлдаш» изначально (вплоть до конца 30-х гг. ХХ в.) в отсутствие других общенациональных периодических изданий на кумыкском языке играла ведущую роль в качестве проводника идеи просвещения народа не только среди самих кумыков, но и среди их сородичей на Северном Кавказе, балкарцев, карачаевцев, ногайцев, а также среди горцев Дагестана. Она пользовалась огромной популярностью не только Дагестане, но и Балкарии, Карачае, Чечне, Северной Осетии, распространялась 30-35 тыс. тиражом. Она по-своему отразила и историю письменности свое-го народа, конечно же, общую с историей письменности других на-родов Дагестана. Если в первое десятилетие своего существования газета издавалась на аджаме, то на её страницах в 1928 и 1938 годах были обнародованы два новых алфавита — на основе латинского и кириллического письма.

И каждый период минувшего века в истории Дагестана, кумыков нашел отражение на страницах «Ёлдаш» - братоубийственная гражданская война, стройки социализма, трагедия крестьянства в годы коллективизации и раскулачивания, борьба с безграмотностью, сталинские репрессии, Великая Отечественная, «железный занавес», хрущевская «оттепель», космическая эпопея, «холодная война», перестройка, демократизация, процессы национального возрождения... В этих огромных «газетных томах» как в зеркале отражены все аспекты жизни кумыкского народа, его история, культура, обычаи, нравы. Менялись времена - менялось и название газеты, содержание, тематика, герои газетных страниц. Но главная линия была одна - отражение жизни республики, её людей: простых тружеников и достойнейших представителей кумыкского и других народов, внесших свой вклад в развитие и духовную жизнь Дагестана.

Газета на всех этапах своего творческого пути считала своей прямой задачей - способствовать пропаганде классического историко-культурного наследия кумыков в широких слоях населения, становлению и развитию современной кумыкской литературы. Она предоставляла свои полосы для публикации литературно-критических материалов и обнародования результатов научного поиска историков литературы и культуры. На её страницах объявлялись конкурсы на лучшие литературные произведения с целью выявления новых имён писателей, печатались дискуссионные материалы о роли писателя в обществе, месте искусства в жизни народа, репертуаре Кумыкского театра и становлении сценического искусства на его подмостках. Это имело значение в общедагестанском плане, так как Кумыкский театр был первым национальным театром в Дагестане, и его опыт становился школой для дагестанских театров, открытых после него.

Здесь работали и печатались многие поколения писателей, без которых трудно представить историю дагестанской литературы, среди которых Айбала Дадав, Ю.Гереев, А.Магомедов, Казияу Али, А.Акавов, Б.Астемиров, Т.Бийбулатов, Н.Ханмурзаев, А.-П. Салаватов, Анвар Аджиев, Аткай, Ибрагим Керимов, К.Султанов, А.-В. Сулейманов, М.-С. Яхьяев, И.Бамматули, А.Акаев, К.Абуков, М.Абуков, У.Манатаева, У.Ибрагимова, П.Абукова, М.Атабаев, Б.Магомедов, Л.Гаджакаев, А.Гамидов, А.Джачаев, Ш.-Х.Алишева, А.Агаев, Б.Аджиев, М.Шихавов, К.Казимов, С.Мамаева и многие другие; ученые С.Ш.Гаджиева, Ш.М.Магомедов, Ш.Магидов, А.Османов, С.Алиев, З.Акавов, С.-М.Акбиев и многие другие.

Трудно переоценить значение национальной газеты в жизни народа, в сохранении его национальной самобытности, обычаев и нравов. Газета как ничто другое участвует в воспитании, просвещении, в формировании общественного мнения своего читателя. И, конечно же, здесь нельзя не сказать о тех, кто руководил газетой, о тех, кто делал и делает её - творческом коллективе «Ёлдаша».

В разные периоды газетой «Ёлдаш» (с 1931 г. - «Ленин ёлу») руководили: Дж. Коркмасов (1922 г.), Магомедкерим Саадуллаев (1922-1928 гг.), Буниямин Гаджиев (1929-1931 гг.), Магарам Карагишиев (1931-1932 гг.), Абдулхалык Хабилов (1938-1947 гг.), Зиявдин Даибов (1947-1949 гг.), Галим Керимов (1952-1963), X. Гебеков (1963 г.), Исмаил Алимханов (1963 -1978 гг.), Бурган Бамматов (1978-1986 гг.), Салих Валиюллаев (1986-1996 гг.) и Абдулкапур Салимурзаев (1996-2004 гг.).

Особенно плодотворными в творческой истории газеты были послевоенные годы, 60-е, т.н. «оттепель». В эти годы, оставаясь официальным рупором Советской власти, газета смогла повернуться лицом к массовому читателю, к народу, стала отстаивать его интересы и тем самым снискала себе высочайший авторитет в обществе. Именно тогда при активном участии сформировавшейся новой генерации кумыкской интеллигенции (поэтов, писателей, журналистов и ученых-гуманитариев) в нашей журналистике зарождается дух демократизма, сыгравший впоследствии огромную роль в националь-но-демократическом движении, возрождении кумыкского националь-ного самосознания.

В 1968 г. газета была награждена орденом СССР «Знак почета», что явилось признанием заслуг и высокой роли кумыкской республиканской газеты в социально-экономическом, политическом и культурном развитии Дагестана.

В эти годы оперился, возмужал, набрался знаний и мастерства и обрел свое неповторимое лицо среди средств массовой информации республики журналистский коллектив. В газете работали и работают настоящие профессионалы своего дела, неравнодушные, талантливые, такие как Абдулгамид Мичигишев, Абдулвагаб Меджидов, Абас Мамаев, Бийсултан Гаджимурадов, Забия Абдурагимова, Дерметхан Джаватханов, Абдулманап Гамзаев, Магомедбек Османов, Далгат Алклычев, Мустапа Гусейнов и др. В их ряды влились и вливаются все новые и новые поколения молодых журналистов. Среди них Алав Алиев, Яраш Бийдуллаев, Карамагомед Гасанов, Абдулла Залимханов, Паху Хайбуллаева, Рашид Гарунов, Джават Закавов, Барият Ольмесова, Герейхан Аджиев, Гебек Конакбиев, Разият Ильясова, Патимат Бекеева, Насрулла Байболатов и другие.

В области кумыкской печати и газеты «Ёлдаш», внося значительный вклад в экономику газеты и журналистику, многие годы самоотверженно трудятся Б. Шихвалиева, М. Лабазанова, Н. Албасханова, Х. Джанболатова, М. Мамаева, Ш. Гусейнова, С. Каирханова, С. Рамазанова, А. Надыров и др.

Юбилей газеты - праздник не только журналистов, но и огромного его авторского и читательского актива. Для нас интересы читателя превыше всего, вся редакционная работа строится исходя из потребностей и пожеланий читательской аудитории. С этих позиций газета старается оперативно отражать и анализировать все самое важное, что происходит в нашей жизни, выявлять ежедневные проблемы народа, помогать их решению, налаживать диалог между властью и обществом. Этой направленности газета верна и сегодня.

Сегодня с газетой «Ёлдаш» сотрудничают известные ученые, писатели, политические и общественные деятели: Гамид Бучаев - ученый-экономист, академик, ректор ДагИНХ; Камал Абуков - народный писатель Дагестана; Салав Алиев - ученый и общественный деятель; Ильмутдин Абдулагатов - ученый-технолог (США); Мурад Аджи - ученый и писатель (Москва); Абдул-Хаким Аджиев - ученый-фольклорист; Анатолий Коркмасов - исследователь, полковник в отставке (Москва); литературовед Казбек Султанов (Москва), адвокат Дагир Хасавов (Москва), Алибек Аджиев - ученый-аграрий и общественный деятель; Абдул-Кадыр Абдуллатипов - ученый-литературовед; Гасан Оразаев - ученый-востоковед и тюрколог; Заид Абдулагатов - ученый-социолог; Викентий Тарковский - ученый-физик и художник (Гродно) и др.

Постоянными авторами и патриотами своей национальной газеты являются представители большого отряда сельской и городской интеллигенции А. Алиев (г. Хасавюрт), М. Гарумов (Карабудахкент) С. Мутаев (с. Какашура), С. Загиров (г. Буйнакск), Г. Атаева, И. Аджиев, А. Салаватов (г. Кизилюрт), Б. Гаджигельдиева (Тамаза-тюбе), М.-Ш. Минатуллаев (с. Н. Казанище), Н. Салиев, Карсаков, М. Алиев и другие.

Важной вехой в истории нашей газеты, как и других газет республики, явились общественные перемены, начавшиеся в 1991-1994 гг., завершившиеся принятием новой Конституции России и Дагестана и получившие название «демократической перестройки». С этого времени она перестала быть партийной газетой. Она имеет своей базовой ориентацией общепризнанные подлинно демократические ценности и приоритеты, отстаивает их и способствует формированию у своих читателей гражданско-патриотического, национального самосознания.

Позитивным и принципиально важным для судеб национальной, в том числе и кумыкской печати в республике считаю принятие важного политического решения, которое сохраняет национально-государственный статус этих изданий, их бюджетное финансирование. Мы хорошо понимаем, что этнические СМИ, с одной стороны, не могут существовать без государственной и спонсорской поддержки, а с другой - без денег рекламодателей. Вместе с тем, мы уже чувствуем, что большинство этнических изданий, в том числе и «Ёлдаш», не имеют базу потребителей, вполне достаточную для рентабельного существования. Анализ показывает, что все газеты с 1985 года по настоящее время потеряли где-то от 50 до 70 процентов своих читателей (например, «Ёлдаш» в тот период имел порядка 14 тыс. подписчиков, ныне – порядка 5 тыс. Нехватка квалифицированных, современно работающих национальных журналистов осложняет положение дагестанских СМИ на медийном рынке. Расширяется читательская, слушательская и зрительская аудитория лиц с пониженным национальным самосознанием. Поэтому работа СМИ, занимающихся информационным обеспечением национального возрождения, требует значительных материальных ресурсов, глубоких знаний, четкого определения приоритетов. Требуется повышение компетентности кадров в вопросах национальной культуры, истории. Этнологическая подготовка населения должна начаться с ликвидации этнологической безграмотности журналистов и управленческих кадров медиаструктур.

В настоящее время «Ёлдаш» является единственным республиканским общественно-политическим периодическим (еженедельным) изданием, выходящим на кумыкском языке. Его учредители - Народное Собрание и Правительство Республики Дагестан. Газета выходила и выходит на 24 страницах тиражом 5 тыс. экз., распространяется в Дагестане, Чечне, имеет также свою немалую Интернет-аудиторию. Газета ныне пользуется авторитетом, спросом и влиянием на многие тысячи своих читателей.

Ее главная цель - быть всем и каждому в информационном поле повседневной жизни спутником и советником, что отражено и в самом его кумыкском названии «Ёлдаш».

Главный принцип издания - это качественное и своевременное информирование читателей о жизни республики, формирование компетен-тного общественного мнения о деятельности государственных органов и местного самоуправления, по всем вопросам общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики.

Основные содержательные приоритеты газеты «Ёлдаш» отражают особенности национального, общественно-политического, социально-экономического развития кумыков и всего Дагестана. Учитывая богатые культурно-исторические традиции кумыков и всего многона-ционального народа Дагестана, его уникальный этнокультурный, этно-политический потенциал, позволяющий ему развиваться как единой и неделимой республике в составе России, газета традиционно уделяет большое внимание вопросам этнокультурного развития, межнационального мира, социального согласия и благополучия, освещает деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, дает анализ общественно значимых (резонансных) событий, про-исходящих как в стране (Дагестан/Россия), так и в целом в мире.

