Кумыкский мир

Культура, история, современность

Первенец общетюркской газеты

130 лет назад в Бахчисарае вышел первый номер газеты «Терджиман»

Выход «Терджиман» («Переводчик») был своеобразным этапным событием в зарождении и развитии тюрко-мусульманской печати, как бы затмившим все остальные инициативы тюркских интеллектуалов XIX века. Издателем ее был великий общественно-политический деятель, реформатор мусульманской школы, мыслитель и просветитель Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914).

«Терджиман» стала первой подлинно общетюркской газетой, «проводником европейской мысли и культуры в среду мусульман». Она издавалась с 10 апреля 1883 г. по 23 февраля 1918 г., просуществовав почти 35 лет. В каждом номере под её названием указывалось, что она имеет целью распространение просвещения среди мусульман и предназначена «для чтения турками, татарами, азербайджанцами, кумыками, ногайцами, башкирами, узбеками, кашгарцами, сортами, тюркменами и многими другими тюркскими племенами».

Газета поставила себе целью единение тюркских народов на основе общности духа, языка и культуры, и ее девизом был лозунг «Дилде, Фикирде, Ишде Бирлик» («Единство в языке, мыслях и делах»). Изначальным условием для достижения этой цели было создание литературного языка, понятного для всех тюркских народов, живущих от Балкан до Китая. Такой общий язык (***) был и в самом деле создан на страницах «Терджимана». В основу его был положен стамбульский вариант турецкого языка, т. е. османского языка, который к тому же был очищен от излишних заимствований и имел упрощенный синтаксис. Язык газеты был без труда понятен образованным слоям большинства тюркских народов, в том числе и кумыков. Результат деятельности «Терджимана» проявился в усилении влияния турецкого языка на остальные тюркские наречия.

Известный венгерский тюрколог А. Вамбери в этой связи отмечал, что «язык этот является чем-то средним между османским и татарским и понятен обеим частям народа» (речь, очевидно, идет о двух ветвях тюрков. – К. А.). Этот язык, принятый и другими татарскими газетами и вообще молодым поколением, получил название «» («всеобщий язык»), и только принимая во внимание незначительность диалектических различий, можно объяснить тот факт, что к тюрку на Волге, Урале, Аму-Дарье и в Восточном Туркестане обращаются на языке, понятном на берегу Босфора и Адриатического моря. В основе этого общего языка лежит и политический мотив, потому что существует стремление разрушить этнические рамки и создать объединение тюркских народностей». Предлагалось назвать этот новый диалект тюркским литературным языком, и на третьем заседании третьего конгресса этот язык рекомендовался официально».

Располагая несколькими тысячами подписчиков по всей империи, газета «Терджиман» фактически стала неофициальным голосом (рупором) русских мусульман и продолжала выполнять свою миссию вплоть до 1918 года. Она своевременно откликалась на значимые те или иные события из жизни тюркских народов, имела своих корреспондентов по всей империи, в том числе и в Дагестане. Газета широко распространялась как среди мусульман внутренней России, так и среди мусульманской интеллигенции всего Кавказа, Средней Азии, и в дальнейшем оказала благотворное влияние на её идейное развитие. Для нас, кумыков, важным представляется то, что «Терджиман» и его редактор Исмаил бей Гаспринский оказали стимулирующее влияние на развитие движения кумыкского самосознания и самопознания. У него учились и в орбите его реформаторских идей жили и действовали кумыкские интеллектуалы начала XX века Аюб Джюнгютейли, М.-Э. Османов, Д.-М. Шейх-Али, Абусупиян Акаев, Нухай Батырмурзаев, Темирболат Бейбулатов, Джамалут-дин Карабудахкентли, Абдул-Халим Джюнгютейли, Зайналабид Батырмурзаев, М.-К. Саадуллаев, Г. Аминтаев и др. В медресе «Зин-жирли» в Бахчисарае у Исмаила Гаспринского обучался сын Нухая Зайналабид Батырмурзаев.

Один из восторженных подписчиков «Терджимана» в Кази-Кумухском округе Дагестанской области Г. Аминтаев, обращаясь к горцам, призывал: «...Если нужны вам газеты, читайте тюркские, зовущие к единению, к прогрессу, к исламскому счастью. Да здравствует «Терджиман», разбудивший ислам!» (Цит. по: Бутаев М. Д. Большевистская печать Дагестана. Махачкала, 1988. С. 61).

Впечатляет и тот факт, что газета «Терджиман», издаваемая в маленьком городке (Бахчисарай) на окраине Российской империи, стала ежедневным печатным органом с несколькими тысячами подписчиков в 12 странах мира – в Египте, Турции, Иране, Индии и других странах. Известные мусульманские интеллектуалы Российской империи и стран Востока считали за честь поддерживать отношения с «Терджиманом».

Показательным является тот факт, что в 1903 г. 20-летний юбилей «Терджимана» отмечали широко и повсеместно по всей России. Отмечая несомненные заслуги газеты в деле формирования самосознания тюркских народов, бакинская газета «Каспий» (№98 от 14.05.1903 г.) писала: «В начале 80-х годов прошлого столетия, когда на свет появился «Терджиман», русские мусульмане составляли круг, совершенно оторванный от течения всемирной цивилизации: у них не было ни литературы, ни «обществ», мектебы (начальные училища) находились в стадии схоластики, правительственные русско-татарские училища пустовали, царствовало везде отчуждение... Самое появление «Терджимана» было встречено враждебно... С тех пор прошло 20 лет, и посмотрим, что теперь представляет русское мусульманство? На этот вопрос дают нам ответ сведения, собранные самим «Терджиманом». По этим сведениям, до настоящего времени молодыми переводчиками и писателями изданы не менее 300 книжек литературного и научного характера, учреждены 8 благотворительных обществ, реорганизовано около 1000 мектебов, и в них преподавание ведется по звуковому методу, газета проникла в самые отдаленные уголки России: ее читают у подножия Памира, в Оше, в Кульдже, Чугучаке и в пределах Китая...»

В вышедшем 10 апреля 1883 г. первом номере своей газеты Исмаил-бей писал следующее:

«Выпуская нашу газету, мы хотим заявить нашим читателям, что «Терджиман» постарается, главным образом, с одной стороны – давать нужные и полезные для культурной жизни знания, с другой – знакомить русское общество с нашими национальными нуждами. Наша дорога тяжела и трудна. Поэтому мы принялись за дело во имя Господне и взялись за перо в интересах правды и науки. Будет ли «Терджиман» соответствовать тем требованиям, которые он себе ставит, или нет, пусть решит будущее, потому что понятно: я сам не могу вынести приговора».

Так писал он в 1883 г.; двадцать лет спустя, 4 мая 1903 г., в день юбилея, он мог написать следующее:

«Нам выпало на долю, сберегши данное нам разрешение на издание газеты, отпраздновать эту двадцатую годовщину на службе просвещения нашего народа и образованию наших детей, благодаря содействию многих ученых друзей. Что касается меня, то встреча в этот день со столькими учеными и благородными благожелателями дала мне новые силы. Это меня ободрило, дало мне силы снова, если нужно, приняться за работу, потому что если я и думал всегда, что в любви к народу проявляется благородство и святость, то теперь я это почувствовал и увидел. Тысячекратная благодарность да будет за это Аллаху!»

«Этим газетным юбилеем и этим признанием патриотической и литературной деятельности редактора «Терджимана», – отмечает все тот же А. Вамбери, – вполне началось всеобщее пробуждение татар». Арминус Вамбери, конечно же, был прав.

Начало XX века, действительно, стало эпохой всеобщего пробуждения тюркских народов. А французский социолог и географ Альберт Сорель также констатировал: «XX век начинается «открытием» тюрков, их новым появлением на арене мировой истории». А. Вамбери также писал: «Среди магометан, дальше всего продвинувшихся по пути западной культуры, лучше всего усвоивших европейское знание и европейский способ мышления и наиболее способствовавших распространению новых взглядов среди своих соотечественников и единоверцев, особенно выделились три народности». По его мысли, народности эти следующие: «османы (турки)», «магометане Ость-Индии» и «русские подданные магометанского вероисповедания, известные под общим именем «татар», в этническом же отношении распадающиеся на поволжских татар, башкир, киргизов (казахи и киргизы. – К. А.), сартов (узбеки. – К. А.), кавказских (азербайджанцы, кумыки, турки-месхетинцы, балкарцы, карачаевцы. – К. А.) и крымских татар (собственно крымцы и степные ногайцы. – К. А.)».

Дело в том, что к первому десятилетию XX века, и в частности к 1905–1907 гг., благодаря замечательной деятельности тюрко-мусульманских реформаторов-культуртрегеров второй половины XIX века, культурный уровень русских мусульман был поднят на необычайную высоту. Такие города, как Казань, Уфа, Оренбург, Троицк, Бахчисарай, превратились в культурные и интеллектуальные центры, способные соперничать с Дамаском, Бейрутом, Каиром и Стамбулом. Думается, что к этому списку «культурных центров» мусульман правильнее будет присовокупить и такие города, как Владикавказ (Терская область) и Темир-Хан-Шура (Дагестанская область), в которых к тому времени была накоплена значительная «культурная масса» «просвещенных по-европейски местных мусульман», объединенных в различных просветительских и благотворительных обществах и вдохновленных движением «мусульманского культурного реванша».

Таким образом, газета «Терджиман», будучи неофициальным голосом тюрко-мусульман, выразителем и пропагандистом в массах идеи тюрко-мусульманского возрождения и единения, способствовала переходу всей системы исламизма, препятствовавшей пробуждению национального самосознания – к национальной идее тюркизма, т.е. служила переидеологизации и этнизации тюркского сознания, осуществлению тюркского «культурного реванша» в России конца XIX – начала XX вв. Именно благодаря почти 35-летней беспримерной просветительской деятельности этой газеты ислам у тюрков перестал быть препятствием к прогрессу. Был очищен путь к реформам и в других областях: общеупотребительного языка, просвещения и политической организации мусульманских народов, осуществлен беспрецедентный джадидистский (модернистский) проект, если хотите, – духовный переворот. Россия стала страной мыслящего ислама.


«Ёлдаш/Времена», 12 апреля 2013.

Размещено: 11.04.2013 | Просмотров: 2426 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.