Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Батырмурзаев Зайналабид

(1897 / 1919)
место рождения: с. Яхсай

Поэт, публицист, революционер и активный участник гражданской войны.

Родился в с. Аксай Хасавюртовского округа в семье писателя-просветителя Нухая Батырмурзаева. Сначала учился в Аксайской начальной школе, затем экстерном окончил Хасавюртовское реальное училище.

В 1912 г. он едет для продолжения образования в Казань, затем в Астрахань, где сближается с местными социал-демократами, участвует в волнениях. Там он сотрудничает в татарской газете «Халкъ» («Народ»), которая впоследствии была запрещена за пропаганду идей социализма.

В 1914 г. З. Батырмурзаев возвращается на родину. В 1915-1917 гг. работает преподавателем реального училища в Хасавюрте. Здесь он сплачивает вокруг себя передовую молодежь и с ее помощью распространяет социал-демократические идеи среди масс. Зайналабидин был на редкость способным и разносторонне образованным юношей. В 20-летнем возрасте он стал поэтом, драматургом, публицистом и революционным деятелем. В 1916 г. вместе со своим отцом и другими просветителями он организует в Хасавюрте театрально-литературное общество «Танг Чолпан» («Утренняя звезда»), которое ставило своей целью просвещать трудящихся. Зайналабидин был зачинателем кумыкской драматургии, но, к сожалению, рукописи его пьес не все найдены. Им написаны пьесы: «Даниялбек», «Наперекор муллам», «В медресе пришел мулла», которые были поставлены участниками кружка и пользова-лись большим успехом.

В драматургии, как пишет С. Д. Говоров, Батырмурзаев выступает как просветитель и борец против религиозного мракобесия. Первая же его четырехактная драма «Даниялбек», полная горячего протеста против социального неравенства, бьет по обветшалым горским адатам, по кровной мести. В двухактном водевиле «Наперекор муллам» он в ярких комедийных тонах смело и остроумно высмеивает происки и ухищрения духовенства, обирающего горскую бедноту. Наконец, в третьей пьесе («В медресе пришел мулла») сатирически обличает архаические формы обучения молодежи в тогдашних религиозных школах.

В 1917 г. театрально-литературное общество «Танг Чолпан» издает еженедельный общественно-политический и литературный журнал того же названия. Зайналабидин становится его постоянным редактором и продолжительное время руко-водителем общественно-политического отдела. Он придавал большое значение печати. «Печатные органы на местных языках особенно необходимы политическим организациям, – писал он, – для распространения своих идей среди народа». Журнал ставил перед собой в основном просветительские цели. В первом номере, вышедшем 20 августа 1917 г., так определяются задачи журнала: «Рассеивать небо, покрытое густыми облаками», ускорить «начинающийся рассвет» в Дагестане. Но публикуемые в нем статьи вышли из рамок этих задач. Поэтому журнал счел нужным указать, что он к тому же будет «прививать» детям любовь к своему отечеству, рассказывать о политических задачах и событиях нашего времени» Деятельность З. Батырмурзаева в журнале «Танг Чолпан» сыграла большую положительную роль в распространении общественно-политических и научных знаний и в пробуждении горцев. Однако вплоть до мая 1918 г., т. е. до перехода на платформу Советской власти, в своем творчестве он в основном исходил из идеалистического понимания явлений общественной жизни.

В своей статье, помещенной в первом номере журнала, он называет проблему родного языка главнейшей проблемой человеческого общества. Из-за родного языка серб убил австрийского герцога Фердинанда, говорит он, а убийство последнего послужило причиной мировой войны. «Посмотрите, – писал он, – обратите внимание на то, как сознательные нации истекают кровью и жертвуют собою ради своего родного языка». Каждый народ уважает и почитает свой родной язык. Поэтому стремление навязать чужой язык «унижает и задевает его честь».

У нас, кумыков, пишет Зайналабидин, есть свой язык. Но он изгнан из школ и медресе. Если хотим сделать народ сознательным, то мы должны издавать на своем языке книги, газеты, журналы. «Этот путь является путем, освобождающим угнетенные нации. Этот путь сделает нас счастливыми. Если мы будем идти этим путем, то мы выйдем в светлый мир». Открытие школ, издание газет, журналов и книг на родном языке, безусловно, имело большое значение. Но это в условиях царизма ни в коем случае не могло привести горцев ни «к счастью» и ни «в светлый мир».

Значительный интерес для выяснения социологических взглядов Зайналабидина представляют его статьи, в частности статья «Взгляд на историю Дагестана». «История, – говорит он, делится на две части: на всеобщую и частную. Всеобщая история – это на-ука, которая правильно объясняет все, что перенесли люди со времен возникновения мира. Частная история – это наука, которая освещает все, что пережил один народ, взятый в отдельности». «История одного народа – это зеркало, – продолжает он, – которое полностью показывает его существование, происхождение, недостатки, достоинства, жизнь, способности». История, как отмечает ученый, имеет большое познавательное и воспитательное значение для народа. Она способствует его духовному росту, воспитанию на лучших традициях, поможет понять ему настоящее, а также выбрать для достижения своих целей наиболее верный путь. «Народ..., не имеющий понятия об истории, – пишет он, – в дни свободы окажется в заблуждении, не будет знать, по какому пути и в какую сторону надо идти, чтобы остаться целым и невредимым». Делая попытку проанализировать состояние исторической науки в Дагестане, он указывает, что «дагестанцы до сих пор не обращают внимания на историю. Мы серьезно отстали от других народов в своем развитии, остались в стороне от мировых событий, но причины такого положения и пути нашего прогресса еще не исследованы. В то время, когда другие стремились изучить свою историю, мы вспоминаем только великанов, аждаха и другие тысячи сказок. Другие, действуя на благо Родины, народа, прибавили славные страницы в историю. А мы забыли свои благородные старые обычаи». Зайналабидин отмечает, что «Дагестан является родиной героев, имеет героическую историю», но она, эта история, «осталась без внимания», главным образом, в силу отсутствия «необходимых исследователей ее». «По истории Дагестана до сего времени написано очень мало трудов», которые страдают серьезными недостатками. В них «историки описывают события без их анализа... без приведения доказательств, из-за чего такой истории мало веры. Написанная таким путем история не приносит ожидаемую народом пользу». Написание истории, считает он, дело, безусловно, трудное и ответственное. Но другие народы пишут свою историю, гордятся ею, славят своих людей. «Для дагестанцев, известных всему миру своим геройством, является большим унижением забвение своей истории». При написании истории нужно руководствоваться примером «русских просветителей, которые написали несколько хороших трудов об историко-общественном положении» народов Дагестана.

«Танг Чолпан» поднимал на своих страницах и такие насущные проблемы из жизни Дагестана, как раскрепощение женщины и вовлечение ее в общественно-полити-ческую жизнь.

Одновременно с работой в журнале «Танг Чолпан» Зайналабидин Батырмурзаев становится редактором первой кумыкской большевистской газеты «Ишчи Халкъ» («Рабочий народ»), в которой участвовали известные революционеры Дагестана: У. Буйнакский, М. Дахадаев, С.-С. Казбеков и другие. «Ишчи халкъ» выходила с конца апреля 1918 г. по август 1918 г. в Темир-Хан-Шуре. Задачей газеты было доводить до широких народных масс идеи и лозунги большевиков и Советской власти, разоблачать клеветнические слухи, распространяемые реакционным мусульманским духовенством и другими врагами трудящихся. Девиз газеты был «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»! В первом номере отмечалось, что «газета будет публиковать мате-риалы, отвечающие только интересам рабочих и трудящихся крестьян» и «будет распространять идеи Российской социал-демократической рабочей партии». Анализ имеющихся в Архиве Дагобкома КПСС номеров подтверждает, что газета последовательно и строго придерживалась этой своей линии. Газета стала боевым оружием в руках большевиков в борьбе за утверждение Советской власти. Зайналабидин в своих статьях показывал, кто является подлинным другом трудящихся, кто, прикидываясь другом народа, думает о сохранении своего богатства и привилегий. Он часто указывал, что богачи пытаются использовать «приверженность горцев к мусульманской религии» для борьбы против русских и Красной Армии, которые являются подлинными защитниками трудящихся мусульман. Вековечными врагами бедноты, писал Зайналабидин, являются помещики, ханы и другие угнетатели, против которых необходимо бороться. На их стороне выступает и верхушка мусульманского духовенства. Зайналабидин разоблачал попытки горской контрреволюции использовать шариат в своих интересах. «Ваши враги знают, – писал он, – что вам дорог шариат. Поэтому все угнетатели, провокаторы прикидываются сторонниками шариата. Они говорят: социалисты не признают шариат... Это ложь. Мы создаем свободу для всех религий. Нельзя щадить провокаторов и разбойников, надо их уничтожать. Да здравствует свобода рабочих и крестьян всего мира! Да здравствует власть рабочих и крестьян Дагестана! Да здравствует Всероссийская Советская Республика!» В сентябре 1918 г. Советская власть в Дагестане временно пала. Перестала выходить и газета «Ишчи халкъ».

В феврале 1919 г. в с. Кумторкала состоялась первая конференция большевиков Дагестана, на которой обсуждались мероприятия по восстановлению Советской власти в Дагестане. Был избран Дагобком РКП (б). В состав его был избран и З. Батырмурзаев. Ему была поручена организация партизанских отрядов в Хасавюртовском округе. Осуществляя это задание, он за короткое время создал Кумыкский военно-революционный комитет и хорошо вооруженный отряд. Действуя в контакте с Дагобкомом РКП (б) и Советом Обороны, Кумыкский Военно-революционный комитет достиг значительных успехов в борьбе с деникинцами. В начале октября 1919 г. отряд Батырмурзаева, обосновавшийся в с. Батаюрт, начал наступление на Хасавюрт. Однако 10 октября в неравном бою он потерпел поражение. Деникинские палачи захватили штаб Военно-революционного комитета в Батаюрте и расстреляли его руководителя З. Батырмурзаева. Так погиб мужественный молодой революционер, верный сын Дагестана, один из замечательных организаторов и руководителей борьбы трудящихся за власть Советов – Зайналабид Нухаевич Батырмурзаев.


Литература: Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и XX вв. – Махачкала, 1963. С. 256-264; Говоров С.Д. Кумыкский театр. Махачкала. 1955; Борьба за установление Советской власти в Дагестане (1917-1921 годы). Сборник документов и материалов. – Москва, 1958; Борцы за власть советов в Дагестане: Сборник. – Махачкала, 1987. С. 54-58.

(Кумыкский энциклопедический словарь, 2-е изд.)


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию