История литературы...

Для творческих людей

История литературы...

Сообщение Своеобразная » 04 янв 2006, 17:24

Своеобразное и по-своему уникальное явление в мировой культуре - литература Дагестана. Она представляет собой региональную систему, в которую входя литературы на 9 языках (аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, ногайском, табасаранском, татском и русском). К ним можно добавить также литературы на чеченском и азербайджанском языках, создаваемые представителями чеченцев и азербайджанцев, являющихся исконными жителями Дагестана.

В историческом плане литература народов Дагестана создавалась не только на родных языках, но и на иноязычной основе. В Дагестане признанным общелитературным языком на протяжении многих столетий был арабский язык. Основной пласт иноязычной литературы, начиная с IX века, в Дагестане создавался именно на арабском языке. Помимо него создавались литературные произведения на персидском, тюркском (азербайджанском и турецком), а с XIX века и на русском языках. В этой языковой черезполосице, многоязычности и многонациональности заключается основная особенность дагестанской литературы.

Другой важной ее особенностью является то, что она формировалась на национальном субстрате, при активном участии восточных и западных культурных традиций. Она открыта и для восточных и для западных традиций.

Третья общекультурная особенность дагестанских народов и их литератур состоит в том, что они на протяжении веков сменили несколько систем письма (клинопись, албанский алфавит, гуннское письмо, хазарское письмо, арабское письмо, аджам, латиница, кирилица). И это было не просто сменой алфавитов, за их сменой стояли глубокие разломы и сдвиги в истории народов, в результате которых нередко гибли ценнейшие произведения словесного искусства, прерывались литературные традиции с тем, чтобы в новой форме и в новых условиях прорваться вновь наружу.

Общность национальных литератур Дагестана не отменяет их особенностей и самобытности. Каждая литература развивается в соответствии с заложенными в ней потенциальными возможностями.

Литературам на родных языках, возникшим, примерно, с XIV века, предшествовала литература, созданная дагестанцами на восточных языках. В таком многоязычном крае, каким является Д., литература в иноязычной оболочке воспринимается иначе, чем в других регионах. История дагестанской литературы органично включает в свой состав как средневековую литературу на восточных языках, так и русскоязычную литературу нового времени в качестве общего достояния народов Дагестана.

Древний пласт дагестанского фольклора представлен обрядовой поэзией и мифологическими жанрами. В относительно поздних жанрах отражена героическая борьба против иноземных захватчиков (полчищ Тамерлана, Надир-шаха и т.д.), а также местных притеснений народа (песни об Айгази, Хочбаре и др.). Значительное количество высокохудожественных произведений дагестанского фольклора посвящено Кавказской войне и восстанию 1877 года. Народы Дагестана создали изумительные по глубине и поэтическому совершенству произведения лирики, а также баллады, сказки, притчи, пословицы и многие другие жанры.

Средневековая литература дагестанских народов носила медиевальный, синкретический характер. Значительную роль в составе литературных жанров играли хроники: "История Абу Муслима"(Х в.), "Тарих-ал-Баб"(XIв.), "Тарих Дагестана" (XIV в.) Мухаммеда Рафи, "Дербент-наме"(XVII в.) Мухаммеда Аваби, малые хроники. В них основными принципами создания образа героя были идеализация и обобщение.

В средневековую эпоху трудились выдающиеся деятели науки и культуры Али из Кумуха (XV в.) Мухаммед из Кудутля (1633-1706), Магомед Убри (1681-1733), Дибир-Кади из Хунзаха(1742-1812), Давуд из Усиши (XVIII в.). Ученый и поэт XVIII в. Али Кулихан Валех-е Дагестани прославился в Персии как ученый-литературовед и поэт. Наряду с письменными формами литературы (главным образом, на арабском языке) развивалась ашугская поэзия (Саид из Кочхюра, Лезги Ахмед, Режеб слепой из Ихрека и др.).

В первой половине XIX в. произошло идейное размежевание ученых-арабистов на сторонников газавата (Магомед Яраги, Джамалутдин из Кази-Кумуха, Гази-Мухаммед, Гамзат-бек, Шамиль) и противников религиозных войн (Саид Аракани, Юсуф из Аксая и др.) В этот период были распространены жанры трактата, мавлида, проповеди, назиданий, молитв, поучений, наставлений, сатиры, оды, панегирика, газели, элегии. Наряду с арабоязычной поэзией (Мирзы-Али из Ахты) развивалась и литература на родных языках. Появилась русскоязычная, главным образом, просветительская литература (А.Чиркеевский, К.Казанфаров, А.Омаров, М.Хандиев, М.Амиров, М-Э.Османов, Б.Далгат и др.). В ней делалась попытка приблизить дагестанские народы к пониманию и принятию европейских форм культур и, прежде всего, русской культуры.

Во второй половине XIX в. выдвинулась плеяда крупных поэтов и писателей, создававших свои произведения как на арабском языке (Мухаммед Тахир ал-Карахи, Г.Алкадари, Абдурахман из Кумуха), так и на родных языках (Али-Гаджи из Инхо, Омарла Батырай, Йырчи Казак, Етим Эмин, Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо, М.Алибеков, Г.Гузунов, Ю.Муркелинский, Зияуттин из Куппы). В их поэзии воспевались земные радости, простые человеческие чувства, осуждалось угнетение. Они сыграли решающую роль в утверждении национальных литератур на родных языках.

Рукописная биография Гази-Магомеда под названием "Ключи от развернувшегося газавата" (1884) Гасанилау Гимринского на аварском языке свидетельствовала о потенциальных возможностях родных языков в создании прозаической литературы.

В начале ХХ в. наряду с просветительской литературой (Н.Батырмурзаев, Али Каяев, А.Акавов и др.) появилась и революционно-демократическая литература (С.Габиев, Г.Саидов, Р.Нуров, Г.Ахтынский, А.Иминагаев и др.).

Значительную роль в развитии литературы сыграли сатиры С.Стальского и Г.Цадасы.

Наряду со светской литературой, набиравшей силы, продолжала развиваться и духовная литература, большое распространение получили назидательные сочинения на морально-этические темы ("Бустан Аваристан" Сиражутдина из Ободы, "Наставление для всех" Курбанали из Унчукатля, "Книга о нравственности" А.Акаева, "Аджам Махалли" Шихаммата-кади из Эрнели и др.).

В кумыкской литературе появились жанры рассказа (Шихаммад-Кади из Эрпели), повести (Н.Батырмурзаев) и исторического романа (А.Г.Ибрагимов). В лакской литературе появилась национальная драматургия (драма Г.Саидова "Лудильщики").

Бурное развитие получили книгопечатание и журналистика. С.Габиев в 1912-1914 гг. издавал в С.-Петербурге газеты "Заря Дагестана", "Мусульманская газета", А.Каяев в Петровске - "Джаридату Дагестан" на арабском языке. В 1917 г. после Февральской революции издавался журнал на кумыкском языке "Танг Чолпан" (Т.Бейбулатов, Н. и З.Батырмурзаевы), появляются газеты на аварском, кумыкском, лакском языках. Великолепными публицистами проявили себя Г.Саидов, У.Буйнакский, М.Дахадаев, А.Тахо-Годи, З.Батырмурзаев, С-С.Казбеков и др.

В годы гражданской войны и в 20-30-е годы развивалась главным образом гражданская поэзия, поэзия борьбы за переустройство мира на социалистических началах. Духовная поэзия оказалась под запретом и, уйдя в глубь народного сознания, прекратила свое официальное существование. Зато интенсивно развивалась печать и светская литература на родных и русском языках.

Громко зазвучали поэтические голоса народных поэтов С.Стальского, Г.Цадасы, А.Магомедова, А.Гафурова. Выдвинулась новая поэтическая молодежь во главе с Э.Капиевым (Р.Нуров, А.Фатахов, А.Аджаматов, К.Закуев, М.Чаринов, И-Х.Курбаналиев, А.Джафаров, Б.Абдуллин, А.Баширов, Б.Малачиханов).

В 30-е годы литература продолжала развиваться, хотя и понесла ощутимый урон в результате репрессий против буржуазных националистов, троцкистов и пр., в число которых попали и ни в чем не повинные люди (М.Чаринов, И.Х.Курбаналиев, А.Джафаров, Г.Гаджибеков и др.). В этот период на литературной арене проявил себя как крупный художник слова Эффеди Капиев (1909-1944).

В годы Великой Отечественной войны дагестанские писатели Г.Цадаса, А.Гафуров, Э.Капиев, Р.Динмагомаев, Б.Митаров, А.-В.Сулейманов и др. сыграли большую роль в мобилизации дагестанских народов на борьбу с реальной опасностью оккупации стран немецко-фашистскими войсками. После войны в литературе на первый план выдвинулись темы мирного труда, борьбы за мир. Издание альманаха "Дружба" с 1952г. на всех языках создавало базу для реального развития литературы. Присуждение Государственных премий Г.Цадасе и Р.Гамзатову свидетельствовало о высоком идейно-художественном уровне дагестанской поэзии в 40-е годы. Роман М.Хуршилова "Сулак-свидетель" вошел в историю дагестанской прозы как значительное явление.

В целом в 40-50-е годы завершилось становление современных жанров дагестанской литературы (поэзии, прозы, драматургии, детской литературы, литературной критики). На поэтическую арену выдвинулись такие талантливые поэты как лауреат Ленинской, международных премий, Герой Социалистического труда, Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Рядом с ним творили народные поэты Дагестана А.Гафуров, А.Аджаматов, А.Аджиев, Т.Хурюгский, Ю.Хаппалаев, Ф.Алиева, поэты Б.Рамазанов, М.Магомедов, О-Г.Шахтаманов, Д.Атнилов, Ш-Э.Мурадов, А.Саидов, Р.Рашидов, С.Рабаданов, М.Митаров, М.Гамидов, М-З.Аминов, Х.Хаметова, М.Атабаев, С.Увайсов и др., многие из которых впоследствии удостоились высоких званий.

В 60-80-е годы наряду с поэзией стала бурно развиваться проза, особенно лирическая и лирико-романтическая проза. Народные писатели Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар, Муса Магомедов, Хизгил Авшалумов, Магомед-Султан Яхьяев, писатели Кияс Меджидов, М.Бахшиев, А.Агаев, А.Гусейнов, М-Р.Расулов, М.Шамхалов, И.Казиев, Ил Керимов и Ибр.Керимов, Х.Алиев, К.Мазаев, К.Абуков, Р.Хаджи и др. сыграли значительную роль в развитии жанров прозы. Проза народов Дагестана стала решать не только социальные, но и нравственные проблемы, верно отражала эпоху, ее конфликты, выявляла разнообразные типы героев в жизни. Историческая проза переходила от антитетической, "черно-белой" эстетики к изображению многомерных характеров, созданию полнокровных образов, о чем свидетельствует трилогия М-С.Яхьяева "Горы-свидетели", М.Магомедова "Месть" и др. Свое место в современной литературе нашли исторические рассказы Миясат Шурпаевой, которая в новых условиях возродила жанр устного рассказа.

Значительное развитие получили исторические драмы ("Ашуг Саид" Т.Хурюгского и К.Меджидова, "Парту Патимат" М.Алиева, "Ирчи Казак" М.-С.Яхьяева, "Возмездие" У.Камалова и др.), героические драмы ("Итальянская баллада" Н.Алиева и др.), социально-бытовая драма ("Айбике А-В.Сулейманова, "Извините" А.Абдулхаликова и Ф.Алиевой, "Особняк" В.Эфендиева), сатирическая и лирическая комедия ("Золотой гусь" М.Атабаева и др.).

Создание детского журнала "Соколенок" вызвало к жизни новую волну детской литературы, в которую внесли свой вклад народный поэт Дагестана Р.Рашидов, поэты и писатели Н.Юсупов, М-З.Аминов, А.Гусейнов, К.Меджидов, А.Джафаров, У.Камалов, С.Увайсов, М.Давыдов и др. Развивается жанр детской и юношеской повести (М-Р.Расулов, М.Магомедов, М-С.Яхьяев и др.).

В последние десятилетия получила свое развитие литературная критика и литературоведение.

Дагестанское литературоведение проделало значительную работу по сбору, систематизации, исследованию литературного наследия народов республики. Изданы "Очерки дагестанской советской литературы" (1957), двухтомная "История дагестанской советской литературы" (1967), очерки дореволюционных литератур аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, табасаранцев, очерки советских литератур даргинцев, лакцев, табасаранцев, история татской литературы. Написаны очерки аварской, кумыкской, лезгинской литератур послеоктябрьских лет. Созданы монографии о творчестве наиболее известных писателей, вышли в свет обобщающие работы по формированию дореволюционной литературной системы народов Дагестана, просветительству, формированию художественных методов литературы. Обстоятельные труды созданы по прозе, драматургии, дагестанской поэме, детской литературе, стихосложению и другим проблемам и вопросам.

Значительная работа проделана по источниковедению, исследованию текстов дореволюционных литератур, издан "Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период)" (1989). В последние годы обращается внимание на творческое наследие ранее репрессированных писателей, издан сборник статей "Наследие, возвращенное народу" (1990).
Терпение это не золотая жила, которым можно злоупотреблять.
Sabır bir altın madeni, hangi kötüye kullanılabilir değil
Аватар пользователя
Своеобразная
*****
 
Сообщений: 957
Зарегистрирован: 25 ноя 2005, 04:00
Откуда: devedan

Сообщение kermen » 21 янв 2006, 12:55

НЕОБХОДИМО особенно отметить творчество УМУ КАМАЛА из Бавтугая ( ум. 1475 г.) первого кумыкского поэта от которого сохранилось значимое наследие. Чего стоят только строки-
Желания уносят в те края ,
В неспелые нивы бедной Кумыкии.
Не увянут в том саду розы...
Кому посчастливится
Вернуться в свои любимые края?
Такой сладкой и горькой виделась автору Кумыкия XV в. Его стремление вернуться в Кумыкию сродни желанию вернуться в детсво. Болезненое, тонкое и мятежное чувство. Имя ему- первая любовь.
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение Своеобразная » 12 июл 2006, 13:24

Риа "Дагестан" сообщает сегодня (12 июля, 2006 года)
Новая книга о культуре кумыков.

Кандидат филологических наук, старший сотрудник Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук Малик Гусейнов издал монографию, которую назвал «Проза в художественно-стилевом освещении (1920 – 40 годы)».

По его словам, данная книга является продолжением предыдущего исследования автора, под названием «Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля», вышедшая в свет в 2003 году в одном из книжных издательств Махачкалы.

В книге рассматриваются стилевые, языковые особенности национальной художественной прозы кумыков. Также наряду с идейно-тематическим, жанровым содержанием и прослеживается эволюция словесного искусства 1920 – 1940 годов на примере самых видных его представителей.
Аватар пользователя
Своеобразная
*****
 
Сообщений: 957
Зарегистрирован: 25 ноя 2005, 04:00
Откуда: devedan

Сообщение kermen » 18 июл 2006, 10:00

НАДО ПОЗДРАВИТЬ МАЛИКА. ЖАЛКО ОН С ИНТЕРНЕТОМ НЕ СОВСЕМ В ЛАДАХ. ХАХА (ПОМНЮ С КАКИМ ВОСХИЩЕНИЕМ ОН РАССМАТРИВАЛ СВОЕ ИМЯ В ПЕРСОНАЛИЯХ НАШЕГО САЙТА).
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00

Сообщение kermen » 18 июл 2006, 10:03

КСТАТИ СВОЕОБРАЗНАЯ Я УЖЕ ГОД ЗАБЫВАЮ ПОБЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ ЗА ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ. С-П-А-С-И--Б-О-!!!!!!!!!!! И ПАРДОН ЗА ВСЕ НЮАНСЫ НЕВЗАИМОПОНИМАНИЯ. ХОРОШО ЗНАЕШЬ НАШУ ЛИТЕРАТУРУ. ТАК ДЕРЖАТЬ!!!
kermen
Модератор
 
Сообщений: 1269
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 04:00


Вернуться в Литературное творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron