Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Аваби Мухаммат Акташи аль-Эндирави

(16 в. середина / 17 в. середина)
место рождения: с. Эндирей

Ученый-историк, летописец, «отец кумыкской истории».

Продолжил и развил традиции кумыкского (тюркского) летописания; по предложению Чопан-Бека, одного из шаухальских отпрысков, Аваби, изучив и обобщив все доступные ему средневековые мусульманские источники, создал оригинальное историческое сочинение, известное под названием "Дербент-наме".

Мухаммад Аваби Акташи, сын Арсланмурзы из Эндирея – кумыкского селения, расположенного на берегу р. Акташ в Северном Дагестане. Жил во 2-й пол. XVI – нач. XVII в. Это было время значительных для политической судьбы всего Северо-Восточного Кавказа исторических событий: противостояние трех крупных держав – Московской Руси, Османской империи и Сефевидского Ирана – вновь достигло высокой напряженности. В такие периоды особенно возрастает интерес к опыту истории предыдущих поколений. Именно тогда Мухаммад Аваби Акташи, находившийся в кругу эндирейской знати, прекрасно владевший арабским, персидским и тюркским языками и отличавшийся высокой интеллектуальной избранностью в среде духовной и научной элиты того времени, получил соответствующий уровню его дарований социальный заказ – написать сочинение на тюркском языке, касающееся истории Дагестана в ракурсе взаимоотношений одного из его значительных городов – Дербента – с соседними странами и с дагестанскими владениями и обществами. М.А. Акташи блестяще выполнил заказ своего патрона – высокостепенного Чопан-бека, сына шамхала, потомка дагестанского правителя Герейхана, – тем самым совершив научный подвиг, выразившимся в написании исторического сочинения «Дербенд-наме» – едва ли не первый из дошедших до наших дней крупных памятников дагестанской историографии. Сведения, имеющиеся в хронике «Дербенд-наме», восходят в подавляющем большинстве своем к раннесредневековым арабским и персидским историческим источникам. И в то же время там содержится немало оригинальных сведений, почерпнутых, очевидно, из недошедших до наших дней местных первоисточников.

Историческая хроника «Дербенд-наме» впоследствии, начиная с 1727 г., стала широко известной в научном мире благодаря стараниям многих светил науки – Т.З. Байера, Г.Ю. Клапрота, Я. Рейнеггса, Н.М. Карамзина, М.А. Казембека, В.В. Бартольда, В.Ф. Минорского и других известных ученых. В Дагестане ее изучали и издавали М.-С. Саидов, Г.Б. Муркелинский, А.Р. Шихсаидов, И.Х. Абдуллаев, А.А. Исаев, Г.М.-Р. Оразаев и др. Сочинение М.А. Акташи является также самым известным и распространенным из памятников средневековой дагестанской историографии.

Ныне зафиксировано более 40 рукописей «Дербенд-наме», написанных на тюркских (азербайджанском, кумыкском языках), а также в переводах на другие восточные и дагестанские языки – на арабский, персидский, лакский, даргинский, аварский. Оно издавалось несколько раз в XVIII–XX вв. на разных, в том числе европейских, языках – английском, немецком, французском, русском и др.

Оразаев Г. М.-Р.


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию