О происхождении термина "кази-кумух"

Здесь обсуждаются вопросы истории кумыкского народа, других родственных народов.

Модератор: Umut

О происхождении термина "кази-кумух"

Сообщение Sadr » 01 янв 2009, 19:40

Выложил статью известного кумыкского ученого-лингвиста Гарун-Рашида Гусейнова Гумик~Гумук~Кумук средневековых источников: опыт историко-этимологической и ареальной интерпретации.
Скрупулезно изучая практически все письменные источники и на основании глубоких знаний истории развития языков (тюркских и не только), ученый приходит к заключению, что:
1. Кази-Кумух не всегда был наименованием населенного пункта, но прежде был наименованием области расселения кумыков.
2. Приставка Кази- является смещением (в более позднее время) первоначального значения къаз(-ар) - хазарский на религиозный термин гази- воитель за веру. Такое переосмысление слов – явление не редкое.
Автор придерживается мнения, что самоназвание кумыков в древности было "комук", со смысловым значением "оседлые".

Эти выводы согласуются с концепцией массового переселения народов с южных склонов Кавказа на северные в годы активных действий турков-сельджуков (ок. 1000 года н.э.)

Читать текст сложновато из-за обилия специфических историко-лингвистических терминов и суждений, но ход мыслей и смысл заключений понять не трудно. Часто встречающееся уточняющее слово "наверное" у Гусейнова надо понимать как "скорее всего" или даже "логически следует".
Когда все думают одинаково, тогда не думает никто.
Аватар пользователя
Sadr
Администратор
 
Сообщений: 1191
Зарегистрирован: 01 июл 2005, 04:00

Сообщение lak » 02 янв 2009, 14:09

Кумыки являются ...
Здесь речь идет о происхождении термина "кази-кумух", а не о предках кумыков. Соблюдайте Правила.
Гюнтиймес.
Аватар пользователя
lak
Местный
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 04:00

Сообщение kermen » 03 янв 2009, 12:08

Раньше Кумух назывался лакцами Кбади. Откуда они заимстовали название Кумух, понятно что только от кумыков-куман.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение lak » 28 янв 2009, 21:02

kermen писал(а):Раньше Кумух назывался лакцами Кбади. Откуда они заимстовали название Кумух, понятно что только от кумыков-куман.


здравствуй вася, ............

До свидания петя. Отдохни пока, ты мне надоел.
Гюнтиймес.
Аватар пользователя
lak
Местный
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 04:00

Сообщение kermen » 29 янв 2009, 11:16

lak писал(а):
kermen писал(а):Раньше Кумух назывался лакцами Кбади. Откуда они заимстовали название Кумух, понятно что только от кумыков-куман.


здравствуй вася, ............

До свидания петя. Отдохни пока, ты мне надоел.
Гюнтиймес.


Сам ты Вася! О Кубади я вычитал в книге об устном творчестве лакцев. Её автор (кажется лакец) Халилов.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Рашид05Даг » 05 окт 2010, 04:45

Я вот одно не пойму вот вы говорите что у вас тоже чтится гостеприимство но поведение админа не замечаете. кроме Кумыков сообщения которые написали представители других нации он стирает еще ведет себя не подобающе. Здесь те форум каждый пишет свое мнение а потом идет нужно рассуждать так или нет но не таким способом. Админ который должен следить и призывать к порядку сам его нарушает. Я понимаю если написано что то грубое или же оскорбляющее задевающее достроинсво мат и тд. но не простые сообщения которые никого не задевают.
Рашид05Даг
Местный
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: 29 авг 2010, 21:42
Откуда: ЧIАРАДА

Re: О происхождении термина "кази-кумух"

Сообщение WERDUM » 20 май 2011, 21:31

Прошло всего лишь 10 лет со смерти Мухаммада(с.а.с) как мусульманские войска под командование Абдурахмана ибн Рабийи подошли к Дербенту и близлежащим районам, заняли их и там же обосновались и начали совершать походы оттуда в Кумух, Кайтак, Табасаран, которые они обложил налогами и заселил переселенцами.

На первом этапе ислам не получил широкого распространения но мусульмане заложили основы для дальнейшего процесса исламизации, было выстроена система рибатов, это укрепленные поселения, из которых мусульмане несли знамя Таухида народом Дагестана.

Вторым этапом распространения ислама в Дагестане связано с захватом Дербента 1067 г. сельджуками под предводительством Сау-Тегина. Кумыков в начале и середине XI в. упоминают сельджукские источники и Махмуд Кашгарский. Эпитет же "гази" ("воители за веру", "святые") кумыки получили не ранее XI в., ибо, по свидетельству Масуди (X в.), в его время они были все еще "кафирами". Кафирами кумыки оставались и в начале XI в. (1030-1064 гг.) в период их войн с мусульманами-шедадидами и начала сельджукских походов на Кавказ. Следовательно, мусульманами они стали в период сельджукских завоеваний. Сельджукский период в истории Дагестана характеризуется тесными контактами мусульман Дагестана со странами мусульманского Востока. Знаменитый визирь Мелик-шаха Низам ал-Мулк ( 1092) основал медресе ан-Низамийе, в которой получили подготовку многие дербентские богословы, правоведы и суфии . Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях, так как сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, поскольку ислам среди тюрок в степи распространялся именно суфиями .

Насколько мы можем ныне судить на основании источников, окончательное принятие кумыками ислама состоялось, очевидно, в период между 1064-1131 гг. Но еще в середине XIII в. (1242/43 гг.), в период монгольских завоеваний и в "списке покоренных монголами народов" Плано Карпини, кумыкский этноним фигурирует без эпитета "гази". Это и естественно, ибо эпитет "гази" к их самоназванию, скорее всего, прибавился в период утверждения ислама в качестве официальной религии в Золотой Орде в правление Узбек-хана (1312-1342 гг.), к имени которого также приставлялось мусульманское почетное прозвище "гази". Очевидно, кумыки, будучи народом, принявшим ислам задолго еще до вхождения в состав Золотой Орды, в период религиозной реформы Узбек-хана в XIV в. проявили себя ревностными "воителями за веру", сыграв среди народов Северного Кавказа, по выражению венгерского востоковеда А. Вамбери, "роль мусульманских культуртрегеров". С XIV в., очевидно, и закрепилось за ними почетное их название "кази-кумуки". Это подтверждается и тем фактом, что в конце XIV в. в составе Золотой Орды, как свидетельствуют исторические источники, существует кумыконаселенная административная область "Гази-Кумуклуг вилаети" ("Область гази-кумуков").



Факторы распространение ислама в Кумыкии






В отличии от остального Кавказ в Дагестане у имамов и кадиев были экономическая база для развития ,которая базировалось;

Во-первых на налоге в пользу бедных(закят). Закат шел на содержание сирот, вдов, несостоятельных путников и других материально неимущих, а также нужды учебных и культовых учреждений, мечетей и медресе, на содержание обслуживающего их персонала.

Во-вторых в отдельных мечетях, имевшие в своем распоряжении вакуфные земли, обычно сдавали их в аренду и получали определенный доход, который так же, как закят, использовался на благотворительные цели, на помощь бедным и на содержание примечетских школ.

Также хочется отметить роль исламского духовенства при дворе крупных феодалов. Как сообщает турецкий путешественник Эвлия Челяби, шамхал имел своего шейх-уль-ислама и муфтия, а также усмий кайтагский имел своего муфтия. Из среды духовенства выходили визири и назиры. Любопытный факт, сообщает нами вышеназванный турецкий путешественник что кумыкские шамхалы называемые в русских архивных материал времен Ивана Грозного как "дагестанские падишахы", усаживали своего шейх-уль-ислама, на торжественных мероприятиях выше шамхала.

