Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Наши публикации

Общество вчера, сегодня, завтра.

Дагестанская наука понесла невосполнимую утрату

Дагестанская наука понесла невосполнимую утрату12 февраля, ночью, в Махачкале на 79-м году жизни скончался Абдулаким Магомедович Аджиев – замечательный российский и дагестанский учёный, тюрколог, специалист в области фольклора народов Северного Кавказа и России, блестящий исследователь кумыкского фольклора, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России, академик Международной Тюркской Академии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации и просто добрый, сердечный человек.

Далее...

Размещено: 13.02.2019 | Просмотров: 82 | Комментарии: 0

Наши юбиляры

Камиль Алиев: «Ягуб Махмудов – архитектор новой политики национальной памяти Азербайджана»

Камиль Алиев:  «Ягуб Махмудов – архитектор новой политики национальной памяти ÐÐ·ÐµÑ€Ð±Ð°Ð¹Ð´Ð¶Ð°Ð½Ð°Â»В эти дни в Азербайджане отмечают 80-летие ученого-историка, доктора исторических наук, директора Института истории им. А.-К. Бакиханова, академика Национальной академии наук Азербайджана, депутата Национального Собрания (Милли Меджлиса) республики Ягуба Махмудова.

Далее...

Размещено: 08.02.2019 | Просмотров: 46 | Комментарии: 0

Кумыки и Дагестан

Кумыки: экономическое развитие

Кумыки: экономическое развитиеКумыки занимали почти всю Прикаспийскую низменность. Это наиболее плодородная на всем Северо-Восточном Кавказе полоса, пригодная для широкого развития земледелия. Кумыкия, изобилующая сельскохозяйственными продуктами, была житницей многих районов. Территория кумыкских феодальных владений была наиболее благоприятной для развития земледелия. 

Далее...

Размещено: 08.02.2019 | Просмотров: 82 | Комментарии: 0

Шаухалы и Шаухальство Тарковское

К истории Тарковского кумыкского шамхальства и Кавказской Тюмени

К истории Тарковского кумыкского шамхальства и Кавказской ТюмениПубликуем фрагмент большой обзорной статьи современного украинского ученого Ярослава Пилипчука, свидетельствующей о его искреннем и научно мотивированном интересе к истории кумыков. Статья проливает свет на некоторые аспекты формирования и развития кумыкской феодальной народности и ее государственности в контексте общетюркской и региональной истории. И надеемся, что в новых работах и публикациях автора история кумыков получит еще более глубокое и всестороннее изучение и освещение.

Далее...

Размещено: 01.02.2019 | Просмотров: 68 | Комментарии: 0

Маданият

Немеркнущий талант Барият

(К 105-летию со дня рождения великой актрисы)
Немеркнущий талант БариятЕсть люди, до того органичные в своих профессиональных проявлениях, что невозможно ни минуты представить их вне деятельности – весь образ жизни их всецело посвящен профессии и определяется ею. Такими феноменами нашей культуры были композитор Наби Дагиров, режиссёр Гамид Рустамов. В ряду этих безмерно одаренных, осчастливленных природой – Барият Солтанмеджидовна Мурадова, чей талант еще долго будет волновать сердца зрителей, кто хоть однажды увидел ее на подмостках.

Далее...

Размещено: 01.02.2019 | Просмотров: 63 | Комментарии: 0

Маданият

Абдулгьаким Гьажиев: «Анварны поэзиясы макънатисдей тарта»

Дагъыстанны халкъ шаири А. Гьажиевни 105 йыллыгъына
Абдулгьаким Гьажиев:  «Анварны поэзиясы макънатисдей тарта»Яшавда булай адамлар бола: оланы янгыз атын эсгерип къойсакъ да, кёбюсю гезиклерде кимни гьакъында мекенли айтыла экени билинип къала: «Къазакъ» десе – Йырчы Къазакъ, «Уллубий» десе – Буйнакскийни, «Жалалутдин» десе – Къоркъмасов, «Абусупиян» десе – Акаев, «Алкълыч» десе – Хасаев, «Алимпаша» десе – Салаватов, «Барият» десе – Муратова... Шолай машгьур адамларыбызны арасына Анвар да къошулагъанлыкъ кёп затны англата: Анвар десе, чебер сёзню черсиз устасы, йыр яратывну зор устазы, ругь байлыкъны тюгенмес хазнасы Анвар Гьажиев эсге геле.

Далее...

Размещено: 29.01.2019 | Просмотров: 99 | Комментарии: 0

Общество вчера, сегодня, завтра.

ИСТОРИЯ – то, что живет в нас и продолжает хранить неразрывную преемственную связь с настоящим и будущим

ИСТОРИЯ – то, что живет в нас и продолжает хранить неразрывную преемственную связь с настоящим и будущимВсе еще никак не утихают страсти по поводу открытия в пригороде Махачкалы памятника воинам Кавказской исламской армии, павшим в ноябре 5-7 ноября 1918 года в боях за освобождение г. Порт-Петровска–Анжикалы от войск английского наймита полковника Лазаря Бичерахова. Новую волну ожесточенных споров породила попытка местных властей подкорректировать эту трактовку истории, подменив первоначальную трехъязычную (кумыкский, турецкий, русский) мраморную плиту на памятнике в тайне от установивших ее организаций: «В память воинам, павшим в боях за свободу России и Дагестана на горе Тарки-Тау вблизи селения Агачаул в 1918 году. Мир и покой их душам» (Обсуждать абсурдность этого поступка (воины, похороненные на турецком некрополе, пали за свободу России? Серьезно?) попросту нет смысла).

Далее...

Размещено: 29.01.2019 | Просмотров: 139 | Комментарии: 0

Общество вчера, сегодня, завтра.

Этническое квотирование в постсоветском Дагестане: декларации и реалии

Истоки этнического квотирования
Учет этнического фактора в управлении Дагестаном восходит ко времени образования Дагестанской области в 1860 г. как административной единицы в составе Кавказского края Российской империи. Пестрота этнического состава населения региона предопределила названия административных единиц, связав их с локализацией расселения народов Дагестана и всего Кавказа. Практически названия всех округов Дагестанской и Терской областей отражали их этническую специфику: Аварский, Андийский, Даргинский, Ингушский, Кази-Кумухский, Кайтаго-Табасаранский, Кумыкский, Кюринский, Осетинский, Чеченский. Этим они обозначали существовавшие территориальные границы ареалов этно-общинного самоуправления бывших феодальных образований (Шамхальства Тарковского, Кази-Кумухского ханства, Кайтагского уцмийства, Аварского ханства, Дербентского ханства и др.) и союзов сельских общин народов Нагорного Дагестана, преобразовав их в округа и наибства (участки) Дагестанской и Терской областей.

Далее...

Размещено: 24.01.2019 | Просмотров: 226 | Комментарии: 0

Научная жизнь

Дагестан в тюркском и евразийском контексте

Истекший год ознаменовался в моей активной научно-исследовательской жизни несколькими поучительными в понимании Дагестана и моего кумыкского народа выездами за границу на философские форумы. По приглашению Института экономического развития и социальных исследований в Турции в марте 2018 г. я принял участие в Международном cаммите Невруз, который состоялся в Анталье. Это многонациональное интеллектуальное мероприятие в разных областях социальных наук (в сфере языка, истории, литературы, культуры, искусства и социологии). Общая теоретическая часть саммита прошла в виде международной конференции, в работе которой приняли участие более 60 тюркоязычных ученых из Турции, Казахстана, Азербайджана, Болгарии, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Татарстана, Башкортостана, Хакасии, Якутии, Тувы, Чувашии, Дагестана и др. регионов России.

Далее...

Размещено: 24.01.2019 | Просмотров: 97 | Комментарии: 0

Письма, обращения, заявления от имени кумыкской общественности

Заявление 7 кумыкских Общин по поводу подлога

Махачкала, 05.01.2019 г.
15 декабря 2018 года, как известно, семью юридически зарегистрированными кумыкскими Общинами в пригороде Махачкалы (с. Агачаул, Карабудахкентского района, где имеется старинный (с 1918 г.) турецкий некрополь) был открыт памятник воинам Кавказской Исламской Армии, павшим в ожесточенных боях в октябре–ноябре 1918 года за освобождение города Анжикалы (русск.название Порт-Петровск) от бандитских формирований британского наймита, генерала Лазаря Бичерахова. Однако, как стало известно теперь, 3 января 2019 года Администрацией МР «Карабудахкентский район» и Администрациией села Агачаул первоначальная трехъязычная (кумыкский, турецкий, русский) мраморная плита на памятнике была в тайне от установивших ее организаций ПОДМЕНЕНА другой русскоязычной следующего содержания

Далее...

Размещено: 09.01.2019 | Просмотров: 176 | Комментарии: 0

Кумыки и Дагестан

Постижение истории народа

К 160-летию со дня рождения Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского

Мы чествуем Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского в новое время, когда произошла историческая переоценка многих наших прежних политических ценностей и приоритетов, когда пересмотрены многие концептуальные основы и методологические постулаты советского историописания и нашего мировидения. Все это и позволяет нам по-новому взглянуть на роль и значение его личности в нашей истории, объективно, без всяких скидок и оглядок, аналитически   оценить его вклад в формирование новой кумыкской идентичности и национально-исторического самосознания.

Далее...

Размещено: 14.12.2018 | Просмотров: 127 | Комментарии: 0

Люди и судьбы

ПОЛКОВНИК КНЯЗЬ НУХ-БЕК ШАМХАЛ ТАРКОВСКИЙ. ВЕХИ СУДЬБЫ

Являясь выходцем из древнего кумыкского аристократического рода шамхалов, права которого русскими царями были признаны возведением их в статус российских князей, полковник князь Нух-бек Тарковский получил блестящее высшее военное образование, окончил престижное Николаевское кавалерийское училище, участвовал в Первой мировой войне (1915-1918 гг.), за боевые отличия стал Георгиевским кавалером, кавалером ряда других боевых наград в императорской армии и к весне 1917 г. дослужился до чина подполковника, а позже и полковника, командира 1-го Дагестанского конного полка (с 30 октября1917 г.). Его политическая карьера началась в 1917 году с участия в первом и втором съездах горских народов Кавказа. 

Далее...

Размещено: 30.11.2018 | Просмотров: 165 | Комментарии: 0

Историческая топонимика

Летопись Земли кумыкской

О новой книге Камиля Алиева «Тайны кумыкской топонимики»
Люди обычно не обращают особого внимания на происхождение названий населенных пунктов, рек, озёр, равнин, гор, холмов и т.д., т.е. на этимологию топонимов, являющихся своеобразным «этническим паспортом» (Ж.Дюмезиль). А ведь в них сокрыты многие стороны истории и культуры народа, региона, страны... Зачастую они молчат, а нередко, можно сказать, кричат, взывая к людям постичь пути их обычно нелёгкого развития и даже выживания, беречь их как историческую память, как наследие предков... На нас, современников, еще не очерствевших душой, не «ослепших» сердцем, не ослепленных эфемерными успехами в карьере и в набивании мошны, как бы с молчаливым укором смотрят почти опустевшие горные аулы и тамошние «отеческие гробы» (А.Пушкин), остатки стен древних сел и крепостей, разобранных на строительство новых домов, оплывшие от времени и от нового безвременья таинственные курганы, высушенные или загрязненные озёра, реки..., взывают к разуму и бездумные, безответственные переименования всего и вся, лженаучные «этимологии» географических названий.

Далее...

Размещено: 16.11.2018 | Просмотров: 118 | Комментарии: 0

Научная жизнь

Восхождение на Олимп

Мало найдется людей в республике, не знающих, кто такой Салав Алиев. Его имя известно и за пределами Дагестана, особенно в тюркском мире, который сегодня переживает период подъема и открытия новых перспектив развития. В этом есть весомый вклад и Салава Алиева. Но это – слава, известность, которые не всегда дают нам полное и ясное представление о том, над чьей головой они реют, как знамя, как огромное полотнище, привлекая к нему внимание общества. Часто слава заслоняет собой реальные вехи биографии, реальные дела и достижения, а бывает, что и делает из человека легенду, в которой растворяются все личные черты, обретая великие, богатырские масштабы… Примерно такое произошло и с Салавом Алиевым. Его известность как общественно-политического деятеля, как лидера Кумыкского национального движения так велика, что, кажется, будто он уже родился лидером и с первых шагов занимался вопросом возрождения своего народа, спасением его языка, его истории, земель и будущности!

Далее...

Размещено: 02.11.2018 | Просмотров: 106 | Комментарии: 0

Люди и судьбы

Супиянат Мамаева: необычный талант

Недавно в конференц-зале Национальной библиотеки им. Расула Гамзатова состоялась презентация книги «Избранные произведения» известной кумыкской поэтессы, редактора общественно-политического и литературно-художественного журнала «Тангчолпан» («Утренняя звезда») Супиянат Магомедовны Мамаевой, приуроченная к её юбилею. В качестве приложения к упомянутой дате вышел в свет очередной номер журнала с подборкой произведений поэтессы, отзывов ученых, посвящений коллег и почитателей её творчества. К сожалению, по ряду причин мне не удалось вовремя доставить в редакцию обещанный материал, поэтому «вдогонку» отправляю читателям газеты «Ёлдаш» свои заметки.

Далее...

Размещено: 02.11.2018 | Просмотров: 91 | Комментарии: 0

Люди и судьбы

Князь Рашид-хан Капланов. Вехи судьбы

Эта статья мной подготовлена для одного из зарубежных изданий. Но я не рискнул бы сказать, что жизнь и судьба этого замечательного человека нашей истории достаточно полно изучены и освещены в отечественных изданиях. Поэтому предлагаю ее вниманию наших читателей, интересующихся политической историей ХХ века России, Дагестана и всего Кавказа. Князь Рашид-хан Капланов был одним из первых демократических лидеров Дагестана и Северного Кавказа начала XX века. Он принадлежал к той плеяде дагестанских (кумыкских) политических деятелей, о которых во французской энциклопедии «Ларусс» (1993, т. 14) сказано: «В самом начале XX века кумыки выдвинули из своей среды на историческую арену политической и культурной жизни ряд интеллектуалов нового поколения, сыгравших в истории русских революций на Кавказе и в борьбе за его национальную независимость исключительно важнейшую роль». Как общественно-политический и государственный деятель, Рашид-хан Капланов действовал в кавказском общерегиональном масштабе и известен как в истории Дагестана, Северного Кавказа, так и Азербайджана.

Далее...

Размещено: 26.10.2018 | Просмотров: 143 | Комментарии: 0

Йырчи Казак - зачинатель кумыкской литературы

Поэзия Йырчи Казака неисчерпаема

Нас интересуют содержательная неисчерпаемость поэзии и дух социальной сатиры Йырчи Казака, в свое время представленный в творчестве поэтов Ибн-Сина, Рудаки, Азраки, О. Хайяма, Саади, а также его предшественников в кумыкской литературе Уму Камала и Абдурахмана Какашуринского. А также интересно и то, как пессимизм, столь популярный в поэзии Востока, приобрел в его стихах совершенно иную идейную направленность, постепенно превратившись в смелый бунт против существующего порядка. Для провозглашения своих бунтарских идей он использовал и малую форму.

Далее...

Размещено: 05.10.2018 | Просмотров: 121 | Комментарии: 0

Документы и материалы по истории

Лучше быть под Шевкальским царем, чем под царем Московским

К такому решению пришли казаки-раскольники с верхнего Дона во главе с атаманом Львом Манацким в 1689 году, «теснимые не сочувствовавшими расколу донцами», ушедшие на реку Куму, а позже и в Кумыкию, на берега Каспия под покровительство (под власть) шаухала Будай-хана Тарковского. Здесь, за пределами государства, искали спасения старообрядцы (их тогда называли «раскольниками»). Старообрядцы не приняли изменений, которые ввел в обряды православной церкви патриарх Никон (1652-1658 гг.), оставаясь последователями «старой веры».

Далее...

Размещено: 28.09.2018 | Просмотров: 123 | Комментарии: 0

Общество вчера, сегодня, завтра.

12 кумыков, изменивших мир

Всевышний дарует нам жизнь для того, чтобы мы реализовали свое человеческое предназначение и дарование, обустроили и преобразили этот мир и себя по законам науки, добра и красоты. Про таких говорят: они создали самих себя, познали и изменили мир. Таких людей немало среди всех народов, есть они и среди кумыков.

Далее...

Размещено: 21.09.2018 | Просмотров: 172 | Комментарии: 0

Материальная и духовная культура кумыков

Кумыкские женщины не стыдились своей красоты

Кумыкские женщины не стыдились своей красоты Признаюсь, к этой теме меня вынудила обратиться появившаяся в последние годы в Дагестане мода скрывать свое лицо и носить т.н. хиджаб. Для начала поясню, что хиджаб (с араб. букв. преграда, завеса) в исламе – любая одежда (с головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный арабский женский головной платок. Как же одевались наши соплеменницы в далёком прошлом? В источниках немало информации об этом. Голштинский посол и путешественник Адам Олеарий, посетивший кумыков и в том числе гостивший в шаухальской столице Тарки в первой половине XVII века, писал: «Женщины, как и девицы, без стеснения, с открытыми лицами ходили среди людей. Девицы заплетали свои волосы в 40 косичек, которые свисали вокруг головы; они были очень довольны, когда мы трогали и считали их косички».

Далее...

Размещено: 06.09.2018 | Просмотров: 659 | Комментарии: 0