Кумыкский мир

Культура, история, современность

Отемиш – «земля обетованная»?

Отемиш (кум. Ötemiş) – название одного из древних населенных пунктов кайтагских кумыков, этимология которого по сей день учеными в должной мере не изучена. Лингвоисторики словоформы на -мыш, -миш в кумыкском языке рассматривают как остаточные огузские элементы.

Дело в том, что в тюркской грамматике классификационным признаком кипчакских языков является перфект на -гъан вместо -мыш, -миш огузских языков, что характерно и для кумыкского языка [1]. Отсюда логично будет заключить, что первоначально (издревле) это название в старокумыкском языке могло оформляться как Отеген. Это – во-первых. Во-вторых, на наш взгляд, естественным будет также предположить, что это кумыкское название историко-генетически, скорее всего, восходит к древнетюркскому названию Отюкен, связанному с представлениями древних тюрков о «стране Отюкен», впервые упомянутой в надписи в честь Кюль-Тегина (VIII в).

 Эти представления двойственны. С одной стороны, Отюкен (Ötüken yiş или Ötüken yer) – это счастливая земля, идеальное место для житья; с другой – вполне конкретное географическое название – «горная цепь в Монголии, близ Орхона» [2]. Как пишет Б. Я. Владимирцов, орхонское Otuken имеет соответствие в старописьменном монгольском языке в форме etugen, otugen со значением «Земля», «Земля-владычица, божество земли». Согласно Б. Я. Владимирцову, древнетюркское (орхонское) и монгольское otugen, одно – название местности, другое – название божественной земли в древнетюркских верованиях – прекрасного края с горами, лесами и реками, где «совсем нет горя» и где «ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз» [3].

Что же касается этимологии данного названия (Ötüken yiş или Ötüken yer), то, как видно из его трактовок у самих тюрков, она может передаваться словами «земля обетованная». По компетентному мнению казахского исследователя тюркской мифологии Серикболы Кондыбая, в основе слова Отюкен лежит корень «отю», который можно трактовать как священное (ыдук) или огненное (отты, оты) [4].

Естественно, представления об Отюкене – это всего лишь дань традиции, сформированной в эпоху «гёктюрков» («голубые тюрки»), создавших вторую крупнейшую державу после Великой гуннской империи (VI–IX вв.).

В то же время следует отметить, что исторических Отюкенов было множество, так как гёктюрки были не первыми и не последними, знавшими об этой «земле обетованной». Память о нем сохранилась в виде многочисленных топонимов по всей Евразии. На Кавказе у нас, у кумыков, Отемиш (Отюкен) исторически был названием этнополитического образования – Отемишского султаната и его резиденции. Кроме того, Отюкены/Отемиши исторически существовали и существуют в Туркмении (название одного из подразделений родоплеменного объединения Теке) [5], Турции (в эпоху Султан Мурада III (1574-1595) местность Отамышлы [6]), в Сирии (в области Халеп), Крыму (название населенного пункта Отемиш-Эли) и даже в Венгрии (Оттемиш), где, как известно, еще в первом тысячелетии н. э. расселились наши предки (булгары, хазары, куны (куманы) [7].

В связи с изложенным интересными представляются сведения персидского историка Рашид-ад-Дина в XIII в., который упоминает в Восточном Туркестане среди 10 уйгурских племен племя КУМУК-АТЫКУЗ. Он сообщает об этом племени буквально следующее: «Тех же, которые по реке Утикан (Отюкен), десятой по счёту, называли народом кумук-атыкуз». Конечно, полностью отождествить уйгурских кумуков с кумыками на Кавказе не представляется возможным, ибо за каждым из них своя многовековая самобытная история, но и отрицать их возможные этногенетические связи также будет неправильным. Ведь известно же, что в Восточной Европе и на Кавказе в т. ч. еще в раннем средневековье (IV–VII вв.), обитали гунно-булгарские племена под названиями сарагур, оногур и гуннуг-ундур, которых известный российский тюрколог В. В. Радлов причислял к восточно-тюркским, иначе говоря, уйгурским племенам. Этот тезис ученого был поддержан также и американским тюркологом Д. М. Данлопом. К указанной группе он причислял и хазар, потомками которых считал кумыков на Кавказе.

Изложенное выше дает нам основания утверждать, что память об Отюкене – «земле обетованной» – отложилась, по всей вероятности, и в названии древнего кумыкского населенного пункта Отемиш (Ötemiş) в Дагестане. Кумыки как потомки и наследники древних тюрков, конечно же, были весьма сведущи в области своей мифологии и хорошо осведомлены об Отюкене – «земле обетованной» своих предков. Этому немало свидетельств сохранилось в их богатом архаичном фольклоре.


[1] Хангишиев Дж.М. Этногенез кумыков в свете лингвистических данных // КНКО: Вести. Вып. 1(5).Махачкала. 2001. С. 20.

[2] Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. // Сочинения. Т. V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1968. С. 207.

[3] Владимирцов Б.Я. По поводу древнетюркского Otugen yїs // Доклады АН СССР, 1929 “В”, № 7. Л ., 1929. С . 134, 135; Bahaeddin ögel. Türk Mitolojisi. I. c. Ankara. 1993. S. 2; Osman Karatay. Ötüken Yış Bahsine İlave: // Karadeniz Araştırmaları Merkezi 2009/ Sayı: 20 / Sayfa. 19-27.

[4] Серикбол Кондыбай. Мифология предказахов. В четырех томах. Астана. 2004. С. 108.

[5] Faruk Sümer. Oguzlar. İstanbul. 1992. (см.: в приложении список Wambery).

[6] Там же.

[7] Rasonyı Layoş. Tarihte Türklük. Ankara. 1988. S. 106.



«Ёлдаш/Времена», 19-10-2012

Размещено: 22.10.2012 | Просмотров: 3257 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Kadiev оставил комментарий 22.10.2012, 23:55
Comment
Сразу после моего комментария в статье "Заметки об истории селения Казанище", появилась ваша статья, не знаю прав я или нет, но и там и здесь, я склонен считать, что названия Казаныш (Казармыш, Казаммыш), Отемыш, как и Тохтамыш, Карамыш, Коркмыш, Тугшермыш, это имена тюркских ханов или воинов, оставивших свой след в Кумыкии. Это лично мои домыслы и не более того. С ув. Саид.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.