Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Алибеков Манай

(1861 / 1920)
место рождения: с. Яхсай

Поэт и собиратель народных обычаев.

Из сохранившихся скудных биографических сведений известно, что он был из достаточно состоятельного рода, с детства отличался любознательностью, занимался самообразованием, обучался грамоте как на родном кумыкском, так и на русском языке. В народе он имел известность как уста-мастер, имел профессию инженера. Под его руководством в селе Аксай, Хасавюрте, Кизляре были построены здания, прорыты каналы, в частности, мост через реку Яхсай-сув в его родном селе, здание церкви в г. Хасавюрте.

Манай Алибеков принимал активное участие в жизни общества, занимался творческой деятельностью, собиранием и систематизацией кумыкских адатов, создавал поэтические произведения.

Наследие М. Алибекова было издано отдельной книгой в 1925 г. («Сборник произведений Маная Алибекова»; составитель М . Канбулатов) арабской графикой на кумыкском языке. В 1927 г. в переводе на русский язык Т.-Б. Бейбулатовым была издана его этнографическая работа «Адаты кумыков». Творческое наследие М. Алибекова нашло освещение в трудах Б. Чобан-заде, Г.Б. Мусахановой, К.Д. Султанова, С. М.-С. Алиева, А-К.Ю. Абдуллатипова, З.Н. Акавова и др.

Активная поэтическая деятельность М. Алибекова приходится на 1904-1919-е гг. Систематизируя богатое поэтическое наследие М. Алибекова, следует отметить доминанту в нем гражданских мотивов. Уже в ранних своих произведениях поэт актуально высвечивает проблемы просвещения народа. В стихотворениях «Обучайте детей» («Яшланы охутугъуз»), «Жалоба кумыкских детей» («Къумукъ яшланы арзасы»), «Жалоба кумыкских девушек из Аксая» («Яхсайдагъы къумукъ къызланы арзалары») подчеркивается важность знаний, образования; развитием просвещения определяется прогрессивное развитие народа. Особую значимость имело в пору своего создания стихотворение «Жалоба кумыкских девушек из Аксая», в котором, наряду с просвещением, остро ставилась проблема женской эмансипации.

Широкий общественный резонанс имело стихотворение «Муллы» («Моллалар»), в котором автор подверг критике нерадивых служителей духовенства, погрязших в невежестве, алчности, стремлении к материальному благополучию. Освещая современную действительность, М. Алибеков обнажал ее пороки. В частности, он остро критиковал хакимов-начальников за их неблаговидные поступки и деяния, да и в целом весь чиновничье-бюрократический аппарат («О хакимах» - «Гьакимлер гьакъында», «Дела хакимов» - «Гьакимлени ишлери», «Положение нашей канцелярии» - «Бизин кансаралны гьалы» и др.).

Широта политического кругозора, глубина социальных воззрений М. Алибекова находят наглядное выражение в произведениях крупной поэтической формы - поэмах «Жалоба кавказских гор» («Кавказ тавланы арзугьалы»), «Русско-японские войны» («Рус-япон давлар») и др. В них критически осмысливается как внутренняя, так и внешняя политика царской России. В этой связи выглядит логичным восторженное отношение поэта к созыву Государственной Думы, избранной из представителей народа (стихотворение «Свобода» - «Гьюррият»). В данном контексте мы вправе констатировать демократичность социальных взглядов М. Алибекова, способствовавших критической оценке указанного произведения в советский период, однако ныне воспринимающемся в ином ракурсе.

Значительное число произведений М. Алибековым посвящено также нравственно-этическим проблемам; им был развит жанр стихотворных посланий. Гражданственность и публицистичность предстают характерными приметами его поэтики.

Одним из значительных трудов М. Алибекова является художественно-этнографическое произведение «Адаты кумыков» («Къумукъланы адатлары»). В данной работе, выполненной, как отмечает Г.Б. Мусаханова в «Очерках кумыкской дореволюционной литературы», не без влияния М.-Э. Османова, скрупулезно и обстоятельно систематизированы и описаны адаты, обычаи, обряды кумыков. Ценность «Адатов кумыков» заключается в том, что они отражают высокий уровень правового регулирования общественной жизни и семейного быта, богатую духовную культуру родного народа, исконные нравственно-этические ценности. В адатах Маная Алибекова наглядно высвечиваются национальный менталитет, духовно-философский мир, душа народа, все то, что имеет вневременное значение.

Михаилом Канбулат Заде собраны его стихотворения и изданы под названием «Собрание сочинений Маная Алибекова» (1925, Буйнакск).

М. Г.


Манай Алибеков 1861-нчи йылда Яхсай юртда тувгъан. Ол оьз заманына гёре яхшы охугъан, билимли адам болгъан ва халкъны охувгъа, билим алывгъа тартмакъ учун, авамлыкъдан, къарангылыкъдан чыгъармакъ учун, культура даражасын оьсдюрмек учун чалышгъан.

Манай Алибеков алдынлы шаир ва ярыкъландырывчу Магьаммат-апенди Османов булан ювукълукъ юрютген, ол оьлген сонг ону хыйлы йырларын тас болма къоймай, жыйып сакълагъан.

Шаир оьзюню йырларында загьматчы халкъны къыйын гьалларын суратлай, эсги, зараллы адатлагъа, гьакимлени зулмуларына, моллаланы, динни зараллы таъсирине къаршы ябуша. Бек тынч англашылагъан таза халкъ тили булан язылгъан ону йырлары шо заман халкъгьа бек таъсир эте болгъан. "Яхсайдагъы къумукъ къызланы арзалары", "Моллалар", "Гьакимлени ишлери" йимик шиъруларын Манай Алибеков тартынмай, къоркъмай пача къурумну заманында язма болгъанлыкъ да шаир халкъны янын тутуп, янгы яшав учун, тюзлюк, тенглик учун нечик чалышгъанны гёрсете.

Яхсайны пристобу
Берсе, этмек де ала,
Гьаким этмек алгъан сонг,
Дагъы айтма не къала?! -

деп яза ол "Гьакимлени ишлери" деген шиърусунда.

Манай Алибековну китабы совет заманда, 1925-нчи йылда чыкъгъан.


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию