Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыки и их предки в истории Грузии - II

(Продолжение. Начало Кумыки и их предки в истории Грузии - I)

Этап золотоордынско-кумыкский и грузинский – XV-XVIII вв.

Правители кумыков в грузинских старинных дипломатических актах начинают упоминаться уже в XV-XVII вв. под именем шевкалов (шамхалов); «этим же именем иногда называется и подвластный им народ; большею же частью народ этот называется кумыками»[i] [1]. А страна или владение их по-грузински - Са-шавхло/Са-шамхло [2]. Это, очевидно, объясняется тем, что именно к середине XV в., а именно к 1443 г. приходится образование Кумыкского тарковского государства (Къумукъ шавхаллыгъы) с центром в Тарках и его появление почти одновременно с Крымским ханством на международной арене как самостоятельного государственного субъекта в период распада Золотой Орды. Однако не исключено, что ранее (как было показано выше) они, кумыки, фигурировали в грузинских источниках под именем «дербентских хазар» («дербентских кипчаков»). Они (кумыки, кипчаки) же в них, видимо, упоминались под термином «черкесы». Так, например, по известиям конца XV-XVI вв., кумыки и их правители шавхалы (шевкал или царь шевкальский (по терминологии русских источников) , в сефевидских и грузинских хрониках именовались черкесы и черкес-хан [3]. В рассматриваемую эпоху кумыки именовались черкесами и в сефевидских источниках [4]. Существенным дополнением к сказанному является фраза из грузинской летописи, приводимой З.В. Анчабадзе.: «кипчак – это черкес» [5].

Таким образом, нас не должно удивлять то, что грузинские летописцы (как и арабские), именовавшие ранее всех тюрков Северного Кавказа «кипчаками» («дербендскими хазарами, «дербендскими кипчаками»), а их страну – «Хазарети» (Хазария), «Диди Кивчакети» (Великая Кипчакия»), после распада Золотой Орды и по мере образования отдельных самостоятельных государственных образований появляются более конкретные и дифференцированные их названия и, в частности, - «кумыки», а иногда и – черкесы (а отсюда и имя их правителя Черкес Хан). И именно к XV-XVI вв. относится появление наименование «Царства кумыков» (Cumucia regio) на венецианской карте [6]. А ведь еще в начале XV в. Иоанн де Галонифонтибус (1404 г.), перечисляя народы и провинции Золотой Орды (Великой Татарии) на Северном Кавказе, где эти народы обитают, называл Куманию и Хазарию [7]. И в результате такого этнического переоформления одного и того же гунно-хазаро-кипчакского этноса в рассматриваемую эпоху исчезают старые этнические наименования и появляется «хазаро-кумыкская народность» (термин в XIX в. ввел антрополог И. Пантюхов), которая в дальнейшей своей истории будет упоминаться под наименованием «кумыки».

Поэтому и выделяем данный этап в отдельный и самостоятельный этап межгосударственных отношений и взаимосвязей кумыков и грузин, охватываемый XV-VIII вв.

***

Как известно, шаухальство (одно из самых значительных государств Кавказа, крупнейших постзолотоордынских государственных образований на Северном Кавказе) со времени своего возникновения в период XV-XVIII вв., играло одну из ведущих ролей в кавказской региональной политике [8]. Тарковия (или Кумыкия), территория которой простиралась в эту эпоху от берегов Терека до Дербента, представляло грозную силу, способную выставить одновременно 15 тыс. всадников и противостоять чьей-либо экспансии будь это с севера или с юга [9]. В период своего наивысшего могущества она боролось за гегемонию на Кавказе, воевало с Кабардой, Россией, а порой и с Сефевидским Ираном. «Грозные кумыки» в эту эпоху позволяли себе вмешиваться в дела, в том числе и в вопросы престолонаследия, в соседней Грузии, Крымского ханства, Сефевидского Ирана. Их силу здесь тогда признавали и предпочитали иметь с ними хорошие, если не добрососедские, то союзнические (партнерские) отношения.