Очевидно, что интеграция духовенства во властный механизм сыграл не маловажную роль в закреплении и развития ислама среди кумыков, но имело также негативные стороны.






Феодалы против шариата



Очевидным фактом тормозящий закрепления ислам среди кумыков выступило феодальная верхушка которая на определенном этапе исламизации поняла что введение шариата ограничит их власть в противовес ему, ханы приступают к кодификации права, изменяя существовавшее раньше обычное право в своих федальных интересах. В частности Султан-Ахмед-ханом-усмием, правившим кайтагским феодальным владением до 1588 г., был составлен кодекс законов, при помощи которых они стремились изменить обычное право родовой общины и узаконить феодальные отношения (русские авторы ошибочно приписывают составление данного кодекса Рустем-хану - внуку Султан-Ахмед-хана). В составленном (как о том пишет Бакиханов и подтверждает предание) Султан-Ахмед-ханом законе, известном в Дагестане под названием. "Бий-Адат" (княжеский обычай), имевшем силу до Октябрьской революции.

Почему же кумыкские феодалы так упорно придерживались адатов и отказывались внедрять шариатское правосудие? Причины этого упорства крылись отнюдь не в идеологических или национально-патриотических мотивах. Дело было в том, что феодалы с внедрением шариата полностью теряли свою безграничную власть над народом и финансовыми ресурсами, лишались возможности чинить произвол, самостоятельную расправу и беззаконие. Шариат нес невыгодную для феодалов справедливость, которая делает всех равными перед законами Аллаха.

Как пишет генерал Комаров: "Сохранение адата было выгодно для самих правителей, которые сами нашли в нем поддержку и упрочение своей власти. Штрафы, взыскиваемые с виновных при решении дел по адату, составляли немаловажный источник доходов и возможность установить новые адаты и решать по ним многие дела, не стесняясь постановлениями Корана, давали им могущественные средства - упрочивать свою власть" Также хочется обратить на следующий факт, феодалы в начали колонизации Кавказа активно боролись с царизмом, но в первой половине XIX века, кумыкская аристократия активно подержала царизм, ибо русский закон меньшей степени ограничивал их права по сравнению с шариатом, а их поддержка адатовского права, а в особенности вынесение судебных решении на основе собственно ручно составленного ручно составленного кодекса расценивалась Газимухаммадом и его сподвижникам как "куфр", "ширк", которые были свойственны доисламской эпохе язычества ("джахилийя). "А кто не судит по законам Аллаха, те - есть неверные". http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=477
WERDUM
Местный
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 20 май 2011, 15:22

Re: О происхождении термина "кази-кумух"

Сообщение Бозжигит » 13 фев 2012, 22:17

Кази-кумухи -это производные от части кумыков войнов в основном аристократическая верхушка, которая уходит в горы и создаёт анклав, однозначно женятся в этот период женятся на горских женщинах, их дети как бывает знают уже язык матери язык отца, как правило забывается. Сыновья от этих браков по генетике больше похожи на матерей, дочери на отцов - вот почему лакские девушки наряду с кумыкскими считаются самыми красивыми. Лаки это производные от кумыков войнов и горских женшин :lol: С уважением и к тем и другим :)
Бозжигит
Новенький
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 23:20

Re: О происхождении термина "кази-кумух"

Сообщение Бозжигит » 13 фев 2012, 22:19

Кази-кумухи -это производные от части кумыков войнов в основном аристократическая верхушка, которая уходит в горы и создаёт анклав, однозначно в этот период женятся на горских женщинах, их дети как бывает знают уже язык матери язык отца, как правило забывается. Сыновья от этих браков по генетике больше похожи на матерей, дочери на отцов - вот почему лакские девушки наряду с кумыкскими считаются самыми красивыми. Лаки это производные от кумыков войнов и горских женшин :lol: С уважением и к тем и другим :)
Бозжигит
Новенький
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 23:20


Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3