ШАМХАЛЫ

Здесь обсуждаются вопросы истории кумыкского народа, других родственных народов.

Модератор: Umut

Сообщение Alashuli » 28 янв 2009, 10:19

oReL писал(а):а азербайджанцы тюрки или отуреченные народы, персы например??

Костяк азербайджанцев составляют огузы. А огузы кристальной чистоты тюрки.
Аватар пользователя
Alashuli
Местный
 
Сообщений: 96
Зарегистрирован: 28 авг 2008, 04:00
Откуда: АЛматы, Казахстан

Сообщение Betawullu » 28 янв 2009, 13:32

oReL писал(а):а азербайджанцы тюрки или отуреченные народы, персы например??
Oni takiye zhe "persy", kak kumuki "otyrethenniye lezginy". Ariyi iz odnoy opery. Komu-to othen`` hothetsya tak dumat``, a komu, dumayu, dogadalis`` sami.
Аватар пользователя
Betawullu
Эксперт
 
Сообщений: 284
Зарегистрирован: 16 июл 2008, 04:00

Сообщение Удален » 08 фев 2009, 14:31

Отдохни недельку, почисти конюшни...

Большое спасибо что ты во мне видишь такого, сильного и умного как Геракла.

Откровенно говоря умом-то этот силач не отличался, но меня радует что ты что-то знаешь о Геракле.
А оффтоп я все равно удалять буду.
Гюнтиймес.
Удален
Местный
 
Сообщений: 22
Зарегистрирован: 17 авг 2008, 04:00

Сообщение xazar » 10 фев 2009, 13:40

слышал от одного старого лакца, что если арбуз разрезать, то и там лакец будет! Сколько арбузов за свои 25 лет съел, так ни одного лакца и не увидел. :lol: :lol: :lol:
xazar
Новенький
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 04:00

Сообщение kermen » 28 фев 2009, 18:45

как и обещал вот они тюркизмы в лакском языке:

сначала даётся лакское слово, потом его тюркский корень, потом перевод на русски язык.


дири тири бодрый
ухтанса оьктем гордый
гьал ял (праформа гьал) грива
бурки берек пирог
(в дарг. беркал)
чатир чатыр шатёр
таши ташы вид танца
хъвата кудан
яхша илахша лапша
тура тёре закон
чарса шарса
багьрисагьри багьрсаг внутренности
сагь сах мера пшеницы
бурж борч долг
капаз къапас оплеуха
буллуг боллуг изобилие
шадлуг шадлыг счастье
усталыгъ усталыг мастерство

дунламаг дунламакъ обходиться
катир гатыр мул
щирпи чырпы
гуж гуч сила
сурагь сорагь вопрос
айгъур айгъыр жеребец
бугъа
дяня тана телёнок
къунча хоножин
тяй тай жеребёнок
улак древнетюрк. улаг вьючное животное
урдак оьрдек утка
къана къанна короткий
къашкъа къашкъа плешь
илхъи - йылкы табун лошадей
тула тула охотничья собака
къув къув пух
къур къыр пашня.
ярма
кякян къокъан слива
дугърусси прямой
шахвалут шахбулут каштан

авлах авлах пастбище,
сарыбугъда сарыбудай жёлтая пшеница (сорт злаков)
булакъ булакъ
буран буран буран
къабар къабарчык волдырь
имансиз имансыз негодяй
уртак ортак товарищь
ттугъ тугра знак, символ
хъутур къутур струпья
Изучение тюркского субстрата в чечено-лезгинских языков
В преданиях также говорится, что с глубокой древности в лакских именных названиях сохранились и такие названия, как тамаза, къарти, тургьак.

Еще в моём распоряжении есть с сотню тюркизмов в лакском и других чечено-лезгинских языках, но писать их все здесь у меня нет времени. Достаточно уже написано, чтобы понять, что тюркские языке повлияли на лакский язы, чем он повлиял на кумыкский. Если кумы это тюркизированные лакцы из Кумуха – почему в нашем языке нет ни одного лакского слова? Судя же по изобилию наших слов у лакцев можно утверждать, что Кумух был основан тюрками-кумуками. Это данные языка, а ведь есть ещё и исторические свидетельства.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Zaur Alp Arslan » 26 окт 2010, 23:53

По поводу произхождения Шамхалов...

Период могущества
В XV—XVI веках был период наивысшего могущества Казикумухского шамхальства[24]. Шамхал собирал налоги зерном и скотом с территорий Северного Азербаджана, Дагестана и Чечни. Шамхал представлял интересы своего государства на переговорах с другими правителями. В период военных действий являлся предводителем армии. С шамхалом считаются великие державы того времени: царская Россия, османская Турция и сефевидский Иран. Казикумухский дом шамхалов являлся древнейшей династией правителей в Дагестане, с которой роднились князья Кабарды и Балкарии, правители Ирана, Кахетии и Крыма[25].
Город Тарки становится стратегически пунктом прикаспийского прохода позволявшим контролировать передвижения войск и купеческих караванов, которые приносили большой доход в казну. Важным путём караванной торговли в Дагестане был прикаспийский, ведущий из Дербента в Тарки, и через Эндирей в Астрахань, также на Северный Кавказ в Кабарду, и далее в Крымские и Османские владения. Караваны также переправлялись через центральный горный Дагестан — из Шаки в Кази-Кумух, Аварию и затем в Чечню. Дагестанские купцы активно включились в транзитную торговлю[26]. В торговых операциях использовались золотые и серебряные деньги соседних государств[27].
Шамхалы совершают переезды из Кази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию — город Тарки, где утверждается Тарковская ветвь шамхалов. Али Каяев пишет о шамхалах что «сильная их ветвь переселилась из Гази-Кумуха на равнину»[28]. Титул шамхала в первой половины ХVI века не был уже наследственным, а передавался по старшинству на собрании в Кази-Кумухе[29].
Кроме Кази-Кумуха существовало несколько ветвей шамхальского дома которые в сущности охватывали весь Дагестан: Тарковская ветвь, Эндирейская ветвь, Буйнакская ветвь шамхалов где была резиденция вице-шамхала, Андийская ветвь шамхалов объединявшая андо-цезкие народы, и Кайтагская ветвь. В Кайтаге были шамхальские правители первыми из которых были Хиздан, Ахсувар-шамхал, и Султан-Али-бек[30]. На юге Дагестана, Кюра была ставкой Казикумухского шамхала. В Аварии также порой бывал шамхальский правитель. Согласно Р. Маршаеву, на своих территориях «шамхалы поселяли на бенефициальных правах своих сыновей, многие из которых с течением времени становились наследственными землевладельцами»[31].
Тюркский летописец Мехмет Эфенди пишет об избрании шамхала, что члены шамхальского дома «следуя древним обычаям своих предков отправляются в Кази-Кумух. Здесь на собрании князей и происходит избрание нового шамхала»[32]. Также избирался «крым-шамхал», то есть вице-шамхал.
Надписи из Кумуха сообщают что в 1556 году князь Мухаммед был убит зимой «в сражении с неверными Черкессии». «Это могила Будай-шамхала, сына Умал Мухаммед-шамхала»[34]. Умал Мухаммед-шамхал был отцом Сурхая и Будая. Айтберов Т. замечает что потомков Сурхая мы видим только на равнине (Илдар-шамхал, Гирей Тарковский и т. д.), а потомков Будая только в Кази-Кумухе. В дагестанской историографии принято считать, что шамхалы переселились на плоскость из Кази-Кумуха в Тарки не позже ХVI века. До 40-х годов ХVII века шамхалов продолжали хоронить в Кази-Кумухе на шамхальском кладбище. Последняя из шамхальских могил принадлежит Сурхай-шамхалу и датируется 1641 годом.
Zaur Alp Arslan
Местный
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 02:22
Откуда: Украина

Сообщение Zaur Alp Arslan » 26 окт 2010, 23:58

Чолак Сурхай-хан - кто он по произхождению - Кумык - тюрк. Чолак - хромой, безрукий, безногий и т.п.

Жители Гумука сами прислали выборных к арабскому полководцу Абу-Муселиму просить о посылке к ним наставников в новой вере. Абу-Нуселим сам отправился в Гумук, построил там мечеть, в 777 году по P. X., как гласит надпись на этой мечети, назначил кадиев, а для управления народом поставил Шах-Баала: имя это впоследствии обратилось в титул шамхала. Шамхалам, кроме страны лаков, подчинились еще многие общества и владения Дагестана. Гумукцы, гордясь принятием новой веры прежде других, присоединили к названию своего селения почетный арабский титул гази или кази; затем название «Кази-Гумук», или Казикумух, обратилось в название всей страны и народа.

Шамхалы правили казикумухцами до половины XVII века; но о деяниях их, почти в течение 9 столетий, до вступления их в сношения и подданство государей Российских, нам ничего неизвестно.

Казикумух служил местопребыванием шамхалов до конца XVI века; около этого времени шамхалы начали жить зимою в Тарках или Бойнаке, а только на лето переезжали в Казикумух. В правление шамхала Сурхай-Мирзы-хана, в Казикумухе образовалась сильная партия, стремившаяся к совершенному уничтожению шамхальской власти. Действия ее были столь успешны, что по смерти Сурхай-Мирзы-хана, в 1640 году, последующие шамхалы уже не переезжали более в Казикумух, хотя сохраняли еще некоторую власть над ним, выражавшуюся в незначительных поборах и т. п. Но вскоре казикумухцы отложились совершенно от них и выбрали себе особого правителя, под названием Хахлавчи[2], из фамилии, ведшей свой род от Шах-Баала.
Около 1700 года в Казикумухе умер хахлавчи Али-Бек. У него было два сына: Сурхай-шамхал и Гирей; но оба они умерли еще при его жизни, оставив, первый — вдову и семь сыновей, а второй — вдову и одного сына Сурхая

http://kavkaznasledie.ru/archives/1492
Zaur Alp Arslan
Местный
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 02:22
Откуда: Украина

Сообщение Zaur Alp Arslan » 27 окт 2010, 00:09

Некоторые неграмотные дагестанцы говорят что шамхал - арабское слово, это мол арабский титул... На самом деле у арабов таких титулов нет...


Шамхал или шавхал...
Шав - тюркское свет, Шам - персидское свет, свеча, вечер (ужин), и еще шам элемек - собираться вечером и кушать, шам - собрание, синоним персидского шура - совет, собрание . Хал - персидское - состояние.
Иранские азеры говорят Халын недже - как здоровье... Как видим арабскими словами и не пахнет...

Шамхал - Высокое состояние, Светский титул..
Zaur Alp Arslan
Местный
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 02:22
Откуда: Украина

Сообщение djamrus » 27 окт 2010, 22:22

Шаухалы это кумыкские цари и правил этот род кумыками много веков.
Аватар пользователя
djamrus
Завсегдатай
 
Сообщений: 203
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 04:00

Сообщение atolu » 29 окт 2010, 00:37

Ассаламу алейкум!
Некорректно применять смыслы "царь" в отношении шамхала и "правил" в отношении нашего народа. Известно, что шамхал по своей сути, был аналогом верховного главнокомандующего в войне, и не более. А правление народ осуществлял самостоятельно.
Аватар пользователя
atolu
Завсегдатай
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 14 дек 2008, 04:00

Сообщение kermen » 29 окт 2010, 15:40

царём его называли русские по аналогии с астраханским ханом для них хан это царь. Он был военным предводителем и верховным судьёй по Бий-Адату - то есть в спорах между судами. Тут ошибочно пытались внедрить через форум бий-адат - но это чисто бийское установление, простой народ жил по иным адатам, они хорошо описаны Манаем Алибековым (на сайте есть).
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Zaur Alp Arslan » 01 ноя 2010, 00:52

Ahberdilav писал(а):Персы они по крови азери . По языку турки

Это почти тоже самое что пишут про карачай и балкар типа они кавкасиони просто язык взяли тюркский. Хотя внешне они отличаются чаще от горцев в классическом виде хотя и сами они горцы вот как все запуталось :?


Примерно 30% азербайджанцев - таты (ираноязычные парси, автохоны от древней мидии) еще до 19 века Апшерон Сиазань, Губа в этих районах многие на таском говорили.

10-15% - талышы перешедшие на тюркский

Примерно 10-20% - горские народы перешедшие на тюркский.

Остальное - тюрки.
Первые тюркское население появилось в 7-8 вв до н. э. - сакары (саки), тохары (духары), бунтюрки позже гуны, булгары, хазары, беченек (печенеги).кыпчаки.
До сих пор сохранились кыпчакскиские топонимы Буджак, Казах и др. В 9-10 вв уже в Дербенте огузские племя баят преобладало об этом свидетельствует и дастан " Деде коргуд"
И в 11в уже господство Огузов-сельджуков было по всей территории Ширвана и Азербайджана.
Кроме того надо учитывать что 8 веке арабы переселились в численности от 10-15 тыс в Дербент, Губу, в Шемаху и большая часть было ассимилированно в тюркский.
Zaur Alp Arslan
Местный
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 26 окт 2010, 02:22
Откуда: Украина

Re:

Сообщение WERDUM » 04 июн 2011, 12:49

lak писал(а):вы говорите что шамхалы это татаро монгольская династия- это ваши предположения. у манголов небыло таково титула как шамхал, логично с тюркского шавкал не подходит для титула.


у лакцев шамхал- титул как почётное имя лаксково царя есть у историков за долго до монголов в кумухе.

