Ногайцы! Кто они для тебя, тавлу или почти кумыки?

Здесь обсуждаются вопросы истории кумыкского народа, других родственных народов.

Модератор: Umut

Сообщение soltanhan » 21 авг 2008, 11:30

"Просто есть очень небольшой процент людей среди нас считающих что лезгинку придумали лезгины, черкеску - черкесы, а кумыки - это тюркизированые даргины с аварами..."

Хорошо сказано, доходчиво, лаконично, а главное в точку.
С уважением.
Мелкая картошка!
Аватар пользователя
soltanhan
Завсегдатай
 
Сообщений: 174
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 04:00

Сообщение julie » 21 авг 2008, 12:02

izvinite,mojno eshe raz pointeresovat``sya(znayu,chto ne po teme..)iz londona kto est``??
Аватар пользователя
julie
Новенький
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 04:00

Сообщение soltanhan » 21 авг 2008, 14:59

julie писал(а):izvinite,mojno eshe raz pointeresovat``sya(znayu,chto ne po teme..)iz londona kto est``??

Ты ногайка из Лондона я так понял? Учишся наверное там?
С уважением.
Мелкая картошка!
Аватар пользователя
soltanhan
Завсегдатай
 
Сообщений: 174
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 04:00

Сообщение julie » 21 авг 2008, 15:20

jivu,rabotayu...na vash site vishla v poiskah zemlyakov na ostrove... :(
Аватар пользователя
julie
Новенький
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 04:00

Сообщение kermen » 21 авг 2008, 18:46

Хош гель. Вот и Ногайский сайт

http://noghay-halk.narod.ru/
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Ari100krat » 29 авг 2008, 16:09

Cалам алейкум Всем!
Я также считаю, что нас, ногайцев, очень много связывает с кумыками. Желаю мои кумыкским братьям добиться всех тех целей, что вы ставите перед собой. Успехов Вам и процветания!
Julie, пиши мне на dr.tenzo@gmail.com
Аватар пользователя
Ari100krat
Новенький
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 03 апр 2008, 04:00

Сообщение julie » 29 авг 2008, 16:54

zashla ya na etot sait...... :oops:
Аватар пользователя
julie
Новенький
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 04:00

Сообщение Attila » 29 авг 2008, 18:35

julie писал(а):zashla ya na etot sait...... :oops:


чувствуй себя как дома на нашем сайте.нас с вами очень многое объединяет !
Kan togermen halkimichun
Аватар пользователя
Attila
Завсегдатай
 
Сообщений: 213
Зарегистрирован: 23 янв 2007, 04:00

Сообщение julie » 29 авг 2008, 21:36

spasibo za gostepriimstvo!!pryam na kavkaze!!! :D
Аватар пользователя
julie
Новенький
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 04:00

Re: Ногайцы! Кто они для тебя, тавлу или почти кумыки?

Сообщение Шамиль Таулу » 09 июл 2012, 21:54

Название "ногай" происходит из монгольского языка и означает "собака", являясь калькой с тюркского этнонима "сак". А на этническом гербе ногайцев изображена крылатая собака, называемая по тюркски "ит-борак". Народ с таким названием упоминается и в Огуз-наме, как этноним народа, с которым воевал Огуз-хан. В результате событий, произошедших после этой войны, образовался народ кипчаков. В раннесредневековых катакомбных аланских погребений Центрального Кавказа VIII-IX веков, имеются находки кипчакских спаренных ножей, т.е. этно - определяющая деталь. Спаренные ножи в ножнах с серебрянными обкладками были обнаружены в Чечне, с.Мартан-Чу Урус-Мартановского района, в катакомбах 19,23,27 и 30, в разрушенном комплексе подкурганного захоронения возле с. Коби, Шелковского района Чечни. Датируется Мартан – Чуйский катакомбный могильник IX-X вв. В том же могильнике в катакомбе №3 обнаружено два фрагментиованных железных ножа в одних деревянных ножнах. Крылатой собаке гербу сакского народа и современных ногайцев, около трех тысяч лет.

Ногайская Орда состояла из крупных объединений: Етисан, Ембойлук, Етишкуль, Буджак, Караногай, Кобан ногай, Азав ногай; каждое из объединений делилось на кубы: найман, кипчак, конграт, канглы и т. д., а кубы в свою очередь делились на ырув (роды): баисы, асы, бараки, кобеки, булгары, сараи, нокисы и др. Этнонимика ногаев вобрала в себя этнонимы разных эпох: от скифских сираков до рода сараи позднейшего происхождения, она представляет яркую, многокрасочную гамму основы тюркского народа Евразии.

До "покорения" (договор подписали) Россией Крыма кубанские ногайцы, как и запад­ные ногайские улусы, являлись основной военной силой ханства. Надо отметить, что и Казанское, и Астраханское ханства, воз­никшие на обломках Золотой Орды, опирались на ногайскую воен­ную силу и существовали до тех пор, пока имели эту поддержку. Ханы и в Казани, и в Крыму ради этой поддержки заключали дина­стические браки с дочерьми ногайских правителей. Сохранилась обширная переписка внучки Мансура, знаменитой ханши Нурсал. Эта великая женщина сыграла огромную роль в истории Крымского и Казанского ханств, будучи замужем за пра­вителями вначале одного, а затем другого государства.
В 1549—1554 годы, когда Ногайской Ордой правил Юсуф, Ка­занское ханство для Московского государства представляло гроз­ную силу. Казанью управляла родная дочь Юсуфа Суюмбийке. Но после убийства Юсуфа ногайским правителем стал Исмаил, Суюмбийке не могла рассчитывать на поддержку убийцы отца. Иван Грозный воспользовался благоприятным моментом, и несмот­ря на яростное сопротивление гвардейцев царицы и жителей хан­ства, оно было покорено. Исмаил-бий не пошёл против своего дру­га Ивана Грозного...
Та же участь постигла и Астраханское, и Сибирское, и Крымс­кое ханства. В этих государствах ногаи представляли нечто вроде регулярной армии. Экспансия московских государей осуществля­лась за счет решения главной проблемы, проблемы отторжения народа-войска. Такое решение позволило захватить эти государ­ства без особого труда. Дольше всех продержалось государство Крымских ханов, опиравшееся на Западный и Восточный Ногаи. В Восточный Ногаи входили кубанские ногайцы, в исторической ли­тературе их называли по-разному: то по имени главного бия, вер­ховного князя, предводителя знати, то по названиям главных объе­динений, в русских документах они известны под названием Касаевской, Каспулатовской, Кипчатской орд или под общим названием кубанские татары, а при установлении границы по Кубани в конце ХVIII века они стали называться закубанскими татарами.

Татары Ногайские (Nogai; Istogai) в настоящее время весьма известны своими богатствами и военными силами; у них нет Государя, но ими управляют лучшие, мудрые и опытные мужи, как и в нашей светлейшей Республике Венецианской. Ногайские Татары живут немного далее к юру по направлению к Гирканскому морю (Каспийское море); у них есть прекрасные КРЕПОСТИ и ГОРОДА; сами они весьма цивилизованы.

Колонизаторы, ногайцев планомерно морили чумой, так как это был единственный способ перевернуть государственную власть и влияние верхтормашкой. От эпидемий ногайцы умирали в таких массовых масштабах, что некому даже было хоронить. (коротко расскажу), Суворов ослабил именно этим путем, под видом царских подарков, в виде уважения, раздал инфицированные чумой спальные принадлежности, ковры, ткани и т.п. ЦАРСКИЕ гостинцы. Потом через время на них напал ночью, и всех перебил, а затем всех сжег вместе с имуществом.

Вот один из запечатленных фактов:
Все они были истреблены в 1558 г., в бытность мою в Астрахани, гражданскими усобицами, сопровождаемыми голодом, чумою и всякими моровыми поветриями, так что в сказанном 1558 году от той или другой причины погибло свыше 100 000 человек из этого народа. Такого мора никогда не видели в этих странах; земли ногайцев изобиловали пастбищами; теперь же они пусты к большому удовольствию русских, у которых были долгие и жестокие войны с ногайцами.

Минимум еще в 17-18 веках свирепствовали корчи.

Относительно антропологии, то можно обозначить что ногайцы представлены: южносибирским, кавкасионым, понтийским и смешанным понтийско + южносибирским типом.

«Еще в ХVII в. тысячи каменных изваяний стояли на древних курганах и вообще на всяких возвышенных, заметных издали участках степи (на водоразделах, при слиянии рек, на перекрестках дорог). Как правило, изваяния стояли по двое, а то и по пять-десять штук на каждом кургане. В период освоения русскими степи курганы начали распахивать, а «каменных баб» уничтожать или в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи – для украшения парков.

Уничтожение было столь активным, что русские ученые, обеспокоенные этим, сумели в конце ХIХ в. добиться от правительства страны охраны этих замечательных произведений степного искусства. Впрочем, к этому времени подавляющее большинство сохранившихся статуй было уже сосредоточено в музеях южных городов нашей страны. В результате из десятков тысяч статуй, поставленных когда-то на степные курганы, сейчас до нас дошло не более 1500» (из статьи С. А. Плетневой в книге «Степи Евразии в эпоху средневековья», серия «Археология СССР» в 20 томах).

К примеру, в месте слияния Йилинчука (Малого Зеленчука) с Кубанью на высоком скалистом берегу стоял городок-крепость Ажи-кала. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в начале XVII века посетил её и рассказал о живущих в крепости ногайцах, о наличии в ней соборной мечети, хозяйственных каменных построек, крепостного рва. Недалеко от этого места находилось кладбище, которое ногайцы поныне называют шийх-мезары (кладбище шейхов), название городка Ажи-кала (Святая крепость), видимо, связано с названием кладбища. Под крепостью проходит балка Буралки; одно устное предание повествует, что в районе этой балки был одноимённый город (исходящий от первоначального Бора-халкы, т. е. народ Бора-ханов). Чуть выше по Йилинчуку находился брод, это место ногайцы до сих пор называют Карт-кешу (Старый брод).

На противоположном берегу Кубани в начале XIX века возникла казачья станица Беломечетская. По рассказам старожилов, камень из Ажи-калы казаки вывозили не только в свою станицу, но и в станицу Баталпашинскую (ныне город Черкесск), и из этого строительного материала в обеих станицах были воздвигнуты христианские храмы. Есть предание о неком казаке Егорке, главном инициаторе разграбления святого места. У этого казачьего Герострата затем родилось три сына, все трое оказались сухорукими. И в дальнейшем в его роду появлялись дети с высохшей правой рукой. Трудно сказать, что это: легенда, вымысел или назидание. История с камнями со святого городища на том не кончилась. В 30-е годы 20-го столетия были разрушены и Беломечетский, и Баталпашинский храмы, а камень использовали при строительстве Дома Советов в Черкесске. Здание это стоит до сих пор и является цитаделью власти Карачаево-Черкесской республики.

В 1957 году вышел указ, в соответствии с которым Ногайская степь была разделена между Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР и Ставропольским краем. А спустя всего неделю, 15 января, в Карачаево-Черкесии произошло переименование Икон-Халкского района (ногайское название) в Адыге-Хабльский (адыгское название). В том же году в большинстве ногайских школ было прекращено изучение родного языка, затем многие ногайские аулы якобы для укрупнения стали сливать с населёнными пунктами, где преобладало иноязычное население, одновременно лишая ногайские аулы своих администраций. Чуть позднее повсеместно у ногайцев были ликвидированы колхозы и организованы совхозы (это проделывалось, чтобы руководители хозяйств не выбирались из своей среды)

Ногайцы несомненно Кавказцы.

В качестве ознакомительной информации:
«В Терской области в 1892г. числилось до 37,5 тыс. табунных лошадей, из которых 20 тыс. голов были НОГАЙСКОЙ ПОРОДЫ, остальные – кабардинской и смешанных пород». (П.А.Шацкий «Сельское хозяйство Предкавказья в 1886-1905гг.» // НВСЭРЮВР. с.158; «Военно-статистческое описание Терской области», ч.1. Тифлис, 1888г. с.67-68)

С. М. Буденный «Книга о лошади»:
«Некоторое влияние оказала на кабардинскую породу ногайская лошадь, долгое время разводившаяся на Северном Кавказе, в непосредственной близости от районов разведения кабардинской лошади.»

«У бештаво-кумских и калаусских ногайцев, – писал Л.М.Кодзоков, – были известны несколько тавр лошадей: Алтаяк, Есеней, Шоракады и другие, которыми очень дорожили закубанские черкесы, искавшие везде добыть себе сильных и доброезжих лошадей».

Ф.О.Капельгородский:
«Караногайская лошадь отмечалась такими несомненными положительными качествами, что специальная комиссия из Петербурга ежегодно приезжала в Терекли Мектеб закупать верховых лошадей для кавалерии».

А.Павлов:
«Лошади у них рослы и различной масти: серой, каштановой, красной и тёмно-рыжей, редко бурой; статны и способны более для верховой и арбной езды; дики до чрезмерности; никакой европеец, не знавший их обыкновения, даже с арканом, данным от татарина, не в состоянии поймать её, а более всего остановить, надеть недоуздок или узду и в случае надобности довести её до аула».
Шамиль Таулу
Новенький
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 09 июл 2012, 20:58

Пред.

Вернуться в История

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1

cron