Кумыкский мир

Культура, история, современность

Первоклассный источник по генеалогии кумыкских князей и шавхалов Тарковских

(о родословной 1758 г.)

Верховные правители Дагестана («Кумыцкой земли») шавхалы Тарковские и кумыкские князья, являются одной из древнейших на Кавказе аристократических династий. Они играли в течение веков важную роль в политической истории указанного региона и сопредельных территорий. Поэтому изучение их родословной представляет несомненный интерес.

Между тем, полной, доведенной до настоящего времени поколенной росписи шавхалов Тарковских до недавнего времени не было, хотя изучение рода и составление их генеалогий начались еще XVIII в.

Одной из трех, но первой по времени появления родословной несомненно является «Родословная роспись Шевкалова т.е. владельцев Кумыцких и Тарковских, сочиненная в Санкт-Петербурге в сентябре 1758 года в бытность тамо Костековского воеводы Алиша» [1]. До самого недавнего времени данная родословная оставалась неизвестной. Она была выявлена нами в 2003 г. и впервые обнародована в 2008 г. [2], хотя первое ее упоминание в историографической литературе, безусловно, принадлежит кавказоведу Е.Н. Кушевой [3].

Ценность данной родословной заключается в ее довольно высокой достоверности. Ибо она, как можно судить, составлена в Коллегии по иностранным делам со слов кумыкского князя Алиша , одного из потомков (в пятом поколении) Султан-Мута Эндиреевского и охватывает период (конец XVI – перв. пол. - XVII (1758 г.). Неслучайно, русский ученый Максим Ковалевский, интересовавшийся в конце XIX в. (1898 г.) кавказскими генеалогиями и, по всей вероятности, хорошо знакомый с вышеназванными кумыкскими генеалогиями, считал «наиболее несомненной из них: генеалогию шамхалов Тарковских – с большей или меньшей достоверностью восходящую до XVI столетия» [4].

Данная родословная называет имя прародителя династии шавхалов Тарковских и князей Засулакской Кумыкии - Чопан-шаухала Великого (Чопан Уллу Шавхал) (в тексте – Чепалов; так он назван и в османских источниках последней четверти XVI в.). Она в принципе правильно отражает внутрисемейные связи и ситуацию, сложившуюся после его смерти случившейся, как это вытекает из турецких источников, не ранее 1588-1589 гг., т.е. образование нескольких внутридинастических «партий», ветвей чопанидов, что подтверждается и другими письменными источниками [5]. Тем не менее, анализ сведений родословной 1758 г. и сопоставление этих данных со сведениями других источников [6, 7] выявляют неизбежные в таких случаях различия и неточности.

Родословная 1758 г. содержит имена 67 потомков Чопан-шаухала Тарковского. Как это отчетливо видно из родословной, выделяется две ветви чопанидов – «принцев крови», мы ее называем «тарковской, или сурхаевской» (она здесь представлена 12 именами), и не равнородных первым шаухальских чанка-беков (вариант джанка), которую условно также можно назвать «засулакской, или султан-мутовской» (представлена 51 именем, в т.ч. 38 потомками Айдемира и 8-ью Казаналпа). К последней примыкают и потомки другого сына Чопана – Мусала, но она была малочисленна (всего 5 чел.), и самостоятельной роли «в борьбе за власть» не играла. Кроме того видно, что сама засулакская ветвь по смерти Султан-Мута дробится на две соперничающие группировки во главе с его двумя сыновьями Айдемиром (от него берет начало род кумыкских князей Айдемировых) и Казаналпом (от него берет свое начало род засулакских князей Казаналиповых).

Кроме того, здесь подобающее себе место нашли хорошо известные и по другим историческим источникам знаменитые чопаниды: Баммат, сын Андия, основатель Бамматулинского владения и одноименной княжеской фамилии; Алибек, сын Айдемира (от него идет фамилия князей Алибековых); Хамза (от него фамилия кн. Хамзаевых или Хамзиных), Темир (от него фамилия кн. Темировых); Эльдар (от него – кн. Эльдаровы); Каплан, сын Ахмат-хана (кн. Каплановы); Уцуму (от него – кн. Уцмиевы-Засулакские), Арслан-бек (от него – кн. Арсланбековы); Муртузали (от него – кн. Муртузали-Аджиевы) [2], Мусал, сын Чопан-шавхала Тарковского (от него – костековская фамилия чанков Мусаловых; Алхас, сын Каплан-Герея (основатель кумыкской княжеской фамилии Алхасовых в Чечне) [8].

К главному недостатку родословной следует отнести неточность в указании последовательности смены чопанидов на кумыкском престоле в Тарках. Как это документировано и в настоящей родословной, верховная власть в Кумыкии по смерти Чопана остается в руках тарковских чопанидов, однако «шефкалом другим», т.е. вторым после Чопана здесь ошибочно указывается Эльдар, также ошибочно указываемый как сын Чопана. Он приходился внуком Чопану и был сыном Сурхая. Стал шавхалом он только в 1621 г. Шавхалом вторым «по старшинству лет» сразу по смерти Чопана, как показывает источники, становится Сурхай, ошибочно указываемый в рассматриваемой родословной здесь «шефкалом третьим». Эта ошибка стала причиной и последующих ошибок в указании последовательности смены кумыкских правителей в Тарках и наследовании власти. Так в родословной упущенными оказываются: Андий-шавхал, пришедший власти в 1605 г. после смерти Сурхая, затем сын Сурхая-шавхала Герей-хан и его брат Эльдар (правил в 1621-1635 гг.) [2]. В родословной же 1758 г. «шафкалом чевтертым» после Сурхая ошибочно указан Айдемир, сын Султан-Мута, фактическое правление которого приходится на 1635-1641 гг. После смерти Айдемира, последовавшей во время его похода вместе с русскими на Кабарду в 1641 г. власть переходит в руки Сурхая Гереева, а после его смерти – Будаю сына Баммата, который опять-таки в родословной ошибочно указан «шефкалом пятым». «Шефкалом шестым» родословная называет Умалая (Умалата), а седьмым и восьмым соответственно - Адиль-Герея и его сына Хасбулата – современников Петра I. Первый из них на момент составления родословной, как это правильно отмечено в родословной, «умер в ссылке в г. Архангельском», а второй все еще являлся «действующим» шавхалом.

Таким образом, аналитическим взглядом охватывая кумыкскую родословную, мы видим, что: 1) за более чем 160-летний исторический период представителю «засулакской» ветви чопанидов только однажды удается на краткий срок стать шавхалом: это случилось по смерти Эльдар-шаувхала в 1635 г. и это был сын Солтан-Мута Айдемир. Но после него власть опять переходит в руки Тарковских чопанидов – Сурхаевых; 2) «переиграть» тарковских чопанидов в борьбе за власть никому не удается, если не считать кратковременного возвышения «кумыкского воеводы Алиш-бека Хамзины после ареста и ссылки Адиль-Герея Тарковского в Россию и до восхождения на престол при Надир-шахе сына Адиль-Герея Хасбулата.

Уместным считаем здесь отметить, что свои виды на власть в Тарках имел и тесть Адиль-Герея Султан-Махмуд Аксайский (в тексте родословной - Солтан-Мамут). Эту ситуацию хорошо обрисовал очевидец событий русский офицер И.Г. Гербер, служивший в 1725-1728 гг. в крепости Святой крест на Сулаке. Он писал: «Когда в 1725 г. шафхал бунтовал против России, то искал он Султана Мамута Аксая, чтоб он с ним в том заедине был, чего он ему не токмо отказал, но и в крепость Святого Креста известие о поступках шафхаловых учинил, и за то шафхал, осердясь, отказал ему наследство. А когда в 1726 году шаф¬хал взят был от российского войска, то Султан-Мамут Аксай обрадовался и имел надежду, что он чрез нещастие шафхальское себе щастие получит, и шафхалом назначен будет. Токмо понеже Россия положила, чтоб впредь шафхалам не бывать, ибо оные чрезмерно великую власть и привилегию в Дагистане и в тамошних местах имели, того ради Султана-Мамута его надежда отпала» [9]. Да и в самой родословной немало свидетельств ожесточенной борьбы за власть в Доме кумыкских князей и шавхалов Тарковских.

Родословная 1758 г. для исследователей ценна и тем, что в ней не имеется каких-либо намеков на происхождение шавхалов от арабов, хотя на момент ее составления эта версия, по меткому замечанию известной французской исследовательницы, «взятая с потолка» [10] уже проникла и в русские источники [9, 11]. Очевидно, она к тому времени не успела еще стать популярной и закрепиться в этногенетической памяти кумыкской правящей элиты. Иначе бы прямой потомок шавхалов Алиш-бек Хамзин, довольно хорошо (об этом можно судить по его сведениям, легшим в основу вышеназванного документа) представлявший происхождение и генеалогию своих предков, не преминул бы сообщить об этом Коллегии иностранных дел, где этот документ с его слов в 1758 г. составлялся. Особенностью этой первой родословной является и то, что в ней используется исконно кумыкский вариант (правда, с некоторым искажением) наименования титула верховного правителя кумыков - «шафкал» (кум. «шавхал») .

В свете нашего данного тезиса мы проанализировали имеющиеся в родословной имена собственные, которые носили шавхалы и их потомки, начиная с Чопан-шавхала (конец XVI в.) и кончая Хасбулатом (ум. в. 1759 г.). Среди содержащихся здесь 38 собственных имен 58 процентов относятся исконно кумыкскому (тюркскому) антропонимическому фонду, немногим более 21 процента тюрко-мусульманскому фонду и только около 8 процентов – собственно мусульманскому. Наиболее регулярно воспроизводимым в данной родословной именами выступают Чопан (6 раз), Адиль-Герей (5) , Хан (5), Айдемир (3), Арслан-Герей (3), Баммат (3) Сурхай (2), Султан-Махмут (2), Казан-Алп (2 ), Казы (2), Эльдар (2), Мусал (2). При этом наиболее древнему древнетюркскому фонду относятся антропонимы: Чопан в значении «провинциальный правитель» [12], Айдемир (ср. с Эдумер, именем сына Аттилы) [13], этимология которого довольно прозрачна, Казан-Алп, впервые встречается в имени гуннского предводителя, возглавившего поход в Албанию в VI в. и т д.

В заключение укажем и на то, что родословная 1758 г., как показывает наш сравнительный анализ, была во многом взята за основу Родословного Древа кумыкских князей, составленного в 1860 г.г. и в какой-то степени Родословной Шамхальского Дома, составленной в 1868 г. (ровно через с 110 лет после составления первой). Родословное Древо кумыкских князей существенно дополнено и развито сведениями последующих эпох. Однако невозможно не заметить, что в «древе» прародитель Тарковских Чопан-шавхал назван несколькими именами (он же - Андий и даже Муртузали), а Родословной же Шамхальского Дома генеалогия чопанидов «укорочена» на несколько поколений и начинается с Сурхай-шавхала (1643 г.), которого «История родов русского дворянства» числит «из потомства Чингисхана» [14].

Таким образом, содержательный сравнительно-исторический анализ показывает, что родословная 1758 г. при всех имеющихся в ней недостатках, различиях и неточностях, сохраняет все же свое главное качество первоклассного источника по генеалогии кумыкских князей и шавхалов Тарковских. В этом заключается ее научная ценность и практическая значимость.

Источники и литература

1. Родословная роспись Шевкалова т.е. владельцев Кумыцких и Тарковских, сочиненная в Санкт-Петербурге в сентябре 1758 года в бытность тамо Костековского воеводы Алиша» (Архив внешней политики Российской империи, Ф. Кумыцкие дела. Оп. 121/1. 1758 г.Д. 2.Л. 1.)

2. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2008. С. 179-182; 183-189.

3. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией М. 1963. (вторая половина XVI - 30-е годы XVII века). С. 47.

4. Ковалевский Максим. Закон и обычай на Кавказе. Т.1. Майкоп. 2006. С. 49.

5. Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991. С.108-111; Лобанов-Ростовский Д.-М., Кумыки, их нравы, обычаи и законы. Махачкала.2002. С.21-23; Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала. 1993. С. 27-28 и др.

6. Родословное Древо кумыкских князей, составленное Кумыкским комитетом по разбору личных и поземельных прав туземцев Терской области в 1860 г. (ЦГА РД. Ф.105. Оп.5.Д. 7.Л.1).

7. Родословная Шамхальского дома // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. Тифлис. 1868),C..77-78.

8. Алиев К.М. Кумыки в военной истории России (вторая пол. XVI - начало XX вв.). Махачкала. 2010. С. 33-34.

9. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Касп. Моря. 1728 // ИГЭД. М. 1958. С. 62-63.

10. Шанталь Лемерсье-Келкеже. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа XVI в. // Восточная Европа средневековья и и раннего нового времени глазами французских исследователей. Казань. 2009. С.275.

11. Дневник полковника Я.А. Марковича. 1725-1727 гг. // Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII –XVIII вв. Махачкала. 1992.

12. Баскаков А. Н. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М.: «Наука». 1985. С.41.

13. Алиев К.М. Дорогой тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004. С. 28.

14. История родов русского дворянства. СПб., 1888. С. 51-52.


Опубликовано: Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Вып. III. Владикавказ. С.23-29.

См. также: Шаухалы Тарковские: династия кумыкских правителей.

Размещено: 18.04.2012 | Просмотров: 4057 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.