Кумыкский мир

Культура, история, современность

Помочь человеку состояться – вот предназначение театра

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то – развлекать, то – воспитывать, то – проповедовать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Рассуждая о театре, А.С. Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек.

А что же думает о театре сегодняшняя гостья газеты, молодой исследователь искусства Написат Акаева? Об этом она поделилась в нашей беседе.

Фото– Написат Байсолтановна, как нам стало известно, недавно, первой по данной теме – «Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития (1930–2008 гг.)», вы защитили кандидатскую диссертацию, с чем мы вас поздравляем. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Первоначально, когда в 1997 году я поступила в аспирантуру ДГПУ, на кафедру культурологии, была цель написать научную работу о народных традициях, быте кумыков, меня интересовала этнография. Но, посоветовавшись с научным руководителем, доктором исторических наук, профессором ДГПУ Джонридом Назировичем Ахмедовым, решила писать работу по вышеназванной теме. Становление и развитие театра являются одним из важнейших направлений изучения проблем культуры и искусства в исторической науке. Важность анализа и обобщения опыта его деятельности на различных этапах поступательного развития обуславливается целым рядом факторов. Во-первых, театр является искусством синтетическим. Объединяя в себе элементы живописи и музыки, литературы и классического искусства, театр представляет собой мощное средство формирования личности. Во-вторых, потеря многих нравственных ценностей и моральных ориентиров, произошедших в эпоху новых социально-экономических реалий, в значительной степени восполнены театральным искусством. Театр всегда чутко реагировал и реагирует на коренные перемены в стране, являясь своеобразным камертоном и отражая целые пласты жизни, выявляет особенности нашей эпохи. Изучая непосредственно историю какого-либо театра, мы, таким образом, обращаемся к истории данного народа России, его работы в различных сферах жизнедеятельности и этапах поступательного развития страны.

– Почему вас так интересует история?

– Будучи филологом, я заинтересовалась историей своего народа и написала научную работу про Кумыкский театр. Тема очень интересная, и работа является первым в дагестанской историографии исследованием, в котором на основе анализа и обобщения широкого круга ранее опубликованных и впервые вводимых в научный оборот источников сделана попытка проследить этапы становления и развития Кумыкского театра, его сценическо-постановочной работы по удовлетворению художественно-эстетических запросов населения. Есть надежда продолжить научную работу по дагестанской историографии в области культуры и искусства. А пока работаю над изданием монографии по теме диссертации.

– Интерес к исторической науке идёт из семьи?

– Нет, я из рабочей семьи. Но благодаря маме Азипат Акамовне Акаевой (Уллубиевой) я и мои три сестры получили высшее образование.

А данной предмет заинтересовал меня ещё в школе, привил же любовь к нему уважаемый мною учитель Гази Ганипаевич. Преподаватель может отлично знать свой предмет, но важно, как он его объясняет и преподносит. Я слушала объяснение какой-либо темы Гази Ганипаевича не столько как историка, а как интересного рассказчика. Как известно, история – это наука о жизни людей в прошлом. Изучая ее, мы узнаём о каких-то произошедших ранее событиях и фактах. Ведь история делится на много разделов, и каждый из них интересен по-своему. Но история своей Родины особенно важна, её необходимо любить. Любить – значит, любить тот край, где ты родился, получил первые жизненные впечатления, испытал первые радости и горести, любить свой народ, его нравы, обычаи, его культуру, родной язык. Когда я работала в Центральном госархиве РД (ЦГА РД) над сбором материала для диссертации, среди заказанных мною документов оказался документ за 1921 год, в котором нашла список раскулаченных жителей селения Тарки, ныне посёлка, у которых были отняты советской властью земли, садовые участки и т.д., и которые были высланы из родных земель. В этом списке оказался и мой прадед по материнской линии Абдулхалык Уллубиевич Уллубиев. А ведь я нашла и прочитала не просто архивный материал про своего прадеда – это история моего предка, а значит, и я сопричастна к ней, это моё наследие.

