Кумыкский мир

Культура, история, современность

Помочь человеку состояться – вот предназначение театра

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то – развлекать, то – воспитывать, то – проповедовать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Рассуждая о театре, А.С. Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек.

А что же думает о театре сегодняшняя гостья газеты, молодой исследователь искусства Написат Акаева? Об этом она поделилась в нашей беседе.

Фото– Написат Байсолтановна, как нам стало известно, недавно, первой по данной теме – «Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития (1930–2008 гг.)», вы защитили кандидатскую диссертацию, с чем мы вас поздравляем. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Первоначально, когда в 1997 году я поступила в аспирантуру ДГПУ, на кафедру культурологии, была цель написать научную работу о народных традициях, быте кумыков, меня интересовала этнография. Но, посоветовавшись с научным руководителем, доктором исторических наук, профессором ДГПУ Джонридом Назировичем Ахмедовым, решила писать работу по вышеназванной теме. Становление и развитие театра являются одним из важнейших направлений изучения проблем культуры и искусства в исторической науке. Важность анализа и обобщения опыта его деятельности на различных этапах поступательного развития обуславливается целым рядом факторов. Во-первых, театр является искусством синтетическим. Объединяя в себе элементы живописи и музыки, литературы и классического искусства, театр представляет собой мощное средство формирования личности. Во-вторых, потеря многих нравственных ценностей и моральных ориентиров, произошедших в эпоху новых социально-экономических реалий, в значительной степени восполнены театральным искусством. Театр всегда чутко реагировал и реагирует на коренные перемены в стране, являясь своеобразным камертоном и отражая целые пласты жизни, выявляет особенности нашей эпохи. Изучая непосредственно историю какого-либо театра, мы, таким образом, обращаемся к истории данного народа России, его работы в различных сферах жизнедеятельности и этапах поступательного развития страны.

– Почему вас так интересует история?

– Будучи филологом, я заинтересовалась историей своего народа и написала научную работу про Кумыкский театр. Тема очень интересная, и работа является первым в дагестанской историографии исследованием, в котором на основе анализа и обобщения широкого круга ранее опубликованных и впервые вводимых в научный оборот источников сделана попытка проследить этапы становления и развития Кумыкского театра, его сценическо-постановочной работы по удовлетворению художественно-эстетических запросов населения. Есть надежда продолжить научную работу по дагестанской историографии в области культуры и искусства. А пока работаю над изданием монографии по теме диссертации.

– Интерес к исторической науке идёт из семьи?

– Нет, я из рабочей семьи. Но благодаря маме Азипат Акамовне Акаевой (Уллубиевой) я и мои три сестры получили высшее образование.

А данной предмет заинтересовал меня ещё в школе, привил же любовь к нему уважаемый мною учитель Гази Ганипаевич. Преподаватель может отлично знать свой предмет, но важно, как он его объясняет и преподносит. Я слушала объяснение какой-либо темы Гази Ганипаевича не столько как историка, а как интересного рассказчика. Как известно, история – это наука о жизни людей в прошлом. Изучая ее, мы узнаём о каких-то произошедших ранее событиях и фактах. Ведь история делится на много разделов, и каждый из них интересен по-своему. Но история своей Родины особенно важна, её необходимо любить. Любить – значит, любить тот край, где ты родился, получил первые жизненные впечатления, испытал первые радости и горести, любить свой народ, его нравы, обычаи, его культуру, родной язык. Когда я работала в Центральном госархиве РД (ЦГА РД) над сбором материала для диссертации, среди заказанных мною документов оказался документ за 1921 год, в котором нашла список раскулаченных жителей селения Тарки, ныне посёлка, у которых были отняты советской властью земли, садовые участки и т.д., и которые были высланы из родных земель. В этом списке оказался и мой прадед по материнской линии Абдулхалык Уллубиевич Уллубиев. А ведь я нашла и прочитала не просто архивный материал про своего прадеда – это история моего предка, а значит, и я сопричастна к ней, это моё наследие.

– Кто, по вашему мнению, внес и вносит наибольший вклад в разработку общих проблем театрального искусства?

– Среди трудов, посвящённых общим проблемам культуры и культурного строительства в стране, выделяются исследования М.П. Кима, Г.Г. Карпова, В.Т. Ермакова, П.И. Кабанова, В.В. Горбунова и др.

В работах указанных историков проанализирован и обобщён ценный фактический материал о развитии культуры и культурном строительстве, в том числе и о деятельности профессиональных театров в стране за послеоктябрьский период. Ценность этих исследований принижается тем, что авторы, в условиях идеологического диктата, вынуждены были акцентировать своё внимание на анализе позитивного материала, умалчивать или говорить о трудностях и нерешённых проблемах культурного строительства вскользь.

Наибольший вклад в разработку общих проблем культурного развития народов Дагестана внесли труды А.А. Абилова и Г.Ш. Каймаразова.

Одним из первых обратился к теме становления и развития театрального дела в Дагестане С.Д. Говоров. Он издал серию небольших по объёму, но интересных по содержанию работ по истории сценического искусства республики. Они посвящены истории Кумыкского, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, содержат краткую информацию об основных вехах их создания и деятельности, а также о творчестве народной артистки СССР Б.С. Мурадовой.

Развитие театрального искусства в многонациональном регионе было проанализировано в работе А.И. Эфендиева. Труды С.Д. Говорова и А.И. Эфендиева явились началом дагестанского театроведения. Однако, написанные более полувека назад, они несут отпечаток своего времени. В них приукрашивается значение партийной опеки и заботы о театрах республики. Книги М.И. Зульфукаровой и Б.Н. Магомедгаджиевой позволили ознакомиться с проблемами дагестанской драматургии и анализа репертуарных пристрастий национальных театров.

Важное значение в исследовании истории театрального искусства в республике имеют работы Г.А. Султановой. В них отразились шаги сценических постановок на дагестанской земле, успехи и неудачи национальных театров, творческие портреты актёров, режиссёров, художников, размышления о судьбах национальных театров республики. Особый интерес в изучении истории театрального дела в республике имеют «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: очерки истории» и «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941».

Ценную информацию исследователи получают из публикаций непосредственного участника становления и развития дагестанской сцены, народного артиста РСФСР Г.А. Рустамова. Рассказывая о своей творческой жизни, Г.А. Рустамов изложил историю дагестанского театра вообще и Кумыкского в частности. Более того, затронул многие проблемы драматического искусства в Дагестане. Дал большой фактический материал, посвящённый описанию этапных спектаклей Кумыкского театра, дружеские характеристики коллег по актёрскому цеху.

Важный материал по истории Кумыкского театра имеется в работах С.-М.Х. Акбиева и А.-К.Ю. Абдуллатипова.

– Как складывалась творческая история Кумыкского театра в XX веке?

– При внешкольном подотделе Дагревкома была создана театральная секция, которую возглавил Т. Бийболатов. Она развернула целенаправленную работу по мобилизации в городах и аулах Дагестана художественно одарённой молодёжи, из которой организовывались драматические, хоровые и музыкальные коллективы. В 1930 г. состоялся первый выпуск Дагестанского театрального техникума. Он положил начало функционированию первого в республике профессионального национального театра – Кумыкского.

Кумыкский театр, переименованный в 1932 г. в Центральный театр народов Дагестана, объединил вокруг себя национальные драмстудии. На его базе в последующие годы были организованы Аварский, Лезгинский и Лакский драматические театры.

В конце 1932 г. по решению правительства республики коллектив кумыкской труппы вновь получил самостоятельность и был переведён в г. Буйнакск. Это решение позволило приблизить коллектив к национальному зрителю и улучшить материальное положение театра.

В 30-е годы кумыкская драматургия добилась значительных успехов. Её развитию во многом способствовали конкурсы на лучшую пьесу. На состоявшемся в 1933 г. конкурсе, из 26 представленных произведений первой премии была удостоена пьеса кумыкского драматурга А.-П. Салаватова «Красные партизаны», которая оказала существенное влияние на становление и развитие репертуара Кумыкского театра. 10 февраля 1940 г. Кумыкский театр отметил своё десятилетие. К юбилею театр представил зрителю спектакль «Айгази» А.-П. Салаватова, который вобрал в себя всё лучшее, что накопил творческий коллектив за прошедшие годы. Эта работа стала центральным событием сезона 1939-1940 гг. Она раскрыла творческую зрелость театра и в этом смысле стала этапной.

Большое значение в деле повышения художественного мастерства артистов национальных театров, роста театрального искусства в Дагестане имело пребывание в дни войны в Махачкале Московского театра им. М. Ермоловой во главе с народным артистом СССР Н. П. Хмелёвым, Ростовского драматического театра им. М. Горького, Московского цыганского театра «Ромэн», Харьковского драматического театра и других коллективов.

Кумыкский театр военных лет, устояв перед трудностями, смог стать ярким примером высокого патриотического служения советского многонационального искусства всему народу.

– Как современный театр отражает нашу жизнь, какие моменты он преувеличивает, что высмеивает и порицает?

– Современный театр – это классика с изумительными, любимыми актёрами и новые, рискованные постановки молодых режиссёров. Здесь, конечно, хочется вспомнить про первый самостоятельный спектакль-поэтическую трагедию Николая Гумилёва «Отравленная туника» в превосходном переводе на кумыкский язык известного писателя и драматурга Багавутдина Аджиева и постановке молодого режиссёра Рабият Осаевой. Великолепно были выполнены художественные декорации к спектаклю заслуженным художником РФ, профессором живописи ДГПУ Абдулзагиром Мусаевым. Безусловно, дагестанский зритель предпочитает смотреть спектакли, поставленные по произведениям дагестанской драматургии, где может вспомнить свои национальные обычаи, традиции, обряды, услышать старинные песни. А также любит постановки комедийного жанра, увидев которые, может посмеяться над негативными явлениями жизни и задуматься. А спектакль режиссёра Рабият Осаевой относится к психологической драме, где надо суметь понять и осознать происходящее на сцене. Всё-таки она училась в мастерской глубокого психологического театра, и надо признать, что режиссёру удалось поставить спектакль с глубоким смыслом, созвучным сегодняшнему времени, где порицается лицемерие, которое считалось пороком во все времена. А Николай Гумилёв – он современен.

Было бы несправедливо с моей стороны не вспомнить и такую работу трагически ушедшего из жизни, сверкающе одарённого человека, актёра широкого амплуа, драматурга, поэта и режиссёра Зубаила Хиясова спектакль «Тайна золотого портсигара», поставленный ещё в 70-х годах прошлого века. Это не просто драматическое повествование о молодости и любви, ожидании счастья, тяготах и лишениях войны, о верности и предательстве. Версия режиссера – откровенный и напряженный диалог с людьми в зале о необходимости свободы на этой планете. Главным идейным стержнем спектакля являлась нравственная ответственность человека в мирной жизни и на войне. Декорации к спектаклю готовил художник Н. Бамматов, музыку написал Н. Дагиров.

Открытие сезона в 2006 году явилось для творческого коллектива и администрации театра осуществлением давней мечты – состоялась постановка мюзикла «Человек из Ламанчи», ставшая событием театральной жизни республики. Тепло принятая зрителем, она была хорошо принята и театральными критиками. Практически все газеты республики дали рецензии на этот мюзикл. И все – положительные. Театр давно не имел такого успеха. И он состоялся. Мюзикл добра и справедливости был понят всеми. Роль главного героя – Дон Кихота – играл Имамутдин Акаутдинов. Актеру удалось воссоздать одинокую и по-детски наивную душу вечного идеалиста, поэта и честного человека. Очень тронула фраза, высказанная главным героем спектакля: «Надо смотреть на этот мир не такой, какой он есть, а на такой, каким он должен быть». Помочь человеку состояться – вот предназначение театра.

– Ваши любимые актёры нынешнего театра?..

– Могу сказать, что впечатляет игра таких актёров, как Имамутдина Акаутдинова, Тотуханум Осаевой, Байсолтана Осаева, Басира Магомедова, Зухры Меджидовой, Наримана Акавова, а также Сабият Салимовой, но корифеями кумыкской сцены для меня всегда остаются Барият Мурадова, Тажутдин Гаджиев, Саният Мурадова, Магомедамин Акмурзаев, Халимат Акмурзаева, Зумруд Атагишиева и др. Их звёздный творческий путь продолжают заслуженный артист Абхазии и народный артист Дагестана Ислам Казиев, а также руководитель театра, народный артист России Айгум Айгумов. Очень жаль, что со сцены Кумыкского театра ушли ведущая артистка Кумыкского театра и народная артистка Дагестана Инесса Курумова, ныне главный режиссёр Русского драматического театра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров, а также заслуженный артист РД Кахир Атагаджиев.

– Как активная читательница нашей газеты, что бы вы хотели пожелать ей?

– Газете желаю многочисленных читателей, которые читали бы «Ёлдаш» на родном кумыкском языке, особенно молодёжь, а для этого, считаю, надо часто посещать спектакли в Кумыкском национальном музыкально-драматическом театре им. А.-П. Салаватова, которые заставляют посмотреть на нашу жизнь со стороны и задуматься.

– Большое спасибо за интересную беседу! Желаю вам жить в гармонии с собой, окружающими людьми и целым миром. И, конечно же, больших новых достижений!


«Ёлдаш/Времена», 19-10-2012

Размещено: 22.10.2012 | Просмотров: 5330 | Комментарии: 21

Комментарии на facebook

 

Комментарии

First | Previous | Showing comments 21 to 21 of 21
Kadiev оставил комментарий 28.10.2012, 00:19
Comment
Вот ты пишешь; "И книгу Гаджиевой читал, и Маная Алибекова, и "Къумукъ таварих" Атаева, и мн.др. читал. Вместе с тем, читал и шейха Назира, и записи Нуха Эндиреевского, и читал известную книгу аллямы Мухаммад Тахира аль-Карахи в оригинале". Приведи, где на какой странице в этих книгах написано про Ермолова, про его жён, про Искандера. Только не надо "байки", что цензура их не пропускает, по причине, что кафиры и прочую дребедень, не те времена. Доказывай свою правоту ссылками на источники, фактами, а не умничай здесь, что научился читать на "аджаме".
First | Previous | Showing comments 21 to 21 of 21

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.