Кумыкский мир

Культура, история, современность

Структура тюркских корней на «й-»

В современных тюркских языках имеется значительное количество корней и основ, имеющих в анлауте согласный й-: йайакъ "щека", йайын "сом", йарыкъ "свет", йер "земля", йырмакъ "река", йÿрÿмек "ходить", йорукъ "порядок", йоша "охра" и т. д.

По нашему мнению, корни и основы с анлаутным й- восходят к праформам с анлаутным н-. Но впоследствии произошел процесс перехода анлаутного н- в анлаутный й- и фонетическая структура данных корней и основ была изменена. Сохранилось лишь одно общетюркское слово с анлаутным н- местоимение не "что". Собственно огузокуманская форма этого местоимения йе в тюркских языках не известна. Но надо отметить, что десоноризованный вариант широко представлен в алтайских языках, ср. монг. йуу, тунг.-маньчж. йе "что". Этот же корень представлен и в дравидийских языках, ср. тода йен "что", др.-там. йе "что" и т. д. В составе японского местоимения нано "что" анлаутный н- сохраняется, как и в тюркском варианте не/нен ← *нен.

Вопрос о первичности анлаута й- или его вторичности не разрешен до настоящего времени. Решение же этого вопроса имеет существенное значение не только для восстановления морфологической праформы этих корней и основ, но и в генетическом аспекте.

По мнению В.В. Радлова и Б.А. Серебренникова, начальный й- является более древним, чем его корреспонденции -дж, -дз, -ж, -сь [1].

В настоящее время развивается старая гипотеза о вторичности анлаута й-. Наиболее яркое выражение она получила в исследованиях А.М. Щербака, который возводит этот анлаут к межзубному д- [2].

Таким образом, в современной алтаистике существуют, в основном, две гипотезы, вокруг которых и группируются те или иные мнения.

I. Первичен анлаут й- (В.В. Радлов, В.А. Богородицкий, Б.А. Серебренников, А.Н. Дмитриев).

II. Анлаут й- вторичен и восходит к алтайским -д-, -ḍ-.

Особенно четко вторая гипотеза выражена у М. Рясянена, который полагает, что архетипы -д-, -ḍ- находят подтверждение на материале монгольских языков, но не прасостояние, где их нахождение никем не доказано. Мы полагаем, что согласные -д-, -ḍ-, -дз- в монгольских языках следует рассматривать как вторичное явление, т. е. результат замещения исходного архетипа. Этот процесс замещения архетипа мог идти в тюркских и монгольских языках параллельно. Если бы архетипы -д-, -ḍ- реально существовали в пратюркском или праалтайском языках, то мы должны были бы найти их следы в других родственных языках: уральских, нивхском, корейском или японском. Однако, как это общеизвестно, таких параллелей нигде в урало-алтайских языках, т. е. именно в тех, которые не контактировали с монгольскими, пока что не найдено. Вариантом мнения Г. Рамстедта, М. Рясянена и другах является и гипотеза А.М. Щербака о восхождении тюркского анлаута й- к архетипу -ḍ-, глухому межзубному спиранту. Эта гипотеза также не находит реального фактического подтверждения на материале уральских или других языков. Обе гипотезы не учитывают данных уральских, нивхского, чукотско-эскимоских, дравидийских, корейского и японского языков и в силу этого не могут быть состоятельны.

По нашему мнению, ссылка на данные монгольских языков недостаточно убедительна, так как здесь не учитывается тот факт, что наличие этих согласных отражает современное состояние монгольских языков [3]. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи, в том числе и А.Н. Дмитриев [4].

По нашему мнению, анлаут й- не только в тюркских языках, но и в других урало-алтайских языках вторичен и восходит исторически к сонорному н-. Единственным критерием для проверки той или иной гипотезы является исторический материал родственных языков. Так, например, если согласно первой гипотезе мы восстановим праформу йар "лето, весна", а второй гипотезе – праформу дар или же джар, то мы не найдем этим предполагаемым праформам соответствия в других урало- алтайских языках. Согласно нашему предположению, й- анлаут восхода к н- анлауту, следовательно, в данном случае восстанавливается праформа *нара или *нар/наз (кум. йаз, булг. йар → чув. сур). И эта праформа находит подтверждение на материале трех родственных языков: венг. ньар "лето" (данная основа заимствована из булгарского источника), кор. норым "лето" и яп. нуру "тепло" и т. д. Кроме недоучета урало-алтайского фактического материала, исследователи не обратили внимания также на то обстоятельство, что в типологическом плане отсутствие анлаута н- в современных тюркских языках – явление необычное и даже уникальное, т. к. присутствие анлаута н- в языках Евразии – это своего рода фонетическая фреквенталия (фреквенталии – структурные характеристики, свойственные большинству или значительной части языков. – Прим.ред.). Во всех языках, претендующих на генетическое родство с тюркскими, – монгольских, тунгусо-маньчжурских, нивхском, корейском, японском, финно-угорских, дравидийских, эскимоско-алеутсхих и чукотско-корякских исконный н- представлен в той или иной мере. Следовательно, анлаут н- в тюркских языках также существовал, но был замещен в процессе исторического развития тюркской фонетики.

Есть определенные основания полагать, что процесс утраты анлаута н- начался в тюркских языках в период их столкновения с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими языками где-то в ареале Центральной Азии во II тыс. до н. э., т. е. в период зарождения и распространения карасукской культуры. В пользу этого свидетельствует то обстоятельство, что за пределами этого региона это явление неизвестно; переход н-й-дж-дз- проходил, видимо, в два этапа: на первом, более древнем этапе имело место замещение н-й-, на втором этапе – й-дж-, дз-. Выявление архаической структуры палеотюркизмов с анлаутным й- особенно ценно в тех случаях, когда соответствующие корреспонденции имеют неалтайское происхождение. Здесь мы приведем лишь некоторые, наиболее яркие корреспонденции, свидетельствующие о первичности анлаута н-:

1. прототюрк. *налха → палеотюрк. *нала/наша → новотюрк. йаш, чаг. йалынгук "дитя, человек", / узб. ёш-ёлонг "юноша", саам, налле "народ", фин. наала "вид, обычай"← "род"; сол. нилха, п.-монг. нилха, монг. нялха, бур. нялха "младенец";

2. прототюрк. *нак- → новотюрк. йак- "мазать" = монг. наа- ← нага- "клеить", "намазывать";

3. прототюрк. *напку/напаку → новотюрк. йабагу "волосы, шерсть" = драв. нава ← напа "волосы". Корень основы в форме нав- прослеживается и в карельском нава "волосы"; монг. нав-сай- "лохматиться";

4. прототюрк. *налингула- "качаться, гнуться" → новотюрк. йалынгула- =монг. нал- "наклоняться";

5. прототюрк. *нагуру "молодое животное" → новотюрк. йавру = драв. нар "молодое животное", фин. нуоре "молодой";

6. прототюрк. *нугур новотюрк. кирг. ныгыр- "размельчать" = драв. ноггу "размельчать";

7. прототюрк. *нуда → новотюрк. йюз/йер → булг. сьер = драв. нутту/нуру "сто";

8. прототюрк. *нору-/нара- - др.-тюрк. йоры-/кум. йуру- "ходить" = драв. нара- "двигаться, ходить";

9. прототюрк. *нал- "расстилаться" → новотюрк. йал-пай → кирг. жалпай- "быть широким"; монг. нал-дгар "расстилающийся";

10. прототюрк. *нал-акай → новотюрк. кирг. жалакай "бессильный, вялый" =монг. нал-х- "быть вялым";

11. прототюрк. *нула → др.-тюрк. йула "огонь" =монг. нел "пламя";

12. прототюрк. *нигрил- → др.-тюрк. йыгрыл- "скрючивать" = монг. нугала- "сгибать";

13. прототюрк. *нал = новотюрк. йал "хороший, добрый", чаг. йалырга- "делать добро" = драв. нал "добро", монг. налай- "быть добродушным". В хакасском языке представлено прилагательное чалагай ← йалагай "добрый" йал- "добро". Указанный корень представлен также в составе киргизского жалчы- "достигать желаемого " → жалчыт- "удовлетворить", древнетюркского ялчыт- "соблазниться", караимского ялчы- "быть радостным, счастливым" [5]; в конечном счете в составе данных основ выделяется общий корневой компонент йал*нал со значением "добрый, счастливый, благоприятный"; праформа *нал/нала подтверждается не только якутским нал "ласковость", но и дравидийским прилагательным нал "хороший, добрый", образующим в дравидийских языках и абстрактное имя *налру → нанру "добро";

14. прототюрк. *нар "запах; вкус" → як. жар "смрад, вонь"; не исключено, что корень йар- представлен в составе межтюркского фитонима ярпуз "мята" с первоначальным значением "растение с пахнущими или мятными листьями"; в ряде языков произошло замещение сонорного: ярпуз → ялпуз; корень находит подтверждение на основе дравидийского глагола пару "пахнуть; иметь вкус";

15. прототюрк. *нагура "рана; ссадина" → кум. явуру, тур. ягыры, кирг. жоор "ссадина"; есть основание полагать, что анлаут н- сохранялся в хунногурском даалекте довольно долго; именно этим обстоятельством объясняется то, что в алтайских языках он сохранился в составе хунногуризмов, ср. эвен. нёгор/нянгар- "рана"; в связи с прототюркским *нагура "рана" можно предположить, что общетюркская основа яра "рана" является стяжением из промежуточной формы *ягура, ср. як. бура "олень-самец" межтюрк. богура;

16. прототюрк. *нугур → кум. югюр- "мчаться, быстро двигаться"; ср. яп. нигуру "бежать";

17. прототюрк. *нук → кум. юкъ "остатки; следы" → юкъмакъ "оставлять следы заражать", ср. яп. нокосу "оставлять", нокору "оставаться"; японский глагол нок- осложнен различными залоговыми показателями: -осу (побудит. залог), -ору (возвратн. залог); соответственно форма нокосу соответствует тюркскому югъут- (прототюрк. *нукут-), праформа возвратного залога нокору – кумыкскому эквиваленту югъул- (прототюрк. *нукул-);

18. прототюрк. *ногун → кум. йуван, тур. йогун, алт. дьаан – "большой,толстый", ср. яп. нага "длинный", нен. нянго- "толстый";

19. прототюрк. *нигир- → кирг. ыгыр- "сжать, схватить" из праформы ныгыр-йыгыр- → кирг. ыгыр-, т. е. в киргизском варианте утрачен анлаут й-; исконный анлаут н- сохранен в тувинском нугу-, корейском ныгыс-, японском нигиру "сжать";

20. прототюрк. нагу → кум. йы-ла- "плакать" ← *йыгла-, ср. тур. агла-; здесь восстанавливается общетюркский корень йаг-/йыг-, которому соответствуют японское наку, корейское ныкки- "плакать";

21. прототюрк. *нарε/наḍε "лето, весна" → кум. яз, тур. яз, чув. сур*йарε; данный корень представлен в составе венгерского ньар "лето", кор. норым "лето"; с этим корнем, возможно, связаны кор. нуронъ "теплый", монг. нурма "горячая зола", яп. нуру "тепло";

22. прототюрк. наран → чув. йаран "ряд": в тунгусо-маньчжурских языках сохранилась основа даран "ряд" из хунногурского источника, в котором тюркский й- замещен д-анлаутом. Более древний н-анлаут подтверждается корейским нарани "ровно", японским нараби "ряд", нарабу "ставить в ряд";

23. прототюрк. *нипи → тюрк. йип "нить; веревка", ср. яп. наванапа "веревка", ср. также наупапу "вить, мотать";

24. прототюрк. *напурак → тюрк. йапурак "лист", ср. монг. навч*набуч "лист", яп. напё "росток";

25. прототюрк. *ним "влага" → тюрк., кирг. ным; тел. йамыкта- "дождить", ср. кор. нама "влага", эвен. нимдага "влага", яп. нама "сырой", монг. намарга "роса, осень"; таким образом, в составе киргизского ным сохраняется исконный н-анлаут, который подтверждается многочисленными урало-алтайскими параллелями;

26. прототюрк. *налε, "сырой" → тюрк. йаш "молодой, свежий, сырой", ср. кор. наль "сырой", яп. на*наль "свежие овощи";

27. прототюрк. *нöк → др.-тюрк. öк из праформы *йöк, ср. эвен. неван ← неган "сердце", яп. нака "сердцевина, середина", кор. нок- "душа"; в остальных тюркских языках корень öк/йöк сохраняется в составе общетюркского соматонима öкпе/öпке "печень" ← *йокпе*нöкпе;

28. прототюрк. *нод- → нор-/ноз- "предполагать, думать" → тюрк. йора- "предполагать", огузок, йоз-; праформа нод- "мысль, предположение" подтверждается удмуртским нод "сообразительность", который имеет генетические параллели с финским нойтуа ← нотуа/ нодуа "колдовать, ворожить";

29. прототюрк. *нур/нура тюрк. йыр "песня", ср. кор., яп. нор- "петь", перм. норась- "жаловаться"; последнюю основу Уотила сравнивает с удм. нирйал- "громко плакать";

30. прототюрк. *нари → тюрк. йары "перепонка, пленка, кожица", ср. перм. няр "мягкая кожа, замша", удм. няр- "натереть кожу"; последняя основа, видимо, заимствована из булгарского *нйари;

31. прототюрк. *номак → тюрк. йомак, "сказка, слово", ср. чув. сăмах "слово" *иăмах; прабулгарская основа *нйамак/нйомак "сказка" в тюркских языках не сохранилась, но представление о ней может дать хакасская параллель нымах; монгольская домог "сказка" так же, как и якутская форма домох, восходит к хунногурскому *домак, где анлаут й- замещен дентальным д-; данная основа с анлаутом н- сохранилась в тунгусо-маньчжурских языках, ср. эвенк, нимнга "сказка"; согласно семантической типологии можно предположить, что здесь наиболее древним является значение "слово"; данная основа в значении "имя" широко распространена в индоевропейских и финно-угорских языках, ср. греч. ном-, иран. наме, слав. имя, герм. наме "имя", перм. ним, удм. ним, мар. лэмнйем, манс. нам, хант. нем, венг. невнем "имя", фин. ними, саам, намма; данная основа представляется нам древнейшим палеотюркизмом в этих языках; по мере передвижения тюрок на восток передвигалось и это слово, ср. мунда ними "имя", а также древнекитайское мин "имя" из праформы *ним;

