Кумыкский мир

Культура, история, современность

Сражение при факелах

(8 мая 1583 г., 430 лет назад)

рис. 1Одной из ярких страниц дагестано-турецкого боевого содружества является участие кумыков во главе с Чопан-шаухалом в войнах османов против сефевидов в 1580-х годах, и в частности во время первого (11.05.1583 г.) Шемахинского сражения, а также второго (11.05.1583 г.), вошедшего в историю как «сражение при факелах».

Об участии кумыков в этих сражениях турецкий летописец Ибрагим Печеви скупо сообщает следующее: «В Шемаху прибыло 15 тысяч воинов-лучников, отряженных дагестанским шамхалом. Таким образом, исламское войско обрело весьма внушительную силу и мощь». Другой летописец, Ибрахим Рахимизаде, также сообщает: «В счастливом правом фланге армии находился правитель Дагестана - шавхал-хан».

* * *

Такое название оно получило по причине того, что продолжалось три дня, три ночи (ночью при свете зажженных турками тысяч факелов) и отличалось немыслимым упорством и ожесточенностью как со стороны османов, так и сефевидов. Во главе первых стоял знаменитый Осман Паша, а во главе вторых - их известный полководец Имам Кули Хан с многотысячным войском. Первоначально успех сопутствовал сефевидам: Имам Кули хан даже отвоевал у турок Шемаху.

Финальное, решающее сражение произошло 11 мая 1583 года в местности, называемой «Баштепе». Сефевиды («кызылбаши») потерпели поражение и вынуждены были поспешно отступить, оставив на поле боя более 10 тысяч своих воинов. Турки во главе с Осман Пашой Оздемир-оглу тем самым одержали очень важную для исхода всей многолетней войны с сефевидами победу. В результате неё османы сохранили за собой Дербент и Ширван, а Дагестан (Кумыкия) и Грузия были надолго защищены от сефевидской угрозы.

* * *

По традиции принято считать, что «сражение при факелах» произошло на берегу р. Самур, в местности Баштепе. Однако это мнение вызывало и теперь вызывает немалые сомнения. Ибо всесведущий турецкий географ и путешественник Эвлия Челеби (долгое время гостивший у шаухалов в Дагестане), хорошо знавший историю войн османов на Кавказе, еще в середине 17 в. писал, что «на некотором расстоянии (не уточняя, правда, в каком направлении) от города Демиркапы (Дербент) находится местность, называемая Баштепе».

По его словам, здесь же стоял лагерем в 1578 г. османский завоеватель Кавказа и Дагестана Оздемир оглу Осман паша. Он же указывал, что здесь (на этой местности) располагался один из великих городов (“şehr-i azim”) «моголов» (тюрков) и сообщал, что здесь все еще сохраняются здания и некоторые достопримечательности, а на мезаристане (кладбище) Баштепе и по сей день можно видеть могилы потомков  «великих моголов», занимающие площадь в 40-50 шагов в длину». По мнению Челеби, и этот город (Баштепе), и народ его уничтожил и разрушил до основания Тимур Хан. Баштепе, таким образом, местность во всех отношениях историческая, достопримечательная.

Возникает, однако, вопрос: где же конкретно располагался этот город. Мы в своей ранее опубликованной статье привели некоторые аргументы в пользу его отождествления с упомянутым выше Баштепе, с известным городом («старым городищем») возле Уллу Бойнака (ныне Уллубийаул Карабудахкентского района РД). О нем писали в своей «отписке» грузинские послы в Москву старец Кирилл и подьячий Савва (1603-1604). Их путь лежал по маршруту Дербент-Бойнак-Тарки. Старец Кирилл упоминает о «старом городище», которое стоит на реке Бойнак (очевидно, Количи. -К. А.): «...а от моря тою рекой до городища верст 15... а от Тарков днище... А на том городище стены и башни и ныне есть, только посыпались, а мерою то городище в длину и поперек сажен по 300». Кирилл указывает далее, что «ис того городища прилегало две дороги – одна дорога в Дербени, а другая в Шемаху и в Баку». Ученые-историки, в свою очередь, еще ранее отождествили его с гуннским городом, «великолепным Варачаном», как его называл Моисей Каганкатваци. На это «старое городище» в 1666 г., очевидно, обратил внимание и турецкий путешественник Эвлия Челеби, описывая «г. Баш-тепе» «на некотором расстоянии от Дербента».

Отметим только: «Баштепе» у Эвлия Челеби могло быть прямой калькой кумыкского топонима «Баштёбе», под которым, надо полагать, подразумевалось параллельное название горы Избир-тау, возле которой располагалось упомянутое «старое городище». В этой связи напомним, что одно из значений термина «тепе» в турецком языке – «возвышенность высотою в несколько сот метров», а «тепечик» с уменьшительным суффиксом -чик обозначает «холм, горку, небольшую (невысокую) возвышенность». Я раньше уже писал, что местные жители, кумыки, с незапамятных времен обратили внимание на это чудо природы. А заметив, на свой народный лад и назвали Йюзвартау, что может означать лишь «гора с человеческим профилем, с человеческими очертаниями». Все это позволяет нам предположить, что, возможно, именно Эвлия Челеби стал еще в XVII в. первооткрывателем «Баштепе»-«Избирбаша» – «горы с человеческим профилем, с человеческими очертаниями».

Таким образом, если верны приводимые нами факты и наши рассуждения, «сражение при факелах», можем утверждать, происходило именно здесь, на очень важном после Дербента геостратегическом пункте, где находятся Избир-тау и прилегающая к ней равнина.


«Ёлдаш» 08.02.2013

Размещено: 12.02.2013 | Просмотров: 2553 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.