Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв.

Здесь предлагается высказывать свое мнение и дискутировать по вопросам, затронутым в наших публикациях.

Модератор: Umut

Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв.

Сообщение KIANO » 04 фев 2008, 04:53

Читал эту статью и не хватило терпения дочитать. Всё же думаю, автор не очень старался, раз писал такое, он опирался на все научные работы подряд не разобравшись толком.

Следует особо подчеркнуть, что в процессе распространения ислама в Дагестане в XI-XII вв. значительную роль сыграли тюрки-сельджуки. Проникновение тюрок на территорию Северо-Восточного Кавказа происходило еще задолго до Х века. Однако, в X-XI вв. мы наблюдаем мощное проникновение тюркского элемента с севера, в лице кипчаков, и с юга - огузов.[code]
Так где же они были раньше кипчаки? Не хочет ли автор, оперевшись на роботы советских "учёных" факторизировать старую песню комуняг про пришлось кумыков? Всё же такая мысль наблюдается. Видимо он не советовался с более авторитетными учёными.

Однако, Д. Кантемир, ученый XVIII в. обстоятельно изучивший могильник, зафиксировал именно огузское происхождении могил6. Об этом так же свидетельствуют перечисление имен мучеников, павших за веру с тюркским титулом "султан" - султан Пир Али Дамасский, Султан Чумга, султан Кух-хан и т.д

Почему интересно именно огузские? А не кипчакские? Как определил? По именам?
Наличие большого числа тюрок в Дагестане указывает и Эвлия Челеби, видевший в 1647 г. "кайтаков" на пути из Мекки в Шемаху. Он оставил о них такое сведение: "по происхождению они монголы, пришедшие из области Механ; сами они турки, говорят по-монгольски. Языки монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад".

Челеби, вроде просто путешественник, который бывал в Кумыкии, раз он знал о кумыках, то как он спутать кумыкский(тюркский) с монгольским? Какая-то путаница. "Кайтак"- думаю, если перевести с кумыкского, которое звучит как "Къайтакъ" или "къайтагьан (адам)", звучать будет как возвращенец или человек возвращающийся, а не как название нации.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что власть монголов в горах была кратковременной, о чем свидетельствует надпись о восстановлении разрушенной татарами мечети после их ухода. Это также подтверждается сведениями Гильома Рубрука, который описывая свое путешествие в 1253-55 гг. писал: "Между морем и горами живут некие сарацины, по имени лесги, горцы, которые также не покорены, так что татарам, жившим у подошвы гор аланов...

"Некие сарацины, по имени лесги..."-вот это мне вообще больше всего понравилось. Это как в песне у В.Высоцкого:" ...Не поеду я к полякам в Улан-Батор..."
Промашек много, думаю этот молодой учёный совсем не старался, раз так небрежно набросал историю.
Адам Олеарий, побывавший в Кумыкии, свидетельствует: "Они заявляют, что неподвластны ни иранскому шаху, ни великому князю Московскому, что они не состоят в подданстве ни у кого, кроме Аллаха".
Аватар пользователя
KIANO
Сучкорез
 
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 04:00
Откуда: Kumukia

Сообщение kermen » 04 фев 2008, 18:30

Киано наверное подпал под влияние Аджиева. До 11 века здесь обитали хазаро-булгары. Аджиев всех без разбра тюрок называет кипчаками, а Дернбент точно огузский (азербайджанский) город. Шихалиев прав.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение KIANO » 04 фев 2008, 19:39

kermen писал(а):Киано наверное подпал под влияние Аджиева.

:lol: С чего ты взял? :lol:
Адам Олеарий, побывавший в Кумыкии, свидетельствует: "Они заявляют, что неподвластны ни иранскому шаху, ни великому князю Московскому, что они не состоят в подданстве ни у кого, кроме Аллаха".
Аватар пользователя
KIANO
Сучкорез
 
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 04:00
Откуда: Kumukia

Сообщение kermen » 05 фев 2008, 11:10

Я это не утверждаю, но Мурад Аджи все сводит к кипчакам в кумыкской истории. В этом есть свой смысл, мы все таки говорим на кипчакском диалекте, у ногайцев кстати есть пословица, что-то вроде почеши кумыка кипчаком окажется. но не все так равнозначно, поэтому наш отличается от ногайского изобилием огузских слов. Нет людей которые бы происходили толко от одного предак, тем более нет таких народов. Кстати собственно кумыкские предания пусть и под влиянием Ветрхого завета возводят кумыков к кимерийцам (8 век до нашей эры). Любопытно что из всех потомков срекди потомков Ноя кумыкские интеллекталы 18-19 вв. выбрали Камера сын Ашкеназа (прродителя германцев) сына Иафета.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Abubakr » 07 фев 2008, 12:36

С чего вообще решили что мы потомки именно кипчаков?На мой взгляд гунны и хазары намного больше участвовали в формировании кумыков.А у Аджи все произошли от кипчаков,даже обезьяны.
Аватар пользователя
Abubakr
Местный
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 11 янв 2008, 04:00

Сообщение kermen » 07 фев 2008, 18:25

До 1930-х гг. в официальной науке регион между Дербентом и Махачкалой (Семендером) считался прародиной булгароязычных тюрок, то есть хазар и барсилов (в честь последних видимо назван Башлы (по даргински Баршли). Отсюда они шли в набеги на Армению и Приднепровиье и в Поволжье где шли войны между тюрками. Кумыкский язык огузо-кыпчакский.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение qazaq » 08 фев 2008, 08:51

кумыкский язык похож на смесь огузского и кипчакского, я когда услышал кумыкский, мне это напомнило как турки на казахском разговривают с турецким акцентом.
Аватар пользователя
qazaq
Местный
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 28 май 2007, 04:00


Вернуться в Обсуждение публикаций

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron