Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Абдурахман Какашуринский (Атлы-Боюнлу)

(18 в. конец / 1870)
место рождения: с. Кака-Шура, Карабудахкентский р-н

Кумыкский поэт и суфий, видный представитель позднего Средневековья, оказал значительное влияние на формирование демократических тенденций в литературе.

Родился в семье какашуринца Мухаммада-хаджи и Аймесей.

Абдурахман долгое время учился в Ширване (Азербайджан), в Аварии у видных алимов того времени и, получив глубокие знания, вернулся на родину. Здесь, на равнине, в селах Алходжакент, Какашура он работал кадием, муллой.

Ко всесторонне развитому алиму, досконально знавшему законы шариата, прекрасно владевшему арабским и тюркским языками, за знаниями приходили молодые люди со всего Дагестана. Ученики из Аварии, Лезгистана, Кумыкии и др. мест, получив их, отправлялись на родину. Преданность религии, высокая нравственность, усердие на пути тасаввуфа привели Абдурахмана к высокой степени шейха.

Скончался Абдурахман в середине XIX в. Последние годы жизни он провел в селе Атлыбоюн (недалеко от нынешнего пос. Ленинкент), из-за этого его иногда называли Абдурахманом Атлыбоюнским. По дороге из Махачкалы в Буйнакск с перевала видно старое кладбище не существующего ныне Атлыбоюна. На этом кладбище можно увидеть сохранившийся зиярат Абдурахмана.

Свои произведения он писал по-тюркски. Его стихи посвящены не только исламской тематике, немного он сочинял и на другие темы. Например, некоторые стихи обращены к муллам Дагестана, Ширвана, Чечни, неправильно трактовавшим каноны шариата; молодым людям, не старавшимся стать на правильный путь, а проводившим время в праздности, безверии, пьянстве, распутстве, не думавшим об ахирате; царским завоевателям Дагестана, разрушавшим все исламское, насильственно внедрявшим свои законы-порядки, и мн. др. Все это вызывало у Абдурахмана сердечную боль, он глубоко переживал происходящие перемены, несогласие с которыми выливалось в поэтические строки. Вместе с тем чувствовалось, что у него не иссякла надежда на улучшение жизни, на светлое будущее своего края.

В произведениях Абдурахмана встречается много тюркских и арабских слов, не понятных простому народу, из-за этого часто приходится пояснять, разъяснять смыслы довольно-таки многих выражений. Несмотря на это, как сказал литературный исследователь Салав Алиев, «Абдурахману в своем роде нет равных поэтов», и с этим трудно не согласиться.

В конце XIX в. тюрки Абдурахмана и других авторов были собраны Акаем-кади из Казанища в рукописную книгу. Из нее многое Абусупьяном Акаевым позднее было напечатано в отдельной книге. Стараниями Шихаммата-кади из Эрпели произведения Абдурахмана отдельной книгой под названием «Тюрки Абдурахмана» были опубликованы в Темир-Хан-Шуре в 1909?г.

(Азиз МИЧИГИШЕВ)


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию

фото