Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Османов Магомед-Апенди

(1840 / 1904)
место рождения: с. Яхсай

Один из первых писателей-кумыков, просветитель, общественный деятель.

Родовитая семья Османовых принадлежала к разряду первостепенных узденей. После разрушения древнего Яхсая в 1825 году ген. А.П.Ермоловым и расселения (депортации) его жителей на новые места обитания (современные Яхсай, Карасув-отар, Чагар-отар, Хамамат-юрт, Адиль-Янги-юрт, Баба-юрт, Герменчик-отар) большой род Османовых обустроился по оба берега р. Яхсай-сув напротив друг другу (кстати, дом одного из этой семьи, известного своей широкой образованностью и поэтическим даром, трижды совершившего хадж на мусульманские святые места и пережившего глубокие разочарования от увиденного в обетованных местах правоверных Джантемира-хаджи Османова сохранился и поныне).

Отец Магомеда – известный в Засулакской Кумыкии религиозный деятель – Умар (1796-1881) был женат на сестре известного в Дагестане и на Северном Кавказе ученого-богослова и арабиста, поэта Юсуфа Аксаевского (Клычева – р. 1795, ум. 1876), и будущий поэт, естественно, получал начальное духовное образование и воспитание в родной семье.

Религиозная каста была, однако, не однородна в своих воззрениях. Часть духовенства обнаруживала пристрастие к широкому культурному и образовательному пространству и выражала прорусское/евразийское настроение. Другая – напротив считала необходимым закрыть дорогу дагестанцам к такого типа знаниям, находя наилучшим способом поддерживания своего авторитета, сохранение мусульманской религиозности в первозданном не тронутом состоянии, не позволяя ей «разложиться» под влиянием народа, исповедующего иную религию, препятствуя проникновению «европеизации».

Существенному прояснению настроений Ю. Аксаевского, который был одним из первых учителей М-.Э. Османова, способствует «Некролог», помещенный по случаю смерти М. Османова в газете «Тарджуман» – «Переводчик»: «Учителя его, принадлежа к числу улемов, принимавших живое участие в событиях пятидесятых и шестидесятых годов на Кавказе, были сторонниками антивойны и, не сочувствуя стремлениям последователей Шамиля, своим могучим словом сдерживали многочисленных своих единоверцев от пагубного увлечения мюридами»1)

Позиция Аксаевского выражалась и в литературном творчестве – в его поэзии. Писал он на арабском языке и произведения его были довольно широко известны и популярны. Дошли они и до нас.2) Творчество поэта (которое характеризуется в работе «Антология дагестанской поэзии на арабском языке»), представляет политическую сатиру (Хиджа)3). Большой знаток арабского языка, он очень хорошо знал его стилистику, его поэтику. Сатира поэта была выражена метким словом, проникнута сарказмом, полна своеобразных сравнений и аллегорий.

Вскормленный родной землей, Османов очень рано понял и выявил доступные его пониманию общественные болезни, наглядные контрасты, которыми была чревата жизнь его отечества. Расстановка классовых сил на его родине, несмотря на новую централизованную систему управления, была еще далеко не ровной. Дагестан, как и весь исламский мир, продолжал во многом принадлежать патриархальным феодальным установлениям. Однако мировоззрение Османова вскоре уже питала не только национальная среда. Политическое осмысление времени и новая направленность его творчества, его деятельности продолжали формироваться в центре прогрессивной социально-демократической мысли России в Петербурге, в частности в Петербургском университете, где он занимался научно – педагогической деятельностью на протяжении пятнадцати лет (1866-1881).

Османов преподавал на Восточном факультете татарский язык с его наречиями и мусульманское законоведение. Очевидно, что деятельность его как ученного простиралась гораздо шире. В частности, он занимался собиранием и публикацией народного художественного слова кумыков и ногайцев и переводил на татарский язык и его наречия классические образцы литературы народного творчества «Калилу и Димну».

Служба в университете ввела Османова в иной круг. Он работал в тесном общении с выдающимися учеными, которые, в свою очередь, высоко оценили его знания, его заслуги.

Достаточно назвать таких больших русских ученых – востоковедов, как М. Казимбек, В. Смирнов, Н. Веселовский, И. Березин, В. Бартольд и др., которые писали о нем, как о достойном соратнике и коллеге.

Жизнь в Петербурге давала возможность расширить научный кругозор, познакомиться с общественной мыслью не только полиэтнической и поликультурной России, но и Евразии в целом.

 Примечательны награды, которых был удостоин М.-Э.Османов: :За успешно-усердную службу в Лейб-Гвардии Его Императорского Величества конвоя Всемилостивейше награжден Орденом Св. Анны 2 степени – 30 августа 1872 г.», «Указом правительствующего Сената 16 января 1874 г. произведен в Надворные советники», «За отлично-усердную службу в Л.-Гв. …Конвоя 30 августа 1874 года Всемилостивейше награжден Орденом Св.Станислава 2 степени». Здесь же уместно напомнить, что удостоенное Указом правительствующего Сената от 24 марта 1879 года за служебные заслуги звание «Коллежский советник со старшинством», предоставляемое чинам с высшим образованием, занимающее в Табеле о рангах шестую позицию и эквивалентное воинскому званию полковника, требующего обращения «Ваше высокоблагородие», автоматически, то есть по Положению о рангах закрепляло имя Османова за российским дворянством. По тому же Положению, Коллежский советник Османов обязан был участвовать в обсуждении и решении важных вопросов, касающихся общества и его граждан. Так, известно его официальное участие в 1884 г. в разделе имущества между наследниками Шамхала Тарковского. Особую страницу общественной деятельности Коллежского советника М.-Э.Османова составляет его роль как одного из учредителей «Благотворительного Общества для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», устав которого был утвержден Главнокомандующим гражданской частью на Кавказе, начальником Главного управления в Тифлисе генерал-лейтенантом Старосельским 18 октября 1882 года.

Несмотря на то, что «Общество...» это имело огромное значение в жизни народов Дагестана, его деятельность все еще не изучена в той мере, какую оно, по нашему мнению, заслуживает. Представляется, что общественное сознание, в частности, публицистика как наиболее оперативный, мо­бильный его выразитель – и она дальше констатации переживаемых в жизни трудностей, по большому счету пока не идет. Недостаточно приводится ис­торических параллелей, а рассматриваемое нами «Общество...» в этом плане представляет собой уникальное явление. Помимо всего прочего, достаточно указать на ряд примеров, когда благодаря усилиям именно этого союза, объ­единения еще в конце XIX – начале XX столетия были открыты светские школы с преподаванием на русском и родных языках во многих населенных пунктах Хасавюртовского и других округов Терской области. Поэтому ка­жется недостаточным уровень изученности и исследованности данного ас­пекта национальной истории. Тем более одной из, пожалуй, объективных причин тому могло служить то обстоятельство, что оно официально обслу­живало Терскую область, хотя в действительности стипендиатами этого об­щества были многие студенты-дагестанцы, обучавшиеся в учебных заведе­ниях Ставрополя, Одессы, Петербурга, Москвы, Тифлиса и т. д. М. Дахадаев, С. Габиев, Т. Бейбулатов, С.С. Казбеков, А. Гасанов, М. Далгат, Б. Далгат и другие.

Художественно-литературное творчество М.-Э.Османова – это «суждения» поэта о политических «институтах», господствующих на его родине. Сатира Османова вполне может быть названа политической, она направлена против чиновничьей верхушки, ее бюрократии, коррупции и т.д. Лица, которые высветил поэтический объектив сатирика, принадлежат к привилегированным слоям общества. Им осуждается управленческий аппарат, его беззакония, невежество, варварство, продажность духовенства. Им был затронут и другой аспект общественной действительности.

В эпоху полнейшего угнетения женщины, ее порабощения и бесправия Османов поднялся на такую ступень, что сумел взглянуть на женщину вопреки установившейся испокон веков традиции, увидел в ней существо, имеющее мысли, чувства, желания, умеющей бороться за себя.

И, наконец, уже совершенно сложившимся, европейски образованным человеком и писателем Османов возвращается на родину, принеся с собой не только богатство знаний, опыта, мыслей, «заряженный» идеями «природного равенства», мечтавший зажечь светоч разума для своего народа, но более того (и это главное в третьем периоде поэтической деятельности Османова) – понявшим социальное неравенство людей, морально-нравственный антагонизм современного ему общества.

Произведения, характеризующие вершину эволюции писателя, призывают к ликвидации деспотизма, установлению твердого правопорядка и законности. Ели прежде он высмеивал представителей государственной власти, теперь он гневно клеймит самое устройство государственного управления, спорит о незащищенности народа перед сильными мира сего.

Османов «поставил на службу» своего поэтического пера родную культуру, художественное творчество, богатейший фольклор с его яркой образностью – эстетический опыт народа, который воплотился в ту эпоху замечательными творениями Йырчи Казака.