32. прототюрк. *нуму-шак → тюрк. йум-шак "мягкий", ср. эвенк. нюму "мягкий"; видимо, этот же корень представлен и в составе корейского нугыт "мягкий", который, возможно, восходит к праформе *нунгыт ← *нумыт-; с этими же корнями взаимосвязана и пермская основа неб-ыд "мягкий" ← *нем-ыд;

33. прототюрк. *нулунг → др.-тюрк. *йулунг → улунг "стрела", ср. перм. ньов ← ньол "стрела", удм. ньел, мар. нолэ, фин. нуоли, саам. нйуолла, морд. нал, хант. ньал, манс. ньал, венг. ньил "стрела";

34. прототюрк. *нарка → кум. йархъа "хворост", ср. перм. ньор "прут, связка из прута", удм. ньер, фин. наре "молодая ель"; последняя основа близка к кипчакскому фитониму нарат "ель", ср. также ккалп. нерт "молодая ветвь"; монгольская основа нарасун "ель" восходит к праформе *наратсун и является заимствованием из хунногурского источника;

35. прототюрк. *ненге → тюрк. *йёнге → йёге "лыко, липа", ср. перм. нин "лыко", удм. нин, мар. ни ← нин, фин. ниини; тюркская праформа *нинги/ненге предполагает в прафинно-угорском параллель *нинги;

36. прототюрк. *нир- тюрк. йыр- "рвать, драть", ср. перм. нир- "тереть", удм. ниръ- "стереть", манс. ньар- "скоблить"; [6]

37. прототюрк. *нанша- "болтать языком, пустословить" → новотюрк., др.-тюрк. янгша- "болтать" = монг. нанша- "болтать языком". Эта основа сохранилась в кумыкском шаншакъ "болтун", ср. также кирг. жангша- "болтать". Кумыкский анлаут ш- восходит к дж- из й-;

38. прототюрк. *нем- → тюрк. йем- → эм- "сосать"; об утрате в тюркских параллелях анлаутов н-, й- свидетельствуют остальные урало-алтайские параллели, где анлаут н- сохраняется: ср. перм. ньим- "сосать", саам, нйама-; интересно отметить, что в финском языке имел место аналогичный процесс утраты анлаута н- ср. фин. имеа "сосать", который возводится к праформе *нимеа; представлена эта основа ив других урало-алтайских языках, ср. тунг.-маньчж. ним-эн "еда", яп. ном- "пить";

39. прототюрк. *нуда "острие, копье" тюрк. йуда → жуда, ср. эвенк, гида из праформы *нгида; сюда же относится пермское ныж "тупой" (о режущих инструментах), удм. ныж, мар. нышкэ, морд, ношка; финно-угорская основа, видимо, заимствована из булгарского источника; о древности корневого компонента *нуд свидетельствуют нотах "лезвие ножа", нодакоро "острый";

40. прототюрк. *нере тюрк. йюз "лицо, перед", ср. чув. нер "лицо"; эта карасукская основа проникла во многие финно-угорские языки, ср. перм. ныр "нос, клюв, рыло", удм. ныр, мар. нер, саам, ниерр, морд. ньер ← нере; в алтайских языках эта основа известна в форме дере, где тюркский й- замещен д-анлаутом и заимствован из хунноугорского источника; основа *нере имеет глубокую древность, ср. драв. нерри "лоб, перед", др.-кит. нань "перед, юг" из праформы *нар, ср. тибетск, хнар "перед"; вариант *нере является вторичным и восходит к огурскому диалекту прототюркского языка; в хуварском диалекте основа имела форму *неде/незе, которая и сохранилась в качестве заимствования в индоевропейских языках в значении "передняя часть лица нос", ср. лат. насе/назе/наре, индоир. наса, слав. нос;

41. прототюрк. *нити → др.-тюрк. йиши/йышы "женщина"; переход -т- → -ш- предполагает существование в древности и ламбдаизированного варианта *нили/йили, ср. перм. ныл, удм. ныл*ныд "девушка, дочь", фин. нейти*нети "девушка, дочь";

42. прототюрк. *нилгин → чаг. йилгин/йылгын "хвойный лес", ср. перм. ньывпу, удм. ньылпу, мар. нолго "пихта"; представлена основа и в других финно-угорских языках, ср. хант. ньолги, манс. ньул/нолэ "пихта";

43. прототюрк. *налма- → тюрк. ялма- "глотать", ср. кум. ялман- "облизываться"; анлаут н- сохранился в финно-угорских параллелях: перм. нюл-, удм. нюл- "лизать", фин. нуолла-, норв.-саам. нйоаллот, морд. наламс, мар. нулем, манс. талант, венг. нйал- "лизать";

44. прототюрк. *нугур → др.-тюрк. йюгюр "просо"; данная основа имела в булгарском источнике форму *нувур, которая сохранилась в пермском нур "мучная приправа к супу", морд. норов*новор;

45. пратюрк. *неген "внук, племянник" → кум. еген, межтюрк. еген "внук, племянник", ср. др.-тюрк. еген "племянник" (ДТС. 252). Данная основа широко представлена в тунгусо-маньчжурских языках именно с анлаутом н-: эвенк, нэку, нэкун; сол. нэху, эвен. нуу, нег. нуху, нокун; ороч, нокко, нэку: уд. нэнгу, ульч. нэку, орок. ногон, нан. нэку, маньчж. нон "младший брат, младшая сестра, дитя, двоюродный брат, внук, внучка, племянник";

46. прототюрк. *нир "вода, река" → тюрк. йырмак "река", ср. перм. нюр, удм. нюр "болото", драв. нир "вода, река", кор. нари "ручей"; яп. нурасу "промокать", эвенк. нурэ "жидкая грязь", монг. норо- "мокнуть", мар. норик "влажный";

47. прототюрк. *най/нага → тюрк. йай "лето", ср. эвенк, нэг- "весна", яп. на- "лето";

48. прототюрк. *нама → тюрк. яма- "латать", ср. хак. намачы- "латать", ср. эвен. нэмэдэ- "латать";

49. прототюрк. *нин-/нинче др.-тюрк. → йинче → тюрк. инче "тонкий"; в большинстве современных тюркских языков анлаут й- утрачивается, ср. кум. инче; прилагательное йинче состоит из корневого компонента нин-/йин-/ин- и аффикса -че; данный корневой элемент прослеживается в составе тунгусо-маньчжурского коррелята нэм-кун "тонкий", ср. также нен. ням-(дуй) "тощий, худой"; в урало-алтайских параллелях тюркскому корневому н- соответствует губной -м-;

50. прототюрк. *нан- → тюрк. йан- "гореть", ср. эвенк, няма "тепло"; в данном случае также представлено чередование -н-/-м-:

51. прототюрк. *нуй-/нук- "спать" → *нуйку "сон" → тюрк. уйку; в ряде случаев анлаутный й- сохраняется, ср. кум. юху; анлаутный н- сохраняется в составе эвенского ноку "спать" и японского нэи- из более древней праформы нэги- "спать";

52. прототюрк. *нари- "светить", *нарук "свет" → тюрк. йару- "светить", йарык "свет", ср. алт. дьары- "светить"; анлаут н- сохраняется в монгольском наран "солнце, день", кор. нар "день", эвенк. нари "свет";

53. прототюрк. *нанга "скала, берег" → тюрк. йагъа "берег, скала", ср. кор. нан "скала", эвен. нянг "холм"; корейская основа нан восходит к праформе *нанга, о чем свидетельствует диалектная параллель йонго "риф", где имеет место лабиализация гласного;

54. прототюрк. *напалак → тюрк. япалак "плоский"; тюркское прилагательное состоит из общеурало-алтайского корня нап- и собственно тюркского показателя -алак; данная основа в несколько усеченной форме представлена в дравидийском наппал "плоский"; корень прилагательного прослеживается в корейском нап-чак "плоско" и эвенском няп-чу "плоский";

55. прототюрк. *надук → тюрк. йазык "жалкий"; анлаут н- замещен анлаутом й- и в монгольском соответствии ядуу "жалкий", где имеет место также чередование согласных -з-/-д-;

56. прототюрк. *ниги/нигис "запах" тюрк. йийисийис; чередование согласных -г-/-й- широко известно в тюркских языках, анлаут н- сохраняется в японской параллели ниои "запах";

57. прототюрк. *нод → *ноз → др.-тюрк. йезе- "осматривать"; в большинстве урало-алтайских параллелей анлаут н- сохраняется, ср. кор. нун ← *нуд "глаз", эвенк. нюнд из монгольского нюд "глаз", тунг.-маньчж. наса, нен. нгадь "глаз"; во многих тунгусо-маньчжурских языках анлаут н- утрачивается и заменяется анлаутом й-, ср. нан. наса → эвен. йаса; в этих языках сохраняется также вариант без анлаута: ичэ- "видеть" из праформы *нитэ → итэ- → ичэ-; аналогичный процесс характерен и для чукотского варианта ыжы "глаз", где утрачен н- и имеет место чередование -ч-/-т-/-ж-: *ныты → *нычы → *ныжы → ыжы; за пределами урало-алтайских языков основа известна в семито-хамитских языках, ср. ар. назара "смотрегь", назир "глаз"; по нашему мнению, этот вариант заимствован из палеотюркского убеидского языка, с носителями которого семито-хамиты контактировали; основа. вид-/вис-/виз- "глаз, видеть" индоевропейских языков восходит к праформе *од-/ос-/оз "глаз", заимствованной из палеотюркского источника балканского ареала;

58. прототюрк. *нелим → тюрк. йелим "клей", ср. яп. ноли "клей" из праформы *нолим;

59. прототюрк. *нипти → тюрк. йинжиинжи "жемчуг", ср. хак. нинжи, а также эвенк, неса "бисер";

60. прототюрк. *нан-рак "изгиб горы" → др.-тюрк. йанграк = монг. нах- "сгибаться";

61. прототюрк. *нак- → тюрк. йак- "жечь", чаг. йагду "свет", ср. эвен. нак-сан "солнцепек";

62. прототюрк. *намира → кирг. жамыра- "собираться" из промежуточной формы *йамыра-; анлаут н- сохраняется в тунгусо-маньчжурских параллелях намув-, нэму- "собираться";

63. прототюрк. *нампа → кирг. *йампа → жампа "навоз", ср. эвенк. нам-нэ "мусор";

64. прототюрк. *нилтин "луч, свет" → кум. йылтын "луч", ср. эвен. нёлтэн "солнце" из хунногурского источника;

65. прототюрк. *нел "ветер" → тюрк. йел, ср. эвенк. нэлды "ветерок"; видимо, сюда же относится и шумерское лиль "ветер", где анлаут н- замещен анлаутом л-: *нильлиль;

66. прототюрк. *накши "хороший" → нак "благоприятствовать, соответствовать" → тюрк. йакши/йакшы "хороший", ср. эвен. няка "благо, добро", яп. *наго → нао "улучшаться";

67. прототюрк. *нанги "новый" → тюрк. йангы/йена, ср. эвен. нян "снова";

68. прототюрк. *набиз "плохой", наплак "зло" → тюрк. ябыз "плохой", яблак "зло", ср. кор. нап- "плохой";

69. прототюрк. *натх/нал*нат/нас "влага, слеза" → тюрк. йаш/йал чув. сула, ср. монг. нил- "слеза";

70. прототюрк. *нап "клей" → напуш- "клеиться" → тюрк. йабуш- "приклеиваться", ср. яп. нибэ "клей", нэбару "липнуть";

71. прототюрк. *ник- → тюрк. йук "груз, ноша", ср. кор. ни "ноша, вьюк", ни- "нести груз на голове" ← *ник-, ительменск. них "груз", перм. ну-, удм. ну-, фин. ной- "нести" (груз) ← *нуги-;

72. прототюрк. *нибан- "забавляться, играть" → тюрк. йыбан-, ср. яп. набуру "играть";

73. прототюрк. *нап "сосуд, инструмент" → *наптик "утварь" → каз. жабдык "утварь", ср. яп. набэ "кастрюля";

74. прототюрк. *нок- "не быть, отсутствовать, нет" → тюрк. йок, яп. най "не быть, нет";

75. прототюрк. *ненгиз/ненгири → *нез/нери "медь" → тюрк. йез, эвен. нюр "свинец", монг. монгон*монгор*нонгор "серебро", драв. ненгал ← *ненгар "медь", др.-кит. нгуен ← *нур, ср. тиб. днул ← *днур, "серебро", яп. намари "свинец" ← *нангари; видимо, к палеотюркскому источнику восходит и шумерское название свинца нигги/нагга, где утрачен конечный сонорный: *нигир → нигги; с этими же основами связана и семитская основа нохурат "серебро", др.-греч. окра → груз. окра "золото" ← палеотюрк. *нокра;

76. прототюрк. *нара "приучаться" кирг. йара → жара, ср. яп. нара- "приучаться";

77. прототюрк. *нонг- "строгать" тюрк. йон-, ср. яп. ноку "пилить", нокогиру "пила";

78. прототюрк. *ноли "закон, обычай, правило" тюрк. йол, ср. яп. ноли "закон, обычай, правило";

79. прототюрк. *нуг → тюрк. йуг → уг → ув- "тереть, мять";

80. прототюрк. *нуга → тюрк. *йуга → йува "дикий лук", ср. яп. нэги "лук";

81. прототюрк. *напкак каз. *йапкак → жапкак "овод", ср. яп. наби "бабочка";

82. прототюрк. *наса- "строить, создавать, улучшать" тюрк. йаса-, ср. кор. нас- "улучшаться";

83. прототюрк. *нур "дикая коза" → кум. йур, ср. кор. нуронъи "марал";

84. прототюрк. *носун "облик, вид, лицо" → тюрк. йосун, ср. кор. наси "облик, лицо";

85. прототюрк. *нурун "шерсть" → др.-тюрк. йурун, ср. кор. нарут "борода";

86. прототюрк. *нийрен/нирен "рыжий, желтый" → кум. жийрен, ср. кор. норанъ "ярко-желтый";

87. прототюрк. *натаган "острое оружие" → осм. йатаган, также осм. йат*нат "оружие", кор. нат (с.-х.) "коса";

88. прототюрк. *налим → осм., чаг. йалым "острый", ср. кор. нал "лезвие, зуб";

89. прототюрк. *наш/нал "возраст, год, пожилой" → тюрк. йаш, чув. сул, ср. кор. налк "старый, в возрасте";

90. прототюрк. *нобуз "гора, верх, опухоль" → др.-тюрк. йобуз "опухоль", обуз "холм", чаг. япи "сторона горы"; анлаут н- сохраняется в корейском нопхи "высоко", японском нобосу "подниматься", айнском нубури "гора" из древнеяпонского нубури "гора";

91. прототюрк. *нинг "снег" → хак. нинг; анлаут н- сохраняется также в составе корейского нун "снег"; сюда же относится индоевропейская основа снег, которая, по нашему мнению, состоит из корневого компонента *нег из палеотюркского *ненг и префикса с-;

92. прототюрк. *нани- "точить; делать острым" → кум. яны- "точить", ср. эвен. ньанг "топор". Кумыкская основа восходит к древнему корню йанг со значениями "острие, нож, точило";

93. прототюрк. *нуну/нунг "шерсть" → тюрк. йунг, ср. айн. нума "шерсть" ← праяп. *нунгу/нунга, тунг.-маньчж. нунга "шерсть";

94. прототюрк. *нут "гололед, лед" → тюрк. йут "гололед", ср. айн. нито "снег" из древне-японского нито "снег". Есть основания полагать, что эта основа представлена и в составе шумерского термина энтена "снег", где корневой элемент энт- "снег" - результат утраты анлаута: *нент = нентенаэнтена;

95. прототюрк. *нери "земля" → тюрк. йер/жер, ср. кор. ну*нури "земдя", яп. нора "поле", драв. нару "страна";

96. прототюрк. *нилдий → кирг. йылдыйылдый "низ", ср. нен. нгыл "низ" ← ныл;

97. прототюрк. *нангак "щека, челюсть" → тюрк. янгак/янак/йайак "щека, челюсть", ср. нен. нянгу "нижняя челюсть";

98. прототюрк. *ник → тат. нык "сильный", ср. нен. ныхы "сила";

99. прототюрк. *ниши- → тюрк. йышы-/ышы- "тереть", ср. нен. ныда "ссадина";

100. прототюрк. *нат → тюрк. йат/йад "чужой", ср. нен. нгадыхы "чужой";

101. прототюрк. *нир → тюрк. йыр-/ыр "злоба, вражда", ср. яп. нирамиау "враждовать", нираму "злобно глядеть", нарами "злобный взгляд", нирамиаи "вражда";

102. прототюрк. *нийинки → др.-тюрк. йинки "соответствовать", чаг. йиг "готовый" ← *ниг, ср. яп. ни- "быть подходящим", ни-ру "быть похожим", ни-та "похожий";

103. прототюрк. *нал → тюрк. йал "отдых", ср. кор. нол-/ноли- "отдыхать";

104. прототюрк. *нигрен- "брезговать, ненавидеть" → тюрк. жигрен-жирген-, ср. чаг. йикир- "брезговать" → яп. никуму "ненавидеть", никуй "противный", никуми "ненависть";

105. прототюрк. *наси → тюрк. йасы "плоский", ср. эвенк. нэс- "плоский, ровный", кор. начимок*натимок*насимок "плоский";

106. прототюрк. *нитик → тюрк. йичик/ичик "маленький", ср. эвен. нит-кун "маленький";

107. прототюрк. *нагид/нагиз → тат., башк. нагыз "хороший, истинный, настоящий", ср. драв. нагад "хороший", кор. нагычы "улучшаться";

108. прототюрк. *нангач → тюрк. *йангачйаганчагач "дерево", кор. нанъгу/наму "дерево", шум. нан "древко";

109. прототюрк. *накриган/нангри-ган "род дерева" → др.-тюрк. якрыган, сюда же относится кумыкская основа йангырык "чурбан"; возможно, к этой основе может отнесено древнеиндийское лакри*накри "дерево"; тюркская основа *нангриганякрыган генетически тесно связана с основой *нангачагач "дерево", ср. хак. нан "древко";

110. прототюрк. *напа "мокрый, болото, влага" → др.-тюрк. йаба "мокрый", як. дьэбэрэнебере "болото", кум. земире/замура "влага, мокрый" ← йемире/йамура, ср. ног. емире; сюда же относится и азербайджанский диалектизм зымыр/зимир "жидкая грязь" ← *йымыр/ йимир; анлаут н- сохранен в составе корейского ныпх "болото";

111. прототюрк. *нанг → узб. занг*йанг "ржавчина", ср. эвенк. деви "ржавчина" ← *йеви ← *неви ← *неги ← *ненги; о соответствии д-/й- свидетельствует монгольская параллель зэв "ржавчина", где з- восходит к й-(монг. зэе ← *йэв ← *йэги); исходный анлаут н- сохраненв корейской параллели нок "ржавчина";

112. прототюрк. *нангар → чув. йанкар "дым", ср. кор. нэ "дым" из праформы *нэнг; анлаут н- представлен в эвенк. нуни "дым";

113. прототюрк. *напри "отвислый, отогнутый" → др.-тюрк. йипры "отвислый", ср. яп. набику "гнуться";

114. прототюрк. *нада- "вязать" → *надаш "сеть, силок" → чаг. йадаш "силок, сеть", ср. яп. нэдзи- "скручивать";

115. прототюрк. *найан → тат., башк. наян "слабый, нежный", ср. яп. наэ- "слабеть";

116. прототюрк. *ненгче → тюрк. *нöкчеöкчеöчке "пятка", ср. алт. энчек "пятка" *ненгчек; анлаутный н- сохраняется в эвенкийском нин-ты "пятка";

117. прототюрк. *нимге → тур. *йимгеимге "знак, метка"; ср. эвенк. нингу "знак, метка";

118. прототюрк. *ненгде "одежда" → кирг. *йегдежегде "рубашка", ср. эвен. нэндэ-кэ "шуба", нинда "шкура, кожа";

119. прототюрк. *нанч- → тюрк. йанч- "раздавить", монг. ня/ла- "раздробить" ← *нян/ла-;

120. протопорк. *нагари- → хак. наары- "приблизиться", ср. др.-тюрк. йаг- "приблизиться" → йагук "близкий" прототюрк. *наг- "приблизиться" → *нагук "близкий",ср. монг. наа- *нага- "прильнуть, приклеиться";

121. прототюрк. *най-дари "веселый" → каз. *йайдары → жайдары, ср. монг. наа-да- "играть; забавляться, веселиться";

122. прототюрк. *нам-пай → кирг. *йампайжампай "стать низким, плоским", ср. монг. намуу "низкий, плоский";

123. прототюрк. *нанга/нунга "ор. лук" → *йангайайа/жая, ср. тунг.-маньчж. нуман "ор. лук" *нунган, ср. эвенк. нуки нунги "лук";

124. прототюрк. *нонгур → тюрк. *йонгур → *йогур ← öр "уголь, зола, огонь", ср. монг. нуур палеотюрк. *нÿгÿр "уголь";

125. прототюрк. *ниг- → тюрк. йыг-/жый- "собирать"; анлаут н- прослеживается в монгольском соответствии ний- "собирать"; в составе тунгусо-маньчжурского варианта унг- "собирать" анлаут н- утрачен: *нуг-/нунг- "собирать" → унг-/умив-; от этого глагола в указанных языках образуется числительное умэн- ← *унгэн "один"; в монгольских языках числительное нэгэн "один" образовано от древней формы нэг- "собирать", по отношению к которому современный глагол ний- является фонетическим вариантом; в тюркских языках этот глагол образует числительное йыйын "один" в башкирском языке; в остальных тюркских языках основа йыйын/жыйын имеет значение "сбор, собирание, совокупность"; таким образом, здесь древнейшее алтайское числительное со значением "один": тюрк. *нунгун → йыйын "один", монг. *нэн-гэн → нэгэн, тунг.-маньчж. *нунгэн ← *унгэн ← умэн; не исключена связь тюркского *нунгун/йунгун, унгун с латинским ун- "один";

126. прототюрк. *нот "огонь" → тюрк. *йотот; в тюркских языках следы первичного анлаута н- не сохранились, однако данный анлаут сохранен в монгольском но-/нот- "жечь";

127. прототюрк. *ного- "бродить, кочевать" → кирг. жööлÿ-, ср. монг. нуу- "кочевать";

128. прототюрк. *нуде- "худеть, мельчать" → кирг. *йÿде-жÿдö- , ср. монг. нудэ- "мельчать";

129. прототюрк. *небилге → кирг. *йебилгежебилге "кисточка", ср. монг. нэвси- "быть взлохмаченным";

130. прототюрк. *нелбек "толстый, широкий" → алт. дьелбек, ср. монг. нэлэнгэр "широкий";

131. прототюрк. *нигта- "давить" → кирг . ныгта-, ср. монг. нягт "плотный";

132. прототюрк. *нилпишта- "лебезить" → кирг. *йылпышта-жилпышта-, ср. монг. нялган- "лебезить";

133. прототюрк. *ниркире- "кричать, грохотать" → алт. дьиркире-, ср. монг. нирхий- "грохотать";

134. пратюрк. *нарка "дерево, ива, хворост" → кум. диал. йархьа "хворост, мелкий кустарник", ср. нан. ньарги/ниарги "тальник";

135. прототюрк. *нез- → тюрк. *йез- → эз "мять", ср. монг. низа-;

136. прототюрк. *нутуг- "привыкать" → кирг. *йытыг-жытыг-, ср. монг. нутаг "родные места", нутагша- "привыкать";

137. прототюрк. *нолдог- → кирг. *йолдогсон → олдогсон "неумелый, слабый", .ср. монг. нол//- "слабый";

138. прототюрк. *нугул "грех, порок" → узб. уввил, хак. обал из праформы *угул/увул, ср. монг. нугэл "грех, порок";

139. прототюрк. *найра- "наслаждаться, веселиться" → узб. яйра-, каз. жайра-, ср. монг. найра- "веселиться, пировать";

140. прототюрк. *найка- "трясти" → тюрк. яйка-, ср. монг. найга- "трясти"; эвен. най-та- "раскачивать";

141. прототюрк. *нагиш → кирг. нагыш "вогнутый", ср. монг. нагжий- "быть вогнутым, втягиваться";

142. прототюрк. *налпар- → кирг. *йалпар → жалпар "увиливать", ср. монг. нал- "наклоняться";

143. прототюрк. *налагай "ленивый" → кирг. жалагай, ср. монг. налхай- "быть вялым", сюда же тюрк. йалк- "скучать";

144. прототюрк. *нарик → хак. *йарикчарых "веселый", ср. монг. наргиа "веселость", нарги- "гулять, кутить";

145. прототюрк. *нарат- → тюрк. ярат- "родить, сотворить", ср. монг. нарайх- "родить";

146. прототюрк. *нарав → тюрк. ярав/жарав → кирг. жароо "худой, сухопарый", ср. монг. нарийхан "худой, узенький", нарийн "тонкий; узкий", нарийса- "худеть";

147. прототюрк. *некир- "ругать" → тюрк. жекир-, ср. эвенк. наги- "ругать";

148. прототюрк. *нагиз/нагис/нангиз → тюрк. ягыз "бурый", ср. эвен. нянг-ты "бурый";

149. протопорк. *ном → туркм. йом "знак, обычай, привычка", ср. як. жыма "сноровка, умение, хитрость"; анлауг н- сохраняется в якутской фонетической параллели нйыма "средство, способ, хитрость";

150. прототюрк. *нум/ном "след, путь" → тюрк., криг. жым "след", ср. монг- жим "след"; анлаут н- сохранился в венгерском булгаризме ньом "след";

151. прототюрк. *нугак "гусь, утка, птица" → др.-тюрк. йугак "гусь, утка", ср. монг. нугасун "утка";

152. прототюрк. *ненгсе "затылок, шея" → тюрк. йенгсе, кум. енгсе "обух, тыльная сторона"; данная основа генетически связана с венгерским ньак "шея", финским никама "позвонок" и эвенским нäкäн "шея"; М. Рясянен сопоставляет между собой финно-угорские и тунгусо-маньчжурские параллели, однако, тюркские данные он не привлекает, хотя именно тюркская параллель енгсе позволяет восстановить здесь общеурало-алгайский корень *ненг, который в финно-угорских и тунгусо-маньчжурских языках утратил назальность, т. е. *ненг*негнек/ник, а в тюркских языках сохранил конечную назальность, но утратил анлаутную: *ненгйенг(-се)

153. прототюрк. *нак- "нравиться", нагимли "приятный" → тюрк. нак- "нравиться", кум. ягъымлы "приятный", ср. маньчж. нангиша- "ласкаться, заискивать, угождать, любезничать"; маньчжурский корень нанг- показывает, что в прототюркском языке параллельно с нак- сосуществовал и фонетический вариант нанг-;

154. прототюрк. *нар- "колоть, рубить, резать" → тюрк. йар-, ср. маньчж. нарга "борона" (с зубцами), нарга- "боронить,равнять землю бороной";

155. прототюрк. *нири "спина, хребет" → др.-тюрк. йыр- "задняя сторона, северная сторона", ср. эвенк. ньири "позвоночник";

156. прототюрк. *нас "траур, горе" → тюрк. йас, ср. маньчж. наса- "скорбеть, сильно горевать, сожалеть, грустить, огорчаться", насачука "горестный", насачун "скорбь";

157. прототюрк. *негин- "выпрямляться, развертываться" → осм. йекин- "выпрямляться", ср. бур. нээ- "открываться", п.-монг. неге- "открывать", эвенк. ни- "открыть", нег. ни- "разинуть", уд. ниги- "открывать", маньчж. нэй- "развертывать";

158. прототюрк. *ундурук → тюрк. йудурук; вариант типа кумыкского юмрукъ/азербайджанского йумрух образован из формы с сонорным -к- перешедшим в -м- и который ассимилировал соседний дентальный -д-: *йундурук → *йумдурук → йумурук; данная основа была заимствована алтайскими языками из хунно-гурского источника, в котором анлаут н- сохранялся: эвенк. нидурга "кулак", сол. норга ← нодурга, нег. нелга/нойга, нурга ← нудурга, ороч. нугга нурга нудурга, маньчж. нуджан "кулак" ← нудурган, монг. нударга; сохранилась в монгольских языках и глагольная основа нудра- "толкать (локтем), ударить (кулаком)", образованная от древнего палеотюркского соматонима нудур "локоть, кулак"; по отношению к ним соматоним *нудурук – производное при помощи аффикса -ук от исходной базы *нудур-; алтайская параллель образовалась оттого же элемента *нудур, но уже при помощи уменьшительного показателя -ган ср. мош.-бур. нюдар-ган; таким образом, тюркская основа *нудурук и монгольская нудур-ган – различные дериваты, содержащие различные словообразовательные аффиксы, но образованные от единого компонента *нудур, имеющего палеотюркское происхождение; точно так же и монгольский глагол нудра- "толкать" (локтем) образован не от соматонима нудурган, а от его базы *нудур при помощи глаголообразующего показателя : нудур + анудра-;

159. прототюрк. *ниг/нуг "лес" → др.-тюрк. йы "лес" из более древней формы *йыг; анлаут н- сохраняется в эвенкийском никрикаг "чаще", эвенском накрит "дерево, растущее в лесотундре", ср. нивх. ныкс/накрш "куст, кустарник";

160. прототюрк. *ник "щель, шов" → тюрк. йик, ср. монг. нÿх "щель";

161. прототюрк. *нек- "запрягать" → тюрк. йек-, ср. маньчж. никэ- "прикасаться, опираться, облокачиваться, прилегать, причаливать", никэбу "подпирать";

162. прототюрк. *ник- "валить, разрушать" → тюрк. йык-, ср. маньчж. никча- "разрушаться, разбиваться";

163. прототюрк. *наланг → тюрк. йаланг/йалан "голый; босой", ср. эвенк. нил-/нел- "линять, сбрасывать старую шерсть, лезть" (о шерсти, мехе), "опадать" (о листьях), нултурга- "линять", нилжак "плешь на шкуре оленя", ньэлисин- "линять", эвен. нил- "линять", нилкана "лысый, облезлый", орок. нулу "линять, вылизать" (о шкуре, меховой одежде), "сбрасывать свой наружный покров" (о животных), маньчж. "выпадать" (о волосах, шерсти);

164. прототюрк. *нелпи "сыреть" → др.-тюрк. елпир- "мокнуть", елпиш- "сыреть", ср. эвенк. нилбира- "размякнуть" (о коже, об спавших листьях от сырости), нан. ньилби "вялый, раскисший" (от сырости);

165. прототюрк. *нил- → алт. йыл- "скользить", ср. маньчж. нилхуда/нолхуда- "скользить, поскользнуться", нилхун "скользкий, блестящий", нулукан "гладкий, полированный", питан "лоск, глянец, блеск", нила- "чистить, тереть, гладать, полировать", эвенк. нили "чистить, скоблить", ульч. нили- "чистить";

166. прототюрк. *наг-ушгу → новотюрк. *йагушгу → др.-тюрк. явышгу "лист, лепесток". В древнетюркском языке сохранилась основа явышгу, состоящая из корневого яв-, который восходит к праформе *йаг- ← *наг-, соответствующей монгольскому корню нах- "росток, лепесток";

167. прототюрк. *нилби- "рушить, ломать" → алт. йылбыжын- "рушиться, падал.", ср. нан. нилча- "раздаешь, растолочь, мять, давить", нег. нилча- "толочь", ульч. нилги- "растереть", бур. ниладара- "раздавить", нилзар- "быть раздавленным", нйилчирий- "расплющиваться, раздавливаться";

168. прототюрк. *нилгирек → алт. илйирек "слизь", йилйиркей "слизистый", ср. жен. нилли "слизь на рыбе", ниллира- "запачкаться рыбьей слизью ', бур. залхаг "слизь", монг. залхаг "то же";

169. прототюрк. *номуз/номури "желудок" → др.-тюрк. йомуз; в булгарском языке существовала форма думар, сохранившаяся в современном венгерском дьюмор "желудок"; анлаут н- сохраняется в тунгусо-маньчжурских параллелях: эвенк. нимрэ/нимдэ/нимнэ "желудок животного, содержимое кишечника оленя, селезенка, брюшина", эвен. нимнэ "жир кишечный", орок. нумисэ/нунисэ "желудок, требуха", ср. также нивх. нгым "желудок", "брюшина"; нивхская основа позволяет предположить, что тюркская параллель йомуз ← *номуз образована от корневого *йом/ном при помощи аффикса -уз;

170. прототюрк. *нум- "зажмуриться" → тюрк. йум-, ср. эвенк. ним- "зажмурить глаза, сомкнуть, закрыть, прищуриться", эвен. ньимну-, нег. ньимни-, ороч, ньимси-, уд. нифи-, ульч. нъипси-/нуф-, орок. ньимми-, нан. нупсин/лупсин-, маньчж. ничу- "жмурить";

171. прототюрк. *наман "плохой, зло" → тюрк. йаман, ср. эвенк. нимэчукэ "злой, жестокий, мерзкий, гнусный", нимэ- "болеть", нимэку "болезнь, боль", нимэкунгэ "большой, слабый";

172. прототюрк. *нарпу "юноша" → уйг. йарпу "парень", уйг. нарг "народ", ср. эвенк. ньерави, ньирави, ньорави, ньри "молодоймужчина", "муж, хозяин, друг, товарищ", сол. ниро "мужчина", эвенк. ньари "мужчина, мальчик, юноша, самец", ньарикан "мальчик", ньарут "юноша", "сын", "вдовец", ороч, ньи/не "человек, мужчина", уд. не "самец, мужчина", ульч. ни "человек", нан. пай "человек, особь", нира "самец", маньчж. налма "человек, люди, чужой", чжурж. нах-рема "человек, самец"; данная основа восходит к архаичной праформе нараби "человек, самец, юноша" из палеотюркского хунногурского источника, где нараби соответствует прототюркскому нарпи, ср. уйг. ярпу; в интервокальной позиции звонкий -б- дает -в-, ср. нараби → эвенк. ньорави/ньерави; в маньчжурском и чжурчжэньском языках губной -б- дал носовой -м-: нараби → маньчж. *нарба → *нарма → налма; видимо, в данном случае соноризация вызвана соседним сонорным -р-; в остальных тунгусо-маньчжурских языках последний слог сократился как следствие выпадения согласного в-, ср. эвенк. ньорави → ньори;

173. прототюрк. *над-/нар- "писать" → тюрк. йаз-/жаз-, чув. сьыр, як. суру-; монгольские варианты типа п.-монг. жиру-, монг. зура- "рисовать, чертить" заимствованы из диалектов хунногурского языка; в тунгусо-маньчжурских языках сохранились варианты с анлаутом -н-: ороч, ньуру- "писать, рисовать", ньирунки "карандаш", орок. ньуру- "писать", сол. нируган "рисунок", нан. ньиру "писать", маньчжур, ниру "рисовать, чертить", нируга "рисунок, картина, карта"; данная основа в тунгусо-маньчжурских языках заимствована из хунногурского диалекта, так как здесь представлен тюркский ротацизм: назнуру- типа бунтарского йазсьыр-; собственно алтайские параллели этого глагола не сохранились; алтайская форма этого глагола должна была иметь форму типа *нада-/нуду-, т. е. с первичным -д-, к которому восходит и тюркский -з- в составе йаз-; в пользу этого свидетельствуют ненецкое йудэ- "писать" и дравидийское йозу- в том же значении;

174. прототюрк. *нулагай "слабый" → як. нуолагай "слабый", ср. также тоб. ултра- "слабеть" из праформы *йултра-, ср. орок. нолига "слабый"; форма орокского варианта свидетельствует о его заимствовании из хунногурского источника;

175. прототюрк. нангура- "мерзнуть, оледенеть" → кирг. жаура- "мерзнуть", ср. эвенк. нонгоро- "замерзнуть", нонгото "мороз";

176. прототюрк. *нурам → булг. *йурамзурам → башк. зурам "ряд снопов", ср. п.-монг. норум "что-либо сложенное штабелями; штабель", монг. нором, маньчж. норан "костер, куча дров", нора- "складывать дрова в костер, в кучу", "складывать сено в копну"; последнее значение маньчжурского глагола объясняет семантику и башкирского термина зурам "ряд сложенных снопов";

177. прототюрк. *нок "возвышенность" → др.-тюрк. йок, ср. маньчж. нуху "возвышенность, холм, бугор";

178. прототюрк. *нак "сторона, место, берег" → тюрк. йак, ср. чжурчж. нах "земля", нег. на "земля, суша, местность", ороч. на "место", ульч. на "сторона, место, страна", орок. на "земля, почва, суша, местность, площадь, территория, страна, государство, сторона", нан. на "местность" + най "человек" → этноним нанай (букв, "местный человек"), маньчж. на "земля-планета, материк, поле"; имеется данный корень и в экскимоском языке в форме на "место";

179. прототюрк *набик- "скучать" → бар., таг. йабык- "скучать", ср. эвенк. наб- "огорчиться, закручиниться", набьи "огорчение", набунда "унылый, печальный, грустный", набу- "заскучать, обидеться, затосковать", набус "досада, скука, уныние, огорчение";

180. прототюрк. *наби → др.-тюрк. ябы "войлочная подстилка под седло и на седло", ср. маньчж. намки "потник; войлок, подкидываемый под седло";

181. прототюрк. *нам → др.-тюрк. йам "сор, соринка", тув. чам ← йам "сор", ср. эвенк. намнэ "сор, мусор, пыль";

182. прототюрк. *намач → тур. йамаж "склон горы", ср. эвенк. намна "склон горы, ровное место на склоне горы, крутой скат, пологий", наиур "гора, крутой склон", намуриннга "равнина в горах"; сюда же относится и японская основа яма "гора", в которой также имеет место десоноризация анлаута: *нама → яма;

183. прототюрк. *намри → нангри "кривой, согнутый" → осм. ямры "кривой", ср. эвенк. намара- "согнуть, сложить; сложить вьюки", ульч. нама- "завернуть, упаковать", нангу- "мяться, сгибать, скручивать";

184. прототюрк. *намаш- "вталкиваться, прицепляться" → осм. ямаш- "вталкиваться", ср. эвенк. намала- "втолнуться, зацепиться, прилипнуть", намара- "прижаться, приклеиваться, быть привязанным к вьюку", ороч, нама- "обнять", орок. намола- "сжать", ср. также нивх. мам ← нам- "сжать, сдавить";

185. прототюрк. *нити- → др.-тюрк. йытыг "нить, веревка" = монг. нит-гэр- "сучить нить, вить";

186. прототюрк. *нам/нанг- "род сосуда" → чаг. йам "глиняная посуда", ср. эвенк. нангна/нина "деревянное блюдо, посуда, тарелка", эвенк. нина "чашка";

187. прототюрк. *небе "острие" → тюрк. йебе/жебе "стрела, клинок", ср. маньчж. нама → наба "игла, ланцет", нама гида "копье";

188. прототюрк. *нол "путь, дорога, тропа" → тюрк. йол/жол/дьол, ср. нивх, нол "тропинка";

189. прототюрк. *наг/нуг "масло, жир" → тюрк. яг/яв, лобн. йыг "жир", ср. нивх. нох "сало";

190. прототюрк. *нангырык/нангирик (анат.) "кость" → бар., тат. йангрык "кость", ср. нивх, ныньф "кость";

191. прототюрк. *нода "нога" → бар., тат. йода "верх ноги", кирг. жота "спина, осанка", ср. нивх, нытьх "нога";

192. прототюрк. *нулк- → тюрк. юлк- "ощипывать, дергать, теребить, щипать", ср. п.-монг. жулга- "выщипывать", монг. зулгаах, но эвенк. нулти- "теребить, дергать, щипать";

193. прототюрк. *най- "ровный" → *найпак "ровный" → кирг. йайпак "ровный", ср. п.-монг. нейген "ровный, одинаковый", монг. нийген "ровный", ороч. нэигэ "ровный, гладкий", маньчж. нэйгэлэ- "ровнять", нэйгэн "ровный, одинаковый, ровно, сплошь";

194. прототюрк. *нангак "орех, ядро, зерно, плод" → др.-тюрк. янгак. В составе данной основы выделяется корневой компонент йанг-, имеющий соответствия в ряде других языков, ср. эвенк. ньанг-та/нонг-та: 1. шишка кедровая; 2. орех кедровый, эвенк. ньангта 1. орех кедровый; 2. ядро; 3. косточка; 4. семя, зерно;

195. прототюрк. *нука "тонкий" → тюрк. йука, ср. нивх. нокла- "узкий, тонкий", маньчж. нэкэдэн "тонкий, слабый, редкий", чжурчж. нанк- "тонкий";

196. прототюрк. *налма "одежда, плащ, накидка" → др.-тюрк. ялма "одежда", ср. эвенк. нэлмэкэн "кафтан", орок. налма "одежда, доха, куртка", эвенк. нэл "нагрудник", эвенк. нэлэкэн "передник";

197. прототюрк. *нилиг "тепло, теплый" → тюрк. йылыг/жылыг, ср. эвенк. нэлкэ "оттепель, весна", нэлки "весна", эвен. нэлкэ, нолко "весна", сол. нэлхи "весна";

198. палеотюрк. *нел "демон, дракон" → др.-тюрк. ел, ср. нен. нгылека "черт";

199. палеотюрк. *надиган "рожь, зерно, ячмень" → алт. ядыган "рожь", ср. кор. нат "зерно";

200. палеотюрк. *нап- "делать" → тюрк. ял-, ср. нег. нэпэл- "смочь, справиться".

Ограниченный объем нашего исследования не позволяет приводить дальнейшие сопоставления в этом разрезе, однако и вышеуказанных двухсот параллелей вполне достаточно для подтверждения нашей гипотезы о вторичности анлаута й- в современных тюркских языках.

Таким образом, отсутствие анлаута н- в тюркских языках и наличие слов с анлаутом й- является для тюркских языков явлением уникальным относительно других родственных языков, где везде представлен анлаут н-. Утрата исконного анлаута н- и его замещение анлаутом й- имели место в глубокой древности в период смешения различных палеотюркских диалектов. Для современных тюркских языков утрату анлаута н- следует рассматривать как результат воздействия палеотюркского субстрата: на уровне прототюркского языка во всех основах был представлен анлаут н-, однако в процессе диалектного дробления в одном из палеотюркских диалектов начался процесс замещения н- анлаута согласным й, который впоследствии полностью вытеснил н-.

Литература

1. Серебренников Б.А., Гаджиева Н.З. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1986. С. 52.

2. Щербак М.А. Сравнительная фонетика тюркских языков. Л., 1970. С. 79.

3. Рясянен М. Материалы по исторической фонетике тюркских языков. М., 1955. С. 141–142.

4. Дмитриев Н.К. Фонетические закономерности начала и конца тюркского слона // Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. Ч.1. Фонетика. М., 1955. С. 328.

5. Караимско-русско-польский словарь. М., 1974. С. 223.

6. Лыткин В.И. Исторический вокализм пермских языков. М., 1964. С.181.


Опубликовано: кн. К.С. Кадыраджиев. Проблемы сравнительно-исторического изучения кумыкского и тюрского языков. Махачкала, ДГПУ, 1998 - 366с.

Размещено: 19.05.2013 | Просмотров: 2388 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.