Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Дибиров Магомед-Кади Дибиргаджиевич

(1877 / 1929)
место рождения: с. гочоб Карахского общества (Чарода)

Известный общественно-политический, религиозный деятель, публицист, культур-трегер и просвещенец-тюркофил, переводчик.

Он известен в литературе также под фамилиями «Дебиров Мухаммад-Кады», «Карахский», «Карахлы», «ал-Карахи» – по месту рождения и «Казанищенский» – по месту проживания. Впоследствии он перебрался в г. Темир-Хан-Шуру.

Прекрасно владел как родным, так и арабским, турецким, кумыкским языками, которые он использовал при написании многочисленных своих публицистических статей, учебных пособий и других материалов.

Учился в медресе Умалат-хаджия в кумыкском селении Аксай. Впоследствии преподавал в медресе Н. Казанище (с 1895), в медресе шейха А.-В. Дыдымова в с.Аксай (с 1901), затем переехал в Темир -Хан-Шуру, где открыл мусульманскую школу, состоял здесь кадием нар. училища, долгие годы был мударрисом, преподавал предмет «педагогика» в Буйнакском педтехникуме. (У него учился будущий народный поэт Дагестана Аткай Аджаматов в 1926). Автор первых кумыкских букварей, книг на кумык. яз. под названиями: «Къумукъ алифба», переиздававшихся несколько раз в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) – в 1913, 1914, 1915, 1922, 1924, 1926, 1927, 1928; «Букварь для взрослых» («Уллулар учун къумукъ алифба») – в 1924, 1926, 1927, 1928; «Уроки шариата» («Шариат дарслар уьч йыллыкъ мактабларда») – в 1914 г.; хрестоматии для 2-го года обучения под названием «Детский мир» («Яшланы дюньясы») – в 1922; учебного пособия для учителей по педагогике и педологии – в 1924; трактата о нравственности «Наука по этике» («Илму ахлакъ») – в 1915. Важное место занимают также его книги, изданные в его переводе на кумыкский язык с русского, арабского, турецкого языков: «Снотолкователь» («Ажам таъбир») Сирина ибн Мухаммада – в 1907 и 1912; «Акъаид: илму-гьалдан биринчи къысым» – в 1914 и 1915; «История культуры» («Маданият тарихи») Н. Н. Генко – в 1923; повесть Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» («Къафкъасия эсири») – в 1922; рассказ «Бартек-победитель» («Озгъан Бартек») – в 1923; учебное пособие «Природоведение» («Маълумат табиийя») А. П. Скрабе – в 1923. Интересен также «Легкий вечный календарь» («Битмейген тынч рузнама», составленный им и изданный в 1912. М.-К. Дибиров издал также букварь на аварском языке – в 1927 и перевод на авар. яз. повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» – в 1922.

Особо следует отметить крупное (более 300 страниц) историческое сочинение, написанное им на кумыком языке и посвященное событиям революционного периода и гражданской войны в Дагестане: «Дагъыстанда инкъылабны тарихи». Оно было в 1925 переведено Т. Бийболатовым с кумыкского на русский язык. (Текст русского перевода опубликован историком А.-Г. Гаджиевым в виде отдельной книги: История Дагестана в годы революции и гражданской войны. Махачкала, 1997).

М.-К.Дибиров отличался как своей весьма активной деятельностью в области культуры и просвещения, так и общественно-политической деятельностью. Назовем некоторые знаковые события в его бурной жизни за два года. 1917 г. – на съезде представителей всех округов Дагестана в Темир-Хан-Шуре избран членом Исполкома вновь созданного Дагоблисполкома и комиссаром Гунибского округа; вместе с Агарагим-кадием, Абусуфьяном Акаевым и др. активистами создал «Мусульманское общество» («Джамиятул исламие»); участвовал на съездах кавказских мусульман в Тифлисе, Баку; возглавил вновь созданный Даг. областной «Милли Комитет»; назначен заместителем директора впервые созданного в Дагестане педагогического института в Темир-Хан-Шуре. 1918 г. – совместно с Г. Бамматовым, З. Темирхановым, А. Чермоевым и А. Кантемиром ездил в Турцию с просьбой к турецкому султану оказать военную помощь в борьбе дагестанских контрреволюционеров против большевистской власти; активный деятель «Мусульманского комитета» (общ.-полит. и религ. организации), одним из организаторов и руководителей которого был он; член «Общества попечения о больных, раненых и убитых воинах», созданного правительством Республики Союза Горских народов Кавказа.

М.-К.Дибиров активно сотрудничал с тогдашней прессой, публиковался во многих журналах и газетах Дагестана 1917-1928 гг., в т.ч. «Джаридату Дагистан», «Баянуль-хакаик», «Маариф йолы», «Мусават» и других, в 1920 был редактором тюрк. журнала «Шура Дагыстан». Он являлся рьяным поборником и пионером движения за введение тюркского языка в дагестанской школе. Еще в 1910 начал обучать дагестанских детей тюркскому языку и распространял тюркские газеты и книги (см. «Мемуары» М. Джафарова), писал стихи собственного сочинения на кумыкском языке.

Убеждения М.-К.Дибирова-Карахского совершенно не совпадали с платформой большевиков, и вполне закономерным стало то обстоятельство, что 25 июня 1929 был арестован советскими репрессивными органами и вскоре (14 декабря) расстрелян в Махачкалинской тюрьме. Реабилитирован официально в 1988 г.

(Оразаев Г. М.-Р.)


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию

фото