Османов-художник, как и Османов-идеолог, выступил новатором в родной литературе. Мировоззрение и общественные идеалы поэта вполне отвечали его художественной эстетике. Он дает реалистическую картину современной ему жизни, обнажает многие вопиющие противоречия времени, воспроизводит бытования разумных сил общества, рисует портреты, образы, типы людей, составляющих социальные группы, носителей той или иной идейной и эстетической программы. Характер его героев многогранен и многолик. Они противоречивы, как и их время, – дети переходной конфликтной эпохи, породившей в мировоззрении и творческом гении поэта несомненную потребность спора.

Все персонажи, выступающие в произведениях Османова в качестве административных лиц, показаны людьми аморальными, несправедливыми, продажными, представители государственной администрации – равнодушными и глухими к народным бедам. Теми же красками нарисованы служители ислама.

Его произведения впервые в кумыкской литературе заговорили о высоком назначении человека, потенциальных возможностях, обнаруживают себя в «царстве» разумного благоденствия.

Герои Османова поставлены в мир конкретных явлений, лицом к лицу с действительностью. Нужны были широкие эпические полотна, развитые сюжетные линии действия персонажей, композиционная сцепка явлений, чтобы «ожили» человеческие лица. Чувство и настроение, мотивы человеческих побуждений не могли заменить создания образа. И Османов создает лиро-эпические формы, поэмы («Гюлкъыз», «Шамхал», «Жалоба аксайцев»), циклизацию большого количества стихотворений, объединенных единой идеей, единой сатирико-нравоучительной задачей (циклы стихов о старшинстве, клерикалах и т.д.), разрешающейся в диалогических «письмах-посланиях», в жанрах, благоприятствующих показу столкновения идей, сшибки характеров.

Издания: Кумыкско-ногайская хрестоматия. Изд. Императорской Академии наук. С.-Петербургский университет, 1883; Насигьат (Охуйгъан яшгъа) (Наставление учащемуся). Казань, 1899; Къумукъланы адатлары (Адаты кумыков). – В книге: Манай Алибековну шиърулар мажмуасы (Сборник стихотвоерний Маная Алибекова). Буйнакск, 1925; Магьаммат-афенди Османовну шиърулар мажмуасы (Сочинения М.-Э.Османова). Буйнакск, 1926; Магьаммат-афенди Османов. Заман бизге иерир (Мир поклонится нам). Махачкала, 1995.

З.Н. Акавов


1) Газета «Переводчик» №44, 1 июня 1904 г.

2) Рукописный фонд Института ЯЛИ ДНЦ РАН, Ф.З, оп.I, ед. хр. 129.

3) Там же.

 

* * *

Белгили къумукъ шаир, жамият чалышывчусу Магьаммат-апенди Османов Дагъыстанны жамият-политика яшавуну, адабиятыны тарихинде белгили ер тутгъан. Ол 1840-нчи йылда Яхсайда, пачаны конвоюну къадиси Умар Османовну агьлюсюнде тувгъан. М.-А. Османов руслар булан къатнашгъан агьлюде оьсген ва тарбиялангьан. Ол рус, арап, тюрк, татар ва Орта Азияны халкъларыны тиллерин уьйренген ва Петербург Университетде тюрк-татар тиллерден дарс берип тургъан, кьумукъланы ва Кавказны оьзге халкъларыны яратывчулугьун жыймакъ учун шо йылларда ол кёп къаст етген. 1883-чю йылда Петербургда къумукъ ва ногъай йырланы, айтывланы, аталар сёзлерини, хабарларыны жыйымын китап этип чыгъаргъан. Шолардан къайры да китапгъа М.-А. Османовну ва Йырчы Къазакъны шиърулары да гирген. Шаирни "Насигьат" деген биринчи китабы буса 1899-нчу йылда Къазан шагьарда чыкъгъан.

Османов шо замангъы гёрмекли рус алимлер Берёзин, Смирнов, Розен ва оьзгелери булан ювукъдан таныш болгъан, ол рус адабиятны да теренден уьйренген, Петербургдагъы, Дагъыстандагъы алимлени, ярыкъландырывчуланы арасында ва ерли халкъда ону кёп абуру болгъан. "Гьюрметинг-абурунг артыкъ бий-хандан" деп яза Йырчы Къазакъ шо йылларда Османовгъа. Къумукъланы уллу шаири Къазакъ да огъар кёп абур этген, Османов булан ювукълукъ юрютген, талчыкълы гюнлеринде ону бек излеген.

М.-А. Османов 1904-нчю йылда ата юрту Яхсайда гечинген.


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию