Кумыкский мир

Культура, история, современность

О хазарах и Хазарии

К сожалению, наш народ в основной массе остается несведущим в своей древней истории и, в частности, истории хазар и Хазарии.

Может быть, кого-то отталкивают от этой темы сильно мусульманизированные «внешние» источники хазарской истории, в основном арабских и персидских авторов средневековья (которые оказали сильное влияние на создание таких книг, как «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби Акташи), а кого-то - иные политизированные подоплеки и подходы, которыми изобиловала историческая наука советского периода. Например, ее такой навязчивый постулат о том, что кумыки - это дагестанский этнический элемент, когда-то в своей истории заимствовавший тюркское наречие... Это было одним из показателей «большевистского» отрицания всякой тюркскости под всеобщим флагом «борьбы» против пантюркизма. Или же свидетельством того, что хазарская история главным образом строилась исключительно на материале «внешних» источников, в основном с подачи авторов иных имперских соображений без особого желания объективно разобраться, где тут пантюркизм, где честное осмысление истории тюркских народов.

И мало когда предпринимались шаги для освещения этого вопроса с привлечением внутренних, собственно хазарских источников. В большинстве случаев предпочтение отдавалось скудным археологическим данным, притом широко прибегая к не всегда оправданным историческим экстраполяциям.

Поэтому мало кого заинтересовали сообщения известных учёных о том, что в архивах Кембриджского университета сохранились тысячи хазарских документов. И вообще, любые новые сообщения о собственно хазарских источниках подвергались сомнениям в их достоверности, а попытки поставить хазарский вопрос на собственную реальную историческую основу часто подвергались остракизму.

Вследствие этого рождалась «наука», рассчитанная на отупление нашего сознания. Поэтому в ходу были постулаты о том, что от Хазарии ничего не осталось и хазарский народ раз и навсегда бесследно исчез в истории, не оставив после себя ни потомков, ни наследников, и заслуга такого положения вещей приписывалась неким русским князьям, якобы нанесшим Хазарии сокрушительный удар в X веке, фактически тогда, когда как таковой Хазарской империи уже не существовало.

Так хазарский вопрос вообще исключался из истории Кавказа и Дагестана.

Мне вспоминается такой курьезный случай. Нам, студентам первого курса филологического факультета, читал лекции известный в то время профессор. Он утверждал, что хазары и Хазария не имеют никакого отношения к нам, мол, де хазары чужеродный элемент в истории Дагестана. Однако он же на последнем курсе нашей учебы говорил, что историю Дагестана нельзя представлять без Хазарии. Возможно, в такой перемене взглядов на этот вопрос сказалось то, что к этому времени был опубликован капитальный труд «История хазар» М. И. Артамонова...

Однако до сих пор во многих трудах на эту тему сохраняется возникшая в советскую эпоху настороженность по вопросу связи кумыкской истории с историей хазар. Разве не об этом говорит тот факт, что мы до сих пор не можем назвать ни одного ученого из кумыков, занимающегося изучением Хазарии, не можем назвать ни одного произведения кумыкских писателей, хотя бы намекнувших на тему событий хазарской истории.

Такое же положение сохраняется среди балкарцев и карачаевцев, названных вместе с кумыками знаменитым историком Л.Н. Гумилевым прямыми потомками хазар.

О каком специалисте может быть разговор, если даже в трудах такого крупного ученого, как С.Ш. Гаджиева, посвященных истории кумыков, тема хазарского государ-ства проходит мимолётным упоминанием как некое второстепенное явление в истории Дагестана.

В целом ряде иных трудов наших дней хазарская тема зачастую совершенно теряет самостоятельную значимость, растворяется и тонет в рассуждениях об общетюркской, а чаще всего общебулгарской проблематике.

Развитие хазароведения главным образом тормозят три вещи: отсутствие высококвалифицированных заинтересованных специалистов; нежелание ученых при освещении хазарской проблематики использовать собственно хазарские источники; а также то, что современное хазароведение нуждается в освобождении от старых идеологических постулатов вроде того, что хазары бесследно исчезли, не оставив в истории после себя ни капли крови в своих потомках и культурных наследников, а также от верховенства каких-либо религиозных мотивов (ислам, иудаизм, христианство) в анализе и оценке событий того времени.

При всех случаях из современной исследовательской практики должны быть исключены подходы к хазарской тематике как бесхозному историческому пространству, якобы не имеющему никакого отношения к сегодняшним реалиям Дагестана, Кавказа и России в целом.

Обращаясь к своим читателям, хотелось бы сказать о необходимости более серьезного и бережного отношения к явлениям собственной истории, в данном случае - ее хазарскому периоду, длившемуся 400-500 лет, ко всем ее событиям, составляющим триумф и трагедию нашей древности и средневековья не только кумыков, но и многих народов более обширного географического пространства.

Для этого нам нужно как можно быстрее одолеть до сих пор довлеющее над нашим самосознанием негативное отношение к своему историческому прошлому. А появилось такое отношение с подачи людей злого умысла, с завидным упорством ведущих безнравственную проповедь о «пришлости» и чужеродности хазар и их наследников на Кавказе, стремящихся явно и скрыто все хазарское свести к булгарскому, не учитывая того факта, что Булгарская держава образовалась сравнительно позже Хазарии.

Не знаю, кому как, лично мне хазары и Хазария мыслятся как кровнородственный фактор истории моего народа. В то же время я не могу сказать, что Хазария стала неотъемлемой частью исторического сознания всех кумыков.

Огульные утверждения о бесследном исчезновении хазарского народа из истории возникли в ученой среде как следствие:

  1. изначально неверной мысли о неавтохтонности, «пришлости» тюркских племён в пространство между Каспийским морем и Волгой, Крымом и Кавказом, и
  2. совершенно необоснованных взглядов на главные основополагающие мотивы образования Гуннской империи и соответственно Хазарского государства на этой территории.

Очевидно, что у отдельных историков с имперскими амбициями превалировало желание не считаться с таким достаточно сильным фактором, хорошо известным с геродотовских времен, - с киммерийцами (тюркскими племенами), с существованием их древнего государственного образования (8-7 вв. до н.э.) на обширной территории европейской части современной России.

Речь идет о тех самых киммерийцах, которые, якобы теснимые скифами (по утверждению целого ряда историков), вынужденно покинули свои места проживания, и которые, затем, в результате стремительных походов захватили значительную часть малой Азии, дошли до Индии, Месопотамии и даже Рима, сыграв немаловажную роль в формировании эллинской культуры, Византийской империи (4-15 вв.).

Но, вследствие каких-то исторических причин, примерно с конца II в. н. э., особенно в III-IV веках, как свидетельствуют многочисленные источники, и прежде всего сохранившиеся до наших дней древние сказания самих киммерийцев, начался процесс возвращения тех самых киммерийских племен на свою историческую родину, на прежние места жительства под многообразными племенными названиями: самарцы, синдцы, кимерцы, анчийцы, кыныки, агачери, анчери, сувары, кубары, жандары, исфандияры, куманцы и многие другие.

* * *

[Предыстории хазар по древнетюркским сказаниям]

В своей книге «Хазарская история» Абдаллах аль-Хазари приводит древнетюркские сказания.

...И тридцать три тысячи лет назад предки хонов – имэнцы – проживали в Большом и Малом Руме, а народ синдийцев на берегах Идели в те времена назывался ура... После некоторого времени дружественные общности синдийцев раскололись на ура-синдийцев и не синдийцев - мурдасов, которые стали враждовать друг с другом. Через некоторое время на урцев напали тюрки и потерпели поражение. Одна часть тюрков бежала в Хин, а другая ушла в Большой Рум...

...И народ синдийцев на берету Идели тогда назывался кимер или кымыр. Потом их всех стали называть кимерцами. И слово Рум или Рем по-имэнски значило «холм, покрытый кустарником».

