Кумыкский мир

Культура, история, современность

Караман... Рамзан... Россия

О событиях, персонах, тенденциях

Недавно я поймал себя на легком удивлении в связи с публикацией в одной Московской газете. Речь шла о пресловутом "Маге Матвеевском", поступок которого комментировали два дагестанских эксперта. Разумеется, они не посрамили родную Дагестанщину, не дали хлопца в обиду, раскрыли глаза общественности...

Однако удивило меня другое: оба эксперта были аварцы, причем убежденные патриоты своего народа...

Пройденный этап?

Ну, вот, наконец-то перестали нас делить на нации, наконец-то стали давать слово без учета национального фактора, подумал я. Ведь еще недавно, дав слово аварцу, обязательно следом дали бы слово даргинцу, соблюдая тем самым паритет национального представительства в той или иной сфере. Это и было - до сих пор - проявлением национальной политики в условиях Дагестана: дать всем сестрам (в нашем случае: "братьям", так как мы братские народы) по серьгам, т.е. разделить, используя стертый образ, дагестанский пирог поровну между всеми его народами. Конечно, дело это нелегкое - разделить пирог поровну. В утрированном виде всю сложность этой задачи раскрывает нам эпизод известной картины "Свадьба в Малиновке", где Попандопуло делит добычу между собой и остальными: "Это мне... это опять мне... это снова мне...", ну и т.д., вы сами все помните. Но результатами дележа дагестанского пирога недовольны главным образом националисты, а интернационалисты считают, что все тут поделено правильно, без перекосов... Заметим мимоходом, что интернационалистов у нас почему-то больше всего во власти: в правительстве, в Народном Собрании, в администрации президента... Ну а что касается самого президента... т.е. врио президента, то он у нас самый большой бриллиант в этом плане, как в недавнем прошлом Индия в короне Британской империи. Сколько раз я бывал свидетелем в ходе заседаний в парламенте, как наиболее сознательные (в плане интернационализма) депутаты осаживали своих несознательных коллег, пытавшихся говорить об интересах своих отдельно взятых районов, причем акцентируя на этнической стороне дела. Таких так отбривали, что больше они своих "националистических" попыток не повторяли... Но все это в прошлом, думал я, все это пройденный этап. Одним из признаков наступления без... а лучше сказать: надэтничного (чтобы подчеркнуть элемент осознанного отказа от этнического) этапа истории Дагестана мне как раз и показался приведенный выше пример с двумя экспертами-аварцами, грудью вставшими на защиту "Маги Матвеевского".

Все дальше на восток...

Но тут грянул Караман! И все наша хваленая надэтничность рухнула, как карточный домик. Опять Интернет закишел забытыми было терминами: "кумыки", "аварцы", "даргинцы", "лакцы"... ("кумыков" я поставил первыми лишь потому, что именно они явились причиной нового этнического сыр-бора на Дагестанщине...) Даже слово "горцы" кто-то достал со дна сундука самоназваний: под ним один наиболее интернационально настроенный даг призвал объединиться всех некумыков, чтобы совместными силами гнать их... до Улан-Батора! Это уже новое слово в географии депортации кумыков. До сих пор - с легкой руки Сайгид-паши Умаханова - предположительным местом изгнания кумыков было междуречье Тобола и Туры - Тюмень - Низменность, равнина... Как ласкают кумыкское ухо эти слова, будто и не разделяют нас тысячи км... А теперь вот Улан-Батор... Селенга... Орхон... тоже родные звуки... Но даже если кумыков прогонят еще дальше, в Синьцзян-Уйгурский автономный округ - они и там будут, как дома: языки уйгуров и кумыков очень близки как по словарю, так и фонетике... Нет, я не призываю кумыков оставить Дагестанщину горцам и двинуться всей ордой на восток, к своим истокам. Начнись этот процесс, расселения этносов по местам своего происхождения, то аварцы с даргинцами могут однажды очутиться в междуречье Куры-Аракса. А их покровителям - русским придется как-нибудь разместиться в междуречье Оки и Волги...

Безресурсные...

То, что кумыки захватили Караман - это плохо, потому что противоправно. А ведь мы все, в том числе и кумыки, хотим жить в правовом государстве. Но откуда оно возьмется, если в Дагестане сплошь и рядом право попирается правом силы? Я понимаю, что "народ", попирая право, делает это, беря пример с власти. А что делать "народу", если "власть" не решает его проблему? Или мириться с этим, и добиваться своего собственными силами. Да, кумыки могли бы действовать, находясь в правовом поле, т.е. через суд. Но это, как знает читатель, процесс затяжной и требует серьезных материальных ресурсов (я не про взятки судьям, а про необходимость оплачивать услуги адвокатов, выезды на процессы в другие города и т.п. расходы) К тому исход тяжбы "народа" с "властью", как правило, кончается в пользу власти.

Нет у народа (тут уж я имею в виду кумыкский народ) и другого важного ресурса - поддержки его позиций теми соплеменниками, которые угнездились в коридорах власти. Между прочим, Ради сохранения своих теплых местечек - эти первые будут бросать в него камни. А иначе их самих выбросят из этих коридоров. А там, близ бюджетных рек с трансфертными берегами, так приятно, уютно, тепло и такие большие зарплаты (не говоря уже про возможности зачерпнуть тайком и из самой реки...)

Нет у него поддержки и на информационном поле: оно у нас сплошь аваро-даргинское, т.е. по определению антиэтническое. Один из начальников "Черновика" как-то бросил мне в лицо с видом непонятого благодетеля, мол, никто не сделал для кумыков столько, сколько "Черновик"! Но сам факт публикаций о кумыкских митингах и сходах ничего не дает. Более того, в подаче местных СМИ, "кумыкский вопрос" предстает, в лучшем случае, как продиктованный меркантильной жаждой согнать с "кумыкских" земель дагов, быстренько продать их и лежать на боку, проедая этот барыш. В худшем же случае, он преподносится, как посягательство на целостность России. Конечно, это бред. Но он именно так преподносится "доминирующими" Кремлю.

Слияние или толерантность?

Да, полноценное решение "кумыкского вопроса" предполагает обретение этим этносом этнической правосубъектности - со всеми вытекающими из этого последствиями. Но вывод, который делают из этого властители Дагестана - разрушение целостности России, совершенно ложный. Кумыки, в отличие от "горцев", вошли в состав России как раз добровольно, т.е. оценив все выгоды и преимущества этого союза. И на данный момент выходить из него не собираются. Они все еще верят, что Кремль, наконец, снимет с них ярлык "неблагонадежных" и позволит им занять в Дагестане такое место, какое они заслуживают... И, между прочим, недавнее заявление Путина, что в Дагестане должно быть сформировано этнически сбалансированное правительство - можно рассматривать как наиболее трезвый взгляд на ситуацию в нашей республике. Да, это означает возвращение квот, пресловутых "аварских", "даргинских", "кумыкских", "лакских" и т.д. мест. Но отказ от этнически сбалансированного формирования власти в Дагестане приведет к еще более худшим последствиям. Дело в том, что внешний отказ от этничности при его внутреннем наличии загоняет его в подполье. И тогда появляются слухи об "аварских", "даргинских", "лезгинских" обкомах, в которых будто бы разрабатываются планы по захвату власти над Дагестаном, сначала в кадровом формате, потом языковом и территориальном. Я сам читал тексты, где читателя осторожно подводили к мысли, что хорошо бы Дагестану заиметь один общедагестанский язык, тогда бы, мол, исчезли и все этнические трения и проблемы. Вы уже догадались, конечно, о каком языке идет речь. Ведь это язык Шамиля и Расула Гамзатова. Лично я, как филолог, как литератор, не против, но как убедить в этом остальных кумыков?! И вообще, в многонациональном образовании ради сохранения межнационального мира приходится частично жертвовать этническим - частично потому, что все-таки в родовом селе, а в городских условиях - в семье мы все же можем пользоваться родным языком. Правда, он все больше делается похож на т.н. волапюк, где на пять русских слов приходится одно кумыкское, да и то - союз или междометие. Со временем, я убежден, этот вопрос получит свое решение: мы или действительно сольемся в один этнос, или обретем такой уровень толерантности, что мирно будем реагировать на желание любого этноса жить на своей земле и говорить на своем родном языке...

Размер имеет значение

Из политических явлений в других наших регионах мне хотелось бы выделить интервью Рамзана Кадырова телеканалу "Россия-24". Екатерина Гринчевская, бравшая у него интервью, незаметно подвела к вопросу о "лютой" преданности Чечни к союзу с Россией, лично Путину. Почему? За что? - допытывалась она. Понимаете, начал Рамзан, сейчас, бывая за границей, я с гордостью говорю: я - россиянин! Я из России! И все сразу понимают, с кем имеют дело... А что Чечня? Ну скажу я, что я чеченец, из Чечни? Кто ее знает? Кому она известна?.. Т.е., размер для вас имеет значение? - спросила Екатерина, подпустив в свой вопрос легкий эротический окрас. Конечно, подтвердил Рамзан, размер для всех имеет значение... Гринчевская потупилась. Мы никогда не отойдем от России, развивал Рамзан тему своего патриотизма. Т.е. Чечня не хочет самостоятельности? - провокационно спросила она. Да, да, мы не хотим самостоятельности! - подтвердил президент Чечни, не уловив подвоха.

Что ж, есть повод для размышлений: Ирландия, завоеванная Англией аж в 12 веке, хочет быть самостоятельной, а Чечня со своими скромными 1,5 веками в составе России - не хочет! Это лучшая агитация в пользу превосходства Российской имперской системы над англосаксонской. "Духовность и патриотизм"! - понятия, которые Рамзан определил, как самые важные для его мировоззрения, лишь подкрепили эту агитацию.

Лидер Чечни коснулся и темы дотационности соседней республики. Это очень неприятно слышать, когда нам постоянно тычут, что мы дотационные, что сидим на шее у России. Недотационных субъектов в России очень мало, разъяснил он, да и мы дотационные только потому, что федеральный центр забирает все наши доходы от нефтедобычи, а потом возвращает столько, сколько сочтет целесообразным по ее мнению. От темы дотационности было рукой подать до темы рождаемости, по которой Северный Кавказ лидирует в России. Тут мы лидеры, с двусмысленной улыбкой доложил Рамзан. Осталось только это лидерство распространить и на все остальные сферы жизнедеятельности.

Финал интервью получился вообще оптимистичный. Я недавно встречался с президентом Путиным, сообщил Рамзан, и пообещал ему, что за пять лет Чечня решит проблему безработицы. Это я по ошибке ему пообещал, улыбнулся он, перепутал цифры... хотел сказать, что решим на 90%, а сказал на все 100%. Но теперь пути назад нет: раз пообещал Путину - придется выполнять. Гринчевская с пониманием кивнула в ответ.

Размещено: 29.08.2013 | Просмотров: 2746 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.