Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Шемшединов (Шамсутдинов) Адиль Саримурзаевич

(13-06-1870 / 19??)
место рождения: с. Эндирей

Штабс-капитан, титулярный советник, этнограф, педагог.

Из потомственных дворян. Закончил Владикавказское реальное училище, а затем – Московское пехотное училище и Московский Лазаревский институт восточных языков.

На начальном этапе служба в армии у А.С. Шемшединова складывалась неплохо. Он начинал 11 июля 1889 г. рядовым 80-го Кабардинского полка 20-й пехотной дивизии. 17 апреля 1890 г. он производится в унтер-офицеры, а 5 августа 1891 г. – подпоручики 7-го стрелкового полка. 22 сентября того же года Адиль Саримурзаевич командируется в город Новорадомск в помощь уездному воинскому начальнику на время учебных сборов «запасных нижних чинов». 17 марта 1896 г. приказом военного министра А.С. Шемшединов удостаивается серебряной медали в память царствования императора Александра III, а 1 апреля того же года ему присваивается воинское звание «поручик». 16 июня 1896 г. командируется в штаб Варшавского военного округа для сдачи предварительного экзамена в военно-юридическую академию. Успешно пройдя данный этап, Адиль Саримурзаевич едет в Санкт-Петербург для сдачи основного экзамена. Но здесь его ждет неудача. Не принесла успеха также повторная попытка попасть в один из престижных учебных заведений страны через год.

31 мая 1898 г. А.С. Шемшединов командируется снова в г. Варшаву, но на этот раз для заведования полевой хлебопекарней 2-й стрелковой бригады. Здесь он занимается обучением рядового состава бригады хлебопечению. 30 мая 1899 г. Шемшединов назначается начальником земской стражи Скверницкого уезда, а 11 июня того же года он награждается золотыми часами с государственным гербом.

Новое столетие А.С. Шемшединов встречает в новом качестве: 1 января 1901 г. ему присваивается воинское звание «штабс-капитан», а ровно через месяц и неделю он зачисляется в запас армейской пехоты по Терской области. 8 июня 1903 г. он вовсе уходит в отставку согласно поданного прошения.

Нам неизвестно, чем занимался Шемшединов в первые два года после увольнения. Можно только предположить, что он в это время был занят сбором материалов по кумыкскому фольклору, образцы которых публиковались им на страницах «Этнографического обозрения» в 1905 и 1910 годах. (см.: Шемшединов А. Легенды и сказания кумыков // Этнографическое обозрение, 1905. № 2-3; 1910. № 1-2) .

С сентября 1905 г. в биографии Шемшединова открывается новая страница. Отныне он посвящает себя просвещению и государственной службе. Распоряжением попечителя Кавказского учебного округа от 19 сентября 1905 г. Шемшединов А. С. приступает к исполнению обязанностей смотрителя Грозненской горской школы. С 20 августа 1907 г. он становится инспектором народных училищ по Бакинской губернии, но, проработав всего один учебный год, уволился по личному заявлению. 21 мая 1910 г. Шемшединов подает заявление и по отзыву градоначальника Баку зачисляется «на действительную государственную службу сверхштатным чиновником для поручений Бакинской казенной палаты» и направляется в распоряжение инспектора Даргино-Табасаранского участка для теоретического и практического ознакомления с новыми обязанностями. 2 апреля 1911 г. Шемшединов А. С. производится в титулярные советники, однако с марта 1912 г. приказом по Управлению казенной палаты он увольняется со службы. Отставной штабс-капитан и титулярный советник снова уходит в «подполье» на долгие пять лет. И только 4 сентября 1917 г. по просьбе А.С. Шемшединова Комиссариат по управлению Кавказским учебным округом своим решением допускает его временно, сроком на один учебный год, к преподаванию русского языка в Темир-Хан-Шуринском реальном училище. Педагогической совет училища возлагает вскоре на него еще обязанности воспитателя пансиона. И только с января 1918 г. Адиль Саримурзаевич принимается в постоянные штаты училища и утверждается в должности преподавателя русского языка. 24 июня 1918 г. Отдел просвещения Исполнительного комитета Темир-Хан-Шуринского Совета рабочих, земледельческих и красноармейских депутатов своим решением возлагает на Адиля Саримурзаевича еще обязанности председателя педагогического совета училища. А ровно через десять дней исполком рекомендует его для работы в подотделе печати, но он избирается руководителем секции средних школ.

Вскоре началась подготовка к съезду учителей Дагестана, и Шемшединов принимает в нем деятельное участие, готовит к съезду доклады «О родном языке в шко-ле», «О преподавании закона божия в народных школах». 12 октября 1918 г. приказом Временного военного диктатора Дагестана Шемшединов освобождается от исполнения обязанностей председателя педагогического совета Темир-Хан- Шуринского училища. 30 декабря 1918 г. в Дагестане начал функционировать Союз учителей Горцев Кавказа. Среди 20-ти членов и кандидатов Президиума совета вторым значится А.С. Шемшединов, избранный товарищем председателя Президиума. При активном участии А.С. Шемшединова был принят устав Союза, согласно которому будущая школа Да-гестана должна была строиться по принципу «единая, трудовая, всеобщая, обязательная и бесплатная на всех ступенях обучения», В последний день 1918 г. приказом министра народного просвещения Союза Горцев Кавказа А.С. Шемшединов назначается на должность директора-председателя педагогического совета Темир-Хан-Шуринской учительской семинарии.

Кроме того, в 1918 г. он активно участвует в работе кумыкского общественно-политического журнала «Танг-Чолпан» (Утренняя звезда). Материалы, опубликованные А.С. Шемшединовым на страницах этого журнала, позволяют судить нам о нем как о хорошем переводчике. Им, в частности, была переведена на кумыкский язык напечатанная в 10-м номере «Танг-Чолпана» повесть М. Ю. Лермонтова «Бела». Наряду с этим он на страницах журнала поднимает вопросы изучения и преподавания в учебных заведениях истории Дагестана, сам исследует проблемы истории Северного Кавказа. Вызывает интерес его статья о дольменах и исторических типах захоронений региона. На страницах журнала увидели свет также работы А.С. Шемшединова «Мифы, легенды о древних героях», «Рассказ о Биярслане», «Восток и история», в которых он затрагивает проблемы значения исторической науки в жизни общества и истории для каждого народа, места истории в воспитании граждан и т. д. Оригинальным для исторической мысли Дагестана своего времени является идея А.С. Шемшединова о необходимости рассмотрения этапов развития мировой цивилизации по способу изготовления орудий труда.

Все перечисленное показывает, что А.С. Шемшединов был великолепным аналитиком с развитым историческим мышлением. 18 июня 1919 г. в добавок к обязанностям директора Темир-Хан-Шуринской учительской семинарии приказом Временного правителя Дагестана на Шемшединова возлагается временное исполнение обязанностей заведующего учебной частью Дагестана, позже и директора Темир-Хан-Шуринской учительской семинарии (7.11.1919 г.). 26 марта 1920 г. в Темир -Хан-Шуре при Революционном Совете Обороны создается комиссариат просвещения и печати, а 28 марта решением комиссариата на Шемшединова возлагаются обязанности заведующего школьным отделом. После полного окончания гражданской войны в Дагестане Шемшединов принимает активное участие в создании светской общеобразовательной школы республики, создает совместно с другими просвещенными людьми Дагестана учебники и пособия, проявляет заботу о создании национальных кадров и т. д.

Литература:

  • Муцалханов М.С. «А.С. Шемшединов: штрихи биографии» // КНКО-Вести. Вып. 4. 2000;
  • Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг.: Сб. документов. - Махачкала, 1980. Т. 1. С. 51;
  • «Формулярный список о службе директора Темир-Хан-Шуринской учительской семинарии А.С. Шемшединова» (ЦГА РД, Ф. 81. Оп.3. Д. 14. Л. 1-8).

(М. Муцалханов)


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию