Кумыкский мир

Культура, история, современность

Совершенствование изучения и преподавания родных языков и литератур в образовательных учреждениях РД

фотоКак известно, опыт социальных экспериментов XX века привел мировое сообщество к окончательному отказу от идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества. Необходимой культурной основой полноценного национального развития и нормальной жизнедеятельности общества является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации.

Образовательная политика России отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

Одним из стратегических направлений развития системы российского образования является формирование поликультурного образовательного пространства, соответствующего современному состоянию и перспективам развития многонационального и многоконфессионального российского общества и государства. Выступая на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям, об этом еще раз напомнил Президент РФ В. В. Путин: «Мы не утратили нашу национальную культуру, язык, традиции. Россия всегда славилась, гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась ее сила». Слова Президента имеют прямое отношение к нашей республике, ибо по числу населяющих народностей и изучаемых языков она занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации.

В Республике Дагестан, как и во всей Российской Федерации, продолжается реализация программы модернизации общего образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Согласно постановлению Правительства РД от 8 июля 2011 года «О комплексе мер по модернизации общего образования в РД», одними из приоритетных направлений образовательной политики МОН РД является создание материально-технических условий ОУ РД, повышение профессиональной компетентности педагогов, введение новых форм, методов, содержания в систему повышения квалификации педагогических кадров, которые необходимы для совершенствования преподавания и повышения качества знаний обучающихся.

В связи с принятием закона от 01.12. 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» изменены концептуальные подходы к разработке и структуре Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Из компетенции субъектов РФ в области образования исключены самостоятельная разработка и утверждение ГОС (национально-регионального компонента), примерных образовательных программ, базисного учебного плана, учебников. ФГОС учитывает реализацию этнокультурных, региональных особенностей в соответствующих документах (компонентах), т.е. изучение родного языка и литературы народов РФ из вариативной части базисного учебного плана перешло в инвариантную часть базисного учебного плана.

Образовательная политика РД основана на стратегии сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором создаются условия для изучения русского и родных языков и обучения на родных языках: родной язык выступает как основной фактор формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенный в общечеловеческую культуру; владение же русским языком, в первую очередь, выступает как средство познания достижений русской и мировой культуры, науки и в то же время как инструмент межнационального общения.

Сложившаяся образовательная система в республике подтвердила правильность избранной языковой политики с точки зрения языка обучения и языка изучения, последовательность, продолжительность и объем использования которых определен республиканским учебным планом: в сельских однонациональных школах с I по IV класс языком обучения считать родной язык; с V по XI класс в однонациональных школах и с I по XI класс в школах со смешанным национальным составом учащихся – языком обучения считать русский язык. Учебный процесс в таких школах осуществляется соответственно языку обучения по дифференцированным программам и учебникам.

В РД функционируют 1578 общеобразовательных школ: из них 284 – с русским, 548 – аварским, 219 – даргинским, 161 – кумыкским, 141 – лезгинским, 68 – табасаранским, 55 – лакским, 11 – чеченским, 7 – азербайджанским языками обучения.

В качестве предмета аварский изучается в 455 школах, даргинский – в 221, кумыкский – в 104, лезгинский – в 138 школах, табасаранский – в 79, лакский язык – в 56, чеченсий – в 37, азербайджанский – в 51, агульский – в 25, рутульский – в 13, цахурский – в 10 школах.

В настоящее время в республике работает около 4 тыс. учителей родных языков и литератур, 900 из которых являются учителями городских школ.

В последние годы Министерством образования и науки РД, подведомственными учреждениями, органами управления образованием районов и городов оптимизирована работа по повышению уровня обучения школьников родным языкам в общеобразовательных учреждениях РД. Предприняты серьезные меры по улучшению состояния преподавания родных языков и литератур в общеобразовательных учреждениях РД. Предусмотренные приказом МОН РД № 892 от 17.09.07 г. «О мерах по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных учреждениях РД» мероприятия и поручения неукоснительно выполняются1).

 В целях реализации этнокультурного образования, в частности, исполнения законодательства РФ в области образования, в части создания условий и организации преподавания родных языков Министерством образования и науки РД разработаны и утверждены Примерные учебные планы, учитывающих особенности двух типов общеобразовательных учреждений с однонациональным и многонациональным составом учащихся (приказ МО РД № 3138 от 13 августа 2012г.).

 Другим важнейшим направлением является разработка и издание учебников родных языков и литератур. Начиная с 2000 года, стабильно в бюджете республики предусматриваются средства на издание учебников национально-регионального компонента. За последние годы в республике издано 350 наименований учебников, учебных пособий общим тиражом более 3 млн. экземпляров по родным языкам и литературам. Только в этом году учащиеся сельских и городских школ получат более 10 наименований учебников по родным языкам и литературам.

В рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования осуществляется работа с педагогическими кадрами. Учреждения среднего, высшего и дополнительно профессионального образования готовят кадры для системы дагестанского национального образования. Педагогические колледжи ежегодно выпускают свыше 900 специалистов для работы в начальных классах, в том числе и с преподаванием на родном языке, а также около 100 преподавателей родных языков и литературы. Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров (ДИПКПК) ежегодно проводит курсы повышения квалификации около 400 учителей.

Переход системы повышения квалификации на более содержательные и мобильные программы, а именно на модульно-рейтинговую систему, позволило добиться более высокой результативности в повышении квалификации – улучшения качества преподавания, роста профессиональных компетенций специалистов, формирования и развития инновационного потенциала учителя.

На данном этапе мы можем отметить некоторую положительную динамику профессионального развития специалистов. К примеру, в прошлом учебном году на аттестацию учителями родных языков и литератур всего было подано заявок – 50, явились – 50: из них прошли – 40 / 80% , не прошли – 10 / 20%. Результаты повышения квалификации за истекший год: прошли всего – 366, из них в процентном соотношении не прошли всего - 8%, сдали на удовлетворительно – 38%, на хорошо – 36%, на отлично – 18%.

Для осуществления компетентностного подхода разработаны и внедрены программно-методические ресурсы, обеспечивающие доступность и эффективность повышения квалификации учителей родных языков и литератур. Они размещены на сайте института, создан депозитарий программ и программных модулей повышения квалификации, предоставляющий возможность специалистам дистанционно повышать свою профессиональную квалификацию.

В целях практической направленности курсов и опоры на результативный инновационный опыт лучших педагогов и ОУ создано свыше 20 опорно-методических площадок, на базе которых ведется работа, связанная с организацией открытых мероприятий (мастер-классы, семинары), что дает возможность слушателям на практике освоить технологические и методологические достижения школы и педагога.

Выявлению и определению эффективных подходов в преподавании родных языков и литератур способствует активная работа сотрудников кафедры родных языков и литератур по обобщению и распространению передового педагогического опыта учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование» и конкурса «Лучший учитель родного языка» на курсах повышения квалификации. Ежегодно не только изучаются, но и публикуются в республиканской печати, размещаются на сайте института повышения по 6-7 опытов творчески работающих учителей.

Обеспечение учебно- и научно-методической базы образовательного процесса по родным языкам литературам является важным условием для совершенствования и качественного улучшения преподавания предметов. За последние 3 года наблюдается значительная активизация деятельности в данном направлении. Преподавательским составом кафедры родных языков и литератур ДИПКПК издано 11 единиц учебно-методических пособий. Среди них: «Тесты по лезгинскому языку для 5-9 классов», «Тесты по лезгинскому языку для 10-11 классов», «Тематические словари» на 6 языках, «Методика изучения лирических произведений на уроках даргинской литературы», «Сборник изложений для 5-9 классов по даргинскому языку, «Тесты по даргинской литературе для 5-11классов», «Тематическое планирование уроков в 5-11 классах», «Поурочные разработки по лезгинскому языку и литературе для 11 класса», «Тесты по кумыкскому языку для 10-11 классов», «Практикум по развитию речи учащихся начальной школы» (кумыкский язык) и др.

Не менее важным измерителем профессионального роста педагогических кадров является достижения в рамках республиканских, всероссийских конкурсных мероприятий. В республике наработан некоторый опыт по созданию условий для профессионального развития и дальнейшему совершенствованию практики и выявлению, поощрению творчески работающих работников образования и пропаганде, распространению передовых образовательных технологий, успешно применяемых отдельными педагогами.

Отрадно отметить, что с каждым годом количество и география участников конкурса «Лучший учитель родного языка» увеличивается, уровень креативности участников повышается. Большим достижением образовательной системы РД стало победа учителя аварского языка и литературы гимназии №35 г. Махачкалы Магомедовой Гулишат Абдусаламовны в ноябре 2011 года в г. Москве в ежегодном конкурсе «Всероссийский мастер-класс учителей родных языков», организованный Министерством образования и науки Российской Федерации на базе Института национальных проблем образования.

К тому же, в мае 2012 года в г. Владикавказ в Межрегиональном творческом конкурсе-фестивале молодых учителей родных языков «Мы разные, но равные» учитель аварского языка и литературы Мухумаева Сарат Магомедовна (МКОУ СОШ №7, г. Кизилюрт) стала лауреатом II степени. Там же учитель лезгинского языка и литературы Шахмарданов Сейфуллах Абдулазизович (Цинитская СОШ, Хивский район) был признан самым лучшим в номинации «Счастьем поделись с другим». Очень хочется надеяться, что это будет не последними победами в копилке наших учителей, ведь именно такие победы дают стимул творчески работать и ведут дальше, к новым свершениям.

Существенную роль в совершенствовании научно-методического уровня учителей родных языков и литератур РД и повышении качества знаний учащихся по родным языкам и литературам оказывают массовое участие специалистов в работе ежегодных республиканских конференций, семинаров по вопросам сохранения и развития языков, методики преподавания предметов. Их результаты динамично и успешно внедряются в учебный процесс ОУ РД.

Популяризации родных языков, усилению интереса учащихся к родным языкам, повышению их качества знаний, а также поддержке творчески работающих специалистов способствуют проведение ежегодных районных, городских, республиканских смотров художественной самодеятельности «Очаг, мой Дагестан», в рамках которых существует номинация «Исполнение песни на родном языке» и республиканского конкурса на лучшего чтеца стихотворений дагестанских авторов на родных языках, традиционно проводимом в Международный день родного языка.

Очевиден тот факт, что сегодня по результатам участия в олимпиадах оценивают качество образования в школе, районе, городе, республике и уровень профессиональной компетентности учителя. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах республиканского уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

Проведение олимпиады направлено на повышение качества подготовки учащихся, стимулирование новаторского подхода педагогических работников к преподаванию родных языков и литератур, формирование национальной интеллектуальной элиты, повышение мотивации учащихся в изучении образовательной области «Родной язык и литература», предоставление возможности для самореализации и развития способностей учащихся.

Конечно, в настоящее время соперничать с телевидением, Интернетом школе трудно, но у нее есть свои рычаги воздействия на учащихся, и они находятся в руках учителя. Чтобы поднять литературное и языковое образование школьников на новую ступень, учителю необходимо: хорошо знать теоретические и методические основы изучения родного языка и литературы в школе; повысить качественный уровень уроков, применять информационно-коммуникативные технологии, пользоваться Интернет-ресурсами, разнообразив их в организации уроков, внеурочных и внешкольных мероприятий; умело осуществлять межпредметные связи, особенно с историей, изобразительным искусством, музыкой, театром, с русской литературой, этнопедагогикой и этнопсихологией; систематически обогащать и развивать речь учащихся путем эффективной организации словарно-фразеологической и лексико-стилистической работы.

Вместе с тем, несмотря на предпринятые в последние годы МОН РД серьезные меры по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных учреждениях РД и коренному изменению отношения к ним, все же в изучении и преподавании родных языков продолжает существовать ряд нерешенных вопросов, особенно в городских школах. Из-за отсутствия специалистов не создаются группы по изучению родных языков, во многих занятия проводятся вне расписания; в аттестаты не выставляются оценки; не выделяются помещения под кабинеты; учителя с трудом проходят курсы повышения квалификации.

 Уровень преподавания родных языков в образовательных учреждениях республики, особенно в школах с русским языком обучения, не соответствует современным требованиям: у большинства выпускников наблюдается низкий уровень знаний родного языка. Это во многом объясняется такими факторами, как отсутствие у многих учителей родных языков городских школ базового филологического образования, малое количество часов в неделю на изучение родного языка и литературы, нехватка учебников, недостаточное обеспечение ОУ учебно-методической литературой, наглядными пособиями, ТСО и художественной литературой на родных языках для внеклассного чтения.

 В сельских школах, которые занимаются по первому учебному плану, такого негатива нет. Однако в некоторых из них мы столкнулись с упущениями руководства по вопросам создания условий для изучения языков при наличии необходимого количества школьников, слабого внутришкольного контроля за преподаванием и уровнем знаний учащихся по родным языкам и литературам. В последнее время часты случаи перехода однонациональных сельских школ от первого учебного плана ко второму, что не может не вызвать тревогу, связанную с будущим родных языков.

Тем не менее, на наш взгляд, активизация сплоченной и систематической работы всех региональных структур в обозначенных направлениях, конструктивное взаимодействие цепи звеньев «школа – органы УО – ДИПКПК – МОН РД» обеспечит решение большей части этих проблем и приведут к качественному обновлению содержания образования и подготовки квалифицированных кадров, отвечающих требованиям глубокой специализации. Такие конструктивные меры, как тесное взаимодействие органов управления образованием, образовательных и научных учреждений; активизация работы по внедрению инновационных подходов в преподавание родного языка; продолжение работы по развитию системы научного, методического, психолого-педагогического обеспечения обучения родному языку; привлечение в процесс этнокультурного образования семью, общественность и других институтов социализации человека, являются необходимыми условиями для развития системы этнокультурного (поликультурного) образования.

Обучение родному языку в изменяющихся информационных и социально-экономических условиях с учетом последних достижений педагогики и методики, как важная составляющая данного процесса, должно способствовать формированию личности учащегося в трехмерном пространстве: этнокультурном, российском и мировом, и положительно влиять на его идентичность и успешность в полиязычном социуме.


1) К ним относятся:

  • усиление контроля за преподаванием и уровнем знаний учащихся по родным языкам;
  • дополнение списка учебных дисциплин, обязательных для проверки при проведении государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, предметом «Родной язык»;
  • проведение инспекционных проверок управлений образованием и образовательных учреждений в части создания условий и организации преподавания родных языков;
  • активизация работы Экспертного совета в целях обеспечения учебно-методической базы преподавания предметов национально-регионального компонента;
  • проведение республиканских предметных олимпиад по родным языкам и литературам;
  • организация с 2007-2008 учебного года и проведение республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка»;
  • формирование примерных учебных планов общеобразовательных учреждений РД, опираясь на накопленный опыт, высказываемые педагогами замечания и предложения;
  • повышение эффективности и качества курсов повышения квалификации учителей родных языков и литератур;
  • активизация работы по изучению, обобщению и распространению опыта лучших учителей родных языков, уделяя при этом использованию инновационных методов преподавания, достижению высокого уровня знаний учащихся, успехов во внеурочной работе по предмету;
  • обеспечение организационной и методической помощи в подготовке и проведении школьных, городских, районных, республиканских олимпиад школьников по родным языкам и литературам.

Источник: «Родной язык в общеобразовательных школах РД: состояние преподавания, проблемы и перспективы». Материалы Республиканской научно-практической конференции (20 декабря 2012 г.)

Публикуется в сокращении.

Об авторе: Минатулаева М.М-Ш., к.ф.н., зав.кафедрой родных языков и литератур ДИПКПК

Размещено: 09.02.2013 | Просмотров: 7091 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.