Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Здесь обсуждаются вопросы истории кумыкского народа, других родственных народов.

Модератор: Umut

Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Сообщение adjamatoff » 04 фев 2012, 15:28

Султан-Мут Тарковский
В республиканской общественно-политической газете «Республикa» от 16 декабря 2011 г., была опубликована статья журналиста Багаудина Узунаева под заголовком «Султан-Мут - созидатель смут».
Как пишет автор, мысль написать данную статью у него возникла в ходе недавней (13 декабря 2011г.) конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения ученого-этнографа Девлет–Мурзы Шихалиева.
В монографии Д.М. Шихалиева немало ценной информации, на которую сегодня ссылаются современные ученые. Проведение вышеупомянутой конференции – это заслуженная дань уважения ярчайшему представителю творческой дагестанской интеллигенции XIX века. Имя его достойно того, чтобы о нем упоминалось в учебниках по истории Дагестана, а жизнь и деятельность всесторонне изучались.
Говоря об ученом, о вышеупомянутой конференции, Б.Узунаев обвиняет выдающего полководца и государственного деятеля, организатора и руководителя борьбы народов Северного Кавказа за свободу и независимость Султан–Мута Тарковского в сепаратизме, с действий которого, якобы, началось дробление Шамхальства Тарковского.
Прежде всего, хотелось бы представить читателям для обозрения мнение самого Д.М. Шихалиева из вышеупомянутого научного труда по данному вопросу:
«Русские, желая упрочить за собою владычество над сопредельными Тарковскому городу землями или в виде помощи Грузии, чтоб отвлечь от нее внимание горцев, объявили в 1590 году Дагестану войну, и, завоевав часть владений шамхала, построили при Андрееве (вероятно, на развалинах древнего Кызыл–Яра), Тарках и еще где–то, по повелению царя Федора Иоанновича и по распоряжению Бориса Годунова, три крепости. Такое соседство сильного, но для Дагестана совершенно чуждого народа, не нравилось Гирею–шамхалу, сыну Чобана, который, по-видимому, не в силах был изгнать их из своих пределов собственными средствами, а искал союза с другими кавказскими племенами. Султан-Мут, имевший родственные связи с кабардинцами, предприимчивый и честолюбивый, пользуясь критическими минутами своей родни, привел из Кабарды дружину, состоящую из 13 тыс.человек, и был первым и главным виновником изгнания из вышеописанных крепостей русских гарнизонов, конечно, оказал шамхалу существенную услугу и по справедливости мог приписывать себе всю славу такой победы. Событие это, как положительный факт, может объяснить вышеприведенное предание относительно уступки Султан–Муту нынешней Кумыкской плоскости; ибо можно полагать, что он (Султан-Мут) удел свой получил от отца или другой родни, как край уже завоеванный им у неприятелей.»
Как видно из известного научного труда о Д.М. Шихалиеве, о котором идет речь в статье Б.Узунаева, Султан-Мут удел свой получил от отца или иной родни, как край им уже у неприятелей завоеванный.
О каком же сепаратизме здесь может идти речь?!
Победа Султан–Мута в освободительной борьбе стала прочным заслоном на пути вообще возможной ликвидации, как такового, Шамхальства Тарковского, одного из самых крупных и сильных государственных образований на Северном Кавказе и других удельных владений Дагестана.
В последние несколько лет прошли три научно-практические конференции с участием ведущих ученых Дагестана, республик Северного Кавказа, ближнего зарубежья, где была отмечена роль великого сына Кавказа Султан–Мута, как выдающего полководца, как человека, всемерно способствовавшего развитию наук и образования, укреплению дружбы между народами Кавказа, распространителя ислама среди многих племен и народов Северного Кавказа.
По инициативе Султан-Мута в Дагестане была организовано несколько съездов, которые были призваны прекратить междоусобицу и установить мир не только между народами Дагестана, но сплотить и объединить все народы Северо-Восточного Кавказа.
Султан-Мут одержал победу, значение которой трудно переоценить. Она стала поворотной не только в истории Дагестана, но и всего Кавказа. Она серьёзнейшим образом повлияла на политику Москвы на Кавказе, да и на взаимоотношения самих народов Кавказа. Известный историк, автор «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзин, оценивая значение победы Султан–Мута в этой войне пишет: «Сия битва несчастная, хотя и славная для побеждённых, стоила нам жизни от шести до семи тысяч воинов и на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане».
Известный общественный деятель, историк – Абдулнасыр Кадыров в одной из научных конференций в своем выступлении сказал:
«Выигравший около сорока сражений и не проигравший ни одного, лично возглавляя свою армию в походах на Кабарду, Грузию и в генеральных сражениях с армиями Ивана Грозного и Бориса Годунова, Султан-Мут Тарковский подверг полному разгрому эту коалицию, превосходившую по военным, людским, материальным ресурсам многократно. Этим он снискал себе славу одного из выдающихся полководцев и государственных деятелей в мировой истории, ибо в священной, справедливой войне он спас свой народ от порабощения и полного истребления. Некоторые считают, что Султан-Мут был феодальным владетелем, который оторвал какую–то часть от Шамхальства.
Во–первых, его деятельность не была сепаратистской. Он в борьбе с братьями добивался только справедливого права на свой удел в Шамхальстве Тарковском.
Во–вторых, именно Султан-Мут Тарковский лично возглавил войну за спасение Шамхальства, объединив все силы феодальных владетелей.
В–третьих, ему пришлось столкнуться с попытками других феодалов с помощью России и Ирана уничтожить его владение. Это была обычная феодальная междоусобица, в которой именно Султан-Мут был «спасителем» дагестанского единства. Сын Султан-Мута Айдемир не зря был избран верховным правителем Дагестана – Шамхалом, т.к. авторитет его отца, который объединил и спас Дагестан, был высоким в народе.»
В ходе начавшейся жестокой, кровопролитной войны, как отмечает известный военный историк, генерал–лейтенант В.А. Потто, «тогдашний шамхал … отказался от власти и передал ее Султан–Муту, чтобы тот шамхальствовал». В.А. Потто пишет, ссылаясь на имеющиеся у него источники, что «Султан-Мут поднял на ноги весь Дагестан», а также, что «на зов Султан-Мута сбежались все горцы».
Действительно, в отрядах Султан-Мута находились представители многих племён и народов Кавказа, и по мнению С.А. Белокурова, победа Султан-Мута серьёзнейшим образом повлияла «на отношения Московского государства с народами Кавказа». Царское правительство в дальнейшем изменило тактику борьбы за влияние в Дагестане. Оно после рассмотренных событий 1604-1605 гг. более 118 лет не совершало военных акций в отношении Дагестана, а стало на путь привлечения его владетелей на свою сторону разного рода экономическими привилегиями.
За короткое время Султан-Мут создал независимое государство, относительно небольшое по размеру, но с которым считались главы таких держав, как Московская Русь, Иран и Турция, и вели с ним официальную переписку. То Иран, то Московское государство пытались подавить сопротивление Султан-Мута. Но Султан-Мут оставался непокоренным.
О Султан-Муте заговорили как в странах Западной Европы, так и во многих странах Востока. Целый цикл своих стихов посвящает Султан-Муту классик немецкой поэзии Пауль Флеминг. Рассказы о его подвигах, становясь легендами, передаются из уст в уста. Для многих он становится символом мужества и непоколебимости.
Адам Олеарий (1603-1671), посетивший Дагестан и лично встречавшийся с Султан-Мутом, писал: «Они заявляют, что им нет дела ни до шаха персидского, ни до великого князя Московского, они (дагестанцы) подвластны лишь одному Богу». Далее Адам Олеарист пишет: «Ни персы, ни русские, между владениями которых они расположены, не могут укротить их военной силой».
Сей факт подтверждают и восточные источники. Так, знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в те же годы в Дагестане и гостивший немало дней у «дагестанского падишаха» Султан-Мута, свидетельствует о независимом от Москвы и Персии его правлении. Он, в частности, пишет: «…бессмысленно тягаться и выйти победителем в борьбе с дагестанским шахом (Султан-Мутом) … они храбрые молодцы, дающие отпор всем врагам».
Говоря о Султан-Муте, нельзя не сказать о том, что он внес большой вклад в распространение и укрепление Ислама на Северо-Восточном Кавказе. Султан-Мут усиленно вводит законоположения шариата. Он заставляет многих блюстителей местных обычаев признать верховенство божественных законов над местными.
Свято чтя Коран и Сунну Пророка Мухаммада (с.а.в.), Султан–Мут заявляет: «Посвяти каждое свое слово, каждое действие, каждую мысль служению Всевышнему Аллаху. Ибо существует лишь одна реальность, одна истина - это Бог. Все остальное – иллюзия и ненужная суета. Помни это всегда. Когда ты забываешь об этом, ты забываешь самого себя».
С именем Аллаха воины под предводительством Султан-Мута отправлялись в бой и побеждали врага. И побед этих на счету Султан-Мута было немало. Как утверждает тот же В.А. Потто, в 1594 году при отражении похода Хворостинина, горцев «вели муллы с поднятыми под головами свитками и с завыванием (пением – Б.А.) огненных стихов из Корана».
В вышедшем недавно энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи» отмечается роль Султан-Мута в распространении Ислама на территории Чечено-Ингушетии.
По праву чеченцы назвали великого Султан-Муха именем Ших-Мут, то есть шейхом, отмечая его высокий духовный уровень. Чеченский историк. С. Умаров пишет об этом в статье «Ислам и война». (Умаров С. Ислам и война // Кавказ. Владикавказ, 1992 № 1.С1).
Султан-Мут принимал активное участие в распространении ислама и в Кабарде. Эвлия Челеби, описывая одну из крепостей Большой Кабарды, отмечает: «Комендат этой крепости – Мажар Мухаммед-ага …Кадием же назначен Тухтар Хаджи-Али из кумыков. Вместе с ним (кадием) в этой крепости прочно обосновалось 100 кумыкских молодцов-джигитов. Все они мусульмане единобожцы толка Шафи. Кадий Тухтар у них определяет посты во все времена года… И вот вследствие того, что эти люди являются мусульманами, правоверными единобожцами, они стали истреблять всех своих свиней… Здесь были устроены: баня, соборная мечеть, квартальная мечеть и постоялый двор. Они стали читать книгу с азбуков «Элиф, бэ…». Таким образом, сей край сделался землей, достойной похвалы, присоединился к странам Ислама».
Благодаря Султан–Муту Эндирей становится духовным, образовательным и политическим центром Северо-Восточного Кавказа. Здесь обучались муталимы из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Карачая, Адыгеи, а также Поволжья (Татарстан) и других регионов. Достаточно назвать известного Кабардинского ученого и просветителя Шору Ногмова, знаменитого в Урале-Поволжье путешественника Тажеддина Ялгыгулова и других, судьба которых приводила в знаменитый Эндирей.
По инициативе Султан-Мута был организован «Маджлисул-уламагь» (Совет мусульманских богословов), который координировал все дела, связанные с организованными мероприятиями по религиозным вопросам и по вопросам внешней и внутренней политики, экономики подвластного ему государства.
Многие ученые отмечают, что крупным явлением в духовной жизни дагестанцев стало возрождение в конце XVI - начале XVII вв. (именно в период жизни и деятельности Султан-Мута), средневековой арабоязычной культуры, которое И.Ю. Крачковский называет своеобразным ренессансом (возрождением).
В этот период Мухаммад Аваби Акташи из Эндирея создал известный исторический труд «Дербенд-Наме».
Н. Дубровин, описывая прибытие Султан-Мута в Эндирей, пишет: «Прибытие князя, знаменитого своей предприимчивостью, храбростью и умом, со значительным числом ему преданных … было как бы откровение свыше (в деле) правления и власти гражданского, и все они незаметно и без принуждения, покорились ему как слабый сильнейшему, как необразованный просвещенному».
О том, какие разительные перемены произошли в Эндирее после прибытия сюда Султан-Мута, свидетельствуют слова великого турецкого путешественника Эвлия Челеби, который гостил у Султан-Мута: «Это город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных … его ученые обладает мудростью арабов и великими знаниями, искусные врачи здесь несравненны».
Как видим, прав был Дубровин, когда писал, что «появление Султан-Мута было как бы откровение свыше».
Об усилении роли Эндирея в политической жизни Кавказа свидетельствуют не только русские и восточные, но и ряд западных источников. Так, например Якоб Рейнегс пишет:
«Из всех Кавказских народов Андрие (Эндирей) за первейшее почитается, где каждый чужестранец и беглец находит себе защиту и прибежище, и для того стекается сюда великое множество людей из разных народов».
Согласно мнению известного дагестанского историка проф. М.-С. К. Умаханова «Эндирейское владение в политической жизни Дагестана и Северного Кавказа в XVII веке играло все возрастающую роль… Эндиреевцы в первой половине XVII веке оказывали упорное сопротивление войскам иранских шахов, пытавшихся установить свое господство над Дагестаном и другими народами Дагестана».
В войсках Султан-Махмуда находились представители почти всех народов Северного Кавказа: кумыки, кабардинцы, чеченцы, аварцы, даргинцы, балкарцы, карачаевцы, лакцы, ногайцы, ингуши и многие другие народы. Они сражались, проявляя сплоченность и невиданный героизм. Об интернациональной сущности освободительного движения, возглавляемого Султан-Махмудом, и о всемерной поддержке, оказываемой ему народами Кавказа, говорит следующий факт: «…особо приближённые сподвижники Султан-Махмуда приобрели некоторые преимущества и были освобождены от всех повинностей. Они составляли особый класс, первый в народе после князей, ставший известным под именем сала-узденей. Это дворянское сословие было образовано в основном из выходцев именитых родов Кабарды, Крыма, Аварии, Чечни, Балкарии, Карачая, Адыгеи, Кубани, Ногая, и т.д. Таковыми были выходцы из Салатавии: Абдурахмановы, Азнауровы, Канбулатовы, Казибековы (они же Умашевы), Паштовы, Раджаб-Аджиевы, Султановы (они же Ибрагимовы), Умар–Аджиевы и Баммат–Аджиевы из Балкарии, Тутушевы из Крыма, Качалаевы и Боташевы из Кабарды.
В одном из преданий говорится о том, что «очень жестоко наказывал Султан-Махмуд тех, кто пытался разделить людей по этническим и расовым признакам. «Ни у кого из нас нет преимущества над другими, - говорил Султан-Махмуд. – Вы можете быть лучше или хуже другого лишь по одному признаку – лишь по тому, насколько лучше служите своему Господу – Всевышнему Аллаху, а во всем остальном это не ваша заслуга, а милость Творца».
В целях укрепления дружественных отношений между народами Султан-Мутом были заключены интернациональные браки. Он был женат на представительницах разных народов Кавказа – дочерях самых влиятельных на Северном Кавказе в то время феодалов: кабардинского князя Мудара Алхасова, Аварского хана, кайтагского уцмия и на племяннице Алибека Кази-Кумухского.
Политическая деятельность Сутан-Мута, направленная на усиление общекавказского единства, несмотря на сильное противодействие незаинтересованных в этом великих соседних держав - России и Ирана, была довольно успешной.
Фактически на огромной территории Северно-Восточного Кавказа Султан-Мут создает подобие большого государственного образования - союза свободных независимых удельных владений, племен и общин, связанных между собой договорными обязательствами.
Данный союз имел огромное прогрессивное значение. Он всемирно способствовал укреплению дружественных, братских отношений между народами Кавказа, усилению содружества в военном отношении, торгово-экономическому сотрудничеству, взаимопроникновению и обогащению культур. Одной из основных нитей, связывающих народы в данном Союзе, был ислам.
Султан-Мут не был «созидателем смут», как пишет Б. Узунаев, а был одним из великих сынов Кавказа, чье имя заслуживает быть вписанным золотыми буквами в летопись истории нашего отечества.
На его примере должно воспитываться подрастающее поколение. Он - носитель идей единения, прогресса и духовности, которые сегодня так необходимы нашему обществу.
adjamatoff
Новенький
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 15:25

Re: Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Сообщение Sadr » 05 фев 2012, 14:56

Статья в целом является аргументированным, вполне резонным ответом на, ошибочный с точки зрения автора, взгляды Б.Узунаева.
Однако статья заканчивалась абзацем, который, во-первых, совершенно не соответствовал содержанию и стилю всей статьи, во-вторых, был неуместным, граничащим с прямой угрозой, выпадом против личности Амина Ибрагимова, что недопустимо Правилами нашего форума. Поэтому этот абзац был мною удален.
Просьба в дискуссиях не опускаться до взаимных оскорблений.
Когда все думают одинаково, тогда не думает никто.
Аватар пользователя
Sadr
Администратор
 
Сообщений: 1191
Зарегистрирован: 01 июл 2005, 04:00

Re: Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Сообщение Patriot05 » 06 фев 2012, 12:45

Браво, браво!!! Рожденный от наложницы и лишенный наследства, обретает могущество и становится святым, ШЕЙХОМ...молодцы,орлы!!!
“Прости того, кто злодействует против тебя. Иди к тому, кто обижен на тебя и делай добро тому, кто делает тебе зло. Говори только правду, даже если она будет против тебя."
Хадис
Аватар пользователя
Patriot05
Местный
 
Сообщений: 83
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 12:31
Откуда: Kavkaz

Re: Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Сообщение atolu » 12 фев 2012, 10:13

Patriot05, ты случайно не есть Багавдин Узунаев?:)
Аватар пользователя
atolu
Завсегдатай
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 14 дек 2008, 04:00

Re: Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Сообщение atolu » 12 фев 2012, 16:12

Хотя, откровенно говоря, не столь важно ты это или нет, ибо твои сообщения выдают твою непринадлежность к нашему народу, и более того, выдают твою ненависть и неприязнь!
Ну да ладно, разберем лучше твой бред относительно того, что оьзден къатын из кабардинского рода Анзоровых, жена Чопан-шаухала (Аллагьу Таала шону къазаватын къабул этсин!) и мать Солтан-Мута в твоих речах вдруг превратилась в наложницу!!! Бред относительно лишения Солтан-Мута наследства я сознательно обхожу, ибо Багъавутдин-агъай(Аджаматов) все по полочкам тебе там разложил;)
Итак, с какой стати оьзден къатын вдруг превратилась в наложницу?!
Аватар пользователя
atolu
Завсегдатай
 
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 14 дек 2008, 04:00

Re: Султан-Мут Тарковский ответ узунаеву

Сообщение BEKTEMIR » 12 фев 2012, 20:42

Fuuu a ya vsegda dumal chto Uzunaev normalniy pacan okazalos net jal.
BEKTEMIR
Завсегдатай
 
Сообщений: 215
Зарегистрирован: 25 май 2011, 23:46


Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1