Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Персоналия

Даидбеков Адильгерей Абдулкадырович

(17-07-1873 / 1947)
место рождения: г. Темир-Хан-Шура (Буйнакск)

Один из первых профессиональных инженеров Дагестана.

Родился в семье потомственного узденя Дагестана (дворянин), гвардейского офицера, состоявшего военным переводчиков при генерал-губернаторе Дагестана, Абдулкадыра Даидбекова. Мать - Коркмасова Хаписат. По окончании Темир-Хан-Шуринского реальное училища поступил в Рижский политехнический институт (1888 г.). Со второго курса обучения переезжает в Москву, где продолжает обучение в Императорском техническом Училище (ныне Университет им. Н.Э.Баумана) и по окончании его с золотой медалью, Приказом Министра путей сообщения определяется на службу в Кавказский Округ (15.11.1899 г.).

После несколько лет работы по проектированию дорог и мостов в Северной Осетии - инженер 8 класса, титулярный советник, инженер-технолог Даидбеков принимает 1-ю дистанцию в Дагестане (1905 г.). За выслугу лет произведен в положение асессора и награжден Орденом Св.Станислава 3-й степени (1910 г.). За успехи в работе, Даидбеков произведен в надворные советники и, награжден Орденом Св.Анны 3-й степени (1912 г.). Участник (делегат от Дагестана) Первого съезда Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. (Владикавказ, май 1917 г.) Избран чл. ЦК. Министр транспорта демократического Горского правительства (Т.-Х.-Шура, до мая 1919 г.). В 1920-1921 гг. зав. отделом путей сообщения Дагестана. Ревкома ДССР. Одновременно, член технического комитета при Даг. ЭКОСО, зав. промышленным Управлением Даг. Союза - хоз. Отдел ДСНХ, при СНК ДССР.

Вместе с видными инженерами Дагестана В. Эмировым, З. Темирхановым, Эфендиевым, Ахундовым и др., один из активнейших сторонников и помощников председателя СНК и ЭКОСО ДССР Дж. Коркмасова в осуществлении грандиозных мелиоративных и землеустроительных работ в Дагестане, строительстве знаменитого "КОРа" (1921-1923 гг.).

С 1925 по 1927 гг. Даидбеков начальник Даготдела местного транспорта, затем дорожно-коммунального отдела НКВД ДССР, а также ведущий специалист Дагестанского научно-исследовательского Института, член Республиканского Совета обследования и изучения Дагестана, председателем Комитета Гос. сооружений. Автор ряда работ по проблемам развития дорожного строительства в Республике, (журнал "Плановое хозяйство Дагестана" - 20-е гг.). На основании обобщенного опыта строительства дорог в Дагестане Даидбековым написал труд, по не установленным причинам не изданный (рукопись сохранилась). Под непосредственным руководством А. Даидбекова осуществлено строительство и ремонт многих дорожных объектов; Касумкентского и Микрахского моста, железный мост на дороге Ашильта-Гимры, часть проложенной Араканской дороги. (1925-1927 гг.).

Грянули печально-известные 30-е. По необоснованному обвинению он был репрессирован и отправлен в ссылку в Новосибирск (1932 г.). Сначала рабочий, затем Инженер-инспектор по дорожному и жилищному строительству, затем инженер по транспорту безрельсовых и рельсовых дорог завода горного оборудования "Сибмашстрой".

По досрочному освобождению (1934 г.) за добросовестный труд Даидбеков в Дагестан, по понятным причинам той обстановки, где он столько положил своих сил и энергией на его восстановление, не возвращается. Вместе с семьей он поселяется в Баку. Работает в Азглавстрое (с марта 1934 г.). По приглашению руководства Союза шоссейно-дорожного строительства АзССР, преподает "Дорожное дело" на курсах рабочих-стахановцев, для которых им составляется программа, одобренная и утвержденная в Москве.

После окончания Великой Отечественной войны работал инженером производственного отдела главного дорожного Управления при СНК АзССР. В 1946 г. награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.", удостоен звания "Почетный дорожник".

(Анатолий Коркмасов)


Сообщить об ошибке, отправить дополнительную информацию

фото