Кумыкский мир

Культура, история, современность

Мы открылись... Турции! - 2

(Об исторических связях между Дагестаном и Турцией, начавшихся более 500 лет назад)

Начало

Продолжая высказанную выше [в первой части публикации] мысль, хотел бы отметить, что современные турки не случайно позиционируют себя наследниками не только османов или сельджуков, но и в целом всей тюркской цивилизации. Не все знают, например, что другим синонимичным названием Хазарии, первопрестольной которой был Семендер (где ныне Махачкала), было «Тюркия» (см. «Историю агван» М. Каганкатваци). А ныне это историческое название носит лишь Турецкая республика, и это корневое слово можно видеть и в названии непризнанной Турецкой республики Северного Кипра…

Кумыки и их потомки (ныне компактно проживают в 13–15 населённых пунктах Турции), а также и другие дагестанцы, обретшие в Османской империи свою вторую родину, защищали эту землю в многочисленных войнах, в том числе и во время первой мировой в легендарной Чанаккале, когда решалась судьба их родины, быть ей свободной или находиться под пятой англичан. Причем, иногда в истории войн бывало и так, когда кумыки схлестывались с кумыками, будучи по разные стороны противостоящих фронтов. За свою и нашу свободу воевали они и в составе турецкого добровольческого корпуса на Кавказе, в Дагестане в 1918 году, освобождали Анжикалу (Порт-Петровск) от оккупировавших ее бичераховцев… В годы национально-освободительной войны турецкого народа под руководством Кемаля Паши Ататюрка национальными героями стали кумыки Иззет-бей Кумук и Баха Саид-бей из Биги (Дагестанлы)…

После победы кемалистской революции (1918 – 1923) и провозглашения Турции республикой (29 октября 1923 г.) при Кемале Ататюрке со стороны государства были предприняты беспрецедентные меры по укреплению и развитию турецкой национальной идентичности, развитию и освобождению турецкого языка из-под влияния арабского и фарсидского языка, обогащению его за счет общетюркского лексического фонда. Так, в 1934 году было принято решение о включении в турецкий язык, вместо иноязычных (в основном, фарсизмов, арабизмов) тысячи слов исконно тюркской лексики. В том числе – 600–800 слов из кумыкского, балкарского, карачаевского, караимского, крымско-татарского языков, что значительно сблизило наши языки и наречия.

Мы здесь должны вспомнить и о том, что именно по инициативе наших мухаджиров, еще в 1879 г., в Турции, в Стамбуле, состоялась первая вообще печатная публикация (можно сказать, презентация) Йырчи Казака…

Во взаимном сближении и обогащении наших народов, укреплении чувства тюрко-генетического родства сыграло свою решающую роль тюркско-мусульманское интегралистское движение второй половины XIX – начала XX вв., лозунгом которого были слова «Единство – в языке, мысли и деятельности» (И. Гаспринский).

И первое правозащитное движение тюрко-мусульманских народов России, с участием в том числе представителей кумыков, также возникло в 1916 г. в Турции.

Это установленные исторические факты. Таковых можно привести еще немало.

Кумыки в истории Турции

Накопленные на сегодня материалы позволяют утверждать, что в 15–16 вв. и в последующие века в Османской империи (Турции) на военной и государственной службе султанов находилась и проживала большая плеяда представителей нашей военнослужилой и интеллектуальной элиты (фамилии Кумук, Бойнак, Бораган, нисбы Дагестанлы (Дагестани), ат-Таркави, Ширвани довольно часто встречаются в османско-турецком ономастиконе). Она оказала немалое влияние на политическую, общественную и культурную жизнь Османского государства, а в дальнейшем и республиканской Турции.

Расскажем о наиболее ярких ее представителях.

Фото

Умму Камал (Умми Камал) (конец XIV в. – 1475 г.), тюрко-татарский (кумыкский) поэт, родился в городе Гюен-кала (Коюн-кала) на реке Койсу, на месте нынешнего Бавтугая. По сведениям различных источников и преданиям, первоначальное образование получил на родине, впоследствии совершенствовал свои познания в науках и искусствах в Ширване. Значительную часть жизни прожил в Поволжье, Крыму, был наставником крымских правителей и поэтов. Позже волею судеб оказался в Османской империи. По преданиям, Умму Камал был приглашен к себе Мехмет Султаном Фатихом (Завоевателем Константинополя) и некоторое время служил в его войске кадиаскером. Известно, что Умму Камал пользовался успехом и у других султанов – Мурада II.

В истории османской литературы стал известен как ученик шейха Бахаэтдина Эрзинжанского, как один из ярких первых представителей суфийской поэзии и философии. Наряду с кумыками, его своим поэтом считают турки, крымские и волжские татары. Рукописные произведения Умму Камала хранятся в книгохранилищах Казани, Уфы, Махачкалы, Санкт-Петербурга, Стамбула. Некоторые его произведения еще до революции вошли в поэтические сборники, изданные в Казани и Турции. Литературная ценность поэзии Умму Камала состоит в том, что он положил начало поэзии на общеупотребительном в его эпоху литературном тюркском языке и в то же время не отрывался в своей поэзии от стихии родного кумыкского наречия. Его поэзия является образцовой не только с точки зрения прекрасного тюркского языка, но и с точки зрения глубокой мысли, которую автор сумел выразить понятным широкому кругу народа языком. Умму Камал излагает свои переживания и мысли, раскрывает человеческую личность изнутри, со всеми ее особенностями. В своём творчестве поэт обращается к темам единства бытия, любви, радости жизни, необъятности вселенной, смерти, совершенства, духовности, скромности, щедрости и доброты. Исследователи, по силе таланта и влиянию на умы своих современников, сравнивают его с Юнусом Эмре.

Даты рождения и смерти, а также место захоронения в точности не известны. По причине широкой популярности его личности и творчества, еще при жизни и поистине всенародной любви, которую питали его современники к нему, в Турции очень много памятных мест, в т. ч. могил, которые связываются с его именем. Такие места существуют в регионах Болу, Караман, Маниса, Мудурну. В Нигде имеется его мавзолей (тюрбе), широко почитаемый всеми мусульманами.

В потомстве своем Умму Камал имел трех сыновей: Синана, Джамала. Имя третьего не известно.

Оздемир Паша (1500 ? – 1561) – один из блистательных военачальников Османской Империи эпохи Кануни Султана Сулеймана (1520 – 1566), достигший чина генерал-губернатора (бейлербея). Выходец из семьи «мамлюкского бея» (Седжаат-наме), принадлежащей к тюркской военнослужилой знати Египта (Й. Озтуна). По сведениям турецких источников (H. Данышменд, Й. Озтуна, Э. Гюнгор, Ф. Топрак, Ю. Зейрек и др.), род Оздемиров «происходил из тюрков Дагестана», принадлежал к «мамлюкским князьям», он был женат на знатной женщине, принадлежащей роду аббасидских халифов в Египте. Их сыном являлся другой выдающийся турецкий военачальник – Осман Паша Оздемироглу (см. ниже). После завоевания османами Египта в 1517, прежняя мамлюкская элита (тюрки-кипчаки), к которой принадлежали и предки Оздемира, перешла на службу к турецким султанам и стала частью их военной бюрократии. В 1538 г. Оздемир принял участие в Индийском походе Сулейман Паши. После похода он остался в Йемене, был назначен санджакбеем. В 1545 г. Оздемир Паша был назначен султаном командующим османским экспедиционным корпусом в Йемене. Взял штурмом семь крепостей, которые были главными базами шиитского сопротивления. В 1549 г., «в вознаграждение за стойкость», Оздемир Паша был назначен бейлербеем (генерал-губернатором) Йемена. Около 1552 г. он покидает Йемен и едет в Стамбул, где представляет на рассмотрение султана план завоевания Судана. Завоевание африканского берега пролива Баб аль-Мандаб должно было, по мысли Оздемира, положить конец пиратским рейдам португальских эскадр в Красное море. В 1555 г. Сулейман Великолепный одобрил план своего полководца и разрешил ему вербовку войск в Египте и в других местах империи. Во главе 30-тысячной армии Оздемир Паша выступил вверх по Нилу. К 1557 г. Оздемир установил полный контроль над красноморским побережьем Судана и Эфиопии, захватив Суакин, Массауа и выбив португальцев из порта Зайла. Военный талант Оздемир Паши принес Порте две новых провинции – Йемен и Хабеш (под Хабеш подразумевали Абиссинию и Судан). Оздемир оставался правителем завоеванных им стран до самой своей смерти в Сане в 1561 г. Через десять лет его прах был перенесен в Массауа. Здесь его сын Осман Паша, ставший на то время уже генерал-губернатором Йемена в 1568–1569 гг., построил великолепную мечеть с усыпальницей, где были захоронены останки великого гази, защитившего ислам от угрозы португальского завоевания.

Таким образом Оздемир Паша вошел в историю османов под именем «Habeşistan Fatihi» (Покоритель Абиссинии), т. е. покоритель Восточной Африки. Сыграл значительную роль в присоединении Восточной Африки (ныне Эфиопия, Сомали, Судан) к Османской империи, образовании там новой турецкой провинции и переходе преобладающей части ее населения в ислам.

Осман Паша Оздемироглу (1527–1585) – выдающийся военачальник и государственный деятель Османской Империи в период царствования Султана Мурада III. По сведениям турецких источников (H. Данышменд, Й. Озтуна, Ф. Топрак, Ю. Зейрек и др.), род Оздемиров «происходил из тюрков Дагестана». Унаследовал от деда своего «мамлюкского бея» и от отца своего Оздемира их могущество и талант полководца. В истории известен как «Каfkas Fatihi» (Покоритель Кавказа). С 20 лет служил в османской администрации в Египте. Как и отец Оздемир, служил в Абиссинии. 14 января 1569 г. Осман Паша султаном был назначен генерал-губернатором Йемена. А с 1573 г. служит генерал-губернатором провинции Диярбакыр. Начиная с 1572 г. деятельность Осман Паши была связана с Кавказом. Он вел успешные боевые операции, в результате которых во власти османов оказались Грузия, Ширван и Дагестан. Здесь на территории Ширвана и Дагестана была образована новая османская провинция, во главе которой поставлен Осман-паша. При этом учитывался и тот факт, что его предки происходили из Дагестана, и он без колебаний принял это назначение. Когда Оздемироглу Осман-паша вернулся в Стамбул, его встретили там как героя-победоносца (гази), и летом 1584 года он был назначен великим визирем. В 1585 году он возглавил поход османов на Тебриз, захватил бывшую столицу Сефевидов.

Осман Паша умер по болезни 29 октября 1585 г., находясь в походе на Тебриз. По завещанию был похоронен в г. Диярбакыр, где по сей день имеется его мавзолей. Осман Паша был женат на кумыкской принцессе, племяннице Чопан-шаухала Тарковского Рабиа-Михридиль (см. в первой части публикации). Детей у них не было.

Таким образом, Осман Паша, насколько известно, был первым кумыком («тюрком из Дагестана»), достигшим на службе у султанов столь высокого ранга и должности великого визиря (садразама).

Ширванзаде Мехмед Рушди Паша (1811–1882) – государственный деятель Османской империи, великий визирь Османской империи в периоды царствования султана Абдул-Меджида (24.12.1859 – 28.05.1860), султана Абдул-Азиза (5.06.1866 – 11.02.1867; 19.10.1872 – 15.04. 1873), султана Мурада IV и султана Абдул-Гамида II (12.05.1878 – 19.12.1876; 28.05.1878 – 4.06.1878)

ФотоАхмед Саиб Каплан (род. в 1859, в с. Аксай Терской области – 1920, Стамбул) – ученый, историк, профессор Стамбульского университета, один из лидеров младотурок в Египте, заложивший основы движения за принятие второй Конституции Турции и сыгравший немалую роль в руководстве борьбой против тирании султана Абдул-Гамида. Автор множества исторических и политологических трудов, многие из которых опубликованы на османско-турецком языке. В 1888 г. он эмигрировал из России в Османскую империю, где стал одним из активных участников младотурецкого движения. Один из зачинателей турецкой вольной прессы и лидер одного из значительных идейных течений в младотурецком движении. С ноября 1899 г. издавал собственную независимую газету "Санджак" ("Алое знамя"), был некоторое время редактором газеты "Шура-и-Уммет" («Совет общины»). Ахмед Саиб Каплан принадлежал к поколению турецких (и шире: тюркских) общественно-политических деятелей и интеллектуалов, которые в конце ХIХ – начале ХХ вв. взялись за осуществление своеобразной "турецкой мечты" - "европеизации" Турции. К ярким страницам политической биографии Ахмеда Саиба относятся 1915–1916 гг., его участие в зарождавшемся тогда правозащитном движении тюркских народов Российской империи. Он стоял также у истоков создания в Турции "Общества защиты прав угнетенных тюрко-мусульманских народов России", в те же годы выступил на конференции Лиги наций в Швейцарии, опубликовал в мировых СМИ «Меморандум о положении кумыкского народа». Поэтому следует согласиться с теми, кто считает его одним из основоположников и идеологов правозащитного эгалитаристского движения тюркских народов в России.

