Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыкские проблемы глазами некумыка

или Взгляд с другой колокольни

В спорных ситуациях еще древние греки говорили: «Пусть будет выслушана и другая сторона». Как воспринимаются кумыкские проблемы соседними народами? С представителем одного из них я встретился недавно и попросил ответить на несколько актуальных вопросов. Магомед Гаджимагомедов – мой друг со студенческих лет. После окончания учебы в ДГУ лет 10 учительствовал в родном высокогорном ауле Анчих Ахвахского района. Ныне живет в Махачкале, занимается бизнесом. В махровом национализме замечен не был.

– Магомед, не секрет, что большинство дагестанских народов в штыки принимают проблемы, поднимаемые кумыками. Взаимное недоверие и непонимание лишь усугубляют положение. Рассмотрим две на сегодняшний день актуальные проблемы: 1) проблема земель отгонного животноводства и 2) требование караман-таркинцев вернуть исконные земли и восстановить Таркинский район.

– Я считаю, что большинство дагестанцев с пониманием относится к проблемам кумыков и считает, что ни один народ в Дагестане не должен быть ущемлён. Но есть ситуация, которая сложилась помимо воли целых народов. И тут не должно быть взаимного непонимания. Это не вопрос взаимоотношений между кумыками и другими народами. Так этот вопрос не решится никогда или закончится плачевно. Это проблема власти, которая своими действиями или своим бездействием доводит ситуацию до точки кипения и боится решить земельный вопрос, занимаясь лишь локальным регулированием возникающего недопонимания.

О землях отгонного животноводства. Горцы, волею коммунистов ставшие отгонниками, – это такие же жертвы режима, как и кумыки. Их насильственно переселяли с гор. Согласно преданиям, моих соплеменников на равнину провожали как на войну, потому что тут их ждал рабский труд, подорванное здоровье, нередко и смерть. Земли, которые отводились им, зачастую представляли болотистую местность. К примеру, наш колхоз получил в Бабаюртовской зоне 3 тыс. га. Лишь 7 гектаров из них были пригодны под пашни. Сегодня за хозяйством числится 5 тыс. га. Откуда взялись «лишние» 2 тыс. гектаров? Это высушенные болота. Брежневская целина, по сравнению с тем, что горцы пережили на равнине, была раем. Впоследствии на этой земле выросли целые поколения, и для них она стала родиной. И сегодня у этих людей немало проблем бытового и иного характера. С пропиской, получением пособий, с регистрацией в органах занятости и т.д. и т.п. И менталитет у них равнинный. Решать земельные вопросы с претензиями к этим людям было бы неправильно. Другое дело ставить вопрос перед органами власти об организации такой структуры управления и землепользования, которая бы устроила все стороны. Это будет трудно сделать, но и вопрос не из лёгких. Его надо последовательно и поступательно решать, а не загонять в пороховую бочку.

Что касается требований караман-таркинцев, я изначально был на стороне таркинцев, потому что они впервые поставили перед властью серьёзную задачу. В данном случае не только с претензиями к определённому дагестанскому народу, а вызовом власти, которая распродала караманское побережье. И чем это всё закончилось? Власть просто-напросто не приняла удар. В итоге проблема осталась, а власть поменялась. Но, с другой стороны, почему безболезненно и тихо прошло лишение дагестанцев караманского побережья? Кто и кому распродаёт агачаульские земли? Почему все эти годы молчали таркинские и другие старейшины? Потому и складывается мнение об отсутствии последовательности и активизации инициативных лиц лишь при появлении определённого заказа.

Теперь по поводу Таркинского района. Если технически это возможно, то почему бы и нет. Но нужно быть реалистами и понимать, что Таркинский район может существовать только в составе Махачкалы. Наш мегаполис в перспективе поглотит всё, что расположено в пределах досягаемости. А так, чтобы утихомирить страсти, власть может пойти навстречу желанию коренных жителей посёлка.

– В 90-х годах, при правительстве Мирзабекова, выдвигался принцип обмена землями в горах и на равнине. Не кажется ли тебе это справедливым?

– 90-е годы – это больные годы. Период неопределённости, ошибок, смуты, вседозволенности... Плохо то, что ропот кумыкского народа не был слышен в эпоху руководящей роли КПСС, которая несёт ответственность за положение дел. А идея о кумыках-тавлу интересная и готов участвовать в эксперименте. Нужно найти одну или несколько кумыкских семей и поселить в моём селении на год. Если жизнь в горах их устроит, то потянуть туда и другие семьи и посмотреть, что из этого получится. Если опыт окажется удачным, то вопрос актуален и над ним нужно подумать. Под всем, что мы делаем, должна быть практическая необходимость. Только в этом случае предприятию гарантирован успех. И если кумыкам нужны в горах летние отгонные пастбища, то и над этим вопросом можно подумать. Препятствий со стороны горцев тут не должно быть. Идея идеей, но равноценного обмена не получится. А так, добро пожаловать.

– Каков взаимоприемлемый выход из создавшегося положения, которое годами лишь усугубляется и может привести к непоправимым последствиям?

– Мы должны двигаться только в направлении интеграции и не доводить дело до непоправимых последствий. Провести полную ревизию земли, где и как она используется. Иметь реальную картину о ситуации и, исходя из неё, принимать решения. «Отгонники» должны признать, что у кумыкского народа есть проблемы с землёй и в возникновении этой проблемы есть, хоть и возникшее подневольно, их участие. А у проблемы должно быть решение. Нужно подумать и выработать его. Кумыкам нужно сойти с платформы обиженного народа и ставить перед органами власти конкретные конструктивные задачи и избегать их решать напрямую с другими народами. Если вывести проблему с плоскости межнациональной, то решить её будет легче.

– В чем не правы кумыкские активисты, их оппоненты, власти?

– Все неправы в сезонных обострениях ситуации. Кумыкам необходимо создать свой кадровый резерв. Теневой кабинет. По кандидатуре на каждую высокую должность. И на место президента. Не по принципу «кумыкские места», а – достойных. Пусть караси знают, что щука не дремлет. А то складывается такое впечатление, что кроме одной-двух фамилий, некому встать в первые ряды. При огромном культурном и научном потенциале наблюдается отсутствие ярко выраженной политической составляющей.

У нас одна судьба и одна задача – создать в Дагестане такую систему управления, при которой будет совсем не важно, какой национальности глава республики или тот или иной министр. Нужно интенсивно повышать уровень жизни населения, и тогда многие вопросы отпадут сами по себе. Решать оставшиеся вопросы с довольными и сытыми людьми будет намного проще.

– Ещё один муссируемый в массах вопрос. В течение последних 60 лет республикой руководят по очереди представители двух самых многочисленных этносов: аварцев и даргинцев, что многих не устраивает. При этом считается, что к аварцам искусственно причислили 14 народностей, которые и языка-то аварского не знают. То же самое – и про даргинцев, к которым причисляют самостоятельные этносы, такие как кубачинцы, кайтагцы... Больше всех возмущаются лезгины, от которых отторгли единоплеменных агульцев, рутульцев, цахуров, табасаранцев. Для кого-то это, может быть, и пустяки. Но очевидная несправедливость, творимая нашими правителями, вызывает в людях адекватную реакцию. Ты сам, например, не раз признавался, что совершенно не знаешь аварского языка, но числишься аварцем. Как можешь прокомментировать данную ситуацию? Знаю, что ответ твой будет неоднозначным.

– У меня на данный вопрос несколько иной взгляд, и многие его не разделяют. Аваро-андо-цезы – это один народ, у которого есть самоназвание – маарулал. Искусственным является то, что для данного этноса выбрали название «аварцы». По-русски аваро-андо-цезы – аварцы, а на родных языках – маарулал. В моём первом паспорте в графе национальность было написано «МагIарулав», я им и остаюсь. Этот лексический казус сегодня служит против аваро-андо-цезов, политически разобщая их. Но аварский язык, как язык межнационального общения, как язык войска (болмацI), утвердился в горах задолго даже до Кавказской войны и является естественным выбором аваро-андо-цезов. И я его на уровне общения знаю. Другой вопрос, считаю ли я его родным. Для меня родной, по-аварски рахьдал – «молочный», тот язык, который я впитал с молоком матери. И это не аварский. И у других дагестанских народов этот вопрос возник и стоит только благодаря несовершенству политической системы, которая не отвечает росту национального самосознания.

Во-вторых, практика назначения глав республики только из представителей определённых этносов является порочным явлением в политической жизни Дагестана и оскорбляющим национальные чувства. Преступно в нашей многонациональной республике на высшем уровне демонстрировать большинству дагестанцев их неполноценность и полное бесправие занять высшую должность в республике. Даже вторую, третью, четвертую. Но там не думают над тем, что это идёт вразрез с идеей единства, которым мы хвастаемся. Сегодня это лишь бутафория. Все наши проблемы – в несовершенстве политической жизни, её отсталости, в феодальном праве, царившем и царящем в республике. Национальный вопрос в Дагестане должен быть решён, должен стать нашей гордостью и силой, а не слабостью.

* * *

Не подвергая сомнению искренность моего собеседника, хочется всё же возразить ему кое в чем. Во-первых, далеко не все земли на равнине, куда переселили горцев, были болотистыми и непригодными. Во-вторых, и таркинские, и другие старейшины о своих земельных проблемах начали говорить не с прошлого года. Об этом говорится и пишется минимум 25 лет. А утверждение, что караманское стояние – чей-то политический заказ, не соответствует истине. Обрадовала уверенность моего друга в том, что все горцы признают проблему кумыков и готовы к ее решению. (Только вот как?) А главное его утверждение, что в возникновении обсуждаемой проблемы виноваты руководители советского периода и то, что сегодня она не решается (а загоняется вглубь) из-за бездействия нынешних властей, не вызывает никаких возражений.


«Ёлдаш/Времена», 12 апреля 2013.

Размещено: 13.04.2013 | Просмотров: 2980 | Комментарии: 3

Комментарии на facebook

 

Комментарии

БУЛ оставил комментарий 13.04.2013, 23:04
Comment
Очень хорошая идея.Благодарю Гарунова.Р за прямые вопросы и Гаджимагомедова М. за прямые ответы.Со многим можно согласится,в особенности касаемо нашего не использованного потенциала и конкретики в постановки задач.Есть уже пример-Таркинцы.В решении этого вопроса есть не только констатация проблем,но и пути решения.а самое главное ЕДИНСТВО в этом вопросе.Мне кажется нужна консолидация вокруг лидера,причем не номенклатурного.В этом отношении идеальной фигурой,с моей точки зрения,является Бекмурзаев Б.А.У него есть авторитет не только среди Кумыков,но и среди других народов Дагестана.Знаю общаясь на других сайтах.Поверьте лично не знаком,но очень приятно когда не только Кумыки и другие отмечают его мужество,конкретику и благородство, даже учитывая ,что у нас не принято хвалить бывших министров.
Bammathanoff оставил комментарий 13.04.2013, 23:13
Comment
С хорошим начинанием, Рашид! Хотелось бы продолжения обозначенной темы под отдельной рубрикой. Очень важен обмен мнениями с мыслящими представителями всех дагестанских народов, как необходимая возможность сопоставления и анализа существующих проблем и выработки взвешенных взаимоприемлемых решений.
БУЛ оставил комментарий 13.04.2013, 23:26
Comment
ПО ПОВОДУ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА-ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.Надо предлагать тех кого знаем,публиковать с ними интервью.Здесь в разделе персоналии много перспективных наших молодых людей. Согласен и с тем,что надо создавать"теневой кабинет" на все высокие должности по достоинству.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.