Кумыкский мир

Культура, история, современность

К истории кумукской государственности

или смогут ли современные «младокумуки» выполнить свою миссию

Молодые ученые-историки, объединившиеся в научно-культурное краеведческое общество «Анжи-Кала», ранее уже выпустили ряд работ по истории Кумукии, рассчитанные на массового читателя («Алан-Хазар», Махачкала, 2011; «Выдающиеся воины Кумыкии», Махачкала, 2009 и др.). А недавно они подарили мне свою новую работу - книжку «Битвы наших отцов» (Махачкала, 2012). Я прочитал ее с большим интересом. Книжка всколыхнула воспоминания и навела к некоторым размышлениям...

* * *

Вспомним тех, кто в первые десятилетия советской власти занимались историей, этнографией, фольклором Кумукского Народа - Манай Алибеков, Тамай Абдулла Изетович, Абусупужан Акаев другие. Это были одновременно и мужественные, и грамотные, и святые люди. Если бы они не зафиксировали в своих трудах многое из культурного наследия нашего народа, возможно, все это было бы безвозвратно утеряно и не восстановимо.

Позднее сформировалась официальная историографическая доктрина, которая или вовсе умалчивает самостоятельную историю кумукской государственности, или фальсифицирует нашу историю, или даже, что более всего низменно, приписывает целые исторические периоды, персоны и их деяния, территории, культурное наследие Кумукского народа другим народам!

Я полагаю очень важным отметить разительные изменения в психологии современных передовых кумуков. Наш народ прошел огромный путь в своем новом свободном самосознании, от состояния пришибленной и запуганной большевистским НКВД-КГБ «массы», к современному состоянию осознания себя свободным Народом с уникальной историей и культурой, Народом, по стандартам Международного права равным со всеми другими народами Земли! Хочется надеяться, что сегодня, когда все общественно-политические процессы в мире находятся под неусыпным наблюдением международного сообщества в режиме «он-лайн», уже ничто не угрожает существованию Кумукского Народа. Однако мы имеем очень много тяжелых общественно-политических, экономических и культурных проблем, которые придется решать не одному поколению кумуков…

Да, в новейшее время не все «советские историки» смогли своевременно понять и оценить историческую неизбежность и закономерные последствия кардинальных политических и историко-философских перемен, грянувших после 1985 года («перестройка»), и особенно после 1991 года («ГКЧП»), и это вызывают лишь сожаление. Они так и не сумели удержать себя на уровне, отвечающем моральным стандартам наших Ата-Баба – Ягь-Намус. Тем не менее, сегодня в кумукской науке есть ряд очень серьезных глубоких исследователей истории и культуры Кумукского Народа. Вот лишь некоторые из них.

Камиль Алиев – ведет большую исследовательскую и публицистическую работу по восстановлению и формированию наиболее полной Кумукской Галерии Исторических Персоналий. Его можно считать основоположником в Кумукской историографии систематического научного описания биографий исторически проявивших себя в какой-либо сфере деятельности персон из среды нашего Народа. Постижение того, кто и как вел себя в определенных жизненных обстоятельствах, обнаружение того, что кто-то шел на компромисс с Совестью, а некто другой, невзирая на самое тяжкое давление властей, не переступил невидимых, но «святых» границ Морали, вот что дают выяснить и осознать исследования проблемы «люди в потоках Истории». Биографии персоналий-героев произведений Камиля Алиева - это те столбы-вехи, вокруг которых и вьется вечная нить Ариадны великой Истории Кумукского Народа.

 Калсын Кадыраджиев – один из самых компетентных специалистов-тюркологов не только в нашей стране, но и в мире. Крупнейший специалист по проблемам этимологии, семантики кумукского языка.

Абдулкадыр Абдуллатипов – много сделал и делает для «возвращения к своему народу» творчества ряда исторических деятелей кумукской культуры. Например, его монография о выдающемся многогранном творце национальной культуры в начале ХХ века Темирбулате Бейбулатове (основатель Кумыкского театра, поэт, публицист, издатель, фольклорист, композитор, переводчик), который фактически явился реформатором, перевел кумукскую культуру на новый, соответствующий нормам и требованиям ХХ века уровень, на уровень «европейский», в самом хорошем смысле этого определения.

Кстати, мой Отец потратил уйму сил и времени, добиваясь того, чтобы в официальном наименовании Кумукского театра рядом с именем Алим-Паши Салаватова стояло бы и имя основателя (!) этого театра – Темирбулата Бейбулатова. Казалось бы, - а как же иначе!? Но, видимо, легче свергнуть власть большевиков, чем «большевизм» в головах многих чиновников, как в административной, так и в культурной сферах управленческого аппарата в РД, а также у ряда представителей кумукской «интеллигенции»…

Гасан Оразаев – ведущий специалист в стране по средневековым рукописям, текстам на кумукском языке.

Салав Алиев - кроме того, что он проявил себя как выдающийся современный кумукский общественно-политический деятель, он по основной профессиональной деятельности филолог, педагог, автор глубоких исследований по творчеству Йырчи Казака.

И мы с Отцом (Ибрагим Ханмав Бамматули) еще в начале 1980-х годов приняли решение: необходимо написать объективную «Историю Кумукской Государственности». Именно кумукской, и именно государственности! Для начала, хотя бы в небольшом объеме, в краткой версии.

При жизни Отца мы не успели осуществить этот проект, хотя и был собран большой материал. Некоторые предпосылки этой подготовительной работы можно найти в материалах нашей газеты «Къумукъ Иш».  И это, к сожалению, не единственный проект, который не успел осуществить мой Отец, проживший всю свою жизнь при советской власти на «острие ножа».

* * *

И вот сегодня я вижу, как на общественную сцену выходят (уже вышли и весьма плодотворно работают) новые, неподконтрольные старой «гвардии», игроки. Это – самоорганизующиеся группы молодых ученых, предпринимателей, юристов, грамотных теологов, которые не согласны ни с тем общественно-политическим, экономическим тупиком, в которое загнали в республике Кумукский Народ, ни с поведением, заявлениями и позицией по отношению к своему Народу чиновников и депутатов. Последние, сами, будучи выходцами из этого же народа, в большинстве своем преследуют лишь собственные личные интересы, обслуживая при этом антикумукскую политику республиканских властей. Эта группа чиновников и депутатов – всего лишь «кукла», управляемая аварскими и даргинскими «деятелями», «кукла», судя по всему, весьма довольная этой своей низменной ролью. И здесь, в этой статье, я хочу провозгласить заслуженные хвалебные слова той патриотичной самоорганизующейся кумукской молодежи, которую условно можно назвать «младокумуки»…

Так всегда и бывает - неожиданно, никем не инициируемо, вдруг, само собой, по принципам самоорганизации и взаимопритяжения носителей общих интересов, складывается группа единомышленников, и они начинают на своем витке вечной спирали развития свободной человеческой мысли, совершенно по-новому, свежо и неожиданно описывать, казалось бы, рутинные привычные общеизвестные события, дела и происшествия. Все начинается со свежей, востребованной Временем идеи. Это может быть и научная, и общественно-политическая идея…, она долго зреет, но возникает, рождается, кристаллизуется внезапно, мгновенно, взрывообразно и требует своего воплощения, реализации, публикаций, самого широкого информирования общественности.

Таким вот удивительным образом, хотя это весьма характерно для кумукской общественно-политической активности, сформировалась и группа молодых кумуков-историков по образованию, создавших краеведческое общество «Анжи-кала» и начавших публикацию серии работ по истории родного Кумукистана.  «Новые дерзкие авторы» покорили меня не только действительно научным, исторически аргументированным описанием объективной истории Кумукистана, но еще и тем, что они обладают здоровым, обязательным для каждого нормального мужчины, чувством национального патриотизма…

Пока что эта группа «младокумуков» действует в сфере исторической науки, но «всему свое время». И даже, может быть, хорошо, что они пока сосредоточились именно на описании объективной истории кумукской государственности. Это даст в будущем непоколебимую основу для формирования общественно-политических программ возрождения в той или иной форме национальной государственности Кумукского народа. Эта научная деятельность «младокумуков» даст гораздо больше пользы для национальных интересов Кумукского Народа, чем пустая трескотня членов всяких «общественных палат», всяких «докторов филолого-сель-хоз наук».

