Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Султан-Мут

(1560 (?) / 1643 (?))

Выдающийся правитель и военачальник, основатель Засулакского Эндиреевского владения, родоначальник княжеских фамилий Засулакской Кумыкии.

Султан-Мут был сыном Чопан-шаухала Тарковского, рожденным от брака шаухала с дочерью Узун-Черкеса из фамилии Анзоровых (черкесского узденя). Султан-Мут не был "принцем крови" и считался джанком и "не имеющим равных прав на наследство с другими братьями, рожденными от княгинь". Если точнее, то Султан-Мут был не просто чанкой, а чанка-беком, ибо происходил от отца - первенствующего князя - шаухала. Чанка-беки, по установлениям шаухалов, имели право на долю из отцовского наследства и пользовались теми же правами, что и уланбии ("принцы крови"), получая повинности в их управление зависимых селян и передавая свои права по наследству. Единственное же ограничение в правах чанка-беков - они не могли претендовать на власть в Тарках. Потомки же чанка-беков, рожденные от матерей "бике" (княгинь), считались уже беками "чистой крови" (примером могут служить дети Султан-Мута Айдемир и Казаналп) и могли претендовать на кумыкский престол в Тарках. Правильнее будет в этой связи предположить, что в полном соответствии с вышеизложенным, Султан-Муту Чопаном еще при его жизни был выделен особый удел Чир-юрт (Гельбах), куда он и вынужден был удалиться "с братьями своими, рожденными от его же матери, Муцалом и Ахметханом". Событие это, очевидно, произошло ранее 1581г., ибо уже по документам видно, что 21 августа 1582 г. турецкий султан обращается с личным посланием к Султан-Муту ("Samkhal oglu Sultan Mirza") наряду с Андиян-беком ("Samkhal oglu Andian begi"). А ранее этого срока в этих документах наряду с шаухалом ("Komuk Hakimi samkhal") уже фигурируют "Samkhal oglu Andiyan beg" "Karabudak begi", "Samkhal beg", "Boynakli Sancagi begi Mehmed".

Однако "предприимчивый и честолюбивый" (Д.-М. Шейх-Али) Султан-Мут не удовлетворился этим и начал интриговать против своих братьев, имевших право наследования кумыкского престола, требуя большего, чем это досталось ему. Султан-Мут бежал в Кабарду, обратился за помощью к "родственникам своим Анзоровым" и, скорее всего, к соперничавшим с шаухалами на Северном Кавказе кабардинским феодалам, которые выделили ему многочисленную дружину. С их помощью Султан-Мут "принудил своих братьев" "уступить в потомственное владение весь край", т. е. "все земли, лежащие между реками Сулак и Терек, нижнюю часть Мичикича и Салатавского округа, до горы Керхи, что на границе Гунбета". Тем самым он и стал главным инициатором "вековой вражды" между братьями в шамхальском роду. Так, уже в конце XVI в. под кумыкскую государственность была подложена "мина" замедленного действия, были созданы предпосылки к разрушению ранее стройной системы наследования власти. И причем совершенно очевидно, что интрига подогревалась извне, кабардинскими князьями, за которыми давно маячила Москва. В результате был запущен механизм непрекращающейся междоусобицы. И в этом, по всей вероятности, надо видеть первопричины "вековой недружбы великой" тарковских шаухалов с эндиреевскими владетелями. "Эта постоянная борьба за шаухальство, пишет историк М.И. Полиевктов, - облегчало вмешательство во внутренние счеты "шах-баалидов" (термин автора.-К. А.) тех крупных сил, для которых шамхальство стояло на пути к прикаспийской торговой магистрали - для Персии, Турции и Москвы; а на почве такого вмешательства для отдельных ветвей шаухальского дома возникала необходимость ориентироваться, в зависимости от момента, на одну из этих сил". Это и надо иметь в виду, тем или иным образом оценивая роль каждого из сыновей Чопан-шаухала Тарковского в дальнейшей истории кумыкской государственности.

Султан-Мут проявил себя на военном поприще, особенно в 1594 г., т.е. тогда, когда русские перешли к прямой колонизации кумыкских земель, основав Койсинский острог (он был основан у устья р. Койсу-Сулак к середине 1589 г.) и планировали построить крепость еще близ Тарков. Как свидетельствуют источники, "сыновья Чубан-шаухала, собрав ополчение из черкесов, кумыков и дагестанцев, воспрепятствовали этому". Полководческий талант Султан-Мута проявился особенно в изгнании русских стрельцов с кумыкской земли в 1604-1605 гг. и на Караманском поле. Впоследствии удел его расширился за счет отвоеванных у неприятеля земель. Таким образом, "упрочив за собою полученный удел, Султан-Мут не замедлил переселиться из Чир-юрта на урочище Чумлу, в трех верстах выше Андреева", лежащее на правой стороне Акташа". А.-К. Бакиханов уточняет, что Султан-Мут со своим племенем переселился в Эндирееву деревню после 1604 г. Как правильно указывает историк А. Тамай, "почти все мелкие кумыкские феодальные владения (Тюменьское, Гуенское, Карагачское. - К.А.), находившиеся между Тереком и Сулаком, и ряд чеченских и аварских находились в вассальной зависимости от него". Султан-Мут был женат на дочери Алибека Кази-Кумыкского и принято считать, что он имел только двух сыновей: Айдемира и Казаналпа. Однако источникам известен и другой сын Султан-Мута - Сурхай, воспитывавшийся в аманатах у Алибека Кази-Кумукского "Все... кумыкские эмиры, т. е князья, происходят от его двух сыновей -Айдемира и Казаналпа" (А.-К. Бакиханов).


Лит-ра:

Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991;

Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993;

Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия. Махачкала, 2006;

Он же. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008.

(К.Алиев)


Источник: Кумыкский энциклопедический словарь, Махачкала, 2009.


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию

фото