Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Сулейман ибн Дауд ас-Сувари

(?)

Шейх, ученик Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари (первая половина ХII в.).

В своих дидактических и художественных произведениях подробно излагает проповеди учителя. Труды Сулеймана ибн Дауда вошли во многие источники, цитировали их многие ученые и богословы (первая пол. XII в. и до XX в.). Сочинения хранятся в библиотеках Стамбула, Казани. В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (г. Махачкала) имеется один из наиболее древних списков его сочинения под названием "Бахджат ал-анвар мин хакыкател-асрар" ("Красота лучей - из истины тайн")

По вопросу происхождения ас-Сувари у ученых нет единого мнения. Турецкий историк З.В. Тоган указывает, что Сулейман был родом из хазаро-булгар. Казанские ученые указывают на то, что он происходил из г. Сувар (или из племени сувар), что также не вносит особой ясности. Известно, что в средневековье суварами называли одно из гуннских племен Северо-восточного Кавказа, здесь (на территории современного Дагестана) находилось царство Сувар и город Кале-и Сувар. Очевидно, последний под названием "Суар" упоминается на Северном Кавказе в XII в. на карте мира, составленной Махмутом Кашгари. В Х в. в Прикамье также фигурирует г. Сивар (Сувар).

Таким образом, твердо можно сказать одно: Сулейман ибн Дауд ас-Сувари своими этнокультурными генами всецело был связан именно с хазаро-булгарской этнической средой. А стало быть, и с кумыками, татарами, карачаевцами, балкарцами. В отношении ас-Сувари и всех других ученых и деятелей культуры, живших и творивших до 14-15 вв. исторически справедливой будет общетюркологическая установка: считать их наследие общим достоянием.


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию

фото