Кумыкский мир

Культура, история, современность

Шамхалы, наместники и карачи-беки: аспекты тюркско-кумыкской генеалогии

(Дагестан, Северный Кавказ и Крымское ханство)

Дагестан и Северо-Восточный Кавказ

Сравнительно недавно нами было обращено внимание на имя шамхала Г̣уми:к̣а А.х̮..сбāр «Ахсувар или Ахсибар» из арабской (1318-1319 гг.) надписи на камне из даргинского с. Худуц (х̮уди:ц, дарг. кубач. ХудейцI) Дахадаевского района Дагестана. Он, как предполагается, является тем же лицом, что и упоминаемый на надгробной плите конца XIII или XIV в. в Калакорейше – столице Кайтага до XVI века – «владелец Кала-Курайша А.х̮..с.̣б.р. сына Хиздана» и отождествляется с шамхалом Шевкалом, погибшим в 1327 г. в Твери – представителем первой ветви (от Менгу-Тимура) династии кумыкских Чингизидов, прекратившейся в 1396 г. Конечная часть онима «сына Хиздана» может читаться как Хиздар и даже звучать как Хиддан (Хиддар) с конечной частью -дан (-дар), первый вариант которой является кыпчакско-огузским показателем исходного падежа, возможно, указывающим на место – «из х̮из/х̮ид»-а, если допустить смешение «куньи» и прозвища тюркоязычным автором надписи [1].

Ввиду близости данной части (х̮из/х̮ид) к авар. Гьид – названию Гидатлинского общества (Гьидалълъ бо), не связанного с наименованием какого-либо населенного пункта, этот шамхал мог относиться к числу потомков шамхалов – шаонхал, живших в селениях этого общества – Тидиб, Урада, Ги(е)нта (Кахибский район РД, южное наречие аварского языка), а также Хучада Шамильского района, где ранее, возможно, проживали ахвахцы, включенные в Гидатль после гибели своего хана в столкновениях с хунзахским нуцалом и гидатлинским шамхалом [2]. Показательно и то, что жители этого общества считают себя потомками грузин, поздно, ок. 888 г.х. (ок. 1510 г.), приняли ислам, но сохранили большие, чем соседи, пережитки христианства и язычества [3].

Не исключено, что при отождествлении второй, булгарской по происхождению части ойконима х̮уди:ц(I)и:ц(I) с аналогичной со значением «внутренний», содержащейся в ойкониме Ицари того же Дахадаевского района [4], его семантика может быть описана как «Хида внутренность», возможно, «собственность». Не случайно, она и была передана соседнему селению Ан.дж.б.к. (Анчибачи), вошедшему затем в состав с. Кубачи и обнаруживающему близость к кумыкскому Анжи, которое «носит достаточно древний, по крайней мере, булгарский характер и распространен не только в пределах Дагестана, но и Северо-Восточного Кавказа»[5].

Упоминание в историческом сочинении «Аноним Муслима из Урады» того, что в ХV в. в западной части Дагестана распространял ислам огнем и мечом некий князь («эмир эмиров») Алибек, которому принадлежит письмо, направленное в общества Ансух, находившееся на части территории Тляратинского и Цунтинского районов Дагестана, с целью обращения в ислам жителей дидойского (цезского) с. Кидеро [6] (часть цезов приняла ислам к 1740-м гг., а на начало 1770-х гг. цезы платят «вроде дани более сильному округу Анцуг»[7]), позволяет, казалось бы, видеть в нем представителя первой шамхальской династии чингизидов в Дагестане. Однако то, что, по данным грузинских источников, еще в 1640 г. жители тех мест оставались язычниками, не исключает его отнесение ко второй династии и отождествления с сыном шамхала Будая I, погибшего вместе с двумя братьями в походе на Кабарду в 1566/1567гг., – Алибеком Казикумыцким. Владение последнего, первоначально включавшее будущее Мехтулинское ханство и территории нынешних Левашинского и Акушинского районов, и его сына Чопалава c центром в Казикумухе и выделившееся в начале 90-х гг. ХVI в., просуществовало до 1641г., когда оно вышло из состава шамхальства [8].

Неясно, в каком отношении к нему находится «даруга (монгольский по происхождению термин, имеющий значение «наместник») и шамхал» Анди, видимо, наместник здесь шамхала, Алибек, говоривший, как впоследствии его сын и внук, по-кумыкски. В сражении с ним был убит князь Турурав I, правивший, по неуточненным данным [9], между 1618 и 1645 гг. [см. 10] (его имя отражает ротационную форму хазарского титула tudun, известную у волжских булгар [11]). Он, собрав подать с Гумбета, Шубута и Киялал (верховья р. Аргун), которые вместе с прилегающей частью земель горной Чечни входили в состав удела его отца Каракиши, правившего Гунбетом между 1604 и 1618гг. [12], явился за тем же в Анди. Речь, таким образом, возможно, идет о столкновении представителей двух групп местной аристократии, возможно, самой старой булгаро-хазарской и новой чингизидской (второй династией).

Центральный и Северо-Западный Кавказ

К эпохе, когда Центральный Кавказ входил в состав шамхальства, следует отнести, по всей видимости, появление в Карачае владетельной фамилии Крымшавхаловых, первый носитель которой Крымшавхал прибывший в Баксан (вероятно, наместник шамхала в этом регионе, родственно связанный с ним), женился на дочери прародителя карачаевцев Карчи. Известно, что первенцем Крымшавхала был Сайлар-бий, сыном Сайлар-бия – Девлет-Гирей, Девлет-Гирея – Бек-Мурза, последние два из которых умерли в 20-е гг. XVII в. [см.13].

Крымшавхаловы могли быть просто наместниками шавхалов, родственно связанными с ними, если принять во внимание известные сведения Э. Челеби о том, что «в очень древние времена столицей падишахов Дагестана был» золотоордынский город Маджар (Ирак-и-Дадиан), находившийся в XIII-XVI веках на месте современного Будённовска и достаточно территориально близкий к Карачаю. Тем более что в «Тарих Дагестан» Мухаммадарафи (неясной датировки) говорится «о жителях всего Дагестана, от вилайата Чаркас до города Шамах» [14]. Это понимание поддерживается значением первой части (къ(ы)рым) соответствующего титула, которая может считаться, если принять во внимание бытование в других тюркских языках формы къыран с близкими значениями и конечным -н, закономерно переходящим в кумыкском в -м, производным от къыр «поле», «снаружи», т.е. «полевой», «наружный», «внешний» шавхал. Ср. аналогичный по смыслу компонент фельд-, встречающийся в терминах фельдмаршал, фельдшер. Кроме того, оно может сравнено с названием Крыма, также имеющим тюркское происхождение.

Если отпустить, как это делает К.М.Алиев [15], по 33 года жизни на три поколения (Крымшавхал – Сайлар-бий – Девлет-Гирей и Бек-Мурза) и вычесть полученную цифру из 1620-х гг., то получается первая четверть XVI в., когда мог править Крымшавхал, принять во внимание упоминание в документах 1630-1640-х гг. сыновей Бек-Мурзы – вторая половина XVI в. [16]. Имя же прародителя карачаевцев Карча может восходить к титулу карачи-беков, институт которых оформился в течение конца XIV-ХV вв. и представлял собой крупнейшие роды Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. Они (карачи-беки) были известны не только в поздней Золотой Орде, Крымском ханстве (см. в последующем изложении), Касимовском царстве [17], но и в собственно Кумыкии [см. 18], где наиболее известными были карачи-беки (бии) из впервые упомянутого в турецких документах 1581-1586 гг. [19] с. Эрпели.

Крымское ханство

Причем еще до этого, в золотоордынскую эпоху, основу населения Крымского ханства составили кумыки-брагунцы, наследниками которых стали барыны, переселившиеся в Северное Причерноморье с Центрального Кавказа после разрушения в 1324 г. хулагуидским полководцем Чупаном их городов Верхний и Нижний Джулат [20]. Причем, «в Крымском ханстве, являющимся одним из наследников Золотой Орды, без согласия Карачи никто не мог взойти на престол» [21]. Однако хан Адиль-Сахиб-Гирей (1532-1551 гг.), чтобы ослабить влияние княжеских родов Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, распространил их права на род Седжеут и возвысил значение (ногайского) рода Мансур [22], который занял место рода Мангыт [23] монгольского происхождения, в названии которого, как рода Седжеут, конечное -т указывает на восточноазиатское происхождение.

В дальнейшем, по данным «Сейахат-наме (Книги путешествий)» Эвлия Челеби (1666г.), «отделившиеся роды беев именуются Ширин, Мансур, Седжеут и Улан. Уланами называются те беи, которых, к примеру, ханские дочери породили. Войсковые люди зовутся Карачи…», что свидетельствует об упадке Барынов уже ко второй половине XVII в. И, по мнению польских комментаторов, «Ширин, Мансур, Седжеут (или Седжевут) — это названия трех самых могущественных крымских родов. Турецкое выражение Улан, как нам кажется, употреблялось для обозначения детей, а в особенности сыновей крымских феодалов от браков с представительницами рода Гереев. Выражение Карачи (монг.) — это название не «войсковых людей» в Крыму, а наименование беев наиглавнейших родов: ширинов, мангытов, седжеутов и аргынов, а иногда и мансуров»[24].