Истории без персоналий, без «акторов истории» не бывает. «Мотором Истории» являются - назревший общественно-политический кризис в обществе и яркие, с высоким морально-интеллектуальным потенциалом персоны, которые способны четко и ясно сформулировать и озвучить причины и пути решения данного кризиса в обществе и предложить обществу некие лозунги, пути, указующие на относительно безболезненный выход из очередного общественно-политического и экономического тупика.

Мы с Отцом в своих публикациях пытались (а я продолжаю это наше общее дело), разобраться в вопросах, тенденциях развития общественно-политических проблем Кумукского народа, оценить реальное положение этноса в современном мире и возможные перспективы существования в будущем. Собрали большой материал, но всегда думалось – …вот «здесь» еще надо добрать информацию, а вот «в этом месте» надо углубить, дать более широкий общественно-политический фон, картину событий и т.д и т.п. Так дело и затянулось…. Я все еще надеюсь опубликовать нашу с Отцом концепцию «Историю Кумукской Государственности».

А вот группа «младокумуков» выбрала прагматичный и эффективный путь: «с места – в карьер», взяла и начала писать историю Кумукской Государственности, сосредоточившись для начала на определенном историческом периоде – XVI-XVII века…

Пожелаем группе «младокумуков» и другим молодым патриотам успехов в святом деле возрождения своего народа и формировании основ его благосостояния в современном мире.

30 июля 2012 г.


Полная версия статьи размещена здесь (сайт bammatuli.ru).

Размещено: 10.08.2012 | Просмотров: 2225 | Комментарии: 8

Комментарии на facebook

 

Комментарии

ArslanKumuk оставил комментарий 13.08.2012, 15:28
Comment
Баркалла:)къайдан алып бола шо китапланы?
Saparali оставил комментарий 14.08.2012, 15:21
Comment
В Карамане их продают по 200 р.
Saparali оставил комментарий 14.08.2012, 15:22
Comment
в Таргъу-Къарамане, где кумыки.
ArslanKumuk оставил комментарий 17.08.2012, 06:54
Comment
Савбол.
Saparali оставил комментарий 17.08.2012, 11:22
Comment
Книга Битвы наших отцов стоит 100 рублей
Kadiev оставил комментарий 10.10.2012, 14:08
Comment
Спасибо за статью, ваше политическое мировозрение совпадает по многим позициям с моим, Ваш ныне покойный отец одним из первых ещё в начале перестройки занял антибольшевистскую, антисоветскую позицию и вы достойно продолжаете идти по этому пути «Да, тогда в 1917 году, победила неправедная позиция, но в 1991 году справедливость была восстановлена - была ликвидирована монополия на власть партии большевиков. Уверен теперь на всегда» Это ваше высказывание, я выбрал, как главный лозунг в борьбе против тех публицистов и историков, в которых ещё сидит эта коммунистическая зараза, не сворачивайте с этого пути, пишите больше статей о злодеяниях 30-х годов, показывайте больше всю сущность тоталитарной системы, у вас талант публициста, пользуйтесь этим. Удачи и успехов Вам. С уважением Саид Кадиев.
Bammathanoff оставил комментарий 10.10.2012, 15:57
Comment
Ромен РОЛАН (великий французский писатель,побывавший в СССР в 30-е годы):
" А, произошло это в результате той деформации, когда это направлении истории получило "развитие" в атмосфере страха и угодничества, наступившего в стране вслед за кровавыми репрессиями 1937 – 38 гг., самыми трагичными страницами вписанных в мировую историю, когда "злоба и гордыня одержали вверх в этом деле над политическим разумом" и уже в новых общественно – политических условиях, совершенно в своеобразной форме, игнорируя национальный фактор и умаляя национальное достоинство, отражало ничто иное, как верноподданичество перед новой «империей».

( жур. « Друзья Октября и наши проблемы», Иностранная литература, №-4, 1988 г.)
Kadiev оставил комментарий 10.10.2012, 20:45
Comment
Скажите, только честно Бамматханов, как вы относитесь к национализации и коллективизации, которые провели большевики в Дагестане, желательно своими словами и кратко.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.