Кумыкский мир

Культура, история, современность

Ушедшие в легенду закубанские кумыки

Уважаемый К. М. Алиев! С интересом прочла вашу книгу «Кумыки: имя, история, идентитет» (Махачкала. 2011). Много чего почерпнула для себя. Сама я живу в Ставрополе, очень интересуюсь историей своего народа. Обратила внимание на такой новый для меня факт, который вы приводите в книге, – существование в конце 16 - начале 17 веков на Западном Кавказе «Царства Кумыкия». Хотела бы спросить, а не имеется ли в источниках более подробных сведений об этом? Спасибо!

Л. Аблезова

 

Об этой этнолокальной группе кумыков, существовавшей в прошлом, в источниках сохранились скудные сведения. Поэтому дать ей полную характеристику на сегодняшнем уровне наших знаний не представляется возможным.

Однако некоторые достоверные источники свидетельствуют о том, что кумыки еще в XIV–XVI вв. были расселены на обширном пространстве от Дербента до Татартупа (на Центральном Кавказе) и в Закубанье на Западном Кавказе.

В свете этого и представляет значительный интерес сведения карты России Гесселя Герритса. Карта эта, хотя и составлена в 1614 г., отражает, по нашему мнению, реальность, по меньшей мере, конца XV- середины XVI веков. Внимание здесь обращает тот факт, что на ней в Закубанье, на Таманском полуострове, обозначено «царство Кумукия» (regio Сumuhia) с трехбашенным графи­ческим знаком. Вряд ли это назовешь ошибкой картографа. Кроме того, еще в 20-е годы XX века крымский этнограф и лингвоисторик Н. З. Навширванов, основываясь на доступные ему источники, писал, что какая-то часть кумыков (он считал их потомками гуннов) еще в древние времена расселилась в Кубанских степях, где еще сохраняются «названия, связанные с их пребыванием». Да и у самих кумыков в Дагестане существо­вали аналогичные предания, согласно которым «урочище Туба в Закубанье является их прародиной» (Л. Лавров).

Такие предания, как известно, на пустом месте не рождаются; они имеют какую-то историческую подоснову. С другой стороны, достоверно известно, что в Центральном Предкавказье и на Северо-Западном Кавказе в составе кубанских ногайцев (ак-ногаи), входивших во второй половине XVI – первой трети XVII вв. в Малую Ногайскую Орду, существовало подразделение (племя) кумук (Н. Баскаков, Н. Волкова).

Эти ногайские кумыки вполне могли быть прямыми потомками тех кумыков (в тексте – «умук»), которых, по сообщению Ибн Халдуна, набрал на «земле Умуков» в свое войско сын Ногая Джека. Последнее название ученые объясняют искажением написания этнонима кумук. Тем более что у того же Ибн Халдуна среди 11-ти кипчакских племен одиннадцатым названо и племя «кунук» (Н. Аристов). Название это, по мнению ученых (С. Аманжолов и др.), соответствует этнониму современных кумыков.

Источники середины ХV века, в частности Иосфат Барбаро, среди областей Золотой Орды на Западном Кавказе называет область "Кремук" (Chremuch) / Кремух. «Правитель ее носит имя Биберди, что значит "богом данный". Он был сыном Кертибея, что значит "истинный господин". Под его властью много селений, которые по мере надобности могут поставить две тысячи конников… Лицом они схожи с нашими соотечественниками» - сообщает Иосфат Барбаро. Дж. Интерниано уже в конце ХV века называет ее «Кромук», уточняя, что так именуется «небольшая долина в глубине страны..., имеющая лучшее местоположение и более других населенная», что дает основание относить ее существование к концу XIV - концу XV вв., локализуя эту область на правом берегу Кубани в ее среднем течении.

А в одном из русских источников XVI в. (1570 г. ) говорится о крымском хане, что «царевич деи Алди-Гирей посылал от себя посылку в Черкассы, в Кумук, а велел воевати, а черкасы деи Алди-Гиреевых царевичевых татар побили»» (КРО). Надо полагать, что речь в данном случае идет именно о Закубанской Кумукии, хотя в примечаниях данное название комментируется как «вероятно, Кумурга, западноадыгейское племя кемиргойцев, или темиргойцев».

В этой связи следует отметить, что в отношении этнической принадлежности племени кремук (видимо, все-таки искаженное в латинской передаче название) в настоящее время существуют три точки зрения. По предположению этнографа Н. Г. Волковой население области смогло быть ногайским, по мнению же историка В. А. Кузнецова - адыгским. Есть и третья точка зрения (лингвоисторика Г.-Р. Гусейнова) - о наиболее вероятном доногайском, куманском происхождении населения этой области.

Нам представляется, что мы можем пойти еще дальше и связать население этой области с кумыками, а этноним кремук /кромук - с кумук. В пользу этого можно привести следующие соображения. Безусловно (и это признают многие ученые), название племени «кремук» представляет собой неправильную латинскую передачу названия. Ключом к разгадке данного этнонима и скрывающегося под ним этноса, на наш взгляд, могут служить сведения Дж. Да Лукки, содержащиеся в его «Описании перекопских ногайских татар, черкесов, мингрелов и Грузии» (1629 г.). В частности он сообщает: «Черкесы очень похожи на ногайских татар… Они соседствуют с ногайскими корнухами, тоже татарами (подчеркнуто нами. -К. А), хотя и исповедующими другую веру и отличающимися от них образом жизни; к югу от них живут абхазы; на западе граничат с высокими горами, отделяющими их от Мингрелии…».

