Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Наши публикации

Материальная и духовная культура кумыков

Кумыкские женщины не стыдились своей красоты

Кумыкские женщины не стыдились своей красоты

Признаюсь, к этой теме меня вынудила обратиться появившаяся в последние годы в Дагестане мода скрывать свое лицо и носить т.н. хиджаб. Для начала поясню, что хиджаб (с араб. букв. преграда, завеса) в исламе – любая одежда (с головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный арабский женский головной платок. Как же одевались наши соплеменницы в далёком прошлом? В источниках немало информации об этом.

Далее...

Размещено: 06.09.2018 | Просмотров: 258 | Комментарии: 0

Материалы по генеалогии

Кто вы, профессор Орхан Шамхал (Тарковский)?

(Биографические заметки)

Кто вы, профессор Орхан Шамхал (Тарковский)?В русско-кумыкских и польских исторических источниках его фамилия упоминается как Тарковский («Tarkovsky»), а в турецких он значится под фамилией Шамхал (Şamhal). Собственное же имя, данное ему родителями при рождении, было Ханбек. Мы также знаем, что в Турции оно было изменено, и здесь он стал известен под именем Орхан1 (от имени Orhân (Urhân), которое носил второй турецкий султан (1279 г.). А что касается его фамильного прозвища Шамхал, то оно могло появиться в Турции не ранее принятия Великим национальным собранием страны закона о фамилиях в 1934 году. Закон вступил в силу с 1 января 1935 г. Надо полагать, что Орхан как потомственный кумыкский аристократ, следуя примеру представителей других знатных семей Турции, взял за основу своей фамилии название своего рода – шамхал.

Далее...

Размещено: 06.09.2018 | Просмотров: 131 | Комментарии: 0

Люди и судьбы

Новое об Ахмед-Саибе Каплане (Каплан-заде)

Ахмед-Саиб Каплан внес неоценимый  вклад в осознание турецкой нацией своей исторической судьбы, в формирование ее новых  идентичностей и либерально-демократических гражданских ценностей,  а также в защиту прав угнетенных тюрко-мусульманских народов Российской империи, в том числе  и  родного кумыкского народа.

Далее...

Размещено: 04.05.2018 | Просмотров: 478 | Комментарии: 0

Общество вчера, сегодня, завтра.

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ДАГЕСТАН?

Дагестан один из наиболее проблемных регионов Российской Федерации. Дагестанские СМИ и социальные сети дают развёрнутый перечень симптомов кризиса дагестанского общества и государственности: коррупция, преступность, межнациональные конфликты, деградация социально-экономической инфраструктуры и жизненной среды населения.

Далее...

Размещено: 11.04.2018 | Просмотров: 616 | Комментарии: 0

Документы и материалы по истории

О РОЛИ КИПЧАКСКОГО КОМПОНЕНТА В ЭТНОГЕНЕЗЕ КУМЫКОВ

Далее...

Размещено: 18.12.2017 | Просмотров: 994 | Комментарии: 0

Кумыки и Дагестан

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССОРА Г.С. ФЕДОРОВА-ГУСЕЙНОВА

(к 80-летию со дня рождения Гаджи Саидовича Федорова-Гусейнова (1937–2008 гг.)
Ибрагимов Магомед-Расул Абдуллаевич

В январе 2017 г. исполнилось 80 лет со дня рождения известного ученого, доктора исторических наук, профессора Гаджи Саидовича Федорова-Гусейнова.

Гаджи Саидович прошел достойный жизненный путь от рано осиротевшего мальчика из известного кумыкского селения Карабудахкент до студента Московского государственного университета и профессора Дагестанского университета.

Далее...

Размещено: 01.06.2017 | Просмотров: 1523 | Комментарии: 0

Кумыки и Дагестан

ХХ ВЕК В СУДЬБЕ КУМЫКОВ

Взгляд через призму войн, революций, массовых репрессий, депортаций
ХХ век – один из самых триумфальных и в то же время трагических периодов истории кумыков, как и многих други

х народов бывшей Российской империи. Ибо в начале этого века, а именно в 1905 и 1917 гг., кумыки не только встретили свою «весну» революционного обновления, как образно писал один из кумыкских писателей, «пришедшую с Севера», но в последующие его периоды принесли на алтарь свободы невиданные и нередко непомерные и ничем не оправданные жертвы, пройдя через многочисленные страдания – массовый революционный террор, гражданскую войну, политические репрессии, депортацию. История эта буквально прописана кровью многих сотен и тысяч кумыков.

В период долгого советского 70-летия принято было писать только о «триумфальном шествии советской власти» и «достижениях ленинской национальной политики». О деформациях, о губительных последствиях ее, о геноциде народов наши ученые и публицисты заговорили лишь в период «перестройки» и взрывного роста национальных движений. Но и по сей день мы еще не располагаем исследованиями панорамного и обобщающего характера.

Далее...

Размещено: 12.05.2017 | Просмотров: 2976 | Комментарии: 0

Переплетения судеб, связь времен и народов

Трагедия дагестанских немцев в биографии Катарины Трайбер

Недавно на мою страничку в «Одноклассниках» заглянула незнакомка. «Здравствуйте, Мустафа Исаевич! Мы жили в Бабаюрте, я немка по национальности, училась с Арсланом. В 2001 году вы помогли моей дочери с поступлением на факультет иностранных языков, за что я очень Вам благодарна. Живём в Германии. Все хорошо, но мучает ностальгия. Вам здоровья и всех благ». Малоупотребительное, но емкое слово – «ностальгия», она никого не оставляет равнодушным. Я посоветовал Катарине написать о судьбе, излить душу.

Далее...

Размещено: 12.04.2017 | Просмотров: 1669 | Комментарии: 0

Материалы по генеалогии

КНЯЗЬЯ ЭЛЬДАРОВЫ

Стертые имена

Княжеская фамилия Эльдаровых происходит из потомков шамхала Тарковского Чопана (в авторском тексте ошибочно в качестве прародителя указан Андий-шаухал. – К. А.)1. Согласно «Объявлению», отправленному кумыкскими князьями в Комитет для определения личных и поземельных прав туземцев в начале 60-х годов XIX века, «предок князей, живущих ныне в трех главных деревнях: Андрее, Аксае и Костеке, был Султан-Мут, сын шамхала Андия... У него было два сына – Казаналп и Айдемир. Из рода Казаналпа остался только один князь Алисултан; от рода же Айдемира произошли другие кумыкские князья, именно: в Андрее – Муртазали-Аджиевы, Айдемировы и Темировы, в Костеке – Гамзаевы, в Аксае от Али-Бека было два сына: Ахмад-Хан и Султан-Мут; от Ахмат-Хана ныне остались Каплановы, от Султан-Мута – Алибековы, Уцмиевы, Эльдаровы и Арсланбековы».

Далее...

Размещено: 12.04.2017 | Просмотров: 1669 | Комментарии: 0

Шаухалы и Шаухальство Тарковское

ДЮЖИНА МНЕНИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «АНЖИ»

«Времена» продолжают публикацию статей по истории Дагестана и, в частности, кумыков, одного из «государствообразующих народов» республики.

«Какую историческую веху следует считать отправной точкой многовековой истории дагестанской столицы?» – задается вопросом один из ведущих ученых-специалистов ДНЦ РАН в области востоковедения и тюркского познания Гасан Оразаев и излагает свой аналитический взгляд на исторические источники и «дюжину мнений» о происхождении названия древнего Анжи.

Далее...

Размещено: 22.02.2017 | Просмотров: 2094 | Комментарии: 0

Материалы по генеалогии

Утамышские карачи-беки: кто они?

Один из наших молодых исследователей Ю. Идрисов по данному вопросу отмечает: «Если о ханах и беках шамхальского, уцмийского и нуцальского происхождения существуют специальные отдельные исследования и даже монографии, то этой отдельно взятой загадочной прослойке феодальной элиты (карачи-бекам. – К. К.) до сих пор не было посвящено ни одной научной публикации» (Идрисов Ю. М. Сословие карачи-беков на Северо-Восточном Кавказе: происхождение и функции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; 8 (1/2): 75 - 78).

В данной статье мы затронем лишь вопрос о происхождении, правах и обязанностях одной ветви кумыкских беков – Гамринских карачи-беков.

Далее...

Размещено: 12.01.2017 | Просмотров: 1957 | Комментарии: 0

Шаухалы и Шаухальство Тарковское

О «городе шевкальском начальном Тарки»*

(Вопрос о первопрестольной и других резиденциях шаухалов)

Город под таким названием впервые упоминается в VIII веке у армянского историка Гевонда, который сообщает, что при вторжении арабов на Восточный Кавказ (Хазария) предводитель последних Мслим (Муслим) в 716–717 гг., пройдя через Дербент на север, «расположился лагерем при гуннском городе Таргу». Причем, надо заметить, что Тарки по-кумыкски (тюркски) называется Tarğu, т.е. так, как именует его Гевонд. Из слов последнего видно, что Тарки в начале VIII века входил в состав Хазарии. Показательно также, что Гевонд здесь из городов упоминает только Дербент и Тарки. Это говорит о том, что Тарки уже в VIII в. являлся крупным центром. С другой стороны, это свидетельствует и о том, что данное поселение существовало задолго до этого, и история его уходит в седую древность. Археологический материал, возраст которого определяется II-м тысячелетием до н. э., – тому убедительное подтверждение. К этому же времени, очевидно, относится и фиксация самого названия. Оно в форме Индыр-Таргу упоминается в огузском эпосе на Кавказе. Известно, что в 177 году до н.э. основатель Великой хуннской империи Мете-каган1 совершил свой поход на Кавказ и основал на землях севернее Каспийских ворот (другое древнейшее название – Куманские ворота) владение Индыр-Таргу. Это, на наш взгляд, говорит в пользу возникновения и непрерывного (со II в. до н.э.) существования здесь данного поселения кумыков и их предков гуннов.

Далее...

Размещено: 12.01.2017 | Просмотров: 1785 | Комментарии: 0

Научная жизнь

Одухотворение науки

(К 80-летию известного литературоведа С. М.-С. Алиева)

История изучения кумыкской литературы богата разносторонними исследованиями известных в нашей республике и далеко за ее пределами литературоведов и критиков – К. Д. Султанова, Г. Б. Мусахановой, К. И. Абукова, И. Х. Асекова, А.-К. Ю. Абдуллатипова, З. Н. Акавова, С.-М. Х. Акбиева и др. Ими внесена весомая лепта в осмысление национальной словесности, в контексте трудов которых высвечены пути развития литератур Дагестана в целом.

Далее...

Размещено: 14.12.2016 | Просмотров: 1571 | Комментарии: 0

Материалы по генеалогии

Кумыкские жёны великих мужей

«Все европейские путешественники, когда-либо побывавшие в Грузии, единогласно признают красоту и очарование черкесских1 и грузинских девушек».

Иммануил Кант,                                   

немецкий философ XVIII – начала XIX вв.

 

«Кровь их (речь о персиянах. – К. А.)  теперь крайне облагородилась вследствие частых браков с грузинами и черкесами, двумя нациями, которые превосходят все другие по красоте. В Персии едва ли есть один знатный человек, у которого мать не была бы грузинка или черкешенка».

Чарлз Роберт Дарвин

английский натуралист и путешественник, XIX в

Далее...

Размещено: 28.10.2016 | Просмотров: 4113 | Комментарии: 0

Кумыки и Дагестан

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о кумыках

(Словарные статьи русского историка Павла Гидулянова)

П. В. Гидулянов живо интересовался историей Дагестана и, в частности, кумыков.

Будучи сотрудником знаменитого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона1, опубликовал ряд словарных статей, посвященных кумыкам, Дагестану.

Далее...

Размещено: 14.06.2016 | Просмотров: 2363 | Комментарии: 0

О кумыкской литературе

Ассаламу алайкум, сырдашым Олжас!

Тысячелетие назад казах и кумык говорили между собой без переводчика. Сегодня на дворе космический век, и мы понимаем друг друга на языке Ю. Гагарина. Это и символично. «Олжас» на моем кумыкском означает «ол яш» – «тот юноша». Тот самый юноша, кто восторженным поэтическим, обжигающим, как молния, словом оповестил нашу планету о первом полете человека в космос раньше, чем он успел приземлиться, и сказал: «Земля, поклонись человеку!»

Далее...

Размещено: 26.05.2016 | Просмотров: 2686 | Комментарии: 1

Жамият

Салав – бизин сексен йыллыкъ нартыбыз

Салав Магьамматсалигьович Алиев студент йылларымда магъа дарс берген, шо йыл-бу йыл дегенлей, ол магъа илму-ахтарыв якъдан да, ругь-илгьам якъдан да уллу насигьатчы бола гелген десем, къопдурув болмас. Озокъда, янгыз магъа тюгюл, ол гьазирлеген муаллимлер ва алимлер савлай Дагъыстанда аз тюгюл, къумукъ адабиятны ахтарыв-уьйренив якъдан буса ол табып, арагъа чы­гъаргъан асарлар, ону китаплары, макъалалары, чыгъып сёйлевлери аслу ерни тута деме ярай.

Далее...

Размещено: 26.05.2016 | Просмотров: 2226 | Комментарии: 0

Общество вчера, сегодня, завтра.

Великие достижения в мире техники


Совсем недавно вышло в свет научно-популярное издание «Сто великих достижений в мире техники», выпущенное издательством «Вече», г. Москва.

При его просмотре взгляд остановился на двух идеях, предложенных нашим земляком – советником Дагестанского научного центра РАН Гамидом Халидовым.

Гамид Халидов – ученый, на счету которого огромное количество изобретений и научных проектов, направленных в далекое будущее.

Далее...

Размещено: 05.05.2016 | Просмотров: 2146 | Комментарии: 0

Материалы по генеалогии

АСЕВ-АДЖИЕВЫ

История рода и семьи

В последние годы мы не раз знакомили читателей с наиболее яркими представителями нашей диаспоры в разных странах – учеными, политиками, писателями, артистами, в том числе и с французской писательницей Гюльзар Ахмедовой (Gioulzar Akhmedova), имеющей кумыкские, аксайские, корни. К этому же роду принадлежит всемирно известный ученый и писатель Мурад Аджи.

Первый роман «Le nomades» (2004) («Кочевница поневоле») (Баку, 2010) она посвятила своей бабушке Фриде фон Каан, внучатой племяннице немецкого поэта Генриха Гейне, похороненной в Баку на одном из кладбищ под именем Солтан-ханум Асев-Аджиева. Роман этот издан как на русском, так и на французском языках и рассказывает о трагических судьбах кумыкской дореволюционной и постреволюционной интеллигенции на примере нескольких поколений Асеев-Аджиевых. В нем тесно переплетены судьбы многих известных людей Дагестана, Азербайджана, Германии, России. Повествование заканчивается историей молоденькой Солтан-ханум, правнучки Фриды фон Каан, ставшей балериной Большого театра, которая затем выступала на лучших балетных сценах мира в составе балета Монте-Карло.

Нашим читателям будет интересно все это узнать, тем более что у нас не так много (если не сказать, что почти отсутствует) литературы, которая освещала бы трагические страницы послереволюционной истории кумыков. Я лично это настоятельно рекомендую.

Далее...

Размещено: 20.04.2016 | Просмотров: 3018 | Комментарии: 0

Тарих

Таварихни маънасы язывчуну аслу къастындан гьасил болур

Къадирмурза Амирхангентлини гьали табылгъан китабыны гьакъында

Охувчуланы тергевюне берилеген Къадирмурза кахулайлы-Амирхангентлини бу экинчи китабы. Ону биринчи китабы «Анжи-наме» –алимлени арасында тезден белгили, тийишли чегилип къыйматлангъан асар

Далее...

Размещено: 20.04.2016 | Просмотров: 2246 | Комментарии: 0