Кумыкский мир

Культура, история, современность

Великий дагестанец

1 октября исполнилось 135 лет со дня рождения Дж . Коркмасова (1877-1937)

Джелал Асельдерович Коркмасов - выдающийся общественно-политический и государственный деятель, незаурядный мыслитель, дипломат и публицист. Его знают в Дагестане по последним опубликованным материалам, но знают мало, знают далеко не все стороны его деятельности, говорящие о величии того, что он совершил.

Выявляются новые и новые источники и материалы, которые вынуждают нас переработать даже уже осмысленное и написанное. Что говорить о нас, когда внук Джелала Анатолий Дж.-Э. Коркмасов более 10 лет занимается выявлением наследия своего великого дедушки, и, видимо, потребуется еще столько же времени, если не больше для того, чтобы выявить и собрать все, что связано с его именем в архивах и публикациях в России, бывших республиках СССР, Турции, Франции, Италии и Германии, где он работал или выполнял важную государственную дипломатическую и иную миссии. Джелал Коркмасов – один из первых, если не первый пропагандист социалистических идей среди коренных дагестанцев, организатор и лидер Темир-Хан-Шуринской группы РСДРП, «Крестьянского центра» социалистической группы в Дагестане.

Он один из первых пропагандистов социалистических идей и один из организаторов Османовской Социалистической партии в Турции, активный участник социалистического движения во Франции.

По возвращению в Дагестан, в связи с февральской революцией, он, учитывая возможности оказать практическую помощь крестьянам, входит в Дагестанский исполнительный комитет и возглавляет его земельный комитет. От имени съезда крестьянских депутатов, который он созвал, в августе 1917 года было объявлено о переходе земель в руки крестьян. Он принял историческое решение в условиях Дагестана: «Земля тем, кто ее обрабатывает».

Нас критиковали в свое время, когда писали, что в Дагестане до 1919 года не было организации коммунистов и революционным движением руководила Социалистическая группа.

Но теперь историки вынуждены согласиться с нами. И совершенно правильно писал А. Тахо-Годи: «… все, что имело отношение к революции, делалось от его имени». Мы имеем полное основание сказать, что первым организатором и основателем дагестанской государственности был Коркмасов. 19 апреля 1918 года создан военно-революционный комитет – орган высшей власти в Дагестане, председателем которого он был.

В 1918 году под натиском объединенных контрреволюционных сил Советская власть в Дагестане временно пала. Многие соратники Коркмасова вынуждены были выехать из Дагестана, а он ушел в подполье. В 1919 году в связи с приездом Буйнакского создается подпольный обком РКП(б), в котором Коркмасов был избран председателем военного совета и членом президиума.

После гибели У. Буйнакского он будучи главой правительства одновременно до 1921 года являлся председателем Дагобкома РКП(б). В период борьбы с Деникиным он один из почетных председателей Совета обороны Дагестана и Северного Кавказа. Большая заслуга Коркмасова в этот период и в том, что он установил близкие и доверчивые отношения с популярнейшим в тот период шейхом Дагестана Али-Хаджи Акушинским, который сыграл огромною роль в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. Бывший глава Горского правительства Северного Кавказа П. Коцев писал, что в Дагестане никогда не установилась бы Советская власть, если бы Коркмасову не удалось привлечь на сторону большевиков и использовать Али-Хаджи Акушинского. Это, конечно, преувеличение, но, как отмечают многие участники борьбы с Деникиным, этот факт имел судьбоносное значение. После изгнания Деникина Коркмасов вновь избирается председателем революционного Совета, затем Совнаркома и остается на этом посту до 1932 года.

Следует подчеркнуть, что с установлением диктатуры КПСС и культа Сталина положение в стране изменилось. Демократические институты приобрели формальный характер. В этих условиях в центре полагали, что те, которые боролись и установили Советскую власть и осуществляли социалистические преобразования в своих республиках, ведут себя независимо. Действительно, они в своей деятельности настойчиво отстаивали интересы своих республик. А это не согласовывалось с теми установившимися тоталитарными методами управления. Полагаю, что это обстоятельство послужило во многом причиной репрессий. Ведь почти все руководители советских республик были репрессированы.

13 ноября 1920 года Коркмасов председательствовал на чрезвычайном съезде народов Дагестана. В 1921 году во главе дагестанской делегации был на приеме у В.И. Ленина. Ленин относился к нему с особым уважением и доверием, видимо, был знаком с ним в период его первой эмиграции. Известны факты, когда в ряде случаев в период событий, связанных с Востоком и Кавказом, он спрашивал мнение Коркмасова.

В 1932 году Коркмасова отозвали в Москву. А решение Политбюро КПСС об отзыве и назначении его заместителем секретаря Совета национальности состоялось еще в 1931 году. Ему было также поручено руководство по линии ЦИК наукой, культурой, учебными заведениями и культовыми вопросами. Видимо, Коркмасов нужен был в Москве, как человек известный в Европе и знакомый с государственными деятелями многих стран; знаток иностранных языков, талантливый и опытный дипломат. Известно, что он сыграл значительную роль в достижении признания СССР многими иностранными государствами. По поручению правительства он один или в составе делегации РСФСР и СССР вел переговоры с правительствами Турции, Италии, Франции, Германии. И всюду своей эрудицией и дипломатическими способностями вызывал к себе симпатию и добивался позитивных результатов. В 1933-1937 годах являлся председателем Всероссийского комитета по проведению алфавитов, а после единения его с Алфавитным комитетом СССР стал заместителем председателя. В 1937 году был репрессирован, обвинен в пантюркизме и в том, что входил в руководство некоего межрегионального националистического центра со многими руководителями национальных республик. Такова короткая общественно-политическая и государственная деятельность славного сына Дагестана.

Изучение этих сторон деятельности и человеческих отношений Дж. Коркмасова дает нам основание заявить, что он был выдающимся общественно-политическим деятелем международного масштаба и великим дагестанцем. Об этом в различных языковых выражениях говорят многие общественные и государственные деятели СССР и зарубежных стран. Начнем с известных слов У.Буйнакского, что Коркмасов с М.Дахадаевым были с 1905 года олицетворением социального и национального освобождения горцев, являлись подлинными вождями горских трудовых масс.

Секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) Шарапилов писал, что «любые попытки сравнить Коркмасова с какой-нибудь другой руководящей личностью в республике терпят крах. Я в своей жизни не встречал более одаренной натуры».

А.Тахо-Годи отмечал такие качества Коркмасова, как убежденность в правоте своих идеалов и умение своими идеями зажигать других. «У Коркмасова оратора, – писал он, - была убежденность, в которую нельзя было не уверовать. Он мог зажечь аудиторию пламенем революции».

Секретарь Дагобкома ВКП(б) Алиев отмечает в официальной характеристике: «Товарищ Коркмасов марксистски подготовлен великолепно. Может делать доклады по любым вопросам марксизма в любой аудитории. Вполне устойчив и политически выдержан. Чрезвычайно энергичен и в высшей степени инициативен.

Достоинства его - широта взглядов, глубокое понимание экономических интересов республики. Является крупным организатором».

О популярности Коркмасова на Кавказе и среди мусульманских народов России говорят отзывы газеты «Муссават» («Равенство») в Азербайджане и его соратника по Турции и Парижу Джафара Кремера из Крыма.

Первый - в мае 1917 года приветствовала возвращение на родину из эмиграции Коркмасова, «одного из первых руководителей социалистического движения как на Кавказе, так и среди российских мусульман Европы». Второй характеризует его, как подлинного революционера – социалиста. «При первом же нашем знакомстве, - пишет он, - подверг критике младотурецкую революцию, объясняя, что она не социальная революция и далека от принципов народовластия». Говоря о Парижском периоде Коркмасова, Кремер подчеркнул, что знания, которые давали в Сорбонском университете, не устраивали Коркмасова: «Его ум хотел большего, чем каких-то юридических формул и теорий. Его критический настрой к тому, что ему преподносили профессора, был неуемным».

