Кумыкский мир

Культура, история, современность

Основные аспекты изучения истории кумыков

В октябре прошлого года у нас в гостях побывал Али Аскер, доцент университета г. Карабюк Турецкой Республики. В беседе с главным редактором газеты "Ёлдаш" он рассказал о проекте по изучению тюркских народов в Карабюкском университете и о своих исследованиях в рамках этого проекта (См. нашу публикацию Али Аскер: «Къардашлыкъны кёпюрю беклешежегине ва генглешежегине шеклик ёкъ»).

Сегодня нашим читателям представляем его краткий обзор о кумыках.

 

Кумыки – самый многочисленный тюркский этнос Северного Кавказа. Кумыкский язык относится к кыпчакской группе Алтайской языковой семьи. В этногенезе кумыков приняли участие тюркские племена: гунны (III-IV вв.), булгары – барсилы и савиры, а также хазары (Х в.) и кыпчаки (IX в.) [1].

Одним из наиболее могущественных кумыкских государственных образований на северо-восточном Кавказе являлось Шамхальство Тарковское (Targu Şavhallıgı). Оно возникло как самостоятельное государственное образование в период распада Золотой Орды, а именно в 1443 году почти одновременно с образованием Крымского ханства и просуществовало вплоть до 1867 года. И с этой точки зрения может быть рассмотрено как постзолодордынское тюрко-татарское государство[2]. Как единое образование оно просущестовало до смерти Чопан-шамхала Тарковского в 80-е гг. XVI века. И только впоследствии в силу воздействия внутренних и внешних факторов в конце 16 – начале 17 вв. раздробилось на т.н. бийлики (Мехтулинское ханство, Эндиреевское, Костековское и Аксаевскоое владения).

Под власть шамхалов находились не только сами кумыки, но также ногайцы, верхние даргинцы, лакцы, некоторые аварские группы, чеченцы и другие этносы. Столицей шамхальства изначально, как свидетельствует достоверные источники, был «город шевкальской начальной Тарки» (С.Белокуров), «бывшая столица некогда могущественных хазар, а затем грозных шамхалов» на Прикаспии[3]. Кроме того, шамхалы имели свою летнюю резиденцию в горах – (Кази-)Кумук. Семейное кладбище шамхалов дошло до наших дней. Влияние шамхалов было настолько велико, что оно распространялось и за его пределами на соседние феодальные владения, объединения и союзы сельских общин (джамааты). Шамхалы взимали подать практически со всех владений этого региона. По источникам того времени, шамхалов именовали валиями, а нуцал Аварии называл шамхала «падишахом»[4]. «Дагестанским падишахом» («шахин-шахом») называет его в своем сочинении «Сеяхат-наме» в XVII в. и турецкий путешественник, подолгу гостивший у шамхалов Эвлия Челеби[5].

XV-XVI века были периодом возвышения власти шамхалов. В дипломатической переписке их называли «шевкальскими царями». В результате военных действий шамхалов с Кабардой и Картли-Кахетией их владения простерлись до Пятигорска и р. Кумы. Шамхалы приобщали горские этносы к исламу и тюркской культуре[6]. Согласно мусульманским историкам, в XVI-XVII века шамхалы были главным препятствием на пути завоевательной политики России в южном направлении[7]. В то время Кумыкское шамхальство было единственным государством, противостоящим экспансии России в регион.

В результате завоевания Русью Казанского ханства (1552) и Астраханского ханства (1556) кумыки успешно отразили 10 выступлений русских войск. В 1578 году Кумыкское шамхальское государство (при правителе Чопан-шамхале), активно взаимодействуя и сотрудничая с османскими султанами, превратилось в составную часть Османской империи (Дагестанский вилайет)[8].

В 1605 году все Дагестанские владетели, объединившись под эгидой кумыкских шамхалов, поддержали османские войска и одержали победу над русскими войсками в Караманской битве[9]. Во второй половине XVI века начался процесс раздробленности шамхальства. Междоусобная борьба развернулась после смерти шамхала Чолпана. Один из его сыновей Султан Магомет (от кабардинки узденского рода Анзоровых) с помощью родственников матери утвердился в Засулакской Кумыкии с центром в Эндери. Так образовалось Эндереевское владение, которое позже распалось на Эндереевское, Аксаевское и Костековское владения. В первой половине XVII века созывали съезды для согласования кандидатуры шамхала. Так, шамхалами становились поочередно кафыркумыкский владетель Андий, сын Сурхая (ум. в 1621 году), Ильдар Тарковский (ум. в 1634/35), Айдемир Эндереевский (погиб в 1641), Сурхай Тарковский, Бутай Баматов, Адиль-Гирей.

В начале 1640-х годов в период правления шамхала Айдемира восстание «гордого лакского узденства» против шамхалов положило начало процессу отпадения лакцев (Лакии) от шамхальства[10]. От шамхальства в то же самое время отделилось владение Дженгутайское, которое впоследствии стало называться по имени основателя владения Мехтия — Мехтулинским ханством. Кроме того, после распада шамхальства образовалось несколько союзов сельских общин, называемых «джамаатами» (например, Акуша-Дарго).

Владения Шамхала помимо кумыков населяли также другие этносы, что во всем многообразии отразилось и на полиэтничном воинском контингенте шамхалов. Они были задействованы в османо-российско-иранском противостоянии и участвовали практически во всех военных мероприятиях, развернувшихся в регионе в период османо-российско-иранского противоборства за Кавказ. Но надо отметить, что шамхалы преимущественно тяготели к Османской империи[11].

В Кайтагское уцмийство наравне с южными кумыками входили также даргинцы, кайтаги, кубанчинцы, терекеменцы (азербайджанцы), таты, горские евреи, и др.[12] С 1586 года покорение кумыков стало составной частью захватнической политики России на Южном и Северо-Восточном Кавказе. Представители Москвы заключили соглашение с иверийским царем Александром против Шамхала Тарковского. Весной 1594 года российские войска двинулись со стороны Терека на Койсу (нынешний Сулак), где соединившись с иверийцами, вступили в бой с войском шамхала, состоящим из кумыков и ногайцев. Шамхал не удержал переправы и был вынужден отвести своих людей к городу Тарки – столице Шамхальства. Однако при поддержке аварского хана шамхалу удалось вытеснить неприятеля из города и преследовать его до Койсу. Таким образом, совместными действиями шамхала Тарковского и аварского хана удалось отразить натиск русских войск, отстоять самостоятельность Шамхальства Тарковского, не допустив распространения российской власти и исполнения плана воцарения иверийского царя Александра на Северо-Восточном Кавказе[13]. Но уже в 1604 году вновь началось наступление российских войск на Терек; кумыкское население Эндери, Исти-Су, и др. мест страдало от действий российских войск, отбиравших у них хлеб, продовольствие, скот, корм и коней. Недовольное кумыкское население отходило в Тарки к шамхалу. Когда русские воеводы овладели городом, шамхал укрылся у аварского хана. Вскоре новый шамхал – Султан-Мут (зять аварского хана) поднял кумыков, аварцев и других представителей Дагестана, рассчитывая на подмогу отряда из Дербента и при помощи, подоспевшей из Шемахи, полностью вытеснил российские войска из Терки и Сулака. [14]

Анализ исторических источников показывает, что кумыкские владельцы в разное время выступали то на стороне османов, то на стороне шаха. По сефевидо-османскому Касре-Ширинскому мирному договору 17 мая 1639 года, обе стороны разделили сферы влияния на Северном Кавказе: шахская власть распространялась на Дербент и его окрестности, Табасаран и Тарковское шамхальство, а в сферу Османской империи передавался весь остальной регион. Несмотря на это шамхал и другие местные владельцы участвовали в мероприятиях крымского хана и продолжали сочувствовать Османской империи. Сефевидские шахи не оставляли попыток привлечь на свою сторону кумыкских правителей.

После провозглашения 16 февраля 1801 года в Тифлисе царского манифеста о признании Грузией верховного покровительства над собой Российской короны, эмиссары с султанскими фирманами направились на Кавказ, с призывом к мусульманам подняться на борьбу во имя защиты общей веры[15]. Кумыки Шамхальства Тарковского участвовали в многочисленных волнениях, столкновениях, боевых действиях местных народов с русскими войсками[16]. В первой половине XIX века одним из наиболее видных политических деятелей, выступающим за образование единой государственности на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа под эгидой шамхала Тарковского был Байбулат Таймиев. Он возглавил борьбу. С согласия Мехти-шамхала Тарковского в мечетях Казанищ был провозглашен газават[17].

После завоевания Северного Кавказа российскими войсками и образования Дагестанской области в 1860 году, власть шамхала была упразднена. Надо отметить, что кумыки пострадали в ходе Кавказской войны и переселенческой политики царской России[18].

Прежние владения шамхальства вошли в состав новообразованных округов в Дагестанской области (Кайтагское уцмийство и Табасаран образовали Кайтаго-Табасаранский округ, а Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство и Присулакское наибство – Темир-Хан-Шуринский округ) и Терской области (Эндиреевское, Аксаевское и Костековское владения образовали Кумыкский округ, позднее Хасавюртовский). В 1920 году Хасавюртовский округ вошел в состав Дагестанской ССР.

В период распада Советского Союза кумыки, как и остальные народы, некогда многонациональной страны, переживали подъем национального самосознания. Все это отразилось на образовании кумыкских национальных организаций: Кумыкского народного движения (КНД) «Тенглик» (Равенство), «Ватан» и Кумыкского национального совета (КНС). В 1990-е года обострились и актуализировались проблемы, связанные с земельной политикой, проводимой в советское время. 2 ноября 1990 года на съезде кумыков была принята Декларация Кумыкской Республики, провозглашенной на исторической территории проживания кумыков[19].

В настоящее время кумыки всячески пытаются отстаивать значение своего родного языка, истории и культуры. Все это связано с развитием национального самосознания кумыков, живущих в полиэтничном Дагестане.

К тому же из-за проводимых долгое время несправедливых земельных реформ изменилось демографическое положение кумыков.

Кумыки – один из крупных тюркских народов не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа. Они живут также в Осетии, Чечне, на Ставрополье и на Кубани. Кумыки ощущают себя частью тюркского мира, поддерживают национально-культурные связи с другими тюркскими народами Кавказа, да и всего мира. Особенно тесными эти связи стали после распада СССР и «падения железного занавеса». Ныне, несмотря на этнические проблемы, кумыки уделяют пристальное внимание возрождению и сохранению своего самобытного языка и культуры.

Али Аскер, Турция, г. Карабюк
Карабюкский университет, доктор юридических наук
www.turkishnews.com

 

Примечания

[1] Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историческое прошлое. Культура. Быт. Книга первая. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000. С. 42-53.

[2] Halim Geray. Gulbin-i Hanan. Erzerum. 1990.S.15; Ahmet Cevdet. Kırım ve Kafkas Tarihçesi // Emel. 1997. Sayı 221. Temmuz-Agustos.S.28; Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2008. С. 19; Он же. К этнополитической истории кумыков в составе Золотой Орды (XIII-XV вв.). // Средневековые тюрко-татарские государства. Материалы Всероссийской научной конференции «Политическая и социально-экономическая история средневековых тюрко-татарских государств (XV - третья четверть XVIII в)». 20 мая 2008 г. Вып.1. Казань. 2009. С.9-16.

[3] Белокуров С. Сношения России с Кавказом. Т.1. М. 1888. С.58-60; Лавров Л. И. Тарки до XVIII века // Ученые записки Института истории, языка и литературы. Т.4. Махачкала. 1958; Таргу-наме. Лексикон. Махачкала. Сост. К. Алиев. Махачкала. 2001. С.10

[4] Лавров Л.И. Новое о Зирихгеране и казикумухских шамхалах // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976, с.216—217; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII. М., 1988. с.242.

[5] Mehmet Güneş. Evliye Çelebi ve Haşim Efendinin Çerkezistan Notları. Istanbul 1973. S.80; Челеби Эвлия. Книга путешествия. М., 1979. Вып.2.С.110; Таргу-наме. Лексикон. Сост. К. Алиев. Махачкала. 2001. С. 29- 30; Тамай А. Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана. // «Революционный Восток», 1935, № 5. С. 127; см.также. Алиев К.М. Кумыки: имя, история, идентитет. Махачкала. 2011. С.61-62.

[6] Алиев К.М. Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа // Золотоордынское наследие. Материалы научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». Казань, 17 марта 2009 г. Вып.1. Казань. 2009. С.392-400.

[7] Шамхальство // Кумыкский энциклопедический словарь (КЭС), Махачкала РГЖТ, 2004. С. 183-184

[8] Tarih-i Cevdet. C.1. İstanbul.1309 (1891). S. 280; Cemal Gökce. Kafkasya ve Osmanlıların Kafkasya Siyaseti. İstanbul. 1973. S. 29; Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Жизнеописания. Махачкала. С. 32, 36.

[9] Kamil Güner. Türk Dili ve Kültürünün Kafkaslardakı Tarihı rolü , II. Uluslararası Türk Kültürü Kurultayı. Fethiye. 03-05 Aralık. 2009. Ankara. 2009. S.37-40.

[10] Тамай А. Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана. // «Революционный Восток», 1935, № 5. С. 127;Комаров А. Казикумухские и кюринские ханы // Сборник сведения о кавказских горцах (ССКГ). Тифлис. 1869. Вып.2. С. 5-6

[11] Алиева С.И. Азербайджан и народы Северного Кавказа. Б., 2010. С. 47, 446-454.

[12] Бакиханов А.А. Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991, С. 108 – 109; М.Р. Гасанов Из истории дагестано-грузинских взаимоотношений XV – XVII вв. // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Вып. 1. Махачкала, 1974. С. 86 – 87; История Дагестана. Т.I. Махачкала, 2000.С. 272 – 275.

[13] Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. // Пер., снабдил предисловием, словарями и указателем К.Т.Накашидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1976; В.А. Потто Кавказская война. Т 1. Ставрополь, 1994. С. 14 – 16; Руководство к познанию Кавказа М.Селезнева. Кн.1. СПб., 1847. С. 138-139.

[14] Потто В.А. Кавказская война. Т 1. С. 17 – 19.

[15] «Русский вестник». Т.138. М., 1878. С. 25 — 19.

[16] Материалы по истории Дагестана и Чечни. Т. III. Ч. I. Под ред. Р. Магомедова. Махачкала, 1940, С. 51 – 56, 65-67.

[17] Ахмадов Я.З., Мужухоев М.Б. Объединительные тенденции в освободительных движениях народов Северного Кавказа (XVIII – XIX вв.) // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20 – 50-х годах XIX в… Махачкала, 1989. С. 15.

[18] Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историческое прошлое. Культура. Быт. Книга первая. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000. С. 9.

[19] Алиева С.И. Наш Дом – Кавказ. Армавир, 2011. С.100.

Размещено: 08.05.2012 | Просмотров: 3414 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

chagar оставил комментарий 18.05.2012, 23:13
Comment
оруслар гетсе мундан не болар экен?

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.