Камырцы (кимерцы) - ветвь синдийцев. Они прозвались так потому, что верили в сказание о сотворении Всевышним своей праматери Камыр-Аби из теста. Камырцы так почитали ее, что давали ее имя и мальчикам. Они не терпели того, что остальные синдийцы стали придавать каменным изваяниям верховного синдийского божества Тара, или Тантра, кощунственный вид простого человека, а не остроконечной каменной горы Самара с гладкими ровными склонами, и вернулись на реку Самар у горы Самар, их область стали называть Туран...

И часть синдийцев стали называть самарцами, а всех оставшихся масгутами. А словом «Самар» синдийцы называли самые красивые и высокие горы... По пути некоторые переселенцы ослабли и были брошены остальными у подножия гор Каф в Азербайджане.

Потом на них напали масгуты и на время подчинили, превратив в своих рабов. Ушедших дальше всех на Запад синдийцев называли булгарами. Возвели они здесь холмы в честь Тара-Тангра, свою страну называли также Самар...

Свободные самарцы тогда назывались «бал» или «бул», означавшее «господин» или сословие воинов. Набранных из скотоводов воинов называли «бул гар» - господин-воин, «гар» означало - «воин, богатырь».

Этот процесс шел до гуннских, хазарских времен и первоначально способствовал образованию Гуннского племенного союза и государства как империи, а затем Хазарского союза племен и Хазарского государства на Кавказе, на берегах Дона и Кубани, от Волги, Дагестана до Киева (Башту) и Венгрии.

Как слово «гун», так и слово «хазар» было не чисто этническое название, а обозначало межплеменной политический союз - в значении «доблестное воинство» киммерийских племен, возвратившихся на свою историческую родину и смешавшихся прежде всего с этнически родственными местными племенами. Именно этот фактор толкал иных историков рассматривать все, что связано с историей гуннов и хазар, как нечто чужеродное в древней истории тюркских народов современного Кавказа.

В науке не должно быть места противопоставлению единородственных явлений, их отрыва от общей исторической основы (в данном случае от киммерийской основы) по религиозным или иным соображениям, что иногда делается в целях «четкой», выгодной подачи более позднего племено-этнического образования, неважно, касается это темы хазар, булгар, куманов, кыпчаков и др.

Историк Абдаллах аль-Хазари в своей книге «Хазарская история» приводит еще один поучительный пример обращения хазарского хакана к правителю Кара Булгара (Западной Булгарии) Бат-Бояну.

«...Хазарский хакан обнял Бат-Бояна и растроганно сказал:

- У нас один бог Тангра, один род и один тюркский язык. Поэтому я считаю тебя своим родственником и братом. Я чувствую себя твоим должником, ибо твои люди прикончили ненавистного мне каягу. Поэтому я помогу тебе стать хозяином в твоих собственных владениях».

Далее говорится, что с помощью хазар Бат-Боян стал полновластным балтаваром всего Кара-Булгара, столицей которого стал Башту... (ныне г. Киев).

* * *

Вот еще на что хотелось обратить внимание читателей. Кара-Булгар был пограничной областью государства хазар, где опорой местной власти было киммерийское племя анчийцев. Те самые анчийцы, которые в свое время основали наш древний город Анжи (Семендер) и значительная часть которых в силу их бунтарского характера хаканом Хазарии Караком была выслана в пограничную область империи в район города Башту.

Ко второй половине X века бесконечные войны с внешними врагами державы, внутренние бийские междоусобицы и войны, а также драматическое обострение религиозных конфликтов подорвали силы Хазарии, и, как отмечают летописцы, «солнце ее прежнего могущества стало быстро клониться к закату». И последняя попытка Мышдаулы - человека из знаменитого рода одного из сыновей Аттилы - возродить в 1028 г. Хазарию не увенчалась успехом...

Исторические экстраполяции лишь тогда полезны, когда они не страдают односторонностью и за дифференциацией просматривается общая основа явлений.


«Ёлдаш/Времена», 05-10-2012.

Размещено: 08.10.2012 | Просмотров: 3139 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.