Публикации
Дагестанская наука понесла невосполнимую утрату
12 февраля, ночью, в Махачкале на 79-м году жизни скончался Абдулаким Магомедович Аджиев – замечательный российский и дагестанский учёный, тюрколог, специалист в области фольклора народов Северного Кавказа и России, блестящий исследователь кумыкского фольклора, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России, академик Международной Тюркской Академии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации и просто добрый, сердечный человек.
Далее...
Камиль Алиев: «Ягуб Махмудов – архитектор новой политики национальной памяти Азербайджана»
В эти дни в Азербайджане отмечают 80-летие ученого-историка, доктора исторических наук, директора Института истории им. А.-К. Бакиханова, академика Национальной академии наук Азербайджана, депутата Национального Собрания (Милли Меджлиса) республики Ягуба Махмудова.
Далее...
Кумыки: экономическое развитие
Кумыки занимали почти всю Прикаспийскую низменность. Это наиболее плодородная на всем Северо-Восточном Кавказе полоса, пригодная для широкого развития земледелия. Кумыкия, изобилующая сельскохозяйственными продуктами, была житницей многих районов. Территория кумыкских феодальных владений была наиболее благоприятной для развития земледелия.
Далее...
К истории Тарковского кумыкского шамхальства и Кавказской Тюмени
Публикуем фрагмент большой обзорной статьи современного украинского ученого Ярослава Пилипчука, свидетельствующей о его искреннем и научно мотивированном интересе к истории кумыков. Статья проливает свет на некоторые аспекты формирования и развития кумыкской феодальной народности и ее государственности в контексте общетюркской и региональной истории. И надеемся, что в новых работах и публикациях автора история кумыков получит еще более глубокое и всестороннее изучение и освещение.
Далее...
Немеркнущий талант Барият
(К 105-летию со дня рождения великой актрисы)
Есть люди, до того органичные в своих профессиональных проявлениях, что невозможно ни минуты представить их вне деятельности – весь образ жизни их всецело посвящен профессии и определяется ею. Такими феноменами нашей культуры были композитор Наби Дагиров, режиссёр Гамид Рустамов. В ряду этих безмерно одаренных, осчастливленных природой – Барият Солтанмеджидовна Мурадова, чей талант еще долго будет волновать сердца зрителей, кто хоть однажды увидел ее на подмостках.
Далее...
Абдулгьаким Гьажиев: «Анварны поэзиясы макънатисдей тарта»
Дагъыстанны халкъ шаири А. Гьажиевни 105 йыллыгъына
Яшавда булай адамлар бола: оланы янгыз атын эсгерип къойсакъ да, кёбюсю гезиклерде кимни гьакъында мекенли айтыла экени билинип къала: «Къазакъ» десе – Йырчы Къазакъ, «Уллубий» десе – Буйнакскийни, «Жалалутдин» десе – Къоркъмасов, «Абусупиян» десе – Акаев, «Алкълыч» десе – Хасаев, «Алимпаша» десе – Салаватов, «Барият» десе – Муратова... Шолай машгьур адамларыбызны арасына Анвар да къошулагъанлыкъ кёп затны англата: Анвар десе, чебер сёзню черсиз устасы, йыр яратывну зор устазы, ругь байлыкъны тюгенмес хазнасы Анвар Гьажиев эсге геле.
Далее...
ИСТОРИЯ – то, что живет в нас и продолжает хранить неразрывную преемственную связь с настоящим и будущим
Все еще никак не утихают страсти по поводу открытия в пригороде Махачкалы памятника воинам Кавказской исламской армии, павшим в ноябре 5-7 ноября 1918 года в боях за освобождение г. Порт-Петровска–Анжикалы от войск английского наймита полковника Лазаря Бичерахова. Новую волну ожесточенных споров породила попытка местных властей подкорректировать эту трактовку истории, подменив первоначальную трехъязычную (кумыкский, турецкий, русский) мраморную плиту на памятнике в тайне от установивших ее организаций: «В память воинам, павшим в боях за свободу России и Дагестана на горе Тарки-Тау вблизи селения Агачаул в 1918 году. Мир и покой их душам» (Обсуждать абсурдность этого поступка (воины, похороненные на турецком некрополе, пали за свободу России? Серьезно?) попросту нет смысла).
Далее...
Этническое квотирование в постсоветском Дагестане: декларации и реалии
Истоки этнического квотирования
.jpg)
Учет этнического фактора в управлении Дагестаном восходит ко времени образования Дагестанской области в 1860 г. как административной единицы в составе Кавказского края Российской империи. Пестрота этнического состава населения региона предопределила названия административных единиц, связав их с локализацией расселения народов Дагестана и всего Кавказа. Практически названия всех округов Дагестанской и Терской областей отражали их этническую специфику: Аварский, Андийский, Даргинский, Ингушский, Кази-Кумухский, Кайтаго-Табасаранский, Кумыкский, Кюринский, Осетинский, Чеченский. Этим они обозначали существовавшие территориальные границы ареалов этно-общинного самоуправления бывших феодальных образований (Шамхальства Тарковского, Кази-Кумухского ханства, Кайтагского уцмийства, Аварского ханства, Дербентского ханства и др.) и союзов сельских общин народов Нагорного Дагестана, преобразовав их в округа и наибства (участки) Дагестанской и Терской областей.
Далее...
Дагестан в тюркском и евразийском контексте
Истекший год ознаменовался в моей активной научно-исследовательской жизни несколькими поучительными в понимании Дагестана и моего кумыкского народа выездами за границу на философские форумы. По приглашению Института экономического развития и социальных исследований в Турции в марте 2018 г. я принял участие в Международном cаммите Невруз, который состоялся в Анталье. Это многонациональное интеллектуальное мероприятие в разных областях социальных наук (в сфере языка, истории, литературы, культуры, искусства и социологии). Общая теоретическая часть саммита прошла в виде международной конференции, в работе которой приняли участие более 60 тюркоязычных ученых из Турции, Казахстана, Азербайджана, Болгарии, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Татарстана, Башкортостана, Хакасии, Якутии, Тувы, Чувашии, Дагестана и др. регионов России.
Далее...
Заявление 7 кумыкских Общин по поводу подлога
Махачкала, 05.01.2019 г.
15 декабря 2018 года, как известно, семью юридически зарегистрированными кумыкскими Общинами в пригороде Махачкалы (с. Агачаул, Карабудахкентского района, где имеется старинный (с 1918 г.) турецкий некрополь) был открыт памятник воинам Кавказской Исламской Армии, павшим в ожесточенных боях в октябре–ноябре 1918 года за освобождение города Анжикалы (русск.название Порт-Петровск) от бандитских формирований британского наймита, генерала Лазаря Бичерахова. Однако, как стало известно теперь, 3 января 2019 года Администрацией МР «Карабудахкентский район» и Администрациией села Агачаул первоначальная трехъязычная (кумыкский, турецкий, русский) мраморная плита на памятнике была в тайне от установивших ее организаций ПОДМЕНЕНА другой русскоязычной следующего содержания
Далее...
Постижение истории народа
К 160-летию со дня рождения Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского
Мы чествуем Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского в новое время, когда произошла историческая переоценка многих наших
прежних политических ценностей и приоритетов, когда пересмотрены многие концептуальные основы и методологические постулаты советского историописания и нашего мировидения. Все это и позволяет нам по-новому взглянуть на роль и значение его личности в нашей истории, объективно, без всяких скидок и оглядок, аналитически оценить его вклад в формирование новой кумыкской идентичности и национально-исторического самосознания.
Далее...
ПОЛКОВНИК КНЯЗЬ НУХ-БЕК ШАМХАЛ ТАРКОВСКИЙ. ВЕХИ СУДЬБЫ
Являясь выходцем из древнего кумыкского аристократического рода шамхалов, права которого русскими царями были признаны возведением их в статус российских князей, полковник князь Нух-бек Тарковский получил блестящее высшее военное образование, окончил престижное Николаевское кавалерийское училище, участвовал в Первой мировой войне (1915-1918 гг.), за боевые отличия стал Георгиевским кавалером, кавалером ряда других боевых наград в императорской армии и к весне 1917 г. дослужился до чина подполковника, а позже и полковника, командира 1-го Дагестанского конного полка (с 30 октября1917 г.). Его политическая карьера началась в 1917 году с участия в первом и втором съездах горских народов Кавказа.
Далее...
Летопись Земли кумыкской
О новой книге Камиля Алиева «Тайны кумыкской топонимики»

Люди обычно не обращают особого внимания на происхождение названий населенных пунктов, рек, озёр, равнин, гор, холмов и т.д., т.е. на этимологию топонимов, являющихся своеобразным «этническим паспортом» (Ж.Дюмезиль). А ведь в них сокрыты многие стороны истории и культуры народа, региона, страны... Зачастую они молчат, а нередко, можно сказать, кричат, взывая к людям постичь пути их обычно нелёгкого развития и даже выживания, беречь их как историческую память, как наследие предков... На нас, современников, еще не очерствевших душой, не «ослепших» сердцем, не ослепленных эфемерными успехами в карьере и в набивании мошны, как бы с молчаливым укором смотрят почти опустевшие горные аулы и тамошние «отеческие гробы» (А.Пушкин), остатки стен древних сел и крепостей, разобранных на строительство новых домов, оплывшие от времени и от нового безвременья таинственные курганы, высушенные или загрязненные озёра, реки..., взывают к разуму и бездумные, безответственные переименования всего и вся, лженаучные «этимологии» географических названий.
Далее...
Восхождение на Олимп

Мало найдется людей в республике, не знающих, кто такой Салав Алиев. Его имя известно и за пределами Дагестана, особенно в тюркском мире, который сегодня переживает период подъема и открытия новых перспектив развития. В этом есть весомый вклад и Салава Алиева. Но это – слава, известность, которые не всегда дают нам полное и ясное представление о том, над чьей головой они реют, как знамя, как огромное полотнище, привлекая к нему внимание общества.
Часто слава заслоняет собой реальные вехи биографии, реальные дела и достижения, а бывает, что и делает из человека легенду, в которой растворяются все личные черты, обретая великие, богатырские масштабы… Примерно такое произошло и с Салавом Алиевым. Его известность как общественно-политического деятеля, как лидера Кумыкского национального движения так велика, что, кажется, будто он уже родился лидером и с первых шагов занимался вопросом возрождения своего народа, спасением его языка, его истории, земель и будущности!
Далее...
Супиянат Мамаева: необычный талант

Недавно в конференц-зале Национальной библиотеки им. Расула Гамзатова состоялась презентация книги «Избранные произведения» известной кумыкской поэтессы, редактора общественно-политического и литературно-художественного журнала «Тангчолпан» («Утренняя звезда») Супиянат Магомедовны Мамаевой, приуроченная к её юбилею. В качестве приложения к упомянутой дате вышел в свет очередной номер журнала с подборкой произведений поэтессы, отзывов ученых, посвящений коллег и почитателей её творчества. К сожалению, по ряду причин мне не удалось вовремя доставить в редакцию обещанный материал, поэтому «вдогонку» отправляю читателям газеты «Ёлдаш» свои заметки.
Далее...
Князь Рашид-хан Капланов. Вехи судьбы
.jpg)
Эта статья мной подготовлена для одного из зарубежных изданий. Но я не рискнул бы сказать, что жизнь и судьба этого замечательного человека нашей истории достаточно полно изучены и освещены в отечественных изданиях. Поэтому предлагаю ее вниманию наших читателей, интересующихся политической историей ХХ века России, Дагестана и всего Кавказа.
Князь Рашид-хан Капланов был одним из первых демократических лидеров Дагестана и Северного Кавказа начала XX века. Он принадлежал к той плеяде дагестанских (кумыкских) политических деятелей, о которых во французской энциклопедии «Ларусс» (1993, т. 14) сказано: «В самом начале XX века кумыки выдвинули из своей среды на историческую арену политической и культурной жизни ряд интеллектуалов нового поколения, сыгравших в истории русских революций на Кавказе и в борьбе за его национальную независимость исключительно важнейшую роль». Как общественно-политический и государственный деятель, Рашид-хан Капланов действовал в кавказском общерегиональном масштабе и известен как в истории Дагестана, Северного Кавказа, так и Азербайджана.
Далее...

На форумах
Время | Топик | Пишет | Читали | Ответов |
11.02.2019, 12:03 |
Кумыкская Национальная кухня |
Asiya |
8335 |
9 |
03.11.2018, 21:40 |
Редкие слова и их перевод на кумыкский! |
Ночь |
73420 |
177 |
18.09.2018, 07:59 |
Полезные ссылки |
Asiya |
16848 |
34 |
28.03.2017, 08:05 |
Дневник (или свободное общение). |
kumukman |
269583 |
840 |
18.03.2017, 18:33 |
Кумыкский словарь |
Своеобразная |
26044 |
28 |
02.09.2016, 03:56 |
Выборы в ГД РФ 2016 |
kumukman |
3312 |
2 |
29.06.2016, 01:27 |
Халпама |
Своеобразная |
9379 |
7 |
29.06.2016, 01:21 |
Дневник-2 |
Своеобразная |
8797 |
13 |
29.06.2016, 01:18 |
Вопрос (пока) только для кумыкских девушек … |
Своеобразная |
72411 |
116 |
23.03.2015, 19:27 |
КУМЫКСКИЕ СМИ |
Эльдар |
23866 |
23 |
14.03.2015, 18:47 |
Верна ли гипотеза о хазарском происхождении евреев-ашкенази? |
Эльдар |
13828 |
10 |
19.01.2015, 13:51 |
Ана тилге уьйренигиз! |
Эльдар |
15375 |
19 |
11.01.2015, 16:46 |
Будущее. |
Эльдар |
17845 |
34 |
28.12.2014, 14:48 |
T?rkiye T?rk?esi ?le ?iirler |
vuslati |
8129 |
2 |
19.12.2014, 23:14 |
Умер администратор сайта "Кумыкский мир" |
Своеобразная |
9597 |
9 |
28.10.2014, 14:22 |
Враги тюрков среди самих тюрков |
pondshus2 |
14200 |
9 |