аварцы незнают как и когда у них появился титул нуцал и как это переводитса- и ответ никак! - это просто титут.

даргинцы также незнают как и когда у них появился титул уцмий и как это переводитса.

тавасаранское майсум - тоже не слово из словаря (как ваше шевкал) а просто титул.

есть иранская летопись где говоритса что когда алксандр

македонский выл иране то он спросил о горах где шас дагестан, и ему

сказали что там есть крепость гумук где у царя шамхала есть золотой

трон правителя мира.



. Титул шамхал впервые упоминается в надписи 677/1278 г. из Цаху-ра — это сообщение о «разрушении селения Хиц Исми-шамхалом (Лавров Л. И. Указ, соч., с. 85). Т. М, Айтберов предлагает иное чтение даты -- 776/1374 г.), этот вариант кажется более предпочтительным. Сама надпись не сохранилась, и точность перевода, сделанного в свое время, трудно проверить.
В надписи из селения Ашты Дахадаевско-го р-на, обнаруженной и изданной Л. И. Лавровым (Лавров Л. И. Указ, соч., с. 217). упоминается имя шамхала. Л. И. Лавров прочитал это имя как Бадр-шамхал, но ознакомление с надписью на месте показало, что такое чтение неубедительно. Текст читается следующим образом: «Построил эту мечеть Б. з. р. (вар. Б, з. ц)-шамхал, сын Т. з. (?) с разрешения войска для люден зирихгеранских, когда они перешли в ислам от неверия» (Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана, с. 376). Надпись не имеет даты, но Л. И. Лавров датирует ее XIV веком, опираясь на палеографические данные. Самая ранняя датированная надпись с упоминанием термина шамхал, относится к началу XIV в. Это уникальная надпись из селения Худуц (также Дахадаевского р-на), датированная 718/1318—19, упоминает шамхала Ахсибара, который присутствовал при составлении дарственной грамоты о передаче земель жителям селения Анджибак, или Анчибачи (Шихсаидов А. Р. Указ, соч., с. 82—83).
В XIV в. титул шамхал был, очевидно, широко известен. Историографы Тимура Низа-маддин Шами и Шарафадднн Йезди сообщают о правителе «области Газн Кумуклук и ьойске Аухара» (по другому списку: «области кумуков и войска аваров») шавкала (по другому списку -- шавхалз), выступившего в 1396 г. против войск Тимура (Тизенгаузен В.-Т. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л„ 1941, т. II, с. 124, 186). В дагестанском историческом сочинении «Тарих Дагестан», составленном в основной своей части в начале XIV в., хорошо показана усилившаяся власть шамхала и крым-шамхала, т. е. наследника правителя.
Таким образом, памятники эпиграфики и упомянутые выше историографы Тимура зафиксировали социальный термин шамхал в XIV в. Это отнюдь не означает, что термин отсутствовал в более раннее время. Дело в том, что, как уже отмечалось, вплоть до начала XIV в памятники дагестанской эпиграфики не передают местную социальную терминологию, заслонив ее всеохватывающим арабским термином сахиб (владелец, хозяин) н т. д. В одном из вариантов «Завещания Андуника», составленном в 1485 г., правитель Хунзаха назвал шамхала падишахом и самым могучим князем в Дагестане (РФ ИИАЭ, ф. 14, д. 220, л. 9). Махмуд из Хиналуга упоминает шамхала, «вали Дагестана». В хронике Абдалхая в связи с событиям» конца XV в. шамхал так же назван «вали Дагестана». В хронографе Абдалхая рассказывается о том большом весе, которым шамхал обладал в Южном Дагестане, в частности в лезгинских селениях. Жители Хюруга сообщают в записи о событиях 900/ 1494—95 г. о столкновении хурюгцев и ру-тульцев с эмирами Элису: «И было убито из нас много мужчин. Затем мы отправились к шамхалу (букв.: «к воротам шамхала»), а он вали Дагестана... Он принял нашу жалобу. Затем он пришел в наше селение, говорил с жителями Ахты, и водворил дружбу и братство между нами и ахтынцамк. Он сказал жителям селения Ахты: «оказывайте помощь и содействие обществу Хурюга до судного дня,—а я далек от них» (Баркуев К-, Ахме-довМ.-К-, Шихсандов А. Исторические сведения о Дагестане из арабских рукописен—В кн.: Ученые записки Института ИЯЛ. Махачкала, 1963, т. XI, серия историческая, с. 178—179). «Без сомнений, инициаторами версии об арабском происхож¬дении шамхалов были сами шамхалы Шамхалы придерживались этой версии и при случае всегда подчеркивали свое благородное пропс-хождение - из рода дяди Пророка. Так, в письме Махди-шамхала Тарковского русскому царю Николаю I от 1830 г. адресант не забывает упомянуть это обстоятельство, тем самым как бы дока¬зывая перед императором, каков политический вес шамхальского титула в глазах всего мусульманского населения Кавказа и Ближ¬него Востока. (См.: АКАК. Тифлис, 1878, т. VII, с. 535).
Первый шамхал был тюрком, прибывшим в Дагестан вместе со своими сподвижниками-газиями в 500 г. х. (1106/07 г.) во главе с мусульманским миссионером Гази-Калантаром. Однако через сто лет в Дагестан вторглись монголо-татары, которые свергли шамхалов-тюрков и назначили нового правителя - шамхала из потомков Чингисхана (Али Каяев. Материалы по истории лаков // РФ ИИАЭ, ф. I, on. I, д. 1642; «Сов. Дагестан». Махачкала, 1990, N 3 - 4). Ученые давно обратили внимание на сообщение русской летописи о том, что во время восстания в Твери в 1237 г. против монголов был убит ханский посол шевкал. В связи с этим высказано два предположения: «установилась власть татар-шамхалов» (Каяев А. Материалы по истории лаков -Рук, фонд Института ИАЭ, ф. 1, оп. 1, д. 1642, с. 269). ). Или же: в период господства монтоло-татар в рак-нинных районах Дагестана «правитель кумыков» мог быть возведен в сан шамхала (Магомедов Р. М. Указ, соя., с. 145). (Махмуд из Хиналуга, События в Дагестане и в Ширване ХIV-ХVвв)
В сочинении, созданном под пером историка Ахмеда Джевдета, о делах Дагестана сказаны следующие слова, которые им заимствованы из обнаруженных им же рукописных страниц, хра¬нящихся в сокровищнице Турции: «В то время, когда прекратилась в этих местах власть потомков Тамерлана и население северного Дагес¬тана обрело самостоятельность, оно избрало себе правителя (хан) из рода Чингиза и назвало его шамхалом», - вот такая запись была обнаружена.
Исходя из этого, утверждение о том, что якобы «члены (узув) шавхальского рода происходят из курайшитского рода Ха-шима», не подтверждается и подвергается отрицанию87.
Еще один аргумент заключается в том, что они (шамхалы. } дела вершат не по шариату, а согласно закону Чингиз-хана «Тёре» — по названию «Дурар». Они не дают наследства женщинам, говоря, что это очень древний обычай (адат).
То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правите¬лями] род Чингиза и назвали их именем «шавхал-хан», исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опору на свое генеалогическое происхождение (насаб), [при этом] не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них так же [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову. ( Джамалутдин-хаджи Карабудахкентский, История Кавказа и села Карабудахкент)
WERDUM
Местный
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 20 май 2011, 15:22

Re: ШАМХАЛЫ

Сообщение djamrus » 09 июн 2011, 01:41

Вообще странная картина определения статусности шамхальского достоинства плучается с одной стороны признаётся его "воинское руководство" а с другой "в дела общества" не вмешивался, такой позиции можно было бы придерживаться говоря о вольных обществах горного Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, и ряда других территорий - где действительно преобладала так называемая "военно-народная демократия", но ни как не в феодальном государстве "Шамхальство Тарковское". как вы его статус неопределяйте титул или звание "ШАМХАЛ" или точнее "ШАУХАЛ" это есть нечто иное как царь и ни как иначе.
Аватар пользователя
djamrus
Завсегдатай
 
Сообщений: 203
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 04:00

Re: ШАМХАЛЫ

Сообщение WERDUM » 09 июн 2011, 10:37

djamrus писал(а):Вообще странная картина определения статусности шамхальского достоинства плучается с одной стороны признаётся его "воинское руководство" а с другой "в дела общества" не вмешивался, такой позиции можно было бы придерживаться говоря о вольных обществах горного Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, и ряда других территорий - где действительно преобладала так называемая "военно-народная демократия", но ни как не в феодальном государстве "Шамхальство Тарковское". как вы его статус неопределяйте титул или звание "ШАМХАЛ" или точнее "ШАУХАЛ" это есть нечто иное как царь и ни как иначе.

Здесь о Кази-Кумукских Шаухалах имеется виду, это было самое большое и могущественное государство Северного-Кавказа за вся ее историю. Ее границы простирались на всем Северо-Восточном Кавказе в том числе и в горах.
WERDUM
Местный
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 20 май 2011, 15:22

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron