Кумыкский мир

Культура, история, современность

О тюркском (золотоордынском) компоненте в генеалогии ханов аварских (XIII-XVI вв.)

Как уже отмечалось нами, исследователи (К.М. Алиев и др.) уже высказывали мнение о золотоордынском происхождении ханов Аварии, которые продолжали линию, восходящую к Менгу-Тимуру: они были из рода Орус-хана, а точнее, вели себя от потомка внука Орус-хана Джанибека (сына Узбека), правившего в 1342-1357гг. Именно в этом смысле, на наш взгляд, надо понимать «укрепительное письмо» (в смысле подтверждения уже имевшего место до этого вассалитета по отношению к Золотой Орде) от «имени татарского хана Бахти», полученное к 80-м годам XIV века одним из ее правителей, который ездил за ним в Золотую Орду. Другие (А.Е. Криштопа) полагают, что имя Бахти якобы носил сын Тохтамыша, а также некоторые золотоордынские военачальники. Однако при ближайшем рассмотрении, как нам представляется, подобным образом могли быть искажены и переданы как Бахти имена как правивших сыновей Тохтамыша Джаббар-Берди (1416-1417 гг.) и Кадыр-Берди (1419-1420 гг.), так и независимых ханов, потомков Бату, правивших на Северном Кавказе и в прилегающих областях в конце XIV века - Мехмет-Булак-хан (1369-1380) и Бек-Болат-хан (1390-1396). Все это также свидетельствует о сохранении соответствующих вассальных отношении к концу XIV века [1].

Начало их установления и даже приведения к власти в исторической Аварии правителей золотоордынского происхождения могло иметь место гораздо раньше, в принципе, в 30-50 гг. XIIII в., если принять во внимание сведения грузинской хроники «Картлис Цховреба», согласно которым во времена царя Давида (1223-1269) «предводитель монголов Ала Темур по Белоканской дороге вступил в Гундзети (Хунзах), царь гундзов преградил ему путь, но монголы победили, прошли гундзскую страну и пришли к монгольскому хакану» [2].

Известно также мнение, что в данном случае имел место прорыв на Северный Кавказ не ранее 1256-1260 гг. (после смерти родственников Берке - царевичей Тутара, Балагу и Кули – в ставке Хулагу) по долине Аварского Койсу из Грузии отряда войск Берке во главе с Ногаем и Ара(Ала)-Тамуром, участвовавших в походе Хулагу на Багдад в 1258г., что стало поводом для последовавших войн между Батуханидами и Хулагуидами [3].

При этом обращает на себя внимание близость вышеупомянутого антропонима Ала Темур к имени хана Менгу Темура (1266-1281), внука Бату, к числу потомков которого и относится вышеупомянутый предок ханов Аварии - внук Орус-хана Джанибек (сын Узбека), правивший в 1342-1357гг. Поэтому, не исключено, что в данном случае нашел отражение один из эпизодов вышеупомянутой войны, когда хан Менгу Темур до заключения в 1269-1270 гг. мира был разбит на реке Куре Абака-ханом [4].

Возможно, именно его и Ногая отряд, если иметь в виду движение по Белоканской дороге, мог отступить через Закатало-Белоканскую зону нынешнего Азербайджана и Грузию и лишь затем через один из перевалов Главного Кавказского хребта и по течению рек Симбирис-хеви и Аварского Койсу достичь Гундзети (Хунзаха). Отсюда его дальнейший, наиболее краткий маршрут на Северный Кавказ должен был пролегать через нынешнюю юго-восточную Чечню, каковая к этому времени была либо уже покорена, либо в результате движения данного отряда оказалась под контролем Золотой Орды. То же самое представляется возможным предполагать и для Аварии, столицей которой был Хунзах.

Вместе с тем известна и другая линия потомков Менгу-Тимура (> Тудун (Дудби) > Шевкал), представлявшая первую ветвь кумыкских Чингизидов, прекратившуюся в 1396г. [5]. В последнем случае речь идет о гибели в сражении с войсками Тимура в 1396г. безымянного правителя - шамхала (шавкала [6]) - «области Гази Кумуклук и войска Аухара» («области кумыков[-газиев] и войска аваров» [7]. Ее первая часть - «Гази Кумуклук» - интерпретируется и как «хазарских кумыков область» [8], вторая, упоминаемая в 1395г. в связи с тем, что Тимур совершил набег на «подножье горы Аухар», - отождествляется историками либо с северной частью нынешней Аварии, точнее, андийскими землями, либо кумыкской исторической областью Аух (см. выше), или северной частью Хунзахского нагорья (ср. вышеупомянутое Гундзети) [9]), или даже Аварией в целом [10].

В последнем отношении обращает на себя внимание близкое к концу XIV в. упоминание в плохо сохранившейся арабской надписи XIV - начала XV вв. (наиболее вероятно в начале XVв.) в стене усыпальницы шейха Абумуслима в Хунзахе имени знатного дворянина, возможно, правителя государства с центром в Хунзахе, по имени Шамхал, предположительно сына Алибека [11]. Не исключено, что данный правитель и вышеупомянутый безымянный шамхал (шавкала) «области Гази Кумуклук и войска Аухара», погибший в сражении с войсками Тимура в 1396г., одно и то же лицо. Вместе с тем более предпочтительным по фонетическим соображениям представляется отождествление последнего региона с кумыкским Аух, обозначающим низкогорную, примыкающую к нынешней юго-восточной Чечне, через которую мог двигаться отряд Ногая и Ала Темура (см. выше), область Салатавского и Андийского хребтов, последний из которых носил еще в первой трети ХIХ в. название Гумик-Лам [12] «Кумыкская гора» (в переводе с чеченского).

В рассматриваемом отношении не может не обратить на себя внимания и то, что в османском (турецком) реестре мусульманских владетелей Северо-Восточного Кавказа (1574-1586 гг.) Владетель Авара Нусал Тучалав Бурханеддин-бек, именуемый в «Нусрет-наме» «Авар Забити Тучалав Бег», т.е. «завоеватель Авара Тучалав Бег». Причем он является в свою очередь, что показательно, братом кумыкского Улу (Великого) Шаухала Чопана, «владетеля Комука и Кайтага»[13] – представителя третьей династии кумыкских Чингизидов. Не случайно, видимо, еще в XVI-XVII вв. в ханстве Аварском действовала тюркская лествиничная система наследования, при которой титул нуцала передавался от старшего в одной ветви к старшему в другой ветви в потомстве трех ветвей владетелей - Андуник-нуцала, Мухаммад-шамхала и Каракиши бин Турурава [14].

Примечания

1. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Заметки к генеалогии Джучидов на Северном Кавказа и Дагестане. Родословные и тамги // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. – Владикавказ, 2010. Вып.II. - С.78.

2. См. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана.- Махачкала:1996.-С.299. Причем еще весной 1240 г. после взятия аланского города Магас монгольское войско во главе с Букдаем (Кукдаем) было послано «к Тимур-Кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир…» (Рашид ад-Дин. Джами ат-таварих. – Баку:1957.Т.II.- С.39). Область Авир обычно отождествляют с Аварией в нынешнем Дагестане, а Тимур-Кахалка - с Дербентом (cм.: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. – М., 1988. - С.194-195; Криштопа А.Е. Дагестан в XIII- начале XVвв. – М., 2007 - С.67.) в значении «Железные Ворота» (тюрк. Темир К(ъ)апу). Под последним названием обычно понимается не только Дербент, но и известная в русской традиции последующего (конец XVIв.) времени (см. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI - начале XVII вв.- М.:1963.-С.342,22) северная часть Дарьяльского ущелья, достаточно близкая к Магасу. Однако, хороним Авир отражает, по всей видимости, кыпчакизированную форму avyr, восходящую к исходному аγyr «переваливающий (через горы)», горный кочевник (Гусейнов Г.-Р.А.-К. Северо-Восточный Кавказ и Дагестан в составе Золотой Орды: территориальные и административные пределы, статус и генеалогия правителей // Золотоордынская цивилизация.- Казань, 2010.- С.195).

3. Криштопа А.Е. Указ.раб.- С.70,71,73.

4. Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с Хулагуидами.- Казань:2007.-С. 60. Так как первая часть тюрко-монгольского имени Менгу Темур («железо») в значении «вечный» (ср.выше наименование горда Магас) могла быть дана при его восшествии на престол, можно предполагать, что более ранним (домашним) ее вариантом было Ала «пестрый, разноцветный». Ср. др.-тюрк. имя собственное Еl Temür, первая часть которого в значении «1.племенной союз; 2.народ» (Древнетюркский словарь.-Л.: 1969.- С.168, 169) могла быть воспроизведена в виде отвечающих ей азерб. диал., уйг. äl, чув. jal то же (см. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков.- М.:1974. - С. 340).

5. Cм. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Заметки к генеалогии Джучидов на Северном Кавказа и Дагестане. - C.78.

6. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. - М.:1980.Ч.III.- С.107.

7. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.- М.-Л.: 1941.- С.124,186.

8. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Г̣умик̣~Г̣умук̣~К̣умук̣ средневековых источников: опыт историко-этимологической и ареальной интерпретации // Дагестанский востоковедческий сборник.- Махачкала: 2008. Вып.1.- С. 147, 150.

9. Cм. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб. - С.306, 327, 337, 346 прим.177,178.

10. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа Х-ХIII вв. - СПб.:1994.-С.186.

11. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы.- Махачкала, 1990.-C.90-91. О другой генеалогической интерпретации этой группы имен на собственно дагестанском материале (см. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские.- Махачкала, 2008. – С.45).

12. Cм. Бларамберг В. Кавказская рукопись.- Ставрополь, 1992.-С.224. Исторически однокорневая с вышеупомянутым *аγyr «горный кочевник» (см. прим. 2) форма Аухар (Гусейнов Г.-Р.А.-К. Северо-восточный Кавказ и Дагестан в составе Золотой Орды.- С. 198 прим. 31) еще раз указывает на наличие в горной зоне Чечни и Дагестана тюркского (кумыкского) населения в золотоордынскую эпоху. Тем более, что, по данным Иоанна де Галонифонтибуса (см. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХIII- ХУIII вв.- Махачкала, 1992. - С.33, 35, 292 прим. 7), относящимся к концу ХIУ- началу ХУ вв., язык и письмена авар «схожи в такой же степени, как итальянский и испанский языки» с другими народами, проживающих в Великой Татарии. Они, как и прочие народы, «почти все говорят на татарском языке», причем в числе последних называются «Кумания, Хазария…, кыпчаки.., Kumuch» и др.

13. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. - С.143.

14. См. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУIII века. - С.294.


Опубликовано: Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Вып. III. Владикавказ, 2011. - С.107-111.

Размещено: 17.04.2012 | Просмотров: 2458 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.