ФотоДжелал-Эд-Дин Коркмасов (1877–1937) – выпускник Сорбонны, выдающийся общественно-политический деятель, интеллектуал, деятель международного европейского социалистического движения. В 1908 г. по зову турецкой буржуазно-демократической революции переехал из Франции в Турцию; основатель тюркского культуртрегерского движения, учредитель и редактор первой русскоязычной газеты «Стамбульские новости» в Турции, в 1910 г. один из основателей Османской соц. партии, в 1913 г. участник (делегат) Стамбульского съезда партии «Единение и прогресс». Внес значительный идейный вклад в развитие национальной, общественно-политической мысли Турции, в экономическое и культурное сближение Турции и России. А в 1921 г. Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Турцией по поручению В. И. Ленина подписали министр иностранных дел Г. Чичерин и член ВЦИК Дж. Коркмасов. Авторитет, богатый организационный опыт, обширные личностные связи Коркмасова пригодились и при «прорыве» дипломатической, экономической блокады молодого советского государства и республики, при подготовке и проведении Первого тюркологического конгресса в Баку в 1926 г., а также в реализации его решений. Таким образом, проводимая ленинским правительством взвешенная «тюркская» политика положительно была воспринята в Турции и международным сообществом.

Следует, видимо, сказать и о том, что в бытность его председателем первого правительства Дагестана (1921–1931 гг.), Дагестан впервые по-настоящему открылся миру и Турции. Интересен и такой факт: когда была провозглашена Дагестанская республика в составе Российской Федерации, то Мустафа Кемал (Ататюрк) откликнулся на это историческое событие радиограммой на имя В. И. Ленина и Дж. Коркмасова, в которой он высоко оценил национальную политику советской власти и образование ДССР. Дагестан развивался успешно. В 1923 г. государственным языком республики был признан тюркский язык, на нем велось делопроизводство, выходили газеты и журналы, которые распространялись во всех округах Дагестана и, кроме того, в Балкарской и Карачаевской областях открывались школы и институты. Из руин возрождалось народное хозяйство… Неслучайно «дагестанская модель» развития и возрождения в 20-е годы получала все большее международное признание и поддержку (Ф. Нансен). И неслучайно во время приема дагестанской делегации во главе с Дж. Коркмасовым в 1921 г. В. Ленин с присущими ему дотошностью и пытливостью интересовался у него (они были хорошо знакомы друг с другом еще в эмиграции в Париже), как Джелал относится к существованию на Северном Кавказе в тот момент «двух горских республик» – Дагестанской Советской Социалистической республики с центром в Темир-Хан-Шуре и Горской Советской республики с центром в Пятигорске. Мы не знаем содержания их беседы во всех деталях, но можем догадываться, что уже тогда, по всей вероятности, у обоих лидеров была мысль об их объединении. Но мы знаем из недавно рассекреченных документов РГАСПИ (радиотелеграмма Нанейшвили из Баку Кирову в Астрахань), что Дж. Коркмасов еще в феврале 1920 г. предлагал Центру еще до подхода Красной Армии объявить Горскую Народную Республику, включив в границы нового государственного образования ДАГЕСТАН И ТЕРСКУЮ ОБЛАСТЬ. Краевой комитет его в этом поддерживал. В. И. Ленин эту инициативу Дж. Коркмасова, конечно же, не забыл. И нам не стоит удивляться тому, что он к ней вернулся в 1921 г. И, видимо, она была включена в повестку федерализации России.

Косвенным свидетельством этому могут служить высказанные, надо думать совершенно не случайно, слова профессора Бекира Чобан-Заде: "Объединение большинства народностей Северного Кавказа вокруг Дагестанской республики и введение в этой республике государственного тюркского (кумыкского) языка предвещает блестящее будущее" (Б. Чобан-Заде.1927 г.).

"Республика Дагестан – многонациональная мусульманская республика, где тюркскому элементу, его языку и культуре принадлежит очень важная роль. И причем эта их роль с каждым днем возрастает. В этом смысле Дагестан мы называем тюркской республикой..." – писал азербайджанский государственный и общественно-политический деятель М.-Э. Расулзаде (Кafkasiya Turkleri. Istanbul. 1928).

Однако, как мы знаем, к концу 20-х – началу 30-х годов в головах тогдашних руководителей СССР во главе со Сталиным вновь проснулся и возобладал имперский инстинкт, открывший путь псевдофедерального развития страны. Тогда же на почти целое советское 70-летие плотно и наглухо была закрыта «дверь» в Турцию и вообще – во внешний окружающий нас мир.

Рашид-Хан Капланов (1883 – 1937) – выпускник юридического факультета Сорбонны, выдающийся общественно-политический деятель, интеллектуал. В 1910–1913 преподавал в Стамбульском университете, в школе по Гражданским делам (Мектеби-Мюлкийе) преподавал государственное право, в школе Политических наук – конституционное право. Печатался в газетах: «Стамбульские новости», издаваемой Дж. Коркмасовым, и «Тенин», принимал участие в деятельности комиссии по реформам в законодательной системе Турции при Министерстве юстиции. Имел личные связи с членами Триумвирата, управляющего империей – Энвер-пашой, Талаат-пашой и Джемаль-пашой. Вернувшись в Россию, в 1913–1917 практиковал в качестве присяжного поверенного во Владикавказском суде, активно участвовал в общественно-политической жизни Северного Кавказа. В 1917 – комиссар Временного правительства в Хасав-Юртовском округе. Член президиума Первого Горского съезда (май 1917). В 1918 – апреле 1919 – министр внутренних дел Северо-Кавказской демократической республики. Весной 1919 после оккупации Дагестана войсками Деникина эмигрировал в Азербайджан. 14 апреля 1919 вошёл в состав кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики: до 12 декабря 1919 был министром народного просвещения и религиозных конфессий, с 24 декабря 1919 по 1 апреля 1920 – министром торговли и промышленности. После окончания гражданской войны работал преподавателем восточных языков в Коммунистическом университете народов Востока (Москва). Написал в эти годы «Историю Османской империи». 8 октября 1937 был арестован. 10 декабря 1937 Военной коллегией Верховного суда СССР по надуманным обвинениям был приговорен и расстрелян. Реабилитирован в апреле 1991 Прокуратурой СССР.

Баха Саид Бей Из Биги (Дагестанлы) (1882–1939) – общественно-политический деятель, ученый, художник, поэт, философ, ближайший сподвижник Мустафы Паши Кемала (Ататюрка) в национально-освободительной войне турецкого народа в 1918–1922 г., которого в свое время все турецкие газеты «окрестили» «национальным героем». Баха Саид окончил военное училище и военную академию (был другом, учился вместе с будущим Ататюрком), владел несколькими языками: арабским, персидским, немецким, русским, французским, кумыкским и языком урду (в Индии). Участник первой мировой и войн в Афганистане, Туркестане и на Кавказе.

Фахреттин Кырзыоглы (1917–2005) – крупнейший турецкий историк, профессор Анкарского университета, действительный член Турецкого исторического общества; имеет кумыкские корни (предки из с. Н. Дженгутай). Внес большой вклад в историческую науку, и в частности историческое кипчаковедение и кавказоведение в Турции. Отмечен высокой научной наградой – премией имени Османа Турана (1993).

Абидин Эльдероглу (1901–1974) – крупный турецкий художник с кумыкскими корнями. Является культовой (знаковой) фигурой в истории изобразительного искусства современной Турции. Выпускник Школы языка и Школы изящных искусств (1930 г.), и Юлианской Академии, ученик Альберта Лауренса (Albert Laurens) и Андре Лоте (Andre Lhote). Европейскую известность ему принесли выставки его картин, прошедшие в Мадриде (1961 г.), Париже (1964 г.), Венеции (1965 г.), Брюсселе, Вене. Получил Почетную премию Биеналле в Сан-Пауло (Бразилия, 1963 г.), Высшую премию шаха Ирана (Тегеран, 1966 г.), Национальную премию Франции (Париж. 1972 г.).

ФотоИззет Кантемир (1903–1988) был одним из наиболее авторитетных и уважаемых деятелей здравоохранения в Турции, завкафедрой фармакологии Медицинского факультета Анкарского университета, основоположник отделения онкологических заболеваний, внес огромный вклад в становление и развитие онкологических исследований в стране. Одновременно занимался общественной деятельностью, участвовал в социокультурных инициативах, связанных с Северным Кавказом, в создании Стамбульского культурно-просветительского фонда им. Шамиля, печатался в "Северокавказском культурологическом журнале". Является автором многочисленных научных и научно-популярных работ, перевел с английского на турецкий язык и издал книгу Лесли Бланч "Сабли рая", посвященную жизни и деятельности имама Шамиля (Стамбул, 1978), а также научную работу профессора А. Зенковского "Пантюркизм и панисламизм в России" (Стамбул, 1971).

Хакан Кумук – знаменитый турецкий военный журналист и телепродюсер, много лет проработал в различных изданиях. В феврале 2007 г. достиг со своим коллегой Бенгючем Озердемом Южного полюса Земли и впервые установил там флаг Турецкой Республики. С 1986 г. Хакан Кумук как военный журналист посетил такие горячие точки, как Абхазия, Чечня, Босния, Восточный Тимор и т. д.

Хадисе Ачыкгез (род. 22 октября 1985 года в Бельгии) – всемирно известная звезда турецкой эстрады с кумыкскими корнями. Ее часто называют королевой поп-музыки. Хадисе в 2003 году окончила школу Koninklijk Atheneum в Моле, затем продолжила образование в высшей школе Provenciale Hogeschool Limburg в Хассельте, получив диплом в 2006 году. Владеет пятью языками: турецким, английским, французским, немецким, фламандским. В 2002 году Хадисе победила на конкурсе красоты в Моле, завоевав титул "Мисс Мол", но отказалась от карьеры модели. В 2003 году участвовала в бельгийской "Фабрике звезд" (Идол). Тогда же ее заметили продюсеры, предложив записать альбом. Хадисе называет свою музыку urban pop. В Турции ее окрестили "второй Beyoncе". Музыкальные критики обращают внимание на оригинальность стиля Хадисе, сочетающего в себе R&B и турецкий поп. Хадисе выпустила два альбома: Sweat (2005) и Hadise (2008). На Евровидении-2009 Хадисе Ачыкгез заняла 4-е место.

Заключение

Не исключено, что некоторые наши недобросовестные интерпретаторы могут подать эти наброски как некие этнополитические претензии. Так вот, спешу таких успокоить: с нашей стороны, как я отметил и выше, это всего лишь исторические реминисценции (припоминания), исторический взгляд на прошлое своего народа и на его связи с Турцией, в последние годы стремящейся стать стратегическим партнером России. Именно теперь, когда Россия и Турция открылись друг другу как добрые соседи, экономические и культурные партнеры, стало, видимо, возможным и открытие Дагестана – Турции, а Турции – Дагестану.

Такое открытие сулит нашим странам-соседям и народам немалые выгоды. Глупо было бы не воспользоваться добрососедством, дружбой и родством. Кто отказывается от добрых соседей?


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена" от 16,23,30 марта 2012

Размещено: 02.04.2012 | Просмотров: 4530 | Комментарии: 5

Комментарии на facebook

 

Комментарии

agav оставил комментарий 03.04.2012, 18:03
Comment
Хадисе Ачыкгез присутствовала на той свадьбе в Моле,на который нас приглашал Зафир Озден.
Guner оставил комментарий 04.04.2012, 08:45
Comment
Cалам, Агав! А владеет ли она кумыкским языком.Я смотрел ее выступление два года назад в Ялове - на дне освобождения города от греческих оккупантов.
agav оставил комментарий 04.04.2012, 10:31
Comment
Я думаю,что говорит,потому что там на свадьбе почти все старались подойти к нам поближе,прислушивались к нашему разговору и старались заговорить по кумыкски,а их нам представляли турецкие кумыки,я с ней не общался,т.к. она молода.Я думаю что знает.Даже молодёжь,которая приехала из США и те старались сказать что-то по кумыкски.Они очень интересовались Кумыкией.А в Яве они говорят по кумыкски?
agav оставил комментарий 04.04.2012, 10:42
Comment
И ещё,как я понял,они очень-бы хотели установить мост Ялов-Дагестан,это я говорю из моих наблюдений,например и Зафир и брат Зафира Магомед,он уже в возрасте,очень хотели-бы приехать на родину в Кьумукьстан.Таких там было много.А Мол-это маленький бельгийский городок,где кумыки очень тесно общаются и ходят друг к другу.Возглавляет всё это Зафир Озден.
agav оставил комментарий 06.04.2012, 15:35
Comment
Я извиняюсь,не Ялов,а Яву(Yavu) ,это они хотят установить мост между Дагестаном и Яву,я иногда на сайте Yavu.net встречаю фамилию Камиль Алиев и как я понял он владеет турецким,вот кто смог-бы это дело продвинуть.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.