Надо полагать, что под корнухами данный автор подразумевал упомянутых в сочинениях своих предшественников XIV – конца XV вв. кромухов (кумуков) – население Закубанской Кумыкии («царства Кумукии»), особенно если учесть, что в западноевропейских источниках той же поры «жители Комании называются "комуки"» (Тавернье). В данном контексте интересно сообщение турецкого географа и путешественника Э. Челеби, хорошо изучившего Северный Кавказ и, в частности, кумыков о том, что в 1666 году в Кабарде, в крепости Шад-Кермен, на бе­регу р. Дженджек, впадающей в Кубань, крымский хан назначил ка­дием Тухтар Хаджи-Али из кумыков, вместе с которым «в крепости прочно обосновались сто кумыкских молодцев-джигитов. Все они - мусульмане-единоверцы толка Шафи». Однако под названной здесь рекой следует понимать Большой или Малый Зеленчук, между первой из которой и р. Инджиках обитали в середине XVII в. т. н. арсланбековские ногайцы, а в верховьях названных рек, а также Лабы и Урупа к началу XVI века с отходом кабардинцев завершается процесс расселения абазин.

Дополнительным аргументом в пользу нашей гипотезы о кумыкском происхождении населения служит неоспоримый факт общности исторической топонимики Терско-Сулакского междуречья, прилегающих ему территорий и Прикубанья. И здесь, и там встречаются сходные (идентичные) топонимы Эрпели/Эрпелей, Чиркей/Черигай, Темиргое/Темиргой, Ямансу и Булансу, в которых отложились кумыкские субэтнонимы.

А куда же могло исчезнуть исконно кумыкское население «Закубанской Кумыкии» (regio Сumuhia)? – вопрос не из легких.

Можно выдвинуть несколько гипотез:

а) оно могло быть истреблено в ходе обычных и многочисленных для данного региона войн, при этом часть ее могла бежать (мигрировать) к своим соплеменникам на «Кумыцкую землю» на Северо-Восточном Кавказе. Этим, видимо, и объясняется существование среди кумыков Дагестана преданий о «прародине в Закубанье» и общем пра­родителе кумыков, карачаевцев, балкарцев, абазов, кабардинцев, ногайцев нарте Алпадуре (Алп-Багатур?!), «властителе земель между Каспием и Черным мо­рем» и его сыне Алпане, внуках (от Алпана) Кобане и Комуке, считающемся отцом Кобарта, положившим начало генеалогиям кумыкских, кабардинских князей;

б) оно могло со временем ассимилироваться среди преобладающего адыгского населения;

в) оно могло мигрировать в Османскую Империю, особенно в период и после завоевания их родины русскими. Так, например, как показывают источники, связанные с миграцией из Крыма в Турцию, после Крымской войны 1853-56 гг. из проживавших на этом полуострове 321 тыс. мусульман 200 тыс. переселилось в Османскую империю, в т.ч. 147 тыс. ногайцев и кумыков (Habiçoglu). О каких кумыках из Крыма может идти речь, если не из прилегающей к нему Закубанской Кумыкии?

Из всего предшествующего изложения мы можем сделать следующий вывод: «исчезновение» кумыков и «царства Кумыкии» из этнополитической карты Прикубанья, конечно же, не было единовременным актом, напротив, и, скорее всего, оно было длительным процессом, растянувшимся на несколько веков, финал которого, насколько можно судить, пришелся по известным причинам на вторую половину XIX века.


Опубликовано: «Ёлдаш»/«Времена», 24-08-2012

Размещено: 23.08.2012 | Просмотров: 2792 | Комментарии: 2

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Enderi05 оставил комментарий 18.10.2012, 19:34
Comment
шолай бизин къумукъ халкъ яйылгъан дюньюда,оьзлени тамурларын тас этип ,шолай биз аз болгъанбыз,ВОВ давда да бизин къумукъ халкъ кеп ортакъчылыкъ этген ва кебюсю бизин къумукъ халкъ къырылгъан,гьали Аллагьны яхшылыгъына янгыдан кеп болуп барабыз,Аллагь насип этсин бизин къумукъ халкъгъа артма,оьзюбюзню тилибизни унутмай Ислам динни де юрютюп!
Kadiev оставил комментарий 26.10.2012, 19:29
Comment
В 1584 крымцы и ногайцы сильно опустошили окрестности Мещовска (Калуж. обл.), но не могли взять самого города, укреплённого деревянной стеной с шестью башнями., удивительно то, что в Калужской области часто встречается фамилия Кумыкины, один из уроженцев Кумыкин П.Н. министр внеш. торг. СССР (1951-1953), возможно среди тех крымцев и ногайцев, было не мало и кумыков, которые остались там, и сохранили свою фамилию, как из рода кумыкского.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.