Особенно много доставалось от них в ту эпоху кабардинцам и грузинам (в истории известны несколько походов кумыков на Грузию)[ii], которые, боясь их силы, искали себе защиту в лице далекой, но единоверной им Москвы и не переставали жаловаться на кумыков [10]. Так, по сведениям источников первый такой поход кумыкского шаухала на Кахетию состоялся в 1521 году, когда царь Кахетии Леван вынужден был подчиниться шаухалу и сефевидам, став их вассалом. Другой поход кумыков, по некоторым сведениям, имел место в 1577 году. Тогда сын брата Чопан-шавхала Тунджалава (Бурхана Меликутдина ) - Имам Кули Хан в отместку Осман Паше, казнившему его отца, якобы готовившему ему покушение учинил со своим войском осаду Тифлиса [11]. Конфликты с грузинами кумыки имели и в последующие эпохи (см. ниже).

Однако в рассматриваемую эпоху кумыки и грузины встречались не только на полях сражений, но и дружили, их цари не единожды заключали междинастические браки, которые позволяли им укреплять межгосударственные отношения и родственные связи.

Кроме прямых браков с кумычками-принцессами Тарковского шаухальского дома представители грузинского царствующего дома вступали в браки и с представительницами грузинских княжеских фамилий кумыкского происхождения (Орбелиани, Тархнишвили, Чолокашвили и др.), и сами эти князья также часто женились на грузинских царевнах (Орбели, Чолакашвили, Черкесидзе и др.).

Последние и представляют особый интерес для исследователя, анализ которых позволяет раскрыть внутреннюю логику – пружину развития кумыкско-грузинских этнокультурных взаимосвязей в рассматриваемую эпоху.

Выше мы ссылались на А. Крымского, который указывал на укоренившуюся в XII в. традицию кипчакофильства в царствующем грузинском доме. Известно, однажды зародившаяся и исторически укоренившаяся традиция (особенно в области междинастических браков), не прерывается и продолжается и в последующие эпохи, ибо бывают скреплены неразрывными кровно родственными узами. Факты позволяют утверждать, что традиция эта проявилась и в кумыкско-грузинских отношениях периода Золотой Орды и образования на ее обломках собственно кумыкского государства (Девлет-ит Шаухалийе).

Продолжил ее Александр I Великий (1389-1443) – царь Грузии (1412-1442), который был женат первым браком на Дуландухт, дочери князя Бешкена Орбеляна, имеющей тюркские корни (см. ниже). Его внук Лева́н (Левенд-Хан /1504-1574/ – царь Кахети (1518-1574), сын царя Георгия II (1469-1513), также женился в 1531 г. вторым браком на дочери шаухала «Кара-Мусала»/Карамуслы (так в документах). От нее он имел многочисленное потомство: Эл-мирза (1532-1580); Константин (1532-1549); Нестан-Дареджан, замужем за Симоном I[iii], царём Картли (1556-1600), была матерью Георгия X (занял в 1600 г. картлийский царский трон) ; Вахтанг; Эрекле; Теймураз; Давид; Баграт; Кайхосро; Николоз, Католикос-патриарх Грузии Николоз VIII (1584-1591); Кетеван, замужем за Вахушти Гогибашвили; Текле, замужем за князем Барамом Чолокашвили; Элене, замужем за Эрекле, сыном Вахтанга Мухранбатони (Багратиони).

рис.1Интересен и такой факт из биографии Левана. Когда в 1513 году между претендентами развернулась смертная борьба за грузинский престол, в результате которой отец Левана был схвачен Багратом, братом картлийского царя Давида X и брошен в темницу, где он вскоре скончался, то кахетинские тавады (князья) укрыли единственного сына и наследника царя Георгия Левана у Гарсевана Чолокашвили (грузинский князь с кумыкскими корнями). А в 1518 г. Леван воцарился на кахетинском престоле не без помощи сефевидского шаха и кумыкского шавхала.

Понятно, что заключая междинастические браки, каждая из сторон преследовала свои цели и интересы. Царь Леван (Левенд), имея в союзниках кумыков, хотел обезопасить свое государство с севера, т.е. со стороны «Страны шаухалов («Са-шавхло»). Шаухал же, действуя заодно с сефевидами – распространить свое влияние на Восточную Грузию и иметь прямой выход к Турции. Во время правления царя Левана отношения его с щаухалами укрепились как никогда, вражеских нашествий не происходило, вследствие чего страна экономически окрепла, особенно города Греми (Крым) и Базари[iv]. Все свои усилия царь Леван направлял на то, чтобы не обострять отношений с Ираном и Са-шавхло, в его царствование в стране царило спокойствие и жизнь протекала в царстве мирно. Леван подчинил себе пшавов, хевсуров и тушинцев. Он наладил отношения также с Шавхалом (Шавхал был правителем феодальных владений на территории Дагестана. Центром Са-шамхло был Тарку) [12].

Как складывались отношения между шавхалами и грузинскими правителями в последующие годы?

Как сообщает Вахушти Багратиони в своей «Истории… «царь Леван Кахетинский в последние годы жизни, то есть ранее 1574 г., «возвысил детей своих от дочери шамхала», а после его смерти эти царевичи «получали помощь от шамахала»[v] и от «лезгин» [13].

В этом отношении показательно и то, что в 1580 г. к турецкому сердару (главнокомандующему) в Эрзеруме с письмом обращается царь Картли Симон Хан I (женой которого была Нестан-Дереджан, дочь царя Левана, рожденная от матери-кумычки, дочери шавхала). В своем послании грузинский царь сообщает, что готов служить Османскому государству, «стать другом его друзей и врагом его врагов». Если, конечно, ему в управление будет дан Тифлисский вилает (вилает-и Тифлис»), обещаясь в знак залога (аманата) своей верноподданности дать своего сына Георгия от Нестан-Дареджан (будущий царь Картли Георгий X 1600–1605).

рис.2Царь Картли Георгий X, сын Нестан-Дареджан (правил в 1600 – 6 сентября 1606 гг.). Дети: сын: Луарсаб II (1592-1622) – царь Картли (1606-1614);, дочери: Лала, Элена, Хорешан-Дареджан, была замужем за Теймуразом I (1589-1663) – царь Кахетии в 1606-1648 и Картли в 1625-1632. Поэт-лирик.

Браки между членами обоих царствующих домов заключались и в последующие эпохи. Так, в конце XVI в. замужем за сыном кахетинского царя Александра за царевичем Юрьем (сын от первой жены) была также "дочь шевкала" (Сурхая - К.А.), хотя отношения между шавхалами и грузинскими царями в этот период весьма были обострены. Александр II Кахетинский (1574-1605), с одной стороны, стесненный нападениями шавхала, с другой – опасаясь мщения Персии за склонность к туркам, в 1586 году тайно посылал в Москву посольство, с просьбою к царю Феодору Иоанновичу принять Кахетию под свою высокую руку и тем исхитить ее из рук неверных» [14]. Старался Александр взять под свой контроль и противопоставить их против шавхалов некоторые горские племена. Так, по сообщению грузинских послов, тайно прибывших в Москву за помощью в 1589 г., в этот период правитель Кази-Кумуха находился под властью грузинского князя Александра [15]. Именно в этот период, видимо, и наметилась тенденция отделения лакских земель от шавхальства [16].

рис.3Не отставал от своего отца и сын его Юрий (Георгий). В 1603 г., например, он обращался московским царским послам в следующих словах: «Турки, персияне, кумыки силою к нам врываются, а вас зовем добровольно: придите и спасите! Ты видишь Иверию, ее скалы, ущелья, дебри; если поставите здесь твердыни и введете в них русское войско, то будем истинно ваши, и целы, и не убоимся ни шаха, ни султана» [17].

В 1603 ж е году в Москву прибыло очередное посольство от царя Александра. Его возглавлял архимандрит грузинский Кирилл. Вопрос оставался прежним – военная поддержка и дальнейший переход Грузии в Русское подданство. Кирилл уверял в необходимости «строительства русских градов» на северо-востоке Кавказе: «…А горские люди таковы: пока вашей царской рати на них не будет, и нам нельзя от них быть в бесстрашии. …А в Кумыцкой земле есть три места, где можно грады ставить: одно место – Тарху, другое – Тарлук, третье – Бойнак; и тогда и Кумыки, и Койтаки и все горские люди будут в ваших царских руках» [18]. И уже в мае 1604 года в Грузию (Кахетию и Карталию) царём Борисом было отправлено русское посольство. Одна из целей посольства была разработка совместных военных действий против Тарков, т.е. против кумыков. Однако, прибыв в августе того же года в столицу Кахетии – Загем, русские послы не застали в нём царя Александра, которого вместе со своим сыном Константином и всем войском, шах Аббас в срочном порядке вызвал на «кизилбашскую службу» [19], для боевых действий против турков-османов. Делегацию принял сын Александра – «кумыкский зять» - царевич Юрий (Георгий). Последний встретил русских послов «не только ласково, но и раболепно» [20]. Прославляя Московского царя, Юрий сетовал на судьбу Иверии, находящейся «под ножами Султана и Шаха» и терзаемой кумыками. Несколько времени спустя Юрий неожиданно сообщил русскому послу Татищеву, что из Кенжи (Гянджа – К. А.) и Шемахи на Загем идут турки и, что при них находится сын шавхала – Солтан-Мут[vi]. Этот поход и другие походы[vii], видимо, получили отражение и в «Песне плакальщицы над телом убитого Султа-Мута»[viii] [21]. В то же самое время с севера на Загем выдвинулась другая группа кумыков. Юрий просил посла дать ему для отражения нападения, прибывших с посольством, московских стрельцов: «Хоть и немного [стрельцов] для того [битвы], но как услышат Турецкие и Кумыцкие люди, что государевы люди со мной, то не пойдут [на Загем]… Отец мой Александр царь ныне у шаха и лучшие люди [войска] все с ним… А со мною соберётся Грузинских людей тысяч с пять и больше; и сам я хочу быть первым мертвецом за государя и за христианскую веру».

Однако погиб Юрий не «за государя и за христианскую веру» и не на поле боя, а в результате внутридворцовых интриг и борьбы за грузинский престол при следующих обстоятельствах. 12 марта 1605 года в царском дворце в г. Зегами по приказу царевича Константина Мирзы (Констани-хан), выросшего при шахском дворе и принявшего ислам сына Александра (Константин в семилетнем возрасте был послан заложником в Иран), были умерщвлены Александр II, царевич Георгий и присутствующие на собрании кахетинские дворяне. Константин объявил себя царем.

Судьба супруги Юрия (Георгия), дочери Сурхай-шавхала неизвестна. Потомства от этого брака, видимо, не было.

На кумыкской княжне, дочери Будая-шаухала Тарковского был женат и старший сын царя Ираклия I – царь Кахетии Давид II (Имам Кули-хан) (1678 - 2 ноября 1722), матерью которого была Ана (Анна) Чолакашвили (см. ниже). В 1703 году по просьбе своего отца Ираклия 25-летний царевич Давид (Имам Кули-хан), принявший ислам, был назначен персидским шахом Солтан Хусейном (1694-1722) новым царем Кахетии (1703-1722). В браке с дочерью шаухала родились: Леван (Махмуд-Риза-мирза) (ум. 1734), иранский наместник Гянджи, Александр (Назар-Али-мирза) (ум. 23 ноября 1737), наместник в Тбилиси, Назар-мирза (ум.1750) [22].

К этому добавим, что сын Давида II Назар Али Мирза, известный в грузинской истории под христианским именем Александр II (царь Картли, 1735-1736) и Александр III (царь Кахетии, 1736-1737), был женат на Мариам, дочери эристава Шанше Ксанского (ум. 1753). В этом браке родились: Иоанн Багратион (Иван Александрович Грузинский) (1730-1795), Ана Багратион (Анна Александровна Грузинская) (1723-1780), жена с 1743 года князя Петра Георгиевича Дадиани (1716-1784) [23]. Таким образом, видно, что Ана (Анна) Александровна Багратион-Грузинская (1723 - 19 марта 1780, Москва), единственная дочь и потомок царя Кахетии Александра III (Назар Али Мирзы) и его жены княжны Мариам Эристови-Ксанской (Эристави-Сидамонидзе), была «внучкой царя Давида II (1678 - 1722) и его жены кумыкской княжны Факуриджан Бегум, дочери Тарковского шамхала и правнучкой царя Ираклия и его жены княжны Анны Чолокашвили. Род князей Дадиановых внесен в V часть родословной книги Московской, Казанской и Самарской губернии [24].

Стало быть, и в его жилах текла немалая доля крови его кумыкских предков.

рис.4На дочери Будай-шаухала Тарковского Переджан-бегум в начале XVIII в. был женат и царь Кахетии, младший сын Ираклия I, царь Константин II (Махмад Кули Хан), (ум. 28 декабря 1732). Он родился и вырос в Исфахане (Иран), и, очевидно, был близко знаком с представителями иранской ветви Тарковских (Дагестани), в частности с поэтом Валихом Дагестани. Наследовал царство после смерти своего старшего брата Давида II (Имамкули Хана) по повелению иранского шаха. Также шахом были отданы во властвование Ереван, Шамшадил и Казах. Впоследствии вместо Еревана была передана Гянджа и Карабах. В 1723 году ему же шахом был отдан царский трон Картли. Первые бои за трон Картли Константин уступал, но с помощью шавхала кумыков 4 мая 1723 года овладел Тбилиси. В потомстве у них был единственный сын Баграт.

Таким образом, мы можем заключить, что в жилах многих грузинских царей и князей текла изрядная доля и кумыкской крови. Но это отнюдь не означает, что взаимоотношения между шавхалами и грузинскими царями всегда были безоблачными, бесконфликтными. Были кровопролитные столкновения и в XVI-XVII и в XVIII вв. Еще одним примером этого является поход кумыкского владельца (будущего шавхала) Баммата против грузин еще в августе 1770 г. Он, следуя походом на Ахацихе через Кахетскую степь с войском в тысячу двести чел. дошел до Борчалы. Здесь его встретило войско грузин. Сражение было кровопролитным с обеих сторон. Особенно пострадали кумыки, многие из них попали в плен, «спасшиеся же бегством некоторые пробрались к Ахалдиху, а большая часть возвратилась в свои жилища».

Как сообщает источник, в помощь своему брату Баммату 20 августа выдвинулся «Кумыцкий владелец Аджигерибег с братьями своими, собравший четыре тысячи человек войска и приблизился с оным к… провинции Туши называемой». Навстречу ему выдвинулось грузинское войско во главе с Тушским начальником князем Чолакаевым (см.), который, разбив и это войско, «привез к нам знаки победы, по древнему обыкновению,– триста правых рук и столько ж носов, отрезанных от мертвых неприятельских трупов» [25].

Завершая тему кумыкских жен грузинских царей и их потомства, хотел бы отметить, что брачные союзы кумыкских шавхалов и грузинских царей служат своего рода историческими вехами в отношениях Кумыкии и Грузии. Мы не задавались целью дать развернутую историю кумыкско-грузинских браков, которые, как мы могли убедиться из предшествующего изложения, приобрели на протяжении рассматриваемых столетий многократный наследственный характер. Понятно, поддержка, обеспеченная кровным родством с представителями одного из древнейших и могущественных аристократических кланов Кавказа – тарковичами – придавала уверенности грузинским царям. Не без помощи и поддержки шавхалов многие из них занимали грузинский престол.

Здесь мы не затронули пока и вопроса о грузинских женах кумыкских аристократов. Приведу один лишь пример. Один из сыновей Мехти-шаухала Тарковского – Кагерман-Бек (из Буйнакского владения) был женат на дочери одного из грузинских князей по имени Сусанна, которая впоследствии приняла мусульманскую веру. В этом браке родились: Абаз-Бек (1863 г.), Ибрагим-Бек (1867), Осман-Бек (1870) и дочери: Ханза (Ханзаде) (1860) и Фатима (1868) [26]. Известен и случай сватовства князя Чавчавадзе на дочери Шамсутдин-шаухала Тарковского Солтанат-Бике (она же – Екатерина), воспитывавшейся при императорском дворе Николая II. Но воспротивился этому его дядя Зубаир-Бек Тарковский, срочно выехал в Петербург, привез ее в Дагестан, женил на ней своего сына Хан-Бека (в эмиграции в Париже Орхан – К. А.). Николай II по случаю сватовства подарил молодой паре Манасское взморье Каспия [27].

Следует здесь сказать еще и о слабо пока изученном аспекте кумыкско-грузинских отношений – о переходе на службу к грузинским царям некоторых представителей кумыкской знати. От них берут начало некоторые известные грузинские княжеские фамилии. Некоторые сведения XIV-XVI вв. об этом содержат родовые предания князей Тархнишвили, Чолакашвили, Черкесидзе и Церетели, а также «История царства Грузинского» Вахушти Багратиони [28]. Но об этом более подробно мы сообщим в следующем разделе.

Примечания

[i] Само же наименование кумыков, скорее всего, было известно, еще в раннем средневековье, булгары Гуннуг-ундуры (кумыки), по сообщению Моисея Хоренского, проникли в Закавказье. Об этом свидетельствует тот факт, что еще в 16 в. в Грузии , в Ардагане, и сопредельных ей территориях сохранялись населенные пункты под названием «Комук» (см.: Алиев К. Кумыки: имя, история, идентитет. Махачкала. 2011. С.41).

[ii] Первый известный по источникам поход кумыкского шаухала на Кахетию состоялся в 1521 году, когда царь Кахетии Леван вынужден был подчиниться шаухалу и сефевидам, став их вассалом. Видимо, и в последующие время кумыки совершали походы на Грузию, во всяком случае грузинские цари, как впрочем и кабардинские князья, еще в 1550-е гг. обращались Москве, слезно умоляя взять их в оборону(защиту) от «кумыцкого Шевкала» (КРО. Т.1. С.5).

[iii]Симон женился на Нестан-Дареджан в 1559 г. Свадьба была ознаменована подписанием Кахетинско-картлийского договора. В этом браке родились: Георгий X, царь Картли. Луарсаб, царевич. Элена, царевна, была замужем за атабагом Самцхе Манучаром II Джакели. Александр, царевич. Вахтанг, царевич.Пахриджан-бегум, царевна, была замужем за царевичем Хамза-Мирзой, братом шаха Ирана Аббаса I.

[iv] Между Греми (Крымом) и Базари еще в 18 в. существовал населенный пункт, отданный царями кумыкам, перешедшим на их службу [Переписка на иностранных языках грузинских царей с российским государями в 1639-1770 гг. СПб., 1861. Под ред. М. Броссе. C. LV ].

[v] В этот период в Дагестане (Кумыкии) правил Чопан-шавхал Тарковский.

[vi] После завоевания Ширвана и Дербента османами кумыкскому шавхалу Чопану в качестве санджака был отдан Шабран (одна из провиниций на территории тогдашнего Азербайджана) и по другим сведениям и Дербент.

[vii] Султан-Мут участвовал в нескольких походах на Грузию (Аджиев А.М. Кумыкская народная поэзия. Махачкала. 1983. С.28).

[viii] «Тот, кто по договору с шахом окружил Тифлис…» («Шагьлар булан сёйлешип, ТИплис деген шагьараланы къамагъан…») - говорится о нем в этой старинной песне.


[1] ССКГ. Вып.1. Тифлис. 1868. С.55-56

[2] Вaчнадзе М, Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии (www/gumer.info/bibliotek_Buks/ History/)

[3] Ahsenü’t-Tevarikh. S.465,500-502;Alem-Ara,II.Baskı. S.90,192,195,205*206,223-226 133; M. Brosset. Histoıre de la Georgıe,II/I356; Кушева. Указ.соч. С. 42; Маршаев Р.Г. О термине шамхал и резиденции шамхалов // Уч.зап.ДФ АН СССР. Ин-т истории, языка и литературы. Т.4. Махачкала.1959.

[4] Ahsenü’t-Tevarikh. S.465,500-502;Alem-Ara,II. Baskı. S.90,192,195,205-206,223-226, 133.

[5] Анчабадзе. Указ.соч.С.117.

[6] cм. : Керменчиев С. Р., Големба М. Л. Черкесы и Кабарда. Пятигорск. 2008. С.33.

[7] Дагестан в известиях… Махачкала.1992. С. 34

[8] Трепавлов В.В. Тюркские народы Евразии и Османская империя в 16 в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских исследователей. Казань. 2009. С.29; Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный. 1988. С.44; Бегеулов Р.М. К вопросу о взаимоотношениях Шамхальства с этнополитическими образованиями Центрального Кавказа (XVI-XVII вв.) // Эндиреевский владетель Султан-Махмуд Тарковский в истории российско-кавказских взаимоотношений (вторая пол. XVI-перв.пол.XVII вв.). Материалы Международной конференции, посвященной 460-летию Султан-Махмуда. Махачкала. 2010. С. 282-288.

[9] Беннигсен А., Лемерсье-Келкеже Ш. Московия, Османская империя и кризис наследования власти в Крыму в 1573-1588 гг. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских исследователей. Казань. 2009. С. 235.

[10] КРО. Т.1. С.5.

[11] Kaditcan Kaflı. Şimali Kafkasya. 1942.S. 64.

[12] «История Грузии (с древнейших времен до наших дней)».

[13] Вахушти Багратиони. История Грузии С. 138, 139; см.также: Белокуров С. А. Сношения…С.213, 214.

[14] Выпуск Кавказский Вестник № 6 3а 1900 год / Очерки из истории Грузии и присоединение к России.

[15] Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М. 1889. С. 59.

[16] Акбиев А. С. Начальный период деятельности Султан-Мута (конец XVI начало XVII вв. // Материалы Первой научной конференции, посвященной 460-летию Султан-Мута Эндиреевского. М-ла.2008. С.87.

[17] Очерки из истории Грузии (КВ выпуск 6 за 1900).

[18] Белокуров С. А., 1889, C. 394-395, № 24

[19] Потто В.А., 1991 (Репринт 1912 г.), с. 60–61.

[20] Карамзин Н.М., 1824, с. 62.

[21] Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб. 1895. С. 351-353; см.также: Терский сборник. Владикавказ. 1891.

[22] Вахтанг Гурули, Мераб Вачнадзе, Михаил Александрович Бахтадзе «История Грузии (с древнейших времен до наших дней).

[23] Вахушти Багратиони. История царства грузинского;Чхеидзе Сехниа «Жизнь царей».

[24] http://zhagat-dadian.livejournal.com/

[25] Письмо царя Ираклия к графу Н. И. Панину, полученное чрез нарочно присланного от него грузинского дворянина Тархана Шахова…

[26] Магомедов З. Великие Бойнаки. Истории в деталях. Махачкала.2008. С.87.

[27] Магомедов З. Указ.соч. С.69.

[28] Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о С. Кавказе и России – СМОМПК 22, 1897; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тбилиси. 1976.


«Ёлдаш/Времена» - 21,28 декабря 2012 г.

(Продолжение Кумыки и их предки в истории Грузии - III)

Размещено: 24.01.2013 | Просмотров: 3939 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.