Кумыкский мир

Культура, история, современность

ДНЦ переиздал избранные произведения основоположника кумыкской художественной прозы

По рекомендации ученого совета Института языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы ДНЦ РАН был издан сборник избранных произведений основоположника художественной прозы кумыков Нухая Батырмурзаева.

Как сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» руководитель пресс-службы Дагестанского научного центра РАН Валерий Милов, данная книга представляет собой научное, текстологически выверенное издание самых значимых произведений кумыкского прозаика.

В книгу вошли три повести: «Бедная Хабийбат», «Давут и Лейла», «Гарун и Зубайдат или несчастная Джанбийке». По словам Валерия Милова, эти произведения являются первыми в кумыкской литературе в жанре художественной прозы. Кроме того, эти произведения первые и в том плане, что до них ни одно произведение кумыкского автора не издавалось с построчным переводом на русский язык.

Творческое наследие Нухая Батырмурзаева составляет одну из ярких страниц истории литератур народов Дагестана. Своими повестями «Бедная Хабийбат», «Давут и Лейла», «Гарун и Зубайдат, или Несчастная Джанбийке, изданными в начале XX века, Нухай Батырмурзаев явился, по существу, основоположником, зачинателем художественной прозы кумыков, в более широком формате, народов Дагестана (на национальных языках).

Нухай Батырмурзаев внес весомый вклад в развитие национальной словесной культуры, и роль и значение этого вклада трудно переоценить.

Нухай Батырмурзаев родился в 1865 году в селении Аксай ныне -Хасавюртовский район Республики Дагестан. В раннем возрасте он обучался в медресе родного села.

Основоположник кумыкской прозы был разносторонне образованным человеком. Овладев арабским, турецким, русским и другими языками, он проявлял интерес к восточной классике, к тюркским литературам России, знал хорошо творчество русских писателей. Тяга юноши к знаниям была замечена окружающими, односельчанами, в том числе и известным его земляком - поэтом, просветителем Магомед-Эфенди Османовым, который в начале 1880-х годов возвратился из Петербурга, где работал преподавателем университета, в родное село Аксай.

Нухай, вместе со своим ровесником Манаем Алибековым, также подававшим большие надежды, часто бывали в доме М.-Э. Османова, пользовались его богатой библиотекой, по существу, стали его учениками.

Женился Н. Батырмурзаев по меркам своего времени довольно поздно. Он вырастил двух сыновей: Зайналабида и Абдулгамида и дочь Рапиш. Его сыновья достойно продолжили дело отца: Зайналабид Батырмурзаев стал известным редактором (журнала «Тангчолпан», газеты «Ишчи халкъ»), публицистом, поэтом, общественным деятелем; Абдулгамид Батырмурзаев - ученым-языковедом, автором ряда учебников по кумыкской грамматике.

Н. Батырмурзаев был передовым человеком своего времени. Вынужденный зарабатывать на жизнь различными ремеслами, торговлей, он не прекращал изучать литературу, активно увлекался общественной жизнью, знакомился с прессой.

Н. Батырмурзаев, как свидетельствует его биограф А.Арсланмурзаев, был «абона» - то есть абонентом, выписывал газеты и журналы, издававшиеся в различных городах Российской империи: Бахчисарае, Баку, Казани, Оренбурге, Санкт-Петербурге и т. д. В архиве писателя были обнаружены издававшиеся в этих городах газеты и журналы: «Тарджуман» («Толкователь», или «Переводчик), «Юлдуз» («Звезда»), «Шура» («Совет»), «Вакъыт» («Время»), «Халкъ» («Народ»), «Сёз» («Слово»), «Эдил» («Волга»), «Танг юлдузу» («Ранняя звезда»), а также газеты Сайда Габиева «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета» и др.

Кроме того, Н. Батырмурзаев активно сотрудничал с газетами и журналами своего времени.

Он не только публиковал в них свои статьи, стихи, но и работал в органах прессы, выезжая в города центральной России.

Влечение писателя к общественной, публицистической деятельности наглядно проявилось в предреволюционные годы. В 1915 году, вместе с сыном Зайналабидом, он организовывает в городе Хасавюрт литературно-драматическое общество «Тангчолпан», а в 1917 году, начиная с 4-го номера, возглавляет в качестве главного редактора первый кумыкский и дагестанский журнал «Тангчолпан», издававшийся в Темир-Хан-Шуре (ныне -Буйнакск). Кроме того, им активно публикуются статьи в газете «Мусават», редактором и издателем которой являлся М.-М. Мавраев.

Летом 1918 года, когда в Дагестане власть перешла в руки деникинцев, Н. Батырмурзаев был в оппозиции, стал на сторону угнетенного люда. Он всячески поддерживал своего сына Зайналабида, который, приняв сторону большевиков, создал кумыкско-чеченский партизанский отряд с целью свержения власти белогвардейцев. Судьбы отца и сына завершились трагически, почти одновременно, осенью 1919 года.

Представители белой гвардии в отместку за то, что 3.Батырмурзаев, боровшийся против них, ставивший своей задачей выбить деникинцев из Хасавюрта, был родом из Аксая, а также по иным причинам, потребовали с аксаевцев много имущества и двух человек в жертву для казни. Близкие к Н. Батырмурзаеву его земляки, предположив, что может быть выдан именно он, предложили ему скрыться, бежать из села. Однако этого предложения он не принял.

В итоге все свершилось так, как и предполагалось: одним из двух человек, выданных белогвардейцам, стал Н. Батырмурзаев, и был казнен в Хасавюрте 18 сентября 1919 года.

Первое произведение Н.Батырмурзаева датируется 1906 годом.

Первыми крупными произведениями Н. Батырмурзаева, изданными в Дагестане, являются как раз эти три повести, которые и вошли в книгу, изданную ДНЦ РАН.

© riadagestan.ru

Размещено: 23.07.2007 | Просмотров: 2195 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.