Вместе с тем, по преданиям, записанным в начале ХIХ века, к числу дорт-карачи, без согласия которых крымский хан «сам собою ничего к управлению народов относящегося не мог предпринимать», относились «4 рода беев: 1-й Ширин, 2-й Мансур («потомки бея Мансура – одного из сыновей Эдиге, водворившихся в Крыму в 80-х гг. XV в.»), 3-й Барын, 4-й Сиджиут». Тогда же было отмечено, что к числу бейских родов первого разряда относились Ширинские, Мансурские, Сиджеутские и Аргинские, второго – Кипчакские и Яшлавские. Но при этом в дальнейшем родословных Сиджеутов и Барынов, последние из которых пришли в упадок ко времени утверждения русского владычества (в конце XVIII века), не было найдено или не сохранилось [25].

Ведущие свое происхождение от Дангы-бея (Тегиня) Ширинские как первый из семи бейских родов Крыма имеют, подобно его ханам, титул калги и нурадина и были пожалованы ими ханской печатью Бадемы Мугыр [26], являющейся принадлежностью рода Джучидов [см. 27], а также кумыкских шамхалов. Это позволяет предполагать не только их непосредственную связь с участником похода Идегея на Русь зимой 1408 г. Тегиней (Дангы-беем), сыном Шиха – эмира Джучиева улуса, но и, что менее вероятно, с Ширин-беком, старшим сыном Кепек-хана, седьмого сына Токтамыша (ум.1405), который являлся потомком в пятом колене Тука-Тимура – тринадцатого сына Джучи [28]. К числу потомков последнего восходит с 1389 г. и вторая чингизидская династия кумыкских шамхалов, правление которой прекратилось в 1862г., числу ее атрибутов также относилось изображение миндаля – бадеми [29]. Показателен в данном смысле и вариант имени Тучалава, сын которого Алибек стал, как уже было отмечено, прародителем князей Кази-Кумухских [30], – Джучилав, обнаруживающий явную близость к имени сына Чингис-хана Джучи.

Вышеизложенное позволяет предполагать более позднее (в конце XIV-начале XVвв.) появление в Крыму Ширинов, нежели Барынов. К числу последних, вероятно, относятся эмиры Золотой Орды Баринтокту, который был казнен ханом Токтой в декабре 1292/1293г. за поддержку Тула-Буки в его противостоянии с Ногаем, и Барын, нашедший и убивший в 1419 г. старшего эмира Золотой Орды – знаменитого Идигея [31]. Не исключено, что столь же поздно переселились в Крым и Яшлавские беи, предком которых был Абак-бей Кудалак, пришедший со своим народом с Волги [см. 32], при условии отождествления последнего с Абаком – сыном Ядгар-хана, который является потомком в седьмом колене Шейбани – пятого сына Джучи-хана [см. 33].

Что же касается Сиджеутов, в названии которых также представлен восточнотюркский показатель мн. числа -т, то, по данным «Джами-ат-таварих» (1310/1311) Рашид-ад-Дина, «во времена Чингих-хана, в то время, когда он делил эмиров и войско между царевичами, он отдал из этого племени [cиджиут] Мунгэду-нойона Джочи-хану; в эпоху Бату тот ведал войском («левой руки» [34]). В настоящее время старший эмир, который у Токта, по имени Черкес, – из его рода» [35] («один из его потомков (возможно, сыновей) Черкес занимал ту же должность», будучи «старшим эмиром Джучиева улуса», «служил в период правления Токты» (1270-1313, правил с 1291) [36]). Разграничительной линией, отделявшей его войска от правого крыла, которым командовал Ногай, была р. Дон, причем другой Сиджиут – Алатай – способствовал воцарению Узбека после Токты (в 1313г. до похода Чопана – см. выше), но спустя полвека после этих событий левым (восточным) крылом командовал уже Тенгиз-Буга из племени Кыйат [37].

Все это позволяет предполагать, что Черкес распоряжался войсками, дислоцированными (до Дербенда Хазарского) на Северном Кавказе, который в персидской традиции того времени (в «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина – см. выше) именовался Черкес, монгольской – Серкесут [38], что и легло, надо полагать в основу его имени. Пришельцы-сиджиуты вместе с барынами могли уйти в Крым, где известна тамга первых [39]. О прошлом пребывании их рода на Центральном Кавказе может свидетельствовать ее близость к тамге фамилии Шахановых, считающейся балкарской, а также к тамгам народов Средней Азии и Сибири [40], что еще раз подчеркивает ее восточноазиатский характер.

Известно вместе с тем, что «у внука родоначальника Крым-Шамхаловых (!) Ислама Эльбуздуковича имелись сыновья Магомет и Али, ставшие соответственно основателями родов Магометовых и Шахановых…». Эти данные позволяют М.И. Баразбиеву «не согласиться с мнением современного исследователя из КЧР Р.Т. Хатуева, считающего карачаевцев Шахановых потомками балкарских князей Шахановых, и сделать вывод о том, что они являются однофамильцами» [41].

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина ХIII – конец ХIУ вв.) // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. – Владикавказ, 2009.-С.59.

2. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские.- Махачкала,2008.- С.47.

3. Микаилов Ш.И. Очерки аварской диалектологии. – М.-Л., 1959.- С.297, 298.

4. См. Гусейнов Г.-Р. А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений языков Северо-Восточного Кавказа и Дагестана с русским языком. – Махачкала, 2010. – С.39.

5. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Об ойкониме Анжи // Вести КНКО.- Махачкала, 2002/2003. Вып.8-10.- С.39.

6. Дагестанские документы XV-XVIIвв. // ссылка

7. См. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. – М.: Наука, 1980. Ч.3. -С.113.

8. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. – С.101-103.

9. Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. Опыт историко-филологического исследования документов фонда «Кизлярский комендант». – Махачкала, 2002. – С. 259 прим.8.

10. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. – Махачкала, 1990. – С.158-165.

11. См. Гусейнов Г.-Р.А.-К. История… – С. 27.

12. Cм. Айтберов Т.М. Указ. раб. – С.158-165.

13. Алиев К.М. Указ. раб. – С.104.

14. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. – Махачкала, 1993. – С.98.

15. Алиев К.М. Указ. раб. – С.56

16. Лайпанов К.Т. Этногенетические корни старинных карачаевских фамилий // ссылка

17. Трепавлов В.В. Джучиев улус в ХV-XVIвв.: инерция единства // Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (ХIII-ХVвв.). – Казань, 2009. – С.13; ссылка

18. Алиев К.М. Таргу-наме. Лексикон. – Махачкала, 2001. – С.200.

19. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. – С. 107.

20. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Указ. раб. – С.74-75.

21. Хайрунисса Алан. Верховная власть в Золотой Орде и появление карачи-беев // Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (ХIII-ХVвв.). – Казань,2009.-С. 66-67.

22. crimea-tour.ru/bakhchisaraiskii_dvo...

23. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства // ссылка

24. ссылка

25. Cм. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков. Пути развития. Рукописи, тексты и источники. – М. 2009. – С.206, 210, 211.

26. Cм. там же, с. 207-208, 283.

27. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальство в контексте политического наследия Улуса Джучи на Северном Кавказе // Золотоордынская цивилизация. – Казань, 2008. Вып.1.-С. 231.

28. См. Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. – Казань, 2009. – С.170, 219.

29. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане. – C. 60.

30. См. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. – С.162-163.

31. См. Селезнев Ю.В. Указ. раб. – С. 47,86.

32. Зайцев И.В. Указ. раб. – С. 209

33. Селезнев Ю.В. Указ. раб. – С. 24.

34. Там же. – С. 133.

35. Образование Золотой Орды. – Казань, 2008. – С. 77.

36. Селезнев Ю.В. Указ. раб. – С. 133, 214,179

37. Кушкумбаев А.К. Крыльевая система в улусе Джучи // Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (ХIII-ХVвв.). – Казань, 2009. – С. 96, 97.

38. Образование Золотой Орды. – С.22, 98.

39. См.: www.tatargen.ru/timerbek/003.html.

40. Лавров Л.И. Кавказские тамги. – Нальчик, 2009. – С.28 №741, 58.

41. Баразбиев М.И. Генеалогические предания о происхождении балкаро-карачаевского сословия Чанка // ссылка


Опубликовано: Генеалогия народов Кавказа: история и современность. – Владикавказ, 2013. Вып. IV. – C.76-85.

Размещено: 06.06.2013 | Просмотров: 3591 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

moonbloke оставил комментарий 12.06.2013, 16:13
Comment
Касательно карачаевских Крымшамхаловых, в ли родословной второй половины 19в. из приложения к запискам Н.Г. Петрусевича, Крымшамхалом и основателем фамилии назван отец Бекмурзы дед живших в первой половине 17 в Каншаубия, Камгута, Эльбуздука и Гилястана(последние двое упоминались русскими послами в 1639-40г).
В "кодексе Къарчи", записанном в 19 в. Крымшамхалом назван сам Бекмурза.
В одном из самых распространенных преданий о Къарче, Крымшамхал принял сторону Къарчи в борьбе с кабардинским князем Кази(убитый в 1615 г.).
Поэтому врядли стоит оспорить основателя карачаевских Крымшамхаловых к началу 16 в., но к середине 16в. вполне...
С уважением, студент карачаевец.)

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.