Кумыкский мир

Культура, история, современность

Потребительское отношение к прошлому - опасно

Юсуп Идрисов – газете «Ёлдаш»

Р.Гарунов: – Есть ли у историков своя профессиональная этика или что-то наподобие клятвы Гиппократа?

Ю.Идрисов: – Насколько мне известно, такой клятвы нет. Вопрос о профессиональной этике историка затрагивает массу крайне важных тем и сюжетов: это и проблема научной объективности и щепетильности ученого-историка, не позволяющих фальсифицировать результаты своих исследований, это и проблема взаимоотношений ученого-историка и власти (и границ допустимого в этих отношениях), и еще ряд проблем. В рамках одного интервью все стороны этой проблемы рассмотреть просто невозможно.

– Меня, в частности, интересует такой вопрос: чему ты сам как исследователь отдаёшь предпочтение - патриотизму или профессионализму и объективности?

– Не вижу никакого противоречия между патриотизмом и профессионализмом, или объективностью. О профессионализме, считаю, мне говорить ещё рано, я только стремлюсь к нему. Думаю, каждый учёный обязан всю жизнь работать над собой и оставаться скромным. Самодовольные люди ни к чему не стремятся, а ученый, который больше ни к чему не стремится - мёртв. Поэтому скажу только об объективности, без которой никакая наука невозможна. Порой люди искренне заблуждаются или ошибаются. Это простительно. Непростительна сознательная ложь. Она ни при каких обстоятельствах не может быть патриотичной. Её по любому разоблачат, даже если её временно провозгласят и доктриной. Например, долгие десятилетия и даже столетия отрицалось скандинавское происхождение первой русской княжеской династии Рюриковичей. Какие только фантастические гипотезы ни выдумывались, чтобы сделать из них славян. Ломоносов вообще писал, что славянской цивилизации 399 тысяч лет. И ему верили. Потому что страстно хотели верить. Но вот возьмем, к примеру, сочинение Константина Багрянородного «Об управлении империей» и увидим там список порогов реки Днепр на славянском и русском языках. И вот когда анализируешь русские названия, на поверку оказывается, что все они скандинавские. Таким образом, древние русы были скандинавами. В этом, кстати, нет ничего постыдного, скандинавы основали также государства во Франции (Нормандия), Англии и Италии (Сицилия).

В своё время пытались уничтожить память о депортированных народах. Например, после выселения карачаевцев их земли передали Грузии. Все карачаевские названия переименовали на грузинские. И тогда известный кавказовед Лавров написал целую работу об исконности грузинской топонимики, а значит и грузинского населения в тех местах. В то же время в Карачае были уничтожены многочисленные рунические памятники на древнетюркском языке. Самих карачаевцев как народ на 14 лет вовсе вычеркнули из истории Кавказа. Для крымских татар такой заговор молчания продолжался целых 45 лет.

Безусловно, нам всем понадобится приложить много моральных усилий, чтобы не отвергать, не отрицать все противоположности в нашей истории, а признать и объединить во имя объективной истины. Это проблема не только России. Во Франции игнорируют устроенную французскими колонизаторами резню в Алжире, в США напрочь забыли о геноциде индейцев. Да и у остальных «рыльце в пушку». Забыв тёмные страницы своего прошлого, легче учить других правам человека и демократии, да и своих граждан легче обманывать.

– Ты пишешь, что ложь не может быть патриотичной, но ведь и в истории Дагестана есть такие факты, о которых не принято писать и говорить, о которых стыдно вспоминать?

– Ну, таких событий, наверное, немало. Насчёт стыда не знаю. Мне кажется, в Дагестане вообще мало стыдливых людей, не только историков. О репрессиях 1937 года не часто вспоминают. Особенно не хотят вспоминать имена организаторов террора, палачей. Из некоторых даже героев пытаются делать.

Документы стараются не выдавать исследователям. Говорят, не хотят, чтобы потомки палачей, доносчиков и жертв грызлись между собой. Дело в том, что имело место почти повальное доносительство. Перечитайте, к примеру, сборник «Репрессии 30-40-х годов», там всего лишь минимум, и то эта книга представляет партийных деятелей Дагестана и основоположников дагестанской советской культуры в самом неприглядном виде. Тему раскулачивания стараются не поднимать.

Ещё меньше любят у нас вспоминать о красном, белом и зелёном террорах. В ходе гражданской войны были убиты десятки тысяч человек. Некоторые сёла совсем опустели, а население равнинных, к примеру, районов сократилось на треть. Гражданские войны всегда и везде отличались особой жестокостью, брат шёл на брата.

– Достаточно ли внимания уделяется обществом и государством урокам истории в школах и вузах?

– В целом надо отметить, что к предмету история отношение со стороны властей и общества небрежное. Вот сейчас идет Год истории. И в этом же году в вузах значительную часть часов истории передают ОБЖ. Получается, что есть официальные декларации и есть фактические решения, которые этим декларациям противоречат. Но ещё хуже то, что учащиеся этому только радуются - они считают историю совершенно не нужной. Это тревожный симптом. Людей, не знающих своё прошлое, легко опять увлечь какой-нибудь опасной химерой. Уроки истории при всех их возможных минусах дают минимум знаний, имена и факты, а кому хочется детально во всём разобраться, то к его услугам открыты фонды Национальной библиотеки. Работники краеведческого отдела мне жаловались, что в последние годы посещение библиотеки упало в разы. В отдел периодики научная литература приходит с опозданием на месяцы. В реальности общество вспоминает о прошлом только на юбилеи, после выхода на киноэкраны «исторического блокбастера» и по случаю какой-нибудь дутой сенсации по телевидению. Такое потребительское отношение к своему прошлому опасно. Получается, что само общество готово принять любое искажение, лишь бы оно тешило его самолюбие или щекотало нервы. Что там их детям в школах и вузах преподают, никому не интересно.

– А как можно, по-твоему, исправить эту печальную ситуацию?

– Должна проводиться целенаправленная работа, нужно заинтересовать людей. В той же библиотеке проводятся разного рода масштабные мероприятия, экономические форумы, круглые столы. Почему на их финансирование в бюджете средства есть, а на несколько недорогих научных журналов денег нет? Общество обязано задавать такие вопросы. Если же говорить конкретно о привлечении интереса именно к прошлому, то тут велика роль телевидения. Вот как-то показывали по РГВК документальный фильм про Хасая Уцмиева. Я, как и множество моих знакомых, получил большое удовольствие от его просмотра. Простор для деятельности очень широк. История не ограничивается школой или вузом. Мы сталкиваемся с ней на каждом шагу, и потому она всегда будет актуальной.

И ещё вон сколько разных общественных фондов расплодилось по всей стране. С громкими названиями «имени того», «имени этого». Не знаю даже, чем они занимаются. Вроде, как я слышал, их руководители ограничиваются представительными функциями «свадебных генералов» на мероприятиях, организованных другими людьми. Это выглядит со стороны очень нелепо. А между тем они могли хотя бы учредить стипендии и премии для молодых учёных. Ну, конечно, такая помощь не должна выглядеть как жалкая подачкя. Стипендии должны высвободить время для исследования, а единовременной премии и вовсе должно хватить на издание работ этих учёных. Это сдвинуло бы дело с мёртвой точки.

– И кого из молодых историков ты бы отметил как заслуживающих такие награды?

– Первым хочу назвать Исмаила Ханмурзаева. Его исследования в области арабоязычной литературы XIX века, его переводы писем Ташау-Хаджи, Абу-Муслим-Шаухала, Идрис-Эфенди существенно расширили наши знания о событиях Кавказской войны. Затем, я бы назвал Абусупьяна Акамова. Хочу также назвать Магомед-Пашу Абдусаламова - скоро выйдет его 13-я статья по истории шаухальства в центральных журналах страны, что является существенным вкладом в популяризацию нашего прошлого вне пределов республики. В минувшем году Магомедсаид Ибрагимов опубликовал книгу о наших спортсменах, сейчас готовит книгу по истории развития медицины в Дагестане. Сапиюлла Багаутдинов написал книгу о битвах наших предков в первой половине XVIII века. Ещё - Руслан Джамбулатов. Есть и другие ребята. Пусть меня простят, если я их здесь не вспомнил. Им всем нужно помогать, бездарности пробьются сами.

– Ты перечислил сферу интересов других учёных, а над чем сейчас работаешь сам?

– Меня часто обвиняют в мелкотемье, в том, что предпочитаю архивную пыль и не берусь за большие темы. Но я считаю, что эта пыль, о которой они говорят, по сути своей как цемент, который и скрепляет различные, на первый взгляд, даже не связанные между собой события, позволяя создать цельную мозаику прошлого. В целом, в свободное от преподавания время я занимаюсь публикацией ранее неизвестных и малоизвестных документов первой половины 20-го века.

– Какие проблемы исторической науки ты бы особо выделил?

– Прежде всего, отметил бы необходимость охраны исторических памятников. Это задача не только историков. Это наш общий долг перед будущими поколениями. Историю и коллективную память народов невозможно сохранить без наглядных примеров, без мест нашей славы, нашего прошлого вообще. Пример такого бережного отношения к прошлому демонстрирует, прежде всего, наша собственная история. Шаухал Эльдар ещё в первой трети XVII века распорядился беречь надпись в Худуце, датируемую началом XIV века, в которой упоминался один из первых шаухалов Ахсубар. И эта надпись сохранилась до сих пор. Недавно прочёл, что немецкий этнограф Дирр отмечал: «Лишь за три вида преступлений у кумыков человека объявляли вне закона: за убийство кровника после примирения, за похищение саванов и за разрушение могил». А вот в Капчугае я видел, как автомобили едут прямо через старое кладбище. Из скольких надгробных памятников сделали стены в школах, домах культуры, банях, их даже употребляли при постройке канализационных объектов! Безразличие к подобным преступлениям совершенно непохоже на сыновнюю нежность, которой обязан окружать народ-сын свою мать-Родину. Это вопрос не только отвлечённого патриотизма - это жизненно важная необходимость. К примеру, некоторые не особо чистые на руку «учёные» утверждают, что до ХVII-ХVIII веков никаких кумыков не существовало и в «доказательство» приводят факт, мол, якобы не сохранилось ни одной старинной надмогильной плиты в равнинном Дагестане. А между тем ещё в 1734 году И. Я. Лерх обнаружил в Уллу-Бойнаке надмогильную стелу на арабском языке, датируемую 1297 годом. Что с этим памятником случилось потом, неизвестно. Наверное, тоже приспособили к какой-нибудь плановой стройке в первой половине XX в.

– Были ли такие личности в нашей истории, которых, на твой взгляд, незаслуженно мало вспоминают, и если да, то кого ты мог бы назвать?

– Назову первых, кто приходит в голову. Шаухал Сурхай III. Это был выдающийся полководец, администратор и дипломат. Ему на протяжении 28 лет удавалось сдерживать распад Тарковского государства и успешно противостоять в открытом конфликте с могущественным тогда Ираном. К. М. Алиев в своё время буквально вырвал его имя и деяния из цепких лап забвения. Теперь необходимо раскрыть суть его политического наследия широкой аудитории. Ещё могу назвать просветителя и фольклориста Адиля Шемшединова. Неизвестен даже год его смерти. Ещё при жизни начали забывать Сакинат Гаджиеву. Чего стоит только утрата нашим народом её фундаментальной библиотеки. Спасибо работникам Дагкнигоиздата, в котором после смерти выпустили две её книги. Назову ещё Зубаира Темирханова, Муртузали Геллинского, Адиль-Герея Даитбекова, Маная Алибекова, Бадави Адильбекова. Таких людей много. О каждом из них можно написать не одну статью или сделать документальный фильм.

– Недавно на полосах газеты «Настоящее время» была опубликована статья Ильяса Каяева «О странных утверждениях Альпаутова», в которой он затронул некоторые проблемные моменты дагестанской истории. Каково твоё мнение об изложенных фактах?

– Статья носила полемический характер, вдохновлялась эмоциями, поэтому автор, перечисляя свои аргументы, допустил немало неточностей и умолчаний, возможно, непреднамеренно, в пылу спора, вырывая факты из контекста, то есть исторического фона событий. Например, он утверждает, что историки XV века Шами и Йезди, описывая поход Тимура, назвали плоскостные земли владениями казикумухцев. Но на поверку у Йезди сказано: «Все жители области Мамкуту и Гази-Кумук покорно и в полном подчинении прибыли ко двору Тимура». Ни в том, ни в другом документе нет ни слова о принадлежности равнины именно Кази-Кумуху. Разница – очевидна. Похожая ситуация и с приводимым перечнем горцев, владевших землёй на равнине. По словам автора статьи можно подумать, что они владели этими участками с древнейших времён, но в реальности они получили их от царского правительства за участие в войне против Шамиля, либо купили её у разорившихся кумыкских князей на рубеже XIX-XX веков. То же и с упомянутыми им кутанами. Он почему-то «забыл» добавить, что горские общества уплачивали шамхалу и равнинным обществам определённую твёрдо установленную плату за пользование их пастбищами. Об этом есть с десяток свидетельств. К тому же не только у горцев были кутаны-зимовья на равнине, но и у жителей равнины были обширные летние пастбища в горах. Они лишились их только при Хрущёве, когда вместо традиционной для них опоры на скотоводстве, при наличии пашен злаков и фруктовых садов, кумыков обязали в массовом порядке выращивать кукурузу. То есть, навязали монокультуру. Так было по всему СССР. После отказа от кукурузной эпопеи летние пастбища так и не вернули. О достаточно давней традиции использования летних пастбищ в горных и высокогорных районах жителями селений Башлы, Капкаякент, Джаванкент ещё лет 40 назад писала С. Ш. Гаджиева Тысячелетие, если не больше, до 1960-х годов отгонное животноводство было делом, одинаково выгодным для жителей гор и равнины. В целом же заметно стремление автора увести мысль читателя от необходимости отвечать на серьёзные, пусть и эмоционально окрашенные, вопросы Альпаутова. К исторической науке это стремление никакого отношения не имеет. С оценками прошлого надо быть осторожнее.

– Спасибо за содержательный разговор.

– Это вашей газете спасибо за её живой интерес к прошлому.


«Ёлдаш/Времена», 27-07-2012

Размещено: 28.07.2012 | Просмотров: 2595 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.