Название Кумук

Здесь обсуждаются вопросы истории кумыкского народа, других родственных народов.

Модератор: Umut

Название Кумук

Сообщение Qarachayli » 14 авг 2006, 01:29

Братья, а откуда пошло название Вашего народа Къумукъ?
Я слышал разные версии, а Вы как считаете?
Аватар пользователя
Qarachayli
Аксакал
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 12 авг 2006, 04:00

Re: Название Кумук

Сообщение Sadr » 14 авг 2006, 11:54

Qarachayli писал(а):Братья, а откуда пошло название Вашего народа Къумукъ?
Я слышал разные версии, а Вы как считаете?

Вот, например, мнение проф. Кадыраджиева
Происхождение этнонима "къумукъ"
Аватар пользователя
Sadr
Администратор
 
Сообщений: 1191
Зарегистрирован: 01 июл 2005, 04:00

Сообщение kermen » 17 авг 2006, 17:00

Насчет значения этнонима КЪУМУКЪ существуют и такие версии, 1)что происходит она от тотемной птицы древних тюрок лебедя-КУ; но убедительных доказательств этому не озвучено.
2)Любопытную версию выдвинул кумыкский лингвист Гарун-Рашид Гусейнов возводящий КЪУМУКЪ к корню КЪОН- оседлый, оставшийся.. От слова КЪОН происходят кумыкские слова къондурмакъ ( приютить, принять гостя), къонакъ-гость, товарищь. По версии Гусейнова этноним КЪУМУКЪ вначале звучавшее как КЪОНУКЪ означал только тех тюрок, что осели на землю и больше не кочевали.
3) Американский лингвист Карл Менгес возводит наше имя к тюркскому народу Qumosi из древних китайских хроник. По его версии Qumosi –предки куман.
4)Но мне ближе версия согласно которой этноним КЪУМУКЪ имеет корень Хун и означает человек. Для сравнения - в монгольском языке слово человек звучит как хунмунг. Многие народы незамысловато называют себя людьми. Например кумыки называют немцев французким словом алманлар (наряду с русским заимствованием-немислер), это слово в переводе значит-люди.
5)Возможно, что КЪУМУКЪ вначале и впрямь звучал как КЪОНУКЪ, но имел один кореньсо словом KONUŚMAK- говорить. Получается, что КЪОНУКЪЛАР-это люди способные разгововаривать, не варвары. Схожее происхождение имеет этноним славянин-словенин, кто умеет «словить», говорить, все не «словяне» для древних славян – немцы, то есть "немые варвары".
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение kermen » 11 сен 2006, 14:28

Кстати персидский истоиик Рашид-ад Дин в 13 веке упоминал среди уйгуров племя КУМУК-АТЫКУЗ, что это тоже тюркизированые кумухцы, как нас пытаются убедить в дагестанских школьных учебниках, это Кумух основан кумыками. Об этом многие писали в 19 в. Доказательство тому нвличие в Кумухе тухумов с кумыкск-тюрскими названиями Джандар, СЕМЕНДЕР, Бороган, БУ- Гунал и др.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение kermen » 19 сен 2006, 10:26

В китайских документах кипчаков называли Кун-Них. ТОЖЕ ИНТЕРЕСНАЯ НАХОДКА, которая может открыть тайну. Само слово кипчак вероятно уйгурского происхождения. САМИ ПОЛОВЦЫ-ИПЧаки называои себя-куманами или шары ( сары), посчледнее слово обозначение их родового цвета, половый-сары, соломенный цвет. Возможно у них знамена были такого цвета. Надо разобраться. А слово куман - это тоже кумык. Ан и Ук (ык) -это тюркские суфиксы. Ан -показатель множественного числа, а укъ -это корень словы укълы (оглы) сын в древнетбркском. в кумыкском улы или улан 9 сравните монгольское -улан),
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение qamxan » 23 сен 2006, 03:08

kermen

Спасибо брат,за инфо.

Хун кажется от Тюркского Гюн,что озночает народ.Например в Турции говорят Ел-гюн,в смысле народ.
Аватар пользователя
qamxan
Местный
 
Сообщений: 128
Зарегистрирован: 29 окт 2005, 04:00

Сообщение kermen » 23 сен 2006, 12:23

вполне возможно, слова народ и человек во многих языках имеют общий корень, тоже и в тюрском. пусть филологи обратят на это внимание. для сранения в польском народный-это людовый, у чеченцов аналогия-человек это нохчи, а народ нах, осюда вайнах-наш народ.В кумыкском народный обычно заменяется словом -халк, арабского происхождения, но если использовать синоним эл многое проясняется.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение kermen » 17 фев 2007, 14:36

Интересные наблюдения по древней истории тюрок на Кавказе

Якуб-бек Лазарев
Среди сочинений плодовитого публициста - кавказоведа середины XIX в., члена Императорского Русского Географического Общества, офицера Дагестанского пехотного полка Якуб - бека Лазарева мы обнаружили любопытную работу под названием: «Открытие вековых тайн для истории Восточного Кавказа до VII столетия по Рождеству Христову или краткий критический взгляд на древности Дагестана и Албании» написанную в Темир-Хан-Шуре в 1855 г. Автор известен и другим своим трудом - «О гуннах Дагестана» (Кавказ, 1859, № 5). Учитывая традиционно высокий интерес наших читателей к вопросам древнейшей истории кумыков, мы решили опубликовать наиболее важные отрывки из обнаруженного нами текста в газете. Следует заранее оговориться, что в 1855 г. еще не был опубликован основной массив армянских и особенно грузинских летописей, потому многие из положений Я. Лазарева явно устарели, однако же, у них нельзя отрицать очарования их первичности по отношению к более поздним, пусть возможно и более правильным научным работам. Ко всему прочему многие тезисы автора, по его же собственному признанию, имеют откровенно полемический характер и носят характер критики на книгу азербайджанского историка Аббас-Кули- Аги Бакиханова «Гюлистан- и –Ирем».
Автор о своих источниках.
По словам Я.Лазарева, «открытие Дагестана также важно для всемирной истории, как иероглифы фараонов для истории древнего Египта». Лазарев отмечал, что при изучении края он использовал «15 разных «Дербент-наме», преимущественно старых с потерянными листами, и рукописи Магомета, Мулла-Рафи, Абульфат Аджами и сверх того руководствовался выписками из разных дагестанских сборников «Маджмау», не говоря об армянских, персидских и других источниках» (Л.22). О Дербент-наме он говорит следующее: «В памятниках туземных, известных преимущественно под общим именем «Дербент-наме» («Дербентиады») с разными сведениями и различных авторов, по большей части безыменных, на языках персидском, кумыкском (гуннском), казикумухском (лакском) и арабском, заключается много драгоценных исторических, географических и статистических сведений, относящихся к VI-IX вв. и далее» (Л. 21). По мнению Лазарева «Дербент-наме» «предлагает обильную пищу для знатока края и для глубокомысленного исследования его древностей» (там же). Среди своих источников автор упоминает также Мар-Абаса Котину, являвшегося «придворным царя Валарса и составившим историю Армении за 149 лет до Рождества Христова» (Л. 47), а также неназваную хронику Мхитара Анийского (Л.56). Из восточных авторов он упоминает некоего Тариха Мевджана, о жизни и научном наследии, которого нам ничего не известно. В своем «Открытии…» Якуб-бек Лазарев также обратил пристальное внимание на комментарии и иные особенности средневековых переводов Библии на армянский язык (Л.19).
О гуннах.
Автор обнаруженного нами документа начинает изложение тюркской истории на Кавказе с эпохи Бронзового века. Согласно Лазареву в походе бактрийского царя Кодолкомора на Сирию, его сопровождали союзники - массагетский царь Таргал (Лазарев дает и другую транскрипцию его имени Таржал) и царь «задербентских хуанов (гуннов) Ариак, известный также как царь Селласарии» (Л. 17). Я. Лазарев датирует этот поход эпохой Моисея (II –е тысячилетие до н. э.) и ссылается на сведения, помещенные в армянском переводе Библии. Согласно автору, имя царя Таргала или Таржала сохранилось за селением в Южном Дагестане, при котором имеется пастбище Хуш-Ейласи («Летовка хусцев»), пастбище простирается до хребта у селения Калакюре. С хусанами или хусцами, населявшими в первые века нашей эры современное дагестано-азербайджанское пограничье, Лазарев отождествляет гуннов- эфталитов. По его данным царей хусанов звали Тютюн-шах (у Бакиханова это имя звучит как титул Бутюн-Шах-ред.), Хушан-шах, Геджран-шах и Филан-шах (Л. 19).
Я. Лазарев твердо убежден, что «кумыкский язык-по сути тот же гуннский» (Л. 21). Гунны же, согласно Лазареву, коренные жители «Задербентской Скифии» (Л. 32). Раскрывая роль гуннов и хазар в истории Дагестана, автор « Открытия…» отмечает их военную доблесть: «…арабы пытались покорить Дагестан, но всегда испытывали ужас и поражение и где? Не внутри гор, а между Дербентом и Гуннскими воротами!» (Л.- 32). Автор пишет, что «Халдейское название Гуннских врат Гисна или Гисин, известное со времен Кявуса (то есть персидского царя Камбиза, 530-522 гг. до н.э. – ред..), армяне называли Гуннские врата Пагаком. Оба эти названия и Гисин, и Пагак означают «оплот», «охрана» (Л.8). Он также пишет, что персидскому царю Кейкавузу (соответствующего по его же словам Камбизу сыну Кира) пришлось «взять крепость Гисин, чтобы захватить Ирканского ( Гиркания область на южном побережье Каспийского моря) царя бежавшего к гуннам, врагам персов» (Л. 35). Я.Лазарев писал, что « крепость Гисин, как говорит автор Тариха – Мевджан, стоит параллельно со стеною Зуль-Гарнейна» (Л.35). По мнению Лазарева, Зуль-Карнайна необходимо отождествлять не с Александром, а с легендарным Фридуном, соответствующим царю Нину Ассирийскому (Л. 35). Автор также сообщает, что по местным источникам (их названий он, к сожалению, он не приводит - ред.) в Дагестане в соседстве с массагетами проживали гунны – савиры (сабилы), а «за ними жили джулаты» (Л. 42).
Среди прочего, в документе есть любопытное сообщение о происхождении названия Дженгутай. Автор возводит его к имени китайских дженов (гуннов - ред.), «они поселились в соседстве с единоплеменными себе дженами-акушинцами, в стране дагестанских хазар (скифов) и, смешавшись с ними (хазарами), приняли их язык. Акушинцы известные аварцам как «дженал» свой новый язык переняли у цудахарцев, происходящих от племени Яфета (Л. 117-118)».
«Дагестанские окаменелости».
В документе также имеется любопытный очерк о скалах внешне напоминающих фигуры людей и животных, который мы и приводим ниже.
«На покатостях горы Харун, между селением Башлы и Каякентом, в семи верстах на запад, от почтовой дороги, в стране кимрских гуннов (так Я.Лазарев называет побережье реки Гамри-озень, название которой, по его мнению, сохранилось в память о древних киммерийцах-ред.) рассыпаны окаменелые бараны с белой и черной шерстью, с пастухами, собаками и котелками и виднеются проезжающим из Дербента в Темир - Хан - Шуру. На скате горы Куллар -Керкендж, в 5 верстах от селения Кара - Будагкент, вправо от дороги в Кубден стоит окаменелый конь со всадником и девицею, увезенною, по преданию, влюбленным, преследуемые братом, окаменевшим также в нескольких саженях (от них). Недалеко от развалин древнего Арказа (ныне с. Аркас в Буйнакском районе - ред.) стоят на горе окаменелые телята и пастушки с котомками на боку, с дудками в губах. В 6 верстах за Темиргоем недалеко от возвышенности Тах-Асли-Кака стоит окаменелая женщина высокого роста, и жители употребляют из ее тела порошок с пользой при зубной боли. На горе Азал – тове, называемой чеченцами Пуцур, что между Анди и Чечней, стоит окаменевшая женщина, по имени Миседу с дочерью своей Шекер – Ханою» (Л. -37).
Следует отметить, что о каменных овцах и пастухе, а также о каменных всаднике и девице 30 годами позже писал учитель Темир -Хан-Шуринского реального училища Алексей Барсов в статье «Предания о некоторых местностях Дагестана» // (СМОПК вып. 2 Тифлис, 1882., отдел II С.140). Только у него овцы размещались возле Каякента, а всадник близ родника Эрмени-Булак. О всаднике Барсов писал, что рука его занесена на лоб в крестном знамении (там же), и местные жители считали, что это памятник некоему армянин (так местные жители называли своих предков-христиан-ред.). Перечень подобных природных феноменов можно продолжить. Так, близ Капчугая есть скала Ахмат-Айсу - Кала, с которой связана легенда, удивительно напоминающая предание о всадниках на горе Куллар - Керкендж. Ахмат имя джигита похитившего красавицу Айсу-бике. Неподалеку от заброшенного Капчугая вниз по течению Шура-Озени можно видеть скалу Таш-Улу, что значит «Каменный мальчик», связанное с известным кумыкским преданием о Тамерлане и мужественном пастушке.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Qarachayli » 18 июн 2007, 16:55

очень схожие названия Куман и Кумук, к стати, Куманов, не помню какой автор, но один отожествлял с рекой Кубань, в принципе очень схожи слова КуБан и Куман.. а возможна ли какая-нибудь связь с рекой Кумой? известно, что многие тюркские племена назывались по названиям рек (например, самоназвание карачаевцев идет от Кубани, къобан на нашем означает горная река, а ее название у нас Къарачай къобан, т.е. Большая река - Къара-большая, а чай-река), хотя я по карте смотрел, Кума течет по самой северной границе Дагестана, явлется приграничной рекой между Дагестаном и Калмыкией.. Кума берет начало в нашей республике, мы ее в народе называем Гум Суу..
Аватар пользователя
Qarachayli
Аксакал
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 12 авг 2006, 04:00

Сообщение kermen » 20 июн 2007, 10:18

Моздокские кумыки называют Куму Ата- Къум, а нащ поэт номер 1 Йырчи Казак называл Терек Ана - Терк. Инетересная гидро-гендерная поляризация получается.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Qarachayli » 25 июн 2007, 11:52

Сегодня прочитал, один пишет, что столица Хазарии город Маджар распологался на реке Кума (Ата Къум)..
Аватар пользователя
Qarachayli
Аксакал
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 12 авг 2006, 04:00

Сообщение kermen » 29 июн 2007, 13:31

На этом сайте упоминаются сибирские тазы-кумукм, что даказывает, что кумыки не от лакского Кумуха имя получили.

http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0267/arxiv06.php
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение kermen » 10 авг 2007, 11:28

Кумыки не могут быть тюркизированными лакцами из селения Кумух, как это утверждают дагестанские официальные историки, так как лакцы раньше называли своё село Кеведи в честь шаха сасанидского Ирана Кавада, а жители другого лакского сел. Хосрех называют своё селение Хусраши и считают его основателем Хосрова Ануширвана (6 в.) Другие лаксие названия сёл также имеют параллели в иранских языках (например Вачи, Кули и др.). Все эти лаки являются выходцами из иранского Курдистана, где и поныне есть народ также называемый лаки. Об этом говорят и восточные источники (Дербент-Наме, Белазури, Казивни и др.). Их там поселили для охраны гогрных проходов от гунно пыташихся обойти Дербент по горам. Аналогичное происхождение имеют и осетины переселённые Ануширваном из Памира для охраны Дарьялского ущелья от аланских тюрок (сообщение Карачайлы). Поэтому осетины ираноязычны. Лаки же будучи не столь многочислены как осетины в языковом отношении ассимлировались протодаргиноязычными племенами, постепенно мигрировавшими из Юждага в направлении Акуши и Леваши. Своё новое же имя Кеведи получило в честь Кабар – Кумука на Шураозени, чьё настоящее имя исказилось в Капир-Кумук из-за того, что кумыки забыли точное значение этнонима кабар. Кази-Кумук же по сообщению Абасса Бакиханова основали хазары из племени качи. В кумыкских этногенетических преданиях хазары известны, как азары, а качи как народ кеш-кеш. О правдивости Бакиханова свидетельствует наличие в Кеведи (Кумухе) родов Джандар, Семендер, Бугуннал и др. Возможно, что качи это тоже что и каси – одно из главных племен мажарских тюрок. Переход «с» в «ч» и в последующем в «ш» вполне обычен для тюркских языков.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Qarachayli » 10 авг 2007, 17:02

kermen писал(а):Кумыки не могут быть тюркизированными лакцами из селения Кумух, как это утверждают дагестанские официальные историки, так как лакцы раньше называли своё село Кеведи в честь шаха сасанидского Ирана Кавада, а жители другого лакского сел. Хосрех называют своё селение Хусраши и считают его основателем Хосрова Ануширвана (6 в.) Другие лаксие названия сёл также имеют параллели в иранских языках (например Вачи, Кули и др.). Все эти лаки являются выходцами из иранского Курдистана, где и поныне есть народ также называемый лаки. Об этом говорят и восточные источники (Дербент-Наме, Белазури, Казивни и др.). Их там поселили для охраны гогрных проходов от гунно пыташихся обойти Дербент по горам. Аналогичное происхождение имеют и осетины переселённые Ануширваном из Памира для охраны Дарьялского ущелья от аланских тюрок (сообщение Карачайлы). Поэтому осетины ираноязычны. Лаки же будучи не столь многочислены как осетины в языковом отношении ассимлировались протодаргиноязычными племенами, постепенно мигрировавшими из Юждага в направлении Акуши и Леваши. Своё новое же имя Кеведи получило в честь Кабар – Кумука на Шураозени, чьё настоящее имя исказилось в Капир-Кумук из-за того, что кумыки забыли точное значение этнонима кабар. Кази-Кумук же по сообщению Абасса Бакиханова основали хазары из племени качи. В кумыкских этногенетических преданиях хазары известны, как азары, а качи как народ кеш-кеш. О правдивости Бакиханова свидетельствует наличие в Кеведи (Кумухе) родов Джандар, Семендер, Бугуннал и др. Возможно, что качи это тоже что и каси – одно из главных племен мажарских тюрок. Переход «с» в «ч» и в последующем в «ш» вполне обычен для тюркских языков.

Источники в подтверждение слов Кермена:
"Прорываясь через горные ущелья в Закавказье и далее к югу, кочевники производили страшное опустошение целых облостей и борьба с ними требовала мобилизации вооружонных сил всего Ирана. Поэтому иранские шахиншахи стремились надежно укрепить кавказские проходы мощными фортифицированными сооружениями с хорошо вооружонными и надежными гарнизонами. В защите кавказских проходов в ровной степени была заинтерисована и Византия. Эта заинтерисованность выразилась в том, что византийские императоры в некоторых случаях брали на себя част расходов, связанных с содержанием иранского гарнизона в Дарьялском ущелье" (Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л.,1941 С.67).
"В районе Дербента иранские шахи велели проложить вначале земляные валы. При Йезигерде 2 (438-457) здесь было начато строительство мощного оборонительного комплекса. В первой половине 6 века н.э. здесь восдвигаются стены из огромных каменных блоков. При строительстве крепостей такие блоки просверливались, а сами отверстия заливались свинцом" (История Азербайджана. Т.1. Баку 1958. С.82). "Тем не менее дербентсих укреплений было не достаточно, чтобы надёжно закрыть границу для кочевых орд с Северного Кавказа. С этой целью был построен целый комплекс крепостей, рвов и каменнных стен на севере Агвании.
Для закрепления своих позиций в Агвании иранские шахи помимо размещения гарнизинонов прибегнули ещо к одной мере- поселению колонистов. Так, здесь появились ираноязычные таты (как и осетины ироны-мое замечание), которые до сих пор живут как в Азербайджане, так и в Дагестане. Кроме того, сасанидские шахи проводили набор всадников в Закавказье, которые затем отпровлялись в далекие восточные и закаспийские гарнизоны. Большынство отправленных туда воинов обратно не возвращались."(тамже)
Аватар пользователя
Qarachayli
Аксакал
 
Сообщений: 573
Зарегистрирован: 12 авг 2006, 04:00

Сообщение kermen » 13 авг 2007, 09:55

В 1786 г. Якоб Рейнегс живший в Тбилиси и активно использовывавший данные грузин, а также сообщения очевидцев писал: К норд-весту (северо-западу) от княжества Шамгал находится ещё другое княжество, которое собственно назвывается Гази - Кумук , оно граничт к западу с аварами, к югу с Табасараном, а квостоку Дербентом и Каракайдеком. Когда арапы в 7 в. завоевали сие княжество, тогда оно называлось Кумук, в честь ему прибавили они к сему имени гази (храброй); иное имя Гази –Кумук и до сего дня известно, уверяют, что В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА ЗЕМЛЯ СИЯ НАЗЫВАЛАСЬ «КЕШ» ОТ НАРОДА АЛАНОВ ПРОИЗОШЕДШЕГО, ДА И НЫНЕШНИЕ ЖИТЕЛИ ИМЕЮТ ЕЩЁ В МЫСЛЯХ СИЕ ПЫШНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ И ОТ АЛАНОВ ПРОИЗВОДЯТ НАЧАЛО СВОЁ.

Рейнегс называет князем Гази – Кумука Тишсиз – Баммата Бамматулинского и помещает его у реки Шура-озень что соответсвует территории кумыкского княжества Бамматула.
Вполне вероятно, что горный Гази – Кумук был основан выходцами с равнины привнёсшими в горы привычное для себя название.

Что касается КЕША, то налицо параллели с названием одного из абазинских родов «Кеша», которое абазины могли воспринять от карачаевцев, на земле которых они поселились после своего бегства из Абхазии.
Можно также вспомнить кара-къашей Астрахани, которых венгерский тюрколог 19 в. Вамбери называл смесью кумыков с ногайцами. Можно также добавить этноним Черкес, название древнего кумыкского городища Харкес. У всех у них вероятна праформой является название древнеуйгурского рода Кас. Допустимо предположить, что аланы и сарматы изначально являлись протоуйгурским народом отправившимся в эпоху хакана Моде (3-й век до нашей эры) к берегам Западного моря (Каспийское море).
Что мешало тюркам мигрировать на запад ещё до нашей эры? Ничто кроме упорства лжеисториков не смеющих этого признать. Возможно и другое, что уйгуры сами являются выходцами с Кавказа, не все конечно, а в первую очередь род Кас. Слово Кас (Кес) можно перевести как человек (в современных тюркских языках къиши).
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1