Кумыкский мир

Культура, история, современность

Тарки, Кяхулай, Альборикент

(история, проблемы, пути решения)

Опубликовано отдельной брошюрой. Махачкала, 1999 год.


I. ИСТОРИЯ

Селения Тарки, Кяхулай и Альборукент относятся к числу самых древних селений Дагестана, история которых уходит вглубь веков. С давних времен до наших дней ни одно крупное историческое событие в Дагестане не происходило без активного участия таркинцев, кяхулайцев и альборукентцев, которые занимали район огромного стратегического значения для Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья, России, всего мира. Значение Кумыкской равнины особенно возросло в связи с проведением здесь нефтепровода. Кавказ, особенно Дагестан, Америка объявила зоной своих интересов.

Старинный торговый Шелковый путь по западному берегу Каспия имел два узких прохода, где горы близко подходят к морю. Одно из этих мест находится у Дербента, а другое – в районе Тарки, Кяхулая, Альборукента. Здесь проходили древнейшие торговые пути, связывающие Византию и Закавказье с Северным Кавказом и Русью, соединявшие Причерноморье с Каспием, Средней Азией, Ираном, Индией, Китаем. Тут проходили дороги в Европу и Азию. Люди разных языков, обычаев, религий, нравов прошли по этой территории, с разрешения таркинцев, кяхулайцев, альборукентцев.

Жители этих селений крепко держали в своих руках этот проход, принимали самое активное участие во всех событиях, происходивших здесь с древнейших времен.

Если движение в Дагестане с юга зависело от Дербента, то с Севера – от Тарки, Кяхулая, Альборукента, которые являлись северными воротами Дагестана. Поэтому значение указанных селений можно сравнить со значением древнего Дербента.

Археологические раскопки на территории этих селений выявили погребения, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о непрерывном существовании здесь поселений.

Имеются данные ученых, по которым Тарки (Таргу) являлся городом гуннов.

В середине VII века на Северном Кавказе сложилось мощное Хазарское государство (каганат). По мнению ученых, столица Хазарии, город Семендер – находилась на территории нижней части селения Тарки. Как сообщает арабский географ ал-Балхи (850-934), «видел здесь много садов и виноградников. Это был богатый ремесленный город».

Таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы одними из первых в Дагестане приняли ислам, построили мечети, сыграли большую роль в распространении богатой восточной культуры в Дагестане. Здесь уже тогда появились такие крупные ученые, как Багдад Али и другие.

В XIII-XIV веках Тарки упоминается в связи с нашествием монголо-татар и походов Тимура в Золотую Орду и Закавказье.

В1466 г. тверской купец Афанасий Никитин предпринял «Хождение за три моря» – в Индию. Под Тарками его корабль потерпел крушение. Местные жители помогли знаменитому путешественнику продолжить путь [Ученые записи Института истории, языка, литературы им. Г. Цадасы. Т. 4, Махачкала, 1958, с. 18].

Грузинский посол Кирилл (XVI в.) дал такое описание Тарков: «Исстари город бывал каменный, стоит на горе... и ныне на той горе на самом верху стоит башня каменная. А с одну сторону у той горы... двор шевкалов (Шамхала), палаты каменные и избы. Да тут же с одного края каменная Шевкалово двора башня другая каменная да городище старое. С двух сторон стена была каменная... А ниже шевкалова двора, на самом низу мечеть каменная... И людям и скоту то место и воды добрые здоровы».

В книге русского купца Федора Котова имеются сведения о Тарках. В 1636-1638 годах здесь проезжало немецкое посольство. Секретарь его Адам Олеарий (Эльшлегер) также оставил описание Тарков как «совершенно открытого города». Ценность его книги в том, что в ней есть гравюра с изображением «города» Тарки.

Тарки стали столицей шамхалов, которые получили прозвище Тарковские по названию столицы – селения Тарки. Здесь находился трон шамхалов – каменное кресло. Будущего шамхала усаживали на него и, «по окончанию сей церемонии, – писал Д.И.Тихонов в 1796 году, - уже признана будет от всех народов шамхалов» [История, география и этнография Дагестана. С. 131]. Владельцу Тарков подчинялась значительная часть Дагестана. Шамхала называли «вали Дагестана».

Присоединение Дагестана к России является событием большого исторического значения. И в наступлении этого нового периода в истории Дагестана решающую роль сыграли шамхалы Таркинские.

Петр I в 1722 г. совершил Персидский поход. Участник этого похода, побывавший в Тарках, писал: «У них нет ни столов, ни стульев и они все лежат и сидят на полу. Вместо оконных стекол у них темные, прекрасно сделанные из камыша».

Состоялась встреча императрицы Екатерины I с таркинками. Эту встречу описывают так: «Женщины Тарки рассматривали нашу одежду и делали нам через переводчика множество вопросов, особенно относительно привычек и одежды наших жен и сколько жен одному мужчине позволялось иметь в нашей Земле. Когда мы им сказали, что всякому мужчине разрешено иметь одну жену и им, как и мужьям, дана свобода выходить и посещать своих соседей, то они захлопали руками и воскликнули с воодушевлением: «О, счастливая, счастливая страна!» Затем жены знатных дагестанцев (шамхала и др. - А.Г.) были приняты государыней. «Теперь они не только слышали, но и видели, как незамкнуто живут наши женщины, и это им очень понравилось».

В 1796 г. академик Бутков П.Г. был принят шамхалом.

Описание Тарков имеется и у путешественника И.Н.Березина [Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850, с 50-65].

Столица нашей республики – Махачкала основана в 1844 году. Тогда судьба города зависела от питьевой воды. В решении этой важной проблемы активное участие приняли жители всех трех селений. Они разрешили городу пользоваться своей родниковой водой, хотя сами нуждались в ней. В результате Порт-Петровск с 1844 по 1923 год, т.е. до строительства канала им. Октябрьской революции пользовался только таркинской родниковой водой.

В 70-х годах прошлого столетия началось строительство канала от Сулака до Порт-Петровска. Вода дошла до Порт-Петровска в 1923 г. Канал, в строительстве которого активное участие принимали крестьяне указанных трех селений, оживил Прикаспийскую низменность, способствовал становлению Порт-Петровска промышленным, политическим, культурным центром Дагестана.

В ноябре 1893 г. вступили в строй железнодорожная линия Грозный – Порт-Петровск, в ноябре 1900 года – Порт-Петровск – Баку. И в строительстве железной дороги также участвовали крестьяне этих селений. Дорога оказала огромное влияние на все стороны жизни народов Дагестана.

В конце XIX – начале XX в. в Порт-Петровске началось строительство промышленных предприятий. Они остро нуждались в рабочей силе. Значительную часть рабочих фабрики «Каспийская мануфактура» составляли таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы. Своим трудом они способствовали становлению Порт-Петровска промышленным центром Дагестана. Велика роль передовых представителей этих селений и в развитии революционного движения в Дагестане. Таркинцы Джамалутдин Атаев, Шангерей Таркинский в 1904 г. были среди первых организаторов-руководителей Порт-Петровской социал-демократической организации, оказавших большое влияние на политические события в Дагестане.

Конец XIX – начало XX в. характеризуется ростом крестьянских выступлений против беков, помещиков за землю. И в этой борьбе ведущую роль сыграли крестьяне этих селений. В вооруженных выступлениях они отстаивали многовековые права на свои земли. Поэтому первая конференция крестьян Дагестана состоялась 1 мая 1906 г. в Тарки.

Тогда только таркинцы имели 12 тыс. десятин земли.

Таким образом, земля, которой лишились они в 1944 г., досталась им в ходе долгой, упорной кровопролитной борьбы. Эту землю они оживили своим напряженным трудом.

Таркинцам тогда принадлежала и часть Каспийского моря! Сохранился в архиве договор, составленный в 1899 г. между обществом Тарки и астраханским купцом Воробьевым. По этому договору селение Тарки сдало Воробьеву берег Каспийского моря в аренду на 10 лет и участок земли «Ак коль» с находившимися на нем озером. Землю эту и озеро Воробьев арендовал как для лова рыбы, так и для пользования озером. Воробьев уплачивал в год 100 рублей. Таркинцы лишились и этой части Каспийского моря и озера «Ак коль».

После победы Февральской революции и свержения царизма жители этих трех селений одними из первых создали отряды самообороны, стали принимать активное участие в событиях, происходивших в Дагестане. По инициативе Атак Гаджи и Дадав Гаджи в Таркинском участке был создан Порт-Петровский мусульманский комитет, который оказывал влияние на демократические преобразования в городе на основе ислама.

При активном участии передовых представителей Тарки, Кяхулая, Альборукента, Атаева, Таркинского и других Уплубию Буйнакскому в 1917 году удалось создать Порт-Петровский Военно-революционный комитет.

В январе 1918 г. в Темир-Хан-Шуре сложилась напряженная обстановка, Дагестан находился на грани гражданской войны. Спасли положение, удалось избежать гражданской войны в основном с помощью хорошо вооруженных отрядов, прибывших из Тарки, Кяхулая, Альборукента во главе с Атаевым, Таркинским, Магомедовым, Мустафаевым, Атак Гаджи, Дадав Гаджи и др. Как сказано в воспоминаниях Ш.И. Таркинского, «Мусульманский народный комитет Таркинского участка послал нарочных в селения Тарки, Альборукент, Кяхулай, Агач-аул. К вечеру подошли все мобилизованные граждане: до 450 человек пеших и конных 250 человек и направились в Темир-Хан-Шуру». Эти силы сыграли значительную роль в мирном решении проблемы. Усилиями этих селений в январе 1918 г. в Темир-Хан- Шуре удалось предотвратить начало кровопролитной гражданской войны в Дагестане, наступление вооруженных сил из Темир-Хан-Шуры на Порт-Петровск.

Жители этих селений одними из первых взялись за восстановление и развитие народного хозяйства Дагестана, разрушенного в годы революции и гражданской войны.

Состояние экономики во многом зависело от орошения плодородной Кумыкской равнины от Дербента до Хасавюрта и далее. Из-за отсутствия поливной воды эта огромная территория использовалась нерационально.

В разумном использовании Кумыкской равнины большую роль сыграли жители Тарки, Кяхулая, Альборукента. В течение трех лет – в 1921-1922-1923 гг. они принимали самое активное участие в строительстве канала им. Октябрьской революции от Сулака до Махачкалы. Таркинский Шангерей был назначен начальником самого ответственного – четвертого участка.

Канал коренным образом изменил облик этой обширной территории. Здесь появились сады, огороды, виноградники, обеспечивающие столицу Дагестана фруктами, овощами и др. Труд таркинцев, кяхулайцев, альборукентцев способствовал также обеспечению Махачкалы питьевой водой, что сыграло большую роль в промышленном развитии города.

Таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы отличились и в годы Великой Отечественной войны. Многие таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы за героизм на фронте награждены орденами и медалями.

Эти селения дали таких известных деятелей, имена которых были известны на Востоке: Эльдар Шамхал Тарковский, Адиль-Герей Тарковский, Али Кули Хан Валех (поэт, энциклопедист 18 в.), Фатх Али Хан Дагестани (премьер-министр Сефевидского государства, 17-18 вв.), Сефи Кули Хан (Беглербек Эривана и Ширвана, 17 в.), шейх Багдад Али, Кадыр-Мурза Амирхан-кентли (автор рукописи «Анжи-наме») и другие.

Из этих селений вышли известные общественно-политические, государственные деятели, представители науки, культуры – Джамалутдин Атаев, Шангерей Таркинский, Андрей Тарковский, Арсений Тарковский, Атакъ Гаджи, Муратчаев, Дадав Гаджи, Исмаил Магомедов, Арсен Атаев, Салав Алиев, Камиль Алиев, Шаитханум Алишева, Салавутдин Атаев, Нурадил Карачаев, Сапиюлла Карачаев, Изамутдин Дадаев и многие другие.

Тарки, Кяхулай, Альборукент относятся к числу ведущих селений в Дагестане; они первыми откликнулись на все важнейшие события, происходившие в регионе, и внесли солидный вклад в решение важнейших проблем всех народов Дагестана.

II. ПРОБЛЕМЫ

Несмотря на неоспоримые заслуги перед Дагестаном, судьба жителей трех кумыкских селений сложилась трагически.

23 февраля 1944 г. на чеченцев-ауховцев Хасавюртовского района обрушилась трагедия. В течение нескольких часов все семьи были репрессированы, погружены в холодные товарные вагоны, отправлены в среднеазиатские республики, Казахстан.

После выселения чеченцев, ингушей, часть территории Чечено-Ингушетии Ножайюртовский, Курчалаевский, Саясонский, Веденский, Гудермесский районы по постановлению СНК СССР от 9 марта 1944 года была включена в состав Дагестанской АССР. На этой территории, а также на территории Ауховского района Дагестана, где ранее проживали чеченцы-ауховцы, было организовано 5 районов: Андалалский, Новолакский, Ритлябский, Веденский, Шурагатский.

12 апреля 1944 г. Совет народных комиссаров Дагестана и Дагестанский областной комитет ВКП(б) приняли постановление о переселении колхозов «1 Мая» сел. Тарки, «Девятого января» сел. Кяхулай и «Мопра» сел. Альборукент в бывшие чеченские колхозы Хасавюртовского района: таркинцев в Бамматюрт, кяхулайцев в Османюрт, альборукентцев в Байрамаул. Председателю президиума Верховного Совета ДАССР А. Тахтарову поручили обеспечить руководство по организованному их переселению [ЦГА РД, ф. р. - 168, оп. 29., д. 29, л. 200.].

Совет народных комиссаров Дагестана 24 апреля 1944 г. принял постановление «Об использовании земель колхозов «1 Мая» сел. Тарки, «Девятое января» сел. Кяхулай и «Мопра» сел. Альборукент г. Махачкалы, переселившихся в Хасавюртовский район [ЦГА РД, ф. р. - 168, оп. 29., д. 8, л. 30.].

В связи с переселением жителей сел. Тарки, Кяхулай, Альборукент Совет народных комиссаров Дагестана 19 сентября 1944 г. решил земли этих трех селений в количестве 8,166 га (в том числе пашни - 4,415 га) распределить таким образом:

1. Передать во временное пользование исполкому Махачкалинского городского Совета депутатов трудящихся земли площадью 3747 га, из них 1118 га пашни.

2. Распределить между колхозами горных районов для развития прикутанного хозяйства земли площадью 4419 га, для прикутанных посевов и организации животноводческих ферм – 220 га (Акушинскому р-ну – 810 га, Гунибскому – 960 га, Лакскому – 250 га) и под трассу республиканского скотопрогона –153 га [ЦГА РД, ф. р. - 168, оп. 29., д. 8, л. 30].

3. По этому же постановлению земли, подготовленные этими селениями под огородно-бахчевые культуры, были распределены между промышленными предприятиями, организациями, учреждениями для подсобных хозяйств.

4. За Дагнефтью закрепили участок №10 площадью 540 га под промышленную эксплуатацию. Для нужд хозяйств и рабочего огородничества на территории колхозов «1 Мая», «9 января» закрепили 255 га.

5. За сельхозинститутом для учебно-производственной базы закрепили участок №6 площадью 1000 га.

6. За Дагестанской опытной станцией по животноводству из участка №6 закрепили 165 га.

7. Виноградники, принадлежащие Тарки, Кяхулаю, Альборукенту, всего 150 га, передали Дагвинпромтресту.

Махачкалинский горсовет депутатов трудящихся 27 мая 1944 г. принял постановление «Об использовании строений колхозов «1 Мая», «9 января», «Мопра». По этому постановлению строения колхозников и колхозов сел. Тарки передали Дагнефти: жилых домов колхозников – 88, четыре мечети, электростанцию; строительно-монтажной конторе №16: жилых домов колхозников – 15, Дом советов, баню, школу № 2, помещение колхозных яслей со всеми постройками, расположенными у виноградных участков; заводу им. М.Гаджиева: жилых домов колхозников – 19, мечеть, колхозную конюшню, два домика, сарай, парники колхоза; передали в распоряжение наркомзема ДАССР полевые станы колхоза, расположенные на полевом участке под названием «Герменчик»; Винпромтресту передали винный подвал с постройками.

Строения колхозников и колхозов сел. Кяхулай передали Дагнефти – 65 домов, помещение, принадлежащее колхозу; бани, винный подвал, помещение мельницы, кухню, сарай, полевую канцелярию колхоза, гараж; Винпромтресту здание колхоза, детясли, дом из 2-х комнат; ОРСу порта – все постройки полевого стана, конюшни, свинарник, птичник, овчарню, жилой дом и т.д.

Строения колхозников и колхозов сел. Альборукент передали учхозу сельхозинститута – 75 жилых домов колхозников, здания склада, мельницы, конторы колхозы, конюшню, баню; подсобному хозяйству Совернаркома ДАССР – конюшню, сарай, три жилых дома, конноспортивному клубу Особвиохима ДАССР – жилой двухэтажный дом.

В то время, когда все взрослое мужское население этих трех селений сражалось на фронтах Великой Отечественной войны, женщин, детей, стариков депортировали, обобрали, насильственно выселили в Хасавюртовский район, в аулы репрессированных чеченцев. В результате разрушились перспективные колхозы Тарки, Кяхулая, Альборукента с миллионными доходами. При этом не были компенсированы огромные потери. Поэтому судебные тяжбы продолжаются до сих пор.

Депортированные в новом районе оказались в тяжелых условиях. Возмущаясь поведением руководителей республики, председатель колхоза им. «1 Мая» Шангерей Таркинский 20 февраля 1945 г. писал в Москву наркомзему Андрееву:

«Колхоз «1 Мая» селения Тарки 1 мая 1944 г. был переселен в Бамматюрт. В момент переселения 1 мая 1944 г по решению правительства нами в Махачкале оставлены сооружения винодельческие, здания и др., которые переданы тресту «Дагнефть» на сумму около 4 млн. рублей. Однако до сих пор эти средства к нам не поступили, хотя прошло 10 месяцев. Без этих средств мы не можем приступить к строительству животноводческих, хозяйственных, производственных и других зданий, начать полевые работы. В настоящее время крайне нуждаемся в рабочем скоте, транспортных средствах. На сегодня у нас имеются лишь 10 голов молодняка, 10 голов волов. Весна подходит. У нас 130 хозяйств.

Председатель колхоза Шангерей Таркинский, парторг Гаджиев. 20 декабря 1945 г.» [ЦГА РД, ф. 411р, оп. 3., д. 15/2, л. 71.]

В результате депортации таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы лишились также своих личных подсобных хозяйств, домов, даже домашнего имущества. Об этом свидетельствует заявление на имя первого секретаря Дагестанского областного комитета партии от 6 января 1945 г., где сказано: «Колхоз «1 Мая» сел. Тарки в апреле 1944 г. был переселен в Хасавюртовский района в сел. Бамматюрт. При переселении люди оставили домашние вещи и другие ценности» [ЦГАРД, ф. 411р., оп. 2., д. 11, л. 21.], накопленные за многие годы.

В результате депортации разрушились многие культурные ценности этих трех селений, которые являлись резиденцией шамхалов Тарковских. Снесли тысячи древних надмогильных памятников со времен Хазарского каганата, распространения ислама, шамхальства. Этими старинными памятниками искусства перекрыли канализационный коллектор на всем протяжении проспекта им. Ленина г. Махачкалы. Из этих же памятников был также выложен бордюр.

В связи с депортацией жителей селений необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Как об этом свидетельствуют документы Дагестанcкого областного комитета партии и Совнаркома Дагестана, переселению в Чечено-Ингушетию, Ауховский, Хасавюртовский районы подлежали только бесперспективные горные аулы, хутора с ограниченными земельными возможностями для развития экономики, культуры.

Депортации не подлежали Тарки, Кяхулай, Альборукент, которые располагали плодородными пахотными землями, виноградниками, огородами, пастбищами, колхозы которых давали миллионные доходы, обеспечивали Махачкалу овощами, фруктами, продуктами животноводства.

Поэтому волюнтаристское решение отдельных руководителей Дагестанского областного комитета ВКП(б) явилось совершенно неожиданным для жителей этих селений, необдуманными, с трагическими последствиями.

Народ выражал свое недоумение решением правительства, недовольство, возмущение, отказывался оставлять на произвол судьбы свои дома, хозяйства, создававшиеся столетиями. Выступавших против арестовывали, сажали в тюрьмы.

В результате насильственной депортации плодородные пахотные земли в районе столицы республики превратились в пастбища для горных колхозов.

При этом руководители республики преследовали также свои личные интересы. На Тарки-Тау началось строительство благоустроенных особняков для партийных и советских руководителей.

В то же время депортированные таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы оказались в неподходящих климатических условиях. Многие погибли от эпидемических заболеваний, образовались целые кладбища, отдельные стали спасаться бегством. Их судили, сажали в тюрьму, заставляли вернуться обратно. Таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы оказались также в тяжелых материальных условиях из-за отсутствия сельскохозяйственной производственной базы.

Когда реабилитированные ауховцы стали возвращаться из средней Азии, Казахстана, таркинцы, кяхулаевцы, альборукентцы совершили гуманный поступок. Они в целости и сохранности вернули ауховцам оставленные ими земли, дома, сельхозинвентарь.

Кроме того, кяхулайцы в Османюрте оставили ауховцам колхозные конторы, клуб, склад для хранения зерна, гараж, артезианский колодец, которые были построены ими на свои деньги (8 миллионов рублей), заработанные еще до депортации.

Что же застали таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы в своих аулах? Одни дома оказались разрушенными, а другие – захваченными жителями из других аулов, городов. Только недавно Балатаев Нургамид выкупил свой дом, построенный собственными руками.

Большая беда таркинцев, кяхулайцев, альборукентцев и в том, что они в результате противозаконной депортации лишились всей земли. Лишившись земли, вчерашние крестьяне, обеспечивавшие город продуктами сельского хозяйства, стали рабочими и потребителями сельхозпродукции. В результате ухудшилось продовольственное обеспечение Махачкалы огородными культурами.

Велика тяга крестьянских сел к земле. Уже 55 лет они обращаются в различные инстанции с просьбами о возвращении им незаконно отнятых земель, переданных во временное пользование другим колхозам, городским организациям. Все безрезультатно.

В то же время проблемы других депортированных народов решают с 50-х годов. Им выделяют льготные кредиты, строят дома, возвращают земли, компенсируют ущерб.

По непонятной причине до сих пор не только не решаются проблемы жителей этих селений, даже ущемляются их интересы.

В результате сегодня эти 3 селения являются самыми безземельными аулами в Дагестане. Даже в далеких горах нет таких безземельных селений, как Тарки, Кяхулай, Альборукент.

Парадоксально, что эти селения стали безземельными, а их земли передали далеким горным колхозам, которые стали многоземельными и не в состоянии рационально использовать земли. Пахотные земли таркинцев, кяхулайцев, альборукентцев до сих пор используются нерационально, лишь как пастбища.

Обстановка в этих селениях особенно осложнилась в последнее время. Лишившись земли, жители этих селений стали рабочими в городе. А сейчас остановились и промышленные предприятия. В результате жители этих селений стали безработными. В поисках заработка они стали отправляться за пределы республики. Теперь же, в результате распада СССР, они вынуждены возвращаться и оттуда.

III. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Обстановка – кризисная. Нам кажется, что, во-первых, жителям этих селений необходимо вернуть хотя бы часть земли, чтобы они могли заниматься сельским хозяйством, создавать фермерские хозяйства. Тем самым они обеспечат и себя и город продуктами сельского хозяйства. В этом должно быть заинтересовано правительство республики.

Из-за земельного участка «Караман» произошло вооруженное столкновение, были раненые. Тогда правительство обещало вернуть часть земли. Обещанное до сих пор не выполняется. В то же время на этой территории идет строительство домов для других депортированных народов.

Таркинцам, кяхулайцам, альборукентцам до сих пор не возвращают также и дома, переданные тогда городу, Дагнефти и другим предприятиям, организациям.

Все народы, переселенные в Чечню, считаются депортированными, пользуются льготами. Всем им вернули свои земли, дома. В то же время таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы до сих пор официально не признаны депортированными и не пользуются льготами.

Всем горным колхозам, переселившимся в Чечню, вернули ранее принадлежавшие им земли. Таркинцам, кяхулайцам, альборукентцам не только не вернули земли, но сегодня под угрозой находится даже Тарки-Тау, где расположены эти селения. На этой горе продолжаются незаконные захваты земельных участков для индивидуального домостроения.

Жители горных районов пользуются льготами при поступлении в высшие и средние учебные заведения. Сегодня такими льготами должны пользоваться и кумыки, особенно жители этих трех селений, в которых очень мало людей с высшим образованием.

11 апреля 1999 г. на склоне Тарки-Тау, на месте Амирханкента, разрушенного царскими колонизаторами, состоялся грандиозный митинг трех кумыкских селений – Тарки, Кяхулай, Альборукента, насильственно депортированных 55 лет назад в Хасавюртовский район, в селения Бамматюрт, Османюрт, Байрамаул, откуда чеченцы в 1944 г. были репрессированы, высланы в Среднюю Азию и Казахстан.

1. Митинг открыл Салав Алиев – председатель Кумыкского народного движения «Тенглик»:

55 лет назад, – сказал он, – на три кумыкских селения обрушилась страшная беда. Разрушив передовые, с миллионными доходами колхозы Тарки, Кяхулая, Альборукента переселили в Хасавюртовский район. Жители этих трех предгорных аулов, с прекрасным климатом, оказались в совершенно новых, непривычных почвенно- климатических условиях. В результате усилились болезни, смерть совершенно здоровых людей, которые не могли адаптироваться к новым условиям.

В те годы были репрессированы и крымские татары. С тех пор из репрессированных и депортированных остались нереабилитированными только кумыки и крымские татары. Такое отношение к тюркским народам, которое создало им неравноправное положение в демократической Российской Федерации, мы считаем проявлением явной несправедливости. Восстановлению прав трех кумыкских селений будет способствовать восстановление «Мечети шамхалов» и селения Амирханкент.

2. Нургамид Болатаев (председатель Кяхулайского джамаата):

Когда решили переселить наши селения в места репрессированных чеченцев, мой отец выступил против переселения, в крайнем случае просил переселить на историческую территорию наших сел – в Карамантобе. Представитель власти на собрании с угрозой ему заявил: «Если не будете подчиняться решению правительства, вы будете высланы далеко за пределы Карамантобе, откуда вы не вернетесь никогда». Он прямо заявил о неизбежности высылки в Сибирь. Под такой угрозой произошла депортация.

3. Ибнунямин Алибеков (представитель Кяхулайского джамаата):

Плодородные пахотные земли трех селений распределили между горными районами, которые превратили их в пастбища. Теперь хотят захватить и Таркинскую гору. Мы этого не потерпим.

4. Алиев Юсуп (председатель джамаатского комитета трех депортированных селений):

Таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы, оказавшись в невыносимо тяжелых условиях, возвращались в свои селения. Их приравняли к дезертирам с фронта, арестовывали, сажали в тюрьму.

По указанию руководства Дагестана – Дагестанского областного комитета партии, Верховного Совета Дагестана и Совнаркома республики, по решению Исполкома Махачкалинского городского совета разрушили экономику, культуру, всю жизнь жителей Тарки, Кяхулая, Альборукента.

По решению Махачкалинского горисполкома принадлежавшие сел. Тарки передали объединению Дагнефть: 8 домов колхозников, 4 мечети, электростанцию. Строительно-монтажный конторе передали 15 домов колхозников, Дом советов, баню, школу, детский сад и др. Заводу им. М.Гаджиева 19 домов колхозников. Хозяйственные постройки на Герменчике передали наркомзему ДАССР. Винтресту передали здание винзавода со всем оборудованием. Принадлежавшие Кяхулаю 65 дворов колхозников, баню, винные подвалы, мельницы, кухню, сараи, гараж, полевой стан передали Дагнефти. Винпромтресту передали Дом пионеров. ОРСу порта передали полевой стан, конюшню, свиноферму овцеферму, жилое помещение.

Принадлежавшие Альборукенту 75 дворов колхозников, складские помещения, мельницу, контору колхоза, конюшни передали учхозу сельскохозяйственного института. Конюшню на поле, сараи, трехкомнатную квартиру передали подсобному хозяйству Совнаркома. Двухэтажный жилой дом передали Осоавиохиму.

Закрепленные за колхозниками Тарки, Кяхулай, Альборукент на вечное пользование 2020 гектаров земли подарили горным колхозам и городским организациям.

5. Мугаммат Залибеков (представитель таркинского джамаата):

Со своими законными требованиями в 1991 г. мы стояли в Хасавюрте, затем в Карамнантюбе. Но руководители республики отвергли наши требования. В 1944 г. не только захватили наши дома, земли, разрушили даже кладбища. Надгробные камни использовали для строительства домов в Махачкале, улиц. Теперь решили захватить даже склоны Тарки-Тау. Пора нам опомниться, дать достойный отпор беззаконным действиям.

6. Абусупиян Гаджиев (представитель Альборукентского джамаата):

При переселении мы имели 2700 крупного, мелкого рогатого скота, большое богатство. Вернулись обратно, забрав только постели.

Так поступили потому, что мы все были проникнуты пониманием возвращавшихся чеченцев, которые просили разрешить им жить даже в сараях. Несмотря на все это, мы до сих пор не признаны депортированными. До сих пор не возмещен этот огромный ущерб, нанесенный нам государством.

7. Гелив Ахмедова (представительница Таркинского джамаата):

Тарки – историческое селение. Городские власти по-своему распоряжаются селом. Среди нас также нет единства. Наши руководители народу говорят одно, а властям другое. Для решения проблем нам необходимо объединиться.

8. Чигирик Виктор (скульптор):

В честь пребывания Петра I в Тарки был установлен обелиск, свидетельствующий о дружбе народов Дагестана и России. Разрушили этот памятник те силы, которые сеют вражду между нашими народами. Необходимо укрепить дружбу Дагестана с Россией.

9. Зелимхан Валиев (руководитель администрации поселка Кяхулай):

Дни 12-14 апреля 1944 г. вошли в историю Кяхулая как самые темные дни депортации.

Когда реабилитировали чеченцев, кяхулайцев, так же как и таркинцы, альборукентцы проявили настоящий дагестанский намус, достойный подражания. Кяхулайцы в Османюрте все дома вернули чеченцам. Кроме того, им оставили более 1,5 тыс. мелкого рогатого скота, более 300 голов крупного рогатого скота.

Вернувшись обратно, застали страшную картину. Все наши дома оказались занятыми чужими людьми, у которых кяхулайцы, таркинцы, альборукентцы покупают свои дома за большие деньги. На это беззаконие никто не обращает внимания.

Еще более страшным является потеря жителями трех селений своих исторических отцовских земель садов, виноградников, огородов, пахотных, пастбищных земель.

В результате таркинцы, кяхулайцы, альборукентцы потеряли многовековую крестьянскую традицию. Они не могут стать и рабочими, закрыты фабрики и заводы. В результате, почти все жители безработные, некоторые арендовывают свои же земли на кутанах.

Все это является печальной ошибкой вредной политики коммунистической партии, Советского государства, депортации 1944 г.

Но это еще не все. Через 55 лет над таркинцами, кяхулайцами, альборукентцами нависла еще более страшная угроза, которая приведет к окончательному разрушению наших многовековых селений. Теперь начали захватывать даже Тарки-Тау, куда загнали нас. Общими усилиями мы вынуждены отстаивать Тарки-Тау – наше спасение от исчезновения с лица земли.

Сегодня мы хотим обратить внимание руководителей республики и на другие наши проблемы.

До 1980 г. в Кяхулае была единственная начальная школа. Школу закрыли, и наши первоклассники спускаются и поднимаются по крутой лестнице и зимой, учатся в Махачкалинской школе № 11. Это безобразие. Кяхулай в Дагестане единственное селение, где нет школы.

Кяхулай фактически без медицинского обслуживания. Медицинский пункт занимает помещение без вентиляции, соответствующего освещения размерами 2,5 м на 4,5 м.

За 55 лет наш поселок вырос в основном за счет переселенцев в 3-4 раза. В результате существующая система не обеспечивает население питьевой водой.

В поселке нет и канализации. Открытые сточные воды попадают в канал Октябрьской революции в главную артерию водоснабжения Махачкалы.

В наш поселок не ходят ни автобусы, ни маршрутное такси. Лестничные марши - единственная пешеходная дорога, связывающая Кяхулай с городом, пришли в негодность, нуждаются в реставрации.

10. Магомед Кайчакаев (из Буйнакского района):

Мы проникнуты пониманием проблем Тарки, Кяхулая, Альборукента, прибыли сюда, чтобы сказать, что мы на вашей стороне. Пора нам понимать, что для решения проблем нам всем необходимо объединится. Только общими усилиями решим наши задачи.

11. Абусупиян Гамидов (из Карабудахкентского района). Он сказал о справедливости требований трех селений. Правительство обязано их решить. Примерно такие же проблемы имеются и в Карабудахкентском районе. Для решения их нам необходимо объединиться.

12. Ибрагим Ханмав Бамматули (писатель, ученый):

Знание исторического прошлого поможет нам решить сегодняшние проблемы. Нам надо знать наши прошлые глубокие корни. Шамхалу Тарковскому подчинялся почти весь Дагестан. Что теперь стало? Во всем виноваты и мы сами. Мы должны отстоять наши права на своей исторической земле. Мы оказались в таком состоянии потому, что у нас нет достойных деятелей, способных руководить нашим народом. Мы должны иметь таких руководителей, достойных уважения. Общими усилиями мы должны восстановить Амирханкент.

13. Абдулвагаб Канболатов (представитель Хасавюртовского района):

В Дагестане имеется несколько исчезнувших селений, названия которых остались только в истории – Казиюрт, Гамхаюрт. К числу этих селений относится Карасувотар. В 1942 г., когда немцы приблизились к границам Дагестана, жителей села переселили в Османюрт, потом в Симсир. Земли передали горным колхозам. После возвращения чеченцев нас снова переселили в Баташюрт. При переселении нам не оказывали помощь даже стройматериалами, не восстановили наши потери. Жители Баташюрта испытывают большие трудности. У них нет воды, они лишены пастбищ, школа разваливается и не в состоянии принимать учащихся из-за отсутствия классных помещений. Мы просим помочь восстановить Карасувотар – наше историческое селение.

14. Рашид Абдулкапуров (председатель Координационного совета Кумыкского народного движения):

Мы сегодня собрались для решения проблем трех кумыкских селений. Из-за территории Амирханкента чуть не произошло кровавое столкновение. Горцы имеют свои земли в горах. Значительная часть и равнинных земель также принадлежат им. Трем кумыкским селениям, в которых также живут аварцы, даргинцы, лакцы, принадлежит только Тарки-Тау. Они больше нигде не имеют земли. Мы хотим отстоять эту землю мирными средствами, без вооруженных столкновений. С этой проблемой мы скоро обратимся с просьбой к Саиду Амирову – главе администрации гор. Махачкалы.

От имени джамаатов селений Тарки, Кяхулая, Альборукента на митинге приняли Резолюцию.

Размещено: 04.03.2013 | Просмотров: 4189 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.