Мы хорошо понимаем, что в реально наступившем информационном веке динамично растет роль не только печатных, но и электронных средств массовой информации, выполняющих функцию механизма воздействия на ход национального развития. Мы хорошо осознаем, что информационные системы следует рассматривать как революцию такого же масштаба по своим последствиям, как и появление печатной книги и газеты. Интернет нельзя считать просто каким-то дополнительным техническим инструментом. Он открыл для нас но-вый мир без границ, без цензуры, практически доступный каждому и позволяющий в считанные минуты соединиться с кем угодно, независимо от расстояний. Он представил невиданные технологические возможности для человеческого развития, по существу изменят образ жизни людей. Мы понимаем, что народ, который не найдет своего места в современных информационных системах, просто выпадет из истории.

С учетом новых реалий при поддержке газеты в Интернете создан и функционирует довольно популярный веб-cайт «Кумыкский мир» (www.kumukia.ru). Сейчас он входит в первую пятерку сайтов, посвященных народам Дагестана. И он постоянно растет и развивается. Здесь размещены наиболее интересные материалы нашей газеты и разнообразный материал по истории, культуре и современной жизни кумыков и др. народов Дагестана. Произведения кумыкских писателей и поэтов, фольклор. Еженедельно сайт посещают до 5 тыс. человек из 25-30 стран. На нем имеется свой форум (более 900 зарегистрированных участников), МРЗ-архив, откуда могут скачать размещенные там кумыкские песни и мелодии. Есть у нас достаточно полный банк биографических данных о деятелях кумыкской истории и культуры, он регулярно пополняется. Наши посетители могут ознакомиться и скачать любой материал по истории и культуре, современной жизни кумыков. Кроме того, в ближайшее время мы также планируем создать полную электронную версию нашей газеты.

Другим нововведением «Ёлдаш» является широко востребованная ныне читателями газета в газете «ВРЕМЕНА» на русском языке, адресованная широкой русскоязычной аудитории кумыков и других народов, интересующихся историей, культурой и современным положением в Дагестане.

Хотя она русскоязычна – но все же мы чисто кумыкская газета. Никто не может нас упрекнуть в том, что мы национально индифферентны. Не скрою, первоначально некоторые представители нашей творческой интеллигенции отнеслись к нашему нововведению, мягко говоря, несколько скептически. Но впоследствии убедились в ее высокой информативности, интеллектуальности и аналитичности, и теперь уже просто невозможно представить «Ёлдаш» без его русскоязычного информационно-аналитического спутника. Отмечу, что наш этот опыт ныне востребован и некоторыми другими национальными газетами в Дагестане.

Правда, иногда в некоторых сельских местностях нам говорят, что «Времена» имеет очень глубокий, интеллектуальный уровень, не так-то просто воспринять ее. Видимо, наш читатель не желает серьезных статей, серьезной литературы. Все же мы будем стараться, чтобы желал.

Таким образом, и сайт, и русскоязычный информационный проект для нас достаточно высокоэффективный информационный ресурс, работающий на формирование и развитие постоянной аудитории. В ближайшие год-два в связи с все большим распространением скоростного Интернета в республике мы ожидаем резкое и еще большее расширение нашей интернет-аудитории. И, конечно, намереваемся ее сполна использовать.

Достижения и успехи нашей газеты не остались незамеченными в стране и республике. В 2008 г. наша газета первой среди национальных газет Дагестана награждена Комиссией по присуждению национальных наград РФ дипломом и орденом Петра Великого – «за всестороннее и объективное освещение актуальных проблем политической, социально-экономической и культурной жизни Республики Дагестан»

Подводя итог всему сказанному, мы вправе отметить: «Ёлдаш» вместе со своим народом, со всей многонациональной республикой выдержал испытание временем, прошел тернистый, но славный 95-летний исторический путь, достойно выполнил возложенную на него роль летописца, просветителя и информационного партнера (спутника) народа в этом динамично изменяющемся мире.

Размещено: 09.04.2012 | Просмотров: 3228 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.