О деловых качествах Коркмасова, которые особо ярко проявлялись в строительстве канала Октябрьской революции, советизации республики, в проведении земельно-водной реформы и в строительстве промышленных объектов, высоко отозвались И.Сталин, С. Киров, секретарь ЦК ВКП(б) Смирнов. Последний охарактеризовал их результаты в Дагестане блестящими. В телеграмме к Ленину Сталин пишет: «На Кавказе, в том числе в Дагестане, великолепно выполнена тактическая линия советизации. Если бы наши товарищи в Средней Азии могли так работать, то не было бы проблем с басмачеством».

В феврале 1920 года президент Турецкой республики Мустафа Кемаль (Ататюрк) послал на Кавказ своего эмиссара Мустафу Бутбай с целью выяснить возможности реализации главной статьи доктрины Вильсона - представления независимости народам этого региона. В Дагестане он был в Акушах и встречался с шейхом Али-Хаджи Акушинским, и с его помощью состоялась встреча с Коркмасовым - самым влиятельным дагестанцем, чьи слова, по словам шейха Али-Хаджи, выполнялись в тот период безоговорочно. После встречи Мустафа писал в отчете Ататюрку: «Не родились ли идеи великой свободы и независимости от устремлений и решений подобных этому идеалистов. Он крепко держался за свой идеализм, и если среди сынов Кавказа имелось бы некоторое количество таких идеалистов и они были бы с нами, то никогда не упустили бы наших больших шансов, Кавказ был бы нашим. …Он произвел на меня гипнотическое влияние. Джелал Коркмасов во главе всей власти в Дагестане». Известно, что в тот период военные специалисты Турции (Нури-Паша, Казем-Бей и др.) находились в Дагестане (приглашенные еще Горским правительством) и руководили военными операциями горцев против деникинских оккупантов. Но они вели себя не честно. Бутвай пишет далее: «Когда я заговорил о роли турецких офицеров и, в частности, о Казем-Бее, усталое лицо Коркмасова устремило на меня горячий взор. Он сказал, указав с окна на виселицу, установленную на площади Казем-Беем, что он будет там болтаться».

В 1922 году в Махачкалу приехал лауреат Нобелевской премии Ф. Нансен. Он встречался с Коркмасовым, с которым был знаком еще во Франции, и другими руководителями Дагестана, побывал в Краеведческом музее и сделал запись, в которой выразил свое восхищение экспонатами героического прошлого Дагестана. Он опубликовал позднее работу «Глазами друга». Характеризуя его, он пишет: «Коркмасов очень умный человек, имеет первоклассное образование, исконная профессия его – юрист. Он очень начитан».

О высокой образованности и нравственной чистоте Коркмасова рассказывал дагестанскому ученому И.Керимову академик АН СССР С.Обнорский. По поручению ЦК ВКП(б) Коркмасов принимал французскую делегацию. Глава делегации при этом сказал, что «нам нужен переводчик». «Я Вам его заменю», - ответил, улыбаясь Коркмасов. Его совершенное знание языка и эрудиция сильно поразили восторженных гостей. «Я до сих пор не понимал, как в России могла победить революция. Теперь я это понял: большевики и только могли победить благодаря таким интеллектуалам-руководителям, как Коркмасов», - говорил потом гость из Франции.

Академик С.Обнорский работал консультантом комитета по новому алфавиту, которым руководил Коркмасов, и часто встречался с ним. Он высоко отозвался об образованности и деловитости Коркмасова. «Прошло много времени, и многое забылось, - сказал академик, - но из памяти не стирается яркий образ Джелала Коркмасова - человека большой и красивой души». «Я думаю, - продолжал академик, - такого человека, как Коркмасов, образованнейшего, высоконравственного, можно ставить в один ряд с самыми выдающимися личностями ХХ века. Я не сомневаюсь, что современная история к этому придет».

В соответствии с решением секретариата ЦК ВКП(б) для изучения состояния национальной печати в Азербайджане и Дагестане на длительный период был командирован видный общественный и государственный деятель, ученый, писатель и журналист А.Аршаруни. Он основательно ознакомился с Дагестаном, много раз бывал на работе у Коркмасова. После возвращения из командировки написал работу «Легенда гор», в которой описал образ, планы и мечты Коркмасова.

«Несмотря на то, что он жил немало вне Дагестана, - писал он, - Коркмасов сохранил на протяжении всей жизни удивительные черты коренного жителя Северного Кавказа: гостеприимство, общительность, чуткость. Он был очень внимателен к нуждам людей, чрезвычайно прост в общении с ними. Много читал на русском и французском языках, которыми он владел безупречно. Любил мировую историю, особенно любил (это не скрывал) якобинцев. Все мы, и горцы, уважали этого убежденного интернационалиста, умело сочетавшего теорию с практикой… Его можно назвать строителем самого широкого профиля, государственным деятелем нового типа».

Как далеки от Коркмасова по образовательному уровню, деловитости и заботе о людях многие, очень многие современные чиновники нашей страны. Мне представляется, что даже то, что в этой статье показано, дает нам полное основание назвать Дж. Коркмасова великим дагестанцем. К сожалению, неоправданно тянется установление памятника ему. Считаю целесообразным учредить Государственную премию РД его имени или присвоить существующей Государственной премии РД по общественным наукам его имя.

Размещено: 02.10.2012 | Просмотров: 3788 | Комментарии: 17

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Kadiev оставил комментарий 05.10.2012, 15:55
Comment
«Когда я заговорил о роли турецких офицеров и, в частности, о Казем-Бее, усталое лицо Коркмасова устремило на меня горячий взор. Он сказал, указав с окна на виселицу, установленную на площади Казем-Беем, что он будет там болтаться». Если это правда, то вырисовывается вся сущность Коркмасова, как палача и тирана, который был готов вешать без суда и следствия, всех противников большевистского режима. Здесь и ответ на мой вопрос в предыдущей статье, почему не помог избежать смертного приговора Даниялу Апашеву, Абусупьяну Акаеву и многим др. Упоение Властью приводит к тирании, всех кто может помешать тебе удержать Власть, надо сметать с пути. Типичный бонапартизм дагестанского масштаба.
Kadiev оставил комментарий 05.10.2012, 20:18
Comment
Прошу простить меня за невнимательность, не обратил внимания, что статья к дате его рождения. Моя злость не к личности Дж. Коркмасова. Равных среди кумыков его масштабу нет и не будет, даже если он тиран, просто моя ненависть к большевикам столь высока, что никак не приемлю эту Великую фигуру рядом с ничтожествами Сталинского режима. Не из их среды родом он. По моему внутреннему мироощущению он не должен был быть в одном блоке с этими неучами с трёхклассным образованием, но что толкнуло, что его заставило или так сложились обстоятельства, вот к чему хочу докопаться. Зачем ему сыну царского офицера из обеспеченной семьи с прекрасным образованием идти по ложному пути, который в конце концов привёл его к погибели. Был ли у него выбор или не было. Ответьте мне на эти вопросы.
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 01:43
Comment
Спасибо, что разъяснили про Казем-Бея, из под такого типа, я бы сам сбил табуретку. М.Бутбая, я прочитаю обязательно. Единственно поймёте ли Вы меня правильно, мне жаль, что такая личность, как ваш дед ни оказался союзником тех политиков той эпохи к которым мои симпатии, если бы он их возглавил, как бы всё могло повернуться. Жаль, что он оказался на стороне большевиков. Это лично моё убеждение. Рад был с Вами по дискутировать. Надеюсь у нас ещё будут баталии на творческом поприще. Саид
Bammathanoff оставил комментарий 06.10.2012, 10:36
Comment
Тов. Makhmud, Д.А.Коркмасов не заражался ни коммунистической, ни другой заразой. ОН - высокоорганизованная, цельная, самодостаточная личность, полностью отвечающая нашим народным представлениям о чести и достоинстве - оьзденлике. Приверженность идеям равенства и социальной справедливости (о которых и Вы пишете в своих постах относительно современного состояния Дагестана) - это высшая добродетель не только для государственномыслящего человека, но и просто порядочного, в отличие от национализма - "последнего прибежища негодяев".
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 12:00
Comment
Вот именно приверженцы идеям равенства и социальной справедливости привели к тому, что даже в родном селении Дж. Коркмасова не всегда услышешь кумыкскую речь. Лучше быть националистом -негодяем в глазах других и добиваться, что бы кумыкская речь звучала от Уллу-чая до Терека. Побольше бы таких негодяев и победа была бы за нами, а вот такие как вы слишком порядочные, так и будете всю жизнь копашиться в своих архивах, но ничего путного, дельного не предложите. Саид.
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 12:15
Comment
Так, что госпадин Устарханов, вы правы! Дж. Коркмасов не только заразился коммунистической идеалогией, он споры этой заразы разнёс, так далеко, что Бамматханов и многие до сих пор не могут вылечиться от этой заразы.
Bammathanoff оставил комментарий 06.10.2012, 13:56
Comment
Во-первых,идеями равенства(перед Богом и законом)и справедливости проникнута наша религия - ислам. Во-вторых, лицемерием отдает в устах человека, считающего себя монархистом и националистом, радение о кумыкском языке "что бы кумыкская речь звучала от Уллу-чая до Терека".Посмотрел бы я, как бы вы заикнулись об этом российским монархистам, для которых все, кроме русского и православного, являются инородцами и русификация один из главных составляющих их идеологии!
БУЛ оставил комментарий 06.10.2012, 13:58
Comment
Уважаемые братья!!!!!!
Мне кажется надо рассматривать роль выдающихся Кумыков,именно в той области где они себя наиболее проявили, без поиска противоречий с другими выдающимися Кумыками на другой стороне баррикады.Все они были КУМЫКАМИ!Каждый по своему делал историю нашего народа.Давайте для начала соберём "КАМНИ"!!!!!!
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 14:11
Comment
Вот видете госпадин Устарханов молчит Бамматханов, потому что нечем ему оппонировать, и вас хотел заманить к себе в союзники, обращается к вам, как к товарищу, вы не поддавайтесь, а то вмиг заразит и вас идеями социал-демократии, у таких историков, как он и другие есть доступы ко всем архивам 20-40 годов, но они скрывают, не публикуют, ни хотят измазать своих кумиров. Из этих архивов они вытаскивают, то что нужно для облагораживания своих кумиров и пишут хвалебные оды в честь их. А мы простые смертные доступа в эти архивы не имеем, потому что директора там то же коммунисты.
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 14:40
Comment
25 сентября «Правда» напечатала статью Михаила Мезенина «Гнилая позиция Дагестанского обкома». Поняв, что настал его час, Самурский повторно предлагает кровавой системе взамен собственной жизни в качестве жертвы жизни тысяч абсолютно ни в чём не повинных дагестанцев: в первом часу ночи (!) 26 сентября он настоятельно просит Москву увеличить лимит для «беглых кулаков и антисоветских элементов» «по 1-й категории (смертная казнь) – с 600 до 1200, по 2-й (ссылка) – с 2478 до 3300». Иосиф Сталин с удовольствием принимает жертвы, но это не спасает Нажмутдина Самурского. И этот "человек", то же был другом и соратникам Дж. Коркмасова. Если я здесь опубликую списки жертв исламских авторитетов сосланых в 30-е годы в концлагеря, вашими кумирами, вам наверно будет стыдно, что ни ту историю вы пишите.
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 15:58
Comment
Вы, Бамматханов в своём коментарии пишите; "личность, полностью отвечающая нашим народным представлениям о чести и достоинстве - оьзденлике". В моём понятии такая личность, этот тот парнишка-кумык из сайта "Чеченинфо" "Кавказская мозаика" История одной фотографии, прочтите, а не та личность, которая, для достижения цели не побрезгует ничем. Так что творческих успехов вам. До свидания.
Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 18:14
Comment
Спасибо Дж.Анатоглу за познавательные советы, но в конце хотелось бы то же резюмировать. Всё равно эта и другая статья, про Дж. Коркмасова, мне не дала ответы на следующие вопросы, 1) Роль Дж.Коркмасова в 1917-1920 годы в Дагестане, когда, одна власть менялось другой, везде были доносы, интриги, стравливания одних политиков против других, различные группировки, постоянная борьба за власть, и на фоне всего этого он выглядит чистеньким, незапачканым, далёким от интриг и многоходовых комбинаций, который только словом и убеждениями добился авторитета и взашёл во Власть вседагестанским любимчиком. Не знаю как вы, но я в такие сказки не верю. Саид
Kadiev оставил комментарий 08.10.2012, 18:11
Comment
Как отметил публицист Г.Габитов; "Такую личность как имам Шамиль всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории". Эти же слова можно относить и к Сталину и к Наполеону и к Коркмасову, по соразмерности его величия. Открыто признаю, что вопросы ставил провокационные, признаюсь и в том, что я не историк. Какую цель преследовал? Скажу честно; Чтобы пишущая братия, историки и публицисты обратили свои взоры, требовали от властьимущих, что бы по прошествии 75 лет, издали книгу памяти всех незаконно убиенных, поставили монумент всем жертвам террора, рассекретили всё засекреченное, передали личные дела родственникам. Разобрались с закрытым полигоном, и если там действительно до сих пор выглядывают из песка останки наших дедов, надо захоронить, как положено и сделать это место святым. Если вы не подымите шума из этого, никто так и не пошевелится. Задумайтесь над этим. Пишите об этом. Это то же наша история. Кадиев С.К.
Bammathanoff оставил комментарий 09.10.2012, 00:15
Comment
1) " Заявление взаимоисключающее утверждение в комментарии от 6.10. в 14-30 к статье " Великий дагестанец", где вы "подружили" КОРКМАСОВА с Самурским.

2) Очень удачная сравнительная форма, неоднократно приводимая учеными-историками : ДЖЕЛАЛ КОРКМАСОВ и есть Шамиль ХХ века.
А) РАЗНИЦА лишь в том, что Шамиль, до последнего мужественно сражавшийся с неприятелем, потерпел поражение, а его мигрировавший "Имамат", не имевший Вседагестанского значения, прекратил свое существование.

КОРКМАСОВ ЖЕ, ВО ГЛАВЕ ПОВСТАНЧЕСКОЙ АРМИИ СВОБОДЫ ДАГЕСТАНА 10 МЕСЯЦЕВ СРАЖАЯСЬ В ГЛУБОКОМ ТЫЛУ ПРОТИВНИКА, С ТРИУМФОМ ВЫШЕЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ И ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ( в его Вседагестанском значении) ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПЛЕМЕН, ОБЪЕДИНЕННЫХ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТЬЮ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА, СОЗДАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - РЕСПУБЛИКУ;
ВОССОЕДИНИЛ ЕДИНЫЙ КУМЫКСКИЙ НАРОД, ВОЗВРАТИЛ ИСКОННЫЕ ЗЕМЛИ И УДВОИЛ СУХОПУТНЫЕ И МОРСКИЕ ГРАНИЦЫ ДАГЕСТАНА СУЩЕСТВУЮЩИЕ И ПО НЫНЕ.
ВОТ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ, ДОСТИГНУТЫЕ ПОД ЕГО РУКОВОДСТВОМ В ТЕЧЕНИИ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ:
- построено 430 ШКОЛ(к ранее имевшимся 90), Научн. Исслед. Институт, Сельхоз Институт, техникумы, Национальный музей и Библиотека с ее филиалами;
- построено 16 Гидроэлектростанций,( к имевшимся 6 до 1917 г.);
- учреждена столица республики;
- Национализирована промышленность, рыбные промыслы и нефтяной район;
- созданы Национальный банк и Отделение Внешторгбанка;
- РЕКОНСТРУИРОВАНЫ СТАРЫЕ И ВЫСТРОЕНЫ НОВЫЕ ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ, ОСНАЩЕННЫЕ САМЫМ ПЕРЕДОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, ВВЕЗЕННЫМ ИЗ ГЕРМАНИИ, АМЕРИКИ ( ФИРМЫ ФУРКО) И РОССИИ;
- ПРОВЕДЕНА ГРАНДИОЗНАЯ МЕЛИОРАЦИЯ по обеспечению водой и осушению болотистых территорий, чем было покончено с ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ косившей ДАГЕСТАНЦЕВ ТРОПИЧЕСКОЙ МАЛЯРИЕЙ;
- ВЫРАСТИЛ ДАГЕСТАНСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ, ПОЛУЧИВШУЮ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ ( Италии, Германии и во Франции), в Москве и Петербурге;
- СОЗДАЛ НАЦИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ со своей кавалерией, артдивизионом, особой Дагестанской стрелковой бригадой, Национальными командными курсами;
- ПОСТРОИЛ полнокровное Государство, имевшее национальный язык и письменность и многое другое, что, одновременно с массовыми репрессиями преступного режима, узурпировавшего власть и поправшего суверенитет Республики, сокрыто в архивах, запрещено в "периодизированной" после 1937 г. Истории, вопреки исторической действительности....
Все это, не считая общественно-политической деятельности во Франции, Турции, а также в вопросах внешней и внутренней политики в высших органах власти СССР.

Б) СХОДСТВО: оба и ШАМИЛЬ ( принявший " почетный плен")
и КОРКМАСОВ ( вызванный в Москву под благовидным предлогом)
были преданы своими соотечественниками.
Kadiev оставил комментарий 09.10.2012, 18:46
Comment
Эх, Бамматханов, Бамматханов! Каков конечный результат, такого интернационализма, особо присущего кумыкскому этносу, его менталитету, что выиграли кумыки? То что мы видим сегодня, это плоды того интернационализма, когда на кумыкской земле появляются "ругуджинские", "чохские" земли. Это когда старушка кумычка спрашивает у прохожего на улице, как пройти..?, а ей грубо; "я по кумицки не панимаю". Такую благодарность заслужил наш этнос, от вашего интернационализма. Где благодарность Коркмасову, за те школы, вузы, где хоть одна статья от не кумыка про кумыка, за исключением Х-М. Доного. "Великий" Расул, то же был интернационалистом, но не соизволил написать хоть один стих про кумыков, а умирая завещал, похоронить себя на кумыкской земле. Читая это, я уверен, что скажите, что я рассуждаю, как простой обыватель, но я всё равно продолжу, а вы знаете, почему до сих пор не публикуют списки раскулаченных дагестанцев, так знайте, потому что там 80% кумыки. (Продолжение следует)
Bammathanoff оставил комментарий 09.10.2012, 21:52
Comment
1) Х-М. Доного ( псевдоним, он же Хаджи-Мурад Коркмасов)

2) Хорошо что отпали вопросы о " дружбе" !!!!!

3) Ознакомьтесь по интересующим вас вопросам здесь же на сайте: " Инициатива в свете исторических параллелей" - интервью " Радио Свободы" ( от 8.06. 2012 г.)

4) Как ( прикрытый псевдонимом " конституционный") русский черносотенный насквозь имперский и колониальный монархизм- гармонирует с чувствами национала ?
Kadiev оставил комментарий 09.10.2012, 23:32
Comment
Вот видите, Доного и он оказался кумыком. Насчёт дружбы Самурского с Коркмасовым, ну не друзья, так коллеги по общей работе, или как вы любите "товарищи", насчёт Радио Свободы, не понял, там что тоже большевики заправляют. Конституционная монархия, это то, что Россия потеряла в 1917 году, благодаря вашим кумирам, и в 2017 году она возродиться вновь. Насчёт, как гармонирует, с националом, как видите уживаемся.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.