– Кто, по вашему мнению, внес и вносит наибольший вклад в разработку общих проблем театрального искусства?

– Среди трудов, посвящённых общим проблемам культуры и культурного строительства в стране, выделяются исследования М.П. Кима, Г.Г. Карпова, В.Т. Ермакова, П.И. Кабанова, В.В. Горбунова и др.

В работах указанных историков проанализирован и обобщён ценный фактический материал о развитии культуры и культурном строительстве, в том числе и о деятельности профессиональных театров в стране за послеоктябрьский период. Ценность этих исследований принижается тем, что авторы, в условиях идеологического диктата, вынуждены были акцентировать своё внимание на анализе позитивного материала, умалчивать или говорить о трудностях и нерешённых проблемах культурного строительства вскользь.

Наибольший вклад в разработку общих проблем культурного развития народов Дагестана внесли труды А.А. Абилова и Г.Ш. Каймаразова.

Одним из первых обратился к теме становления и развития театрального дела в Дагестане С.Д. Говоров. Он издал серию небольших по объёму, но интересных по содержанию работ по истории сценического искусства республики. Они посвящены истории Кумыкского, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, содержат краткую информацию об основных вехах их создания и деятельности, а также о творчестве народной артистки СССР Б.С. Мурадовой.

Развитие театрального искусства в многонациональном регионе было проанализировано в работе А.И. Эфендиева. Труды С.Д. Говорова и А.И. Эфендиева явились началом дагестанского театроведения. Однако, написанные более полувека назад, они несут отпечаток своего времени. В них приукрашивается значение партийной опеки и заботы о театрах республики. Книги М.И. Зульфукаровой и Б.Н. Магомедгаджиевой позволили ознакомиться с проблемами дагестанской драматургии и анализа репертуарных пристрастий национальных театров.

Важное значение в исследовании истории театрального искусства в республике имеют работы Г.А. Султановой. В них отразились шаги сценических постановок на дагестанской земле, успехи и неудачи национальных театров, творческие портреты актёров, режиссёров, художников, размышления о судьбах национальных театров республики. Особый интерес в изучении истории театрального дела в республике имеют «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: очерки истории» и «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941».

Ценную информацию исследователи получают из публикаций непосредственного участника становления и развития дагестанской сцены, народного артиста РСФСР Г.А. Рустамова. Рассказывая о своей творческой жизни, Г.А. Рустамов изложил историю дагестанского театра вообще и Кумыкского в частности. Более того, затронул многие проблемы драматического искусства в Дагестане. Дал большой фактический материал, посвящённый описанию этапных спектаклей Кумыкского театра, дружеские характеристики коллег по актёрскому цеху.

Важный материал по истории Кумыкского театра имеется в работах С.-М.Х. Акбиева и А.-К.Ю. Абдуллатипова.

– Как складывалась творческая история Кумыкского театра в XX веке?

– При внешкольном подотделе Дагревкома была создана театральная секция, которую возглавил Т. Бийболатов. Она развернула целенаправленную работу по мобилизации в городах и аулах Дагестана художественно одарённой молодёжи, из которой организовывались драматические, хоровые и музыкальные коллективы. В 1930 г. состоялся первый выпуск Дагестанского театрального техникума. Он положил начало функционированию первого в республике профессионального национального театра – Кумыкского.

Кумыкский театр, переименованный в 1932 г. в Центральный театр народов Дагестана, объединил вокруг себя национальные драмстудии. На его базе в последующие годы были организованы Аварский, Лезгинский и Лакский драматические театры.

В конце 1932 г. по решению правительства республики коллектив кумыкской труппы вновь получил самостоятельность и был переведён в г. Буйнакск. Это решение позволило приблизить коллектив к национальному зрителю и улучшить материальное положение театра.

В 30-е годы кумыкская драматургия добилась значительных успехов. Её развитию во многом способствовали конкурсы на лучшую пьесу. На состоявшемся в 1933 г. конкурсе, из 26 представленных произведений первой премии была удостоена пьеса кумыкского драматурга А.-П. Салаватова «Красные партизаны», которая оказала существенное влияние на становление и развитие репертуара Кумыкского театра. 10 февраля 1940 г. Кумыкский театр отметил своё десятилетие. К юбилею театр представил зрителю спектакль «Айгази» А.-П. Салаватова, который вобрал в себя всё лучшее, что накопил творческий коллектив за прошедшие годы. Эта работа стала центральным событием сезона 1939-1940 гг. Она раскрыла творческую зрелость театра и в этом смысле стала этапной.

Большое значение в деле повышения художественного мастерства артистов национальных театров, роста театрального искусства в Дагестане имело пребывание в дни войны в Махачкале Московского театра им. М. Ермоловой во главе с народным артистом СССР Н. П. Хмелёвым, Ростовского драматического театра им. М. Горького, Московского цыганского театра «Ромэн», Харьковского драматического театра и других коллективов.

Кумыкский театр военных лет, устояв перед трудностями, смог стать ярким примером высокого патриотического служения советского многонационального искусства всему народу.

– Как современный театр отражает нашу жизнь, какие моменты он преувеличивает, что высмеивает и порицает?

– Современный театр – это классика с изумительными, любимыми актёрами и новые, рискованные постановки молодых режиссёров. Здесь, конечно, хочется вспомнить про первый самостоятельный спектакль-поэтическую трагедию Николая Гумилёва «Отравленная туника» в превосходном переводе на кумыкский язык известного писателя и драматурга Багавутдина Аджиева и постановке молодого режиссёра Рабият Осаевой. Великолепно были выполнены художественные декорации к спектаклю заслуженным художником РФ, профессором живописи ДГПУ Абдулзагиром Мусаевым. Безусловно, дагестанский зритель предпочитает смотреть спектакли, поставленные по произведениям дагестанской драматургии, где может вспомнить свои национальные обычаи, традиции, обряды, услышать старинные песни. А также любит постановки комедийного жанра, увидев которые, может посмеяться над негативными явлениями жизни и задуматься. А спектакль режиссёра Рабият Осаевой относится к психологической драме, где надо суметь понять и осознать происходящее на сцене. Всё-таки она училась в мастерской глубокого психологического театра, и надо признать, что режиссёру удалось поставить спектакль с глубоким смыслом, созвучным сегодняшнему времени, где порицается лицемерие, которое считалось пороком во все времена. А Николай Гумилёв – он современен.

Было бы несправедливо с моей стороны не вспомнить и такую работу трагически ушедшего из жизни, сверкающе одарённого человека, актёра широкого амплуа, драматурга, поэта и режиссёра Зубаила Хиясова спектакль «Тайна золотого портсигара», поставленный ещё в 70-х годах прошлого века. Это не просто драматическое повествование о молодости и любви, ожидании счастья, тяготах и лишениях войны, о верности и предательстве. Версия режиссера – откровенный и напряженный диалог с людьми в зале о необходимости свободы на этой планете. Главным идейным стержнем спектакля являлась нравственная ответственность человека в мирной жизни и на войне. Декорации к спектаклю готовил художник Н. Бамматов, музыку написал Н. Дагиров.

Открытие сезона в 2006 году явилось для творческого коллектива и администрации театра осуществлением давней мечты – состоялась постановка мюзикла «Человек из Ламанчи», ставшая событием театральной жизни республики. Тепло принятая зрителем, она была хорошо принята и театральными критиками. Практически все газеты республики дали рецензии на этот мюзикл. И все – положительные. Театр давно не имел такого успеха. И он состоялся. Мюзикл добра и справедливости был понят всеми. Роль главного героя – Дон Кихота – играл Имамутдин Акаутдинов. Актеру удалось воссоздать одинокую и по-детски наивную душу вечного идеалиста, поэта и честного человека. Очень тронула фраза, высказанная главным героем спектакля: «Надо смотреть на этот мир не такой, какой он есть, а на такой, каким он должен быть». Помочь человеку состояться – вот предназначение театра.

– Ваши любимые актёры нынешнего театра?..

– Могу сказать, что впечатляет игра таких актёров, как Имамутдина Акаутдинова, Тотуханум Осаевой, Байсолтана Осаева, Басира Магомедова, Зухры Меджидовой, Наримана Акавова, а также Сабият Салимовой, но корифеями кумыкской сцены для меня всегда остаются Барият Мурадова, Тажутдин Гаджиев, Саният Мурадова, Магомедамин Акмурзаев, Халимат Акмурзаева, Зумруд Атагишиева и др. Их звёздный творческий путь продолжают заслуженный артист Абхазии и народный артист Дагестана Ислам Казиев, а также руководитель театра, народный артист России Айгум Айгумов. Очень жаль, что со сцены Кумыкского театра ушли ведущая артистка Кумыкского театра и народная артистка Дагестана Инесса Курумова, ныне главный режиссёр Русского драматического театра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров, а также заслуженный артист РД Кахир Атагаджиев.

– Как активная читательница нашей газеты, что бы вы хотели пожелать ей?

– Газете желаю многочисленных читателей, которые читали бы «Ёлдаш» на родном кумыкском языке, особенно молодёжь, а для этого, считаю, надо часто посещать спектакли в Кумыкском национальном музыкально-драматическом театре им. А.-П. Салаватова, которые заставляют посмотреть на нашу жизнь со стороны и задуматься.

– Большое спасибо за интересную беседу! Желаю вам жить в гармонии с собой, окружающими людьми и целым миром. И, конечно же, больших новых достижений!


«Ёлдаш/Времена», 19-10-2012

Размещено: 22.10.2012 | Просмотров: 4207 | Комментарии: 21

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Showing comments 1 to 20 of 21 | Next | Last
Kadiev оставил комментарий 23.10.2012, 18:06
Comment
Когда смотрю на прекрасное личико Нафисат или Разият, я так и не понял, чьё фото, но это не главное, а главное, то что я разгадал тайну наместника Кавказа генерала Ермолова А.П., как он мог устоять перед красотой кумычек, ему было мало одной он трижды влюблялся и каждой готов был отдать всё своё богатство, не черкешенки, не грузинки, не осетинки, а именно кумычки будоражили его сердце и этим фактом тоже можно гордиться.
Alhas05 оставил комментарий 25.10.2012, 03:07
Comment
как вообще можно такое писать,как уважающий себя Кумык может писать что то хорошее о ермолове,то что у него три жены кебинных и все кумычки были,и ты этим фактом гордишься? Мне лично за это стыдно,я всем сердцем презираю тех кумычек,я даже не считаю то что они кумычки,больше всего кумыкских сел пострадали от действий ермолова,я удивляюсь даже на этом сайте в персоналию его занесли,и его жен,и кстати тату из как-шуры он взял насильственным путем в жены,и к тому же она была замужем за Искандером из как-шуры и получаеться ермолов забрал у него жену,представьте в наше время тоже поставят наместника на кавказе,и ему скажут делай что по кайфу тока усмири их,кстати эта картина вполне реально в наше время,и у меня вопрос к Кадиеву что ты сделаешь если этому генералу понравиться твоя жена?,а через двести лет наши потомки будут гордиться этим генералам которому нравились кумычки, . Лично я горжусь теми Кумыками,которые сопротивлялись в национально освободительной борьбе и таких много,но эти личности отсутствуют в персоналий,вместо них мы гордимся то что ермолов взял в жены кумычек,то что шамхалы продались за деньги.
Ali80 оставил комментарий 25.10.2012, 11:03
Comment
Правильно не вижу тут ничего для гордости. Как можно гордится этим, похоже на какое то оправдание действием Ермолова.
Kadiev оставил комментарий 25.10.2012, 11:16
Comment
Моя гордость и восхищения не за Ермолова, а за красоту наших кумычек. Перед их красотой, манерами, аристократизмом, скромностью, не мог устоять ни только наместник, но и другие, как например; Бестужев-Марлинский, Лермонтов и т.д. Тот факт, что Искандер, не смог отстоять свою невесту или жену, это проблема Искандера и его тухума. Если я в своём комментарии задел твои родственные связи с Искандером, тогда извини.
Ali80 оставил комментарий 25.10.2012, 13:18
Comment
Кажись ты хотел оскорбить кого то не знаю кого, мне он уж точно не приходится родственником, думаю также как и Алгъасу05. Но это не значить что это было только проблема Искандера, а то получаетя " хата с краю". Если это было вчерашнее проблема Искандера, это множет быть завтрашнее твоя проблема и твоего тухума, и это будет не правильно будучи я твоим соседом отмахнуться " хата с краю" и извениться.
Kadiev оставил комментарий 25.10.2012, 14:39
Comment
На сколько мне известно, без согласия отцов и муллы, который делал магьар, Ермолов насильно их в жёны не брал, он дал приличный калым и одарил родственников дорогими подарками, об этом много написано- ознакомься. Правы были отцы этих девушек или нет, это на их совести, тут соседи не помогут, как и с Искандером, никто не мешал ему, быть героем, таким как Очар-хаджи из Аксая. "Не тот герой, кто думает о последствиях"- говорил имам Шамиль. В первом комментарии, я не Ермолова возвеличивал, а рассуждал, почему наместник всего Кавказа не влюблялся в грузинок, осетинок, которые как христианки без лишних проблем могли выйти за него замуж, а выбрал кумычку и пришёл к выводу, что только красота кумычки, тронуло его сердце и не один раз и подтолкнуло меня к этой мысли по восточному красивое лицо очаровательной Нафисат и такой же милой Разият, а вы два друга вместо того, что бы делать комплименты девушкам, беспокоитесь про неудачника Искандера и очень много орфографических ошибок.
Alhas05 оставил комментарий 25.10.2012, 14:47
Comment
А мне еще чеченки нравятся,кабардинки очень красивые бывают,в дагестане не мало красивых девушек среди других нац-тей. Так что гордиться красотой это глупо,и ты сам себе противоречишь если бы все эти ш...хи имели нравственность или как ты говоришь скромность,они бы никогда не легли в постель с русскими,я повторюсь я вообще этих особей не считаю кумычками. Искандер мне не родственник,но я ему глубоко сочувствую как мужчине и как Кумыку,но в твоем ответе прослеживается чисто кумыкская проблема,знаешь такое пахабное отношение к своим точнее наплевательское к проблемам своего соплеменника,и это проблема была не только Искандера и его тайпа-тухума,этот случай показывает беспомощность всего кумыкского народа в тот период,то что наши шамхалы также наплевательски относились к своим,то что какой то вонючий русак мог забрать жену у любого нормального мужчины. Я просто призываю давайте гордиться и восхвалять реальных героев,которые не вели себя с русскими как рабы,а сопротивлялись тому беспределу что творила царская администрация и казаки.
Kadiev оставил комментарий 25.10.2012, 16:03
Comment
"..какой то вонючий русак мог забрать жену у любого нормального мужчины". У нормального мужчины не только русак, а даже самый благовонный кумык не сможет забрать жену, если конечно он мужчина. И за что я должен переживать за кукая Искандера, или за сютюр родителей тех кумычек, или за продажного муллу. Не хотели бы выдавать своих дочерей, никто бы насильно их не забрал. А тебе совет сначала почитай, узнай, как там всё было, затем комментируй. Не строй из себя патриота кумыкского народа, ты здесь своими репликами больше похож на параноика с маниакальными отклонениями.
sadr оставил комментарий 25.10.2012, 20:24
Comment
Да, кумыкские девушки прекрасны, но речь в статье идет об истории, следовательно, и о настоящем и будущем нашего театра.
Или здесь нет проблем?
Alhas05 оставил комментарий 26.10.2012, 02:39
Comment
Прям че реално на параноика похож?) А так я из себя никого не строю,просто очень сильно люблю свой народ,а как это называется патриотизм или национализм,мне вообще как то ровно.
Если у тебя хороший знания на счет нашей общей историй,я только рад этому,тогда я тебя прошу по больше освещай за наших
героев.
Kadiev оставил комментарий 26.10.2012, 20:02
Comment
То, что ты АЛХАС 05, любишь свой народ, это похвально, но один совет, как ещё молодому нац-сту, пред батьки в пекло не лезь! Имей терпенье и выдержку, когда дискутируешь со старшими собратьями. Саид-агьай.
Kadiev оставил комментарий 26.10.2012, 22:41
Comment
Нафисат вы пишите, что; "Когда я работала в Центральном госархиве РД (ЦГА РД) над сбором материала для диссертации, среди заказанных мною документов оказался документ за 1921 год, в котором нашла список раскулаченных жителей селения Тарки, ныне посёлка, у которых были отняты советской властью земли, садовые участки и т.д., и которые были высланы из родных земель.." Я надеюсь, что копию этих документов, вы сохранили, если да, то вы обязаны их дать мне (не должны, а обязаны), т.к. в Кумыкском мире этим сбором материалов по репрессиям занимаюсь, только- Я! Одна просьба не отдавайте их Бамматханову, этот ещё тот коммуняка. Если у вас есть эти копии, то в комментариях оставьте сообщение. Саид.
jupiter оставил комментарий 26.10.2012, 23:23
Comment
Ничего плохого в том что гордятся что наши девушки красивые нет, но говорить об этом как о национальном достоянии нельзя. Меня бы гораздо больше льстило если бы у нас было гораздо больше известных спортсменов, деятелей культуры, науки. В этом отношении Написат сделала свой вклад и продолжит, надеюсь, сделать ради своего народа.
MBuinak оставил комментарий 26.10.2012, 23:37
Comment
Кстати, я тоже не могу понять почему этот палач и колонизатор Ермолов занесен в персоналии сайта Кумыкия.

В красоте кумычек сомнений у меня нет, однако вполне допускаю, что любовь здесь не при чем, а браки им (конечно браком это можно назвать весьма условно) заключались в политических целях.

Пользуясь случаем приглашаю всех вас принять участие в дискусиях кумыкской группы в Фэйсбук. Кумыкам нужен широкий общественный диалог! http://www.facebook.com/groups/kumuk.12/
atolu оставил комментарий 27.10.2012, 08:52
Comment
Ассаламу алейкум, аявлу елдашлар!
Мне вот одно неясно: вам вбросили в сознание, что этот ярмул взял трех жен из наших, и вы все так легко поверили! А где же потомки этих жен? Тут происходит удивительное: одна умерла, вторая где-то потерялась, с третьей еще че-то случилось! Хитрый ход: чтоб потом не интересовались потомками;) но вопрос открыт до сих пор: где потомки?!
Все эти пробросы, в стиле кумыки и русские- братья навек в стиле Б. Атаева, К. Алиева и пр. давно уже не должен иметь веса среди кумыков, но почему до сих пор на эту удочку кто-то попадается?! Почему мы оставляем труды Назира ад-Дургели, Нух-хаджи Эндиреевского и прочих наших знатоков истории, но обращаемся к творчеству, а иначе это не назвать, неверных?! В боях с ордами ярмула гибли не только наши мужчины, но и наши с вами сестры, от Эндирея и до Башлы, и этот шайтан люто ненавидел кумыков, и эти чувства были взаимны! Байками про трех жен могут морочить голову сопливым москвичкам, но уж точно не нам. Будьте мудрее
Bammathanoff оставил комментарий 27.10.2012, 12:11
Comment
т. Кадиев - кто вы на самом деле!?
atolu оставил комментарий 27.10.2012, 14:24
Comment
Не обращайте внимание на личностей, которые пытаются унизить наш народ путем приписывания нашим девушкам браков со всякими шайтанами. Поднимайте записи на аджаме наших, известных своей надежностью, историков.
Как сказал алим из Кикуни Али-хаджи, говоря о событиях времен имамата Шамиля (смысл): "Сегодня столько исторических записей сегодня пылятся на полках дагестанской академии наук, и мы все время проходим мимо".
Нас кормят горе-исследованиями каких-то непонятных псевдоисториков российских, которым плевать на правду.
ермолов- тот человек, из-за которого было вырезано огромное количество наших сел, в боях с его шакалами погибло в том числе очень много наших девушек, но админы сего сайта скорее промолчат об этом, а расскажут байку о трех женах.
Изучайте аджам, арабский, поднимайте записи и пусть люди знают правду.
Kadiev оставил комментарий 27.10.2012, 17:51
Comment
Вот видите Нафисат и Разият, как ещё далеки некоторые наши сородичи и от культуры и от театра и ещё обиднее, что они не хотят читать (просфещаться). Последний, как его там "атолу", вообще из пещерного века, м.п. "атолу" я читал недавно опубликованную в Москве книгу о Назире из Доргели и написал статью в Википедия, правда нет времени его закончить, а тебе совет прочитай книгу С.Ш. Гаджиевой "Кумыки"-2 том, хотя бы стр 156-157., уверен, что не прочитаешь, потому что, для тебя, самый авторитетный источник, это то, что написано на "аджаме", от алимов из Кикуни или какого нибудь Зубутли, ты человек ограниченный в своих познаниях, лучше сидел бы на тахте и крутил зулхьан, чем здесь, что то комментировать. На много приятно дискутировать с Бамматхановым, он высокообразованный, начитанный и к его мнению можно прислушиваться, спорить с ним одно удовольствие., но он очень занятой, весь в науке. Пожелаем ему удачи.
atolu оставил комментарий 27.10.2012, 18:33
Comment
Kadiev, ааа, ну извините, что необразованная чернь вносит некое "смятение" в ваш глубоко научный диспут. Наверно твоё высокое образование и привело тебя к удивительному открытию о трех женах ярмула, которое вы сколько уже бьетесь о стену, но никак не можете доказать сей факт путем указания на их потомков. И наверное твоя высокая воспитанность и отдаленность от "пещеры" позволяет тебе обсуждать тут внешность наших женщин?!
И книгу Гаджиевой читал, и Маная Алибекова, и "Къумукъ таварих" Атаева, и мн.др. читал. Вместе с тем, читал и шейха Назира, и записи Нуха Эндиреевского, и читал известную книгу аллямы Мухаммад Тахира аль-Карахи в оригинале, и надо сказать, многое из того что прочел- нет в изданных вариантах. Потому и говорю, что не стоит опираться на официальные источники, которые вам дядя ваня разрешил использовать, а нужно поднимать местные сохранившиеся записи, которые записывались, уважаемый, либо на арабском, либо на аджаме. Слова алима из Кикуни я не привел в контексте доказательств, а лишь как констатацию слабого исследования источников. Наверное ты настолько высокообразован, что не понял этого!
atolu оставил комментарий 27.10.2012, 19:37
Comment
И да, высокообразованный ты наш:
не зуЛЬханлар, а зуВГЬанлар! Мало того, что свою безнравственность тут показал, обсуждая женщин, так и еще и безграмотностью в письме на родном языке отметился! Для меня милее быть в пещере, чем в одном ряду с таковыми! А так, продолжай, просвещенный ты наш! Ярмул-паша был бы доволен тобой:)
Showing comments 1 to 20 of 21 | Next | Last

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.