Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Справочники

Адаси-юрт

село на реке Ямансу, в 1883 г. селение насчитывало 43 двора кумыкского населения.

Аджи-аул

селение в Чечне, жители которого согласно сочинению Я. Рейнегса "Историческое, топографическое и физическое описание Кавказа и всех различных народов на нём обитающих", "произошли от татарского роду, ибо они чеченского языка разуметь не могут".

Азамат-юрт

селение в Северной Кумыкии, разрушенное по свидетельству Д.-М. Шихалиева в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг.

Акай-булак

хутор, входивший поочерёдно в Эрпелинский и Капчугайский сельсоветы.

Акбулат-юрт

отсёлок Аксая, до 1880-х гг. в селении численно преобладали кумыки. Ныне основное население чеченцы.

Алхаджикентское 2-е поселение

раннесредневековое поселение в 1 км к северу от Алхаджикента, площадь 4 га.

Амирхан-кент

селение на горе Тарки-Тау, разрушенное царскими войсками в 1831 г. в наказание за вооружённую поддержку его жителями имама Гази-Магомеда.

Апач-отар

крупный хутор сел. Адиль-Янги-Юрт (Бабаюртовский район), на 1916 г. проживало свыше 30-ти семей кумыков. Назывался в честь своего основателя Апача Кочкарова.

Арба-боюн

большое имение и кутан при нём у подножия одноимённой горы на территории современного посёлка Ленинкент. Арба-Боюн отмечено на карте Тарковского шаухальства 1852 г.

Атлы-боюн

кумыкское селение возле одноимённого перевала, находилось на расстоянии 1 км. от современного посёлка Ленинкент. В 1934 г. в связи с переселением жителей в образцово-показательный посёлок Ленинкент селение Атлыбоюн прекратило существование. В последние годы представители старинных атлыбоюнских фамилий заново обживают своё прежнее местожительство.

Ачахан городище

остатки поселения VIII-XI вв. у слияния рек Атлан-озень и Кара-озень. Площадь 400 на 200 м.

Аччи-юрт

селение у озера Алагаш, распологавшегося между Шамхал-Янги-Юртом и морем, место добычи соли.

Бал-юрт

селение в Северной Кумыки, разрушенное по свидетельству Д.-М. Шихалиева в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг. Ныне один из районов г. Хасав-Юрта, родина писателя Алевдина Абукова.

Баммат-Юрт

селение, основанное сала-узденями, потомками сподвижника Солтан-Мута балкарца Баммата (прародитель фамилии Баммат-Аджиевых). Ныне основное население - чеченцы.

Бамматбек-юрт

селение в Северной Кумыкии, разрушенное по свидетельству Д.-М. Шихалиева в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг. Ныне селение населено в основном чеченцами и практически слилось с чертой города Хасавюрт. Баммат-бек-юртовские кумыки расселились в различных селениях Хасав-Юртовского округа, в частности в Аксае.

Бахчисарай

название селения, расположенного в нескольких километрах от Параула, вероятно заменило прежнее название этого села Пирбай после того, как в 1666 г. оно было отдано Сурхай-шаухалом свергнутому с престола крымскому хану Мухаммед-Гирею IV Софа. Е.И. Козубский писал о нём: "около селения Параул в местности Юхари-Кутан имеются развалины старой деревни Бахчисарай" (См. Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. С. 162).

Баш-Тёбе

согласно Э. Челеби город (Баш-Депе), который находился на реке "Канлы Севинч" (Сунжа) у границ крепости Терки и "когда-то был одним из больших городов монгольских племён Хулагу-Хана". Сам Э. Челеби застал руины древних зданий и могилы сыновей шахиншахов по имени Сам, Нериман и Менучихр.

Башлы

древний город, существовавший, по мнению учёных (С.Ш. Гаджиева, Р.М. Магомедов и др.) ещё в VI в. Согласно местным преданиям, основанным, по словам старожилов, на основе утерянных во время пожарищ и войн средневековых хроник, город изначально назывался "Баслас" (См.: Аджиев А.М. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005. С. 325). Согласно документальным сведениям вплоть до начала XIX в. Башлы являлся "вольным городом", именовался даже "республикой" и занимал привилегированное положение в Кайтагском уцмийстве (См. например: АКАК. Т. 6. Тифлис, 1873. С. 625). В 1877 г. Башлы в очередной раз был разрушен царскими войсками в наказание за участие в восстании. Восстанавливать родное селение башлинцам запретили и они образовали три новых: Джаванкент, Капкаякент и Александркент (ныне Башлыкент).

Бек-юрт

(буквально "крепкое село") остатки крепости XI-XV вв. с поселением, существовавшим и позже, площадь 50 на 80 м. Последней правительницей этого селения и окружающих 11 хуторов чиркейское предание называют некую кумыкскую княгиню Зазай-Бике (См. Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Махачкала. 1977, с. 23). В 1970 г. археологический объект был затоплен водами Чиркейского водохранилища.

Болат-юрт

селение, существовавшее в 1920-е гг. в 1-м (Бабаюртовском) участке Xасавюртовского округа.

Бороган-махи

ныне несуществующий хутор вблизи Верхнего Казанища.

Бурунчак

урочище на реке Сулак, упоминается у Д.-М. Шейх-Али и А.-А. Бакиханова как территория первоначального расселения кумыков из рода тюмен, возможно соответствует Салтанееву месту русских документов XVI в. Население постепенно перебралось в Солтан-Янги-Юрт и в другие близлежащие селения. Согласно А.-А. Бакиханову, ещё в середине XIX в. в Бурунчаке сохранялись остатки построек и водопроводов (См. Бакиханов А.-А.Гюлистан - и Ирам. Баку, 1926. стр. 89-90).

Быкый-отар

отсёлок Эндирея, родина народных писателей Дагестана Аткая Аджаматова и Аяв Акавова. Ныне не существует.

Верхнедженгутайское городище

остатки поселения V-XIII вв.

Гельбах

город в Северной Кумыкии, согласно преданиям именно в нём поселился со своими приближёнными Солтан-Мут до того как перебрался в Эндирей. Я. Рейнеггс указывал, что в его время Костек воспринимался за остатки Гельбаха и другого древнего города Киссим-Кала (согласно Я. Рейнеггсу это название значит "Красный замок").

Генторунское городище

остатки раннесредневекового города, окружённого мощной системы укреплений. Местоположение к северо-востоку от сел. Карабудахкент. Площадь 1000 на 400 метров свидетельствует, что здесь было одно из крупнейших поселений VIII-IX вв. на Кумыкской равнине.

Гуен-Отар

селение в Северной Кумыки, разрушенное, по свидетельству Д.-М. Шихалиева, в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг.

Гургур-аул

отсёлок Тарков, образован в середине XIX в., ныне исторический микрорайон в центре Махачкалы.

Гуржиюрт

остатки городища V-VIII вв. у хутора Сутай-Кутан в Карабудахкентском районе, площадь 150 на 100 м.

Гуржиюртовское городище

остатки раннесредневекового поселения на хребте Чабах-Тюбе (западнее пролома), площадь 300 на 300 м.

Гяур-бет

народное название остатков средневекового укреплённого поселения в двух км к югу от Усемикента.

Гяур-кала (Алхаджикентское 3-е поселение)

остатки укреплённого городища в трёх км к северо-западу от селения Алжаджикент на вершине плоской горы. Согласно преданиям, Гяур-Кала одна из главных крепостей хазарского удела Хамрин, оказавшая упорное сопротивление армии арабского завоевателя Мервана Химара (См. также Деру-Кала). Остатки крепостных стен отчётливо виднелись ещё в первой половине XX в.

Даут-Отар

до гражданской войны кумыкский хутор в Хасавюртовском округе, ныне чеченское по этническому составу сел. Нурадилово.

Деру-Кала

остатки крепости вблизи Гяур-калы, здесь по местным преданиям находилось воздвигнутое арабами укрепление, использовавшееся ими как опорный пункт на Кумыкской равнине в войне против хазар и их союзников.

Джаба-юрт

небольшой отсёлок Аксая на правом берегу Терека.

Джарбак (Чарбак)

крепость во владениях Солтан-Мута, упоминается Э. Челеби (вторая пол. XVII в.).

Донат-юрт

селение в Кумыкском владении, по данным 1860 г. насчитывало 64 двора, мужчин 173, женшин-161. Говоря о судьбе жителей этого селения, следует обратить внимание на то, что в кумыкском сел. Явукёй (Турция) имеется тухум Донатлар. (Оьзден Зафер. Яву юртну къурулуву ва къумукълар // Ёлдаш, 1.04.2005.), которые считают себя выходцами из Северной Кумыкии. Это свидетельствует, что значительная часть донат-юртовцев в 1860-гг. эмигрировала в Османскую империю. Остальных жителей Донат-Юрта, царские власти расселили по более крупным сёлам после восстания 1877 г., в котором активно участвовали и кумыки. В наказание за своё участие в восстании они лишились многих своих земель, которые были переданы в казну и планомерно заселялись русскими, украинскими и немецкими колонистами.

Имангул-юрт

селение в Северной Кумыкии, разрушенное, по свидетельству Д.-М. Шихалиева, в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг.

Инглис-тюбе

кутан Карабудахкента, на территории которого археологами были обнаружены остатки раннесредневековой крепости округлых очертаний диаметром около 60 м. Крепость была окружена рвом и возвышалась над местностью.

Ирак-Дадиян (Татартуп)

развалины города на территории современной Кабардино-Балкарии. Древний город, по свидетельству Эвлия Челеби, был столицей дагестанских падишахов (шаухалов). В городе по его же словам были прекрасные "античные" здания и огромное население. Город был известен также под названиями Хасаб ул-Шахба (у арабов) и Дедяков (у русских). Ирак-Дадиян был разрушен Тамерланом (См. "Отрывок сочинения Эвлии Челеби". Рук.фонд ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. Оп.1. Д. 37. Л.85).

Кази-юрт

селение в Северной Кумыкии. основанное князем Кази Темировым во второй половине XVIII в., на месте старой переправы через Сулак. Кази-Юрт делился на кварталы Колтук-Аул, Терек-аул, Али-Гиши-аул. Селение прекратило существование в период Великой Отечественной Войны, когда мужчины были на фронте. Согласно воспоминаниям старожилов, после наводнения местные жители хотели возродить село, но их насильно переселили в селения Львовский-1 и Люксембург. В современном Кази-Юрте преобладают аварцы-каратинцы.

Какамахинское городище

датируемые I-IX вв. остатки большой крепости около кумыкского селения Какамахи в Карабудахкентском районе, площадь 800 на 500 м, на наиболее возвышенной части городища сохранились следы существования цитадели размером 80 на 70 м. На территории городища видны остатки жилых построек и хозяйственных сооружений (Абакаров А.И., Даудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. С. 156). Археологические данные позволяют считать городище остатками одного из крупных и стратегически важных средневековых городов на Северо-Восточном Кавказе.

Какашуринское поселение

датируемые I-VIII вв. остатки каменных строений крупного поселения, площадь которого примерно 300 на 150 м.

Калат-ал-Хаджи

упоминаемая в арабских источниках крепость, по мнению А.К. Аликберова соотносится с местонахождением современного сел. Алжаджикент Каякентского района. Однако с точки зрения топонимических данных соответствует скорее Алхаджанскому городищу, существование которого датируется археологами V-XIII вв. Местоположение - юго-восточная оконечность горы Алхаджан (Абакаров А.И., Даудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. С. 186.).

Камбулат-юрт

селение на месте современного одноимённого селения Бабаюртовского района, на 1883 г. здесь проживала 51 кумыкская семья. Нынешнее население - аварцы из сел. Кусур Рутульского района.

Канабур

селение на хребте Канабур (Карабудахкентский район), упоминается в 1732 г. комендантом крепости Святой Крест Д.Ф. Еропкиным в реестре горских владельцев (ИГЭД, стр. С.121-125). Население позднее переселилось в Какашуру.

Кангалы

небольшое селение, существовавшее в Буйнакском районе, входило в Эрпелинский сельсовет. Снято с учёта 24.09.1975 г. В названии отразился тюркский этноним кангалы.

Капчугай

селение в Центральной Кумыкии (ныне бывшая территория Капчугая входит в Буйнакский район), известное по некоторым данным с XIV в. После землетрясения 1970 г. жители Капчугая вместе с экибулакцами, шамхалбулакцами и ахатлинцами (выходцы из последнего села этнические аварцы) были переселены в новообразованное село, получившее название Учкент. В 500 м к северо-западу от местоположения Капчугая археологами обнаружено городище V-XVI вв. с оборонительными сооружениями, воздвигнутыми с учётом местности.

Кара тюбе

урочище к северу от Кафыр-Кумука, имевшее постоянное население.

Караман-тюбе

кутан с поселением на нём, вплоть до депортации 1944 г. входил в состав Кяхулайской администрации. Ныне территория, на которой находился вышеназванный населённый пункт, передана в Новолакский район.

Карамахинское поселение

остатки небольшого поселения XI-XIII в. в местности Тархубала-хяб на окраине с. Карамахи Буйнакского района.

Карасув-отар

крупный отсёлок Аксая, прекратил своё существование в 1944 г. Нынешнее население - аварцы.

Каспулат

селение в Северной Кумыкии, начитывавшее в 1864 г. 33 двора.

Кафыркумукское поселение

к северо-востоку от селения Кафыркумук, площадь 100 м в квадрате. Поселение относится к VIII-X вв.

Качалай

селение на месте современного одноимённого аварского селения в Бабаюртовком районе. В XVIII в. входило в Эндиревский бийлик, родовое гнездо известной сала-узденской фамилии Качалаевых. В XIX в. селение имело собственное сельское управление. Выходцем из этого селения является отец генерал-полковника ВВС Э.К. Качалаева (Цоколаева).

Кизляр (Къызыл-Яр)

"кумыкская деревня", на месте которой, по сведениям Ю.Шидловского основан современный город Кизляр (См. Шидловский Ю. Записки о Кизляре // Журнал министерства народного просвещения. СПб, 1884 г. Ч. 2. С. 188).

Кичи-юрт-Орун

(буквально "место маленького селения") развалины селения, название которого не сохранилось, отмечено на карте "Съёмка пространства между Тарку и урочищем Озень" за 1851 г., местонахождение - южная часть Герменчикского поля, к северу от Агачаула.

Кочкар-Юрт

селение в Северной Кумыкии, разрушенное, по свидетельству Д.-М. Шихалиева, в период Кавказской войны в 1830-е гг.

Кумторкала (Хум-Торкали)

селение прекратило своё существование после землетрясения в 1970 г., жители переселились в новое селение, получившее в честь Дж. Коркмасова имя Коркмаскала. Е.И. Козубский в "Памятной книжке" пишет о состоявшейся здесь в 1742 г. битве с Надир-Шахом. Согласно преданию, до 1970 г. Кумторкала уже четыре раза меняла своё местоположение. В документах местных князей Мурзаевых, относящихся ко второй половине XIX в., селение фигурирует под именем Юхари-Торкали. Об истории старинного аула рассказывалось в ныне утерянной хронике "Эсги Торкали".

Кумуклар-отар

населённый пункт, существовавший в XVIII в. в Крыму.

Кутан-Ал (Параульское городище)

остатки города возле Параула, площадь 1,5 км в квадрате, было обнесено валом.

Кыр-Яр

отсёлок Нижнего Дженгутая.

Кырьян

селение в Северной Кумыкии, насчитывавшее в 1864 г. население 35 дворов.

Лаклак-юрт

селение в Северной Кумыкии. разрушенное в 1830-е гг. в период Кавказской войны.

Мадигин

небольшое кумыкское селение в Эрпелинском карачибекстве, упоминается в 1732 г комендантом крепости Святой Крест Д.Ф. Еропкиным в реестре горских владельцев (ИГЭД. стр. С.121-125). В XIX в. население почти в полном составе переселилось в Османскую империю (Ирфан Наллар. "Аккёпрю тарихинден" // Ёлдаш, 12.12.2008)

Мамма-аул

(на территории Сергокалинского района) по сведениям Е.И. Козубского (см.- Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области. Темир-Хан-Шура, 1895 г. С. 306-307) село названо в честь основателя, в первой половине XVIII в. было населено кумыками и входило в Утамышский султанат. Вследствие гибели здесь одного из беков жители были в наказание расселены по разным сёлам. Нынешние жители села даргинцы - потомки выходцев из селений Урахи Сергокалинского района, Мути и Усиша Акушинского района. Вблизи селения сохранились поселения IV-VIII вв.., разрушенного, вероятно, в ходе арабо-хазарских войн.

Маяк-городише

остатки раннесредневековой цитадели и населённого пункта на морского побережье Карабудахкентского района. Толщина культурного слоя 6 м (Абакаров А.И., Даудов О.М. Археологическая карта Дагестана. С. 155).

Мирза-аул

один из ранее существовавших отсёлков сел. Доргели.

Муккош

селение в Приэльбрусье. согласно местным преданиям было основано кумыками. Название Муккуш является стяжательным сокращением от исходного имени Кумук-Кош (букв: "кумыкский кош"). Ныне потомки основателей идентифицируют себя с балкарцами (Записано со слов доктора исторических наук Т. Биттировой).

Муса-Хаджи

селение в Северной Кумыкии, с численностью до 20 дворов, его упоминает в 1812 г. А.М. Буцковский (Цит. по: ИГЭД С.245).

Новая Кака-Шура (Янги-Кака-Шура)

существовавшее в XVIII-XIX вв. небольшое селение на реке Шура-Озень впритык к сел. Халимбекаул, растворилось в составе посёлка Зареченский г. Буйнакск.

Нуракай-юрт

селение в Северной Кумыкии, разрушенное, по свидетельству Д.-М. Шихалиева, в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг. Как сообщает А.М. Буцковский - это было одно из крупных селений Северной Кумыкии, в котором на 1812 г. насчитывалось свыше 100 дворов (ИГЭД С.245). В 1864 г., после Кавказской войны в селе сталось лишь 14 дворов.

Ойсунгур

ныне с. Ойсхара в Чечне. И. Бларамберг указывает, что первоначальное население Ойсунгур (у него Усунгур) составляли кумыки, впоследствии ассимилированные чеченцами (См. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь. 1993. С. 227). Я. Рейнеггс в 1790-е гг., опираясь на более ранние данные отмечал, что жители Ойсунгура "имеют своё происхождение от кумук-татаров" (Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов. Махачкала, 1992. С.250).

Оразай-казган

вотчина родоначальника сала-узденской фамилии Казбековых Казбека, прекратила существование уже в XVIII в.

Осман-юрт

селение в Северной Кумыки, согласно справочнику "Военно-статистическим описание Терской области 1883-1885 гг.". (составитель Г.Н. Казбек. Тбилиси. 1888 г. Часть. 1.) в селении проживало 97 дворов кумыков. После гражданской войны в селении доминирует чеченское население.

Оттирмен-аул

отсёлок селения Тарки, прекратил своё существование при депортации тарковских кумыков в чеченские сёла Хасавюртовского и Бабаюртовского районов.

Сагунты

селение в Чечне, жители которого, согласно сочинению Я. Рейнеггса. "произошли от татарского роду, ибо они чеченского языка разуметь не могут".

Сала-отар

селение в Северной Кумыки, вблизи реки Сулак, разрушенное, по свидетельству Д.-М. Шихалиева, в начальный период Кавказской войны в 1830-е гг. По одной из легенд, это село было прародиной сала-узденей - сподвижников Солтан-Мута. В начале XX в. Сала-Отар это уже хутор, принадлежавший Мусеке Бекееву.

Сала-юрт

селение во владениях Солтан-Мута, упоминаемое в документах начала XVII в., точное местоположение неизвестно, возможна идентификация с Кандаураулом (чеченцы его называют Сала-Юрт).

Сарай-махи

крупный отсёлок Доргели, жители Сарай-Махи стали первопоселенцами Аданака (См. Меджидов А. "Жагьаннемде". Къурулгъан женнет Елдаш, 26,05,2000).

Севдагер

по сообщению Э. Челеби село с населением в 300 домов на границе "края Карабудак".

Старый Аксай (Эсги Яхсай)

селение находилось на юго-востоке от бывшего укрепления царских войск Герзель. Старый Аксай был сожжён в 1825 г. по приказу А.П. Ермолова в наказание за убийство местным жителем Очар-Хаджи двух русских генералов Лисаневича и Грекова, а его население переселено в Ташгечив. Переселение предварялось убийством царскими солдатами 318 аксайцев, большинство из которых было безоружно. Известны неоднократные попытки яхсайцев восстановить свое старое селение, однако их стремление не встречало ответного понимания у царской администрации. В 1858 г. ею было издано распоряжение "О непозволении поселить аулы на прежнем жительстве". Согласно этому распоряжению было воспрещено андреевскому жителю Асеву Алиеву жить в Хаджи-Гирей-Юрте, князю Адиль-Султану Капланову запрещалось восстанавливать хутор Буга-юрт,а всем без исключения аксаевским князьям и узденям селиться на месте Старого Аксая. После 1867 г. земли Старого Аксая были поделены между Зандаковским наибством и Османюртовской сельской управой.

Старый Баба-юрт

селение, располагавшееся на рубеже XVII-XIX в. на реке Ямансу. Согласно архивным сведениям основано неким Баба Сеитовым. Население этого села вместе с переселенцами других сёл участвовало в заселении нового Баба-Юрта (другое название - Каплан-Юрт).

Старый Буйнак (Эсги Бойнакъ)

упоминается в сочинении Г. Брюса (См. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. Оп. 1. Д. 58. Л. 48), как местонахождение стоянки Петра I, вполне вероятно, что Старый Буйнак унаследовал своё местонахождение напрямую от гуннского города Варачана.

Старый Чонт-аул

находился на противоположном Султан-Янги-Юрту берегу Сулака в местности Шемшедин-Отар, где и был основан 500 лет назад человеком по имени Чонтук. В связи с наводнениями около 1684 г. жители переселились на новое место, основав современный Чонтаул. В середине XIX в. здесь ещё сохранялось старинное кладбище, известное как "Шемшединни къабурлары" (Халилов У., Аджиев И. Чонтавул // Ёддаш, 4 апреля 1997 г.).

Тавлсултан (Нижний Джулат)

развалины города на территории Кабардино-Балкарии, входившего, по свидетельству Эвлии Челеби, в состав "Дагестанской империи" возглавляемой шаухалами.

Танай-юрт

хутор на месте современного города Хасав-Юрт, упоминается в списке Д. Шихалиева, о незавидной участи Танаевых (Тонаевых) на чужбине говорится в одном из йыров.

Тахир-кала

бывший карабудахкентский хутор, ныне селение, населённое выходцами из Губдена.

Таш-кала

остатки раннесредневекового городища к югу от посёлка Ачису в местности Ташкала. Согласно преданию жителей сел. Уллубий-аул Карабудахкентского района, опубликованному Бамматом Атаевым, позже здесь располагалась сигнальная башня шаухалов, на которой при тревоге разводился дымящий костёр.

Ташгечив (Яхсай)

хутор у так называемого "каменного брода". В 1825 г. по приказу А.П. Ермолова сюда переселили жителей Старого Аксая (См. также Мохир М. Аксай (или Ташкичу) // СМОМПК. 1893, вып. 16, С. 30). Для контроля над аксайцами в Ташкичу была построена одноимённая крепость, которая под своим калькированным на русский язык названием Каменный брод упоминается в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", как место службы главного героя - Печорина. Ныне здесь находится современное селение Аксай Хасавюртовского района.

Темир-Хан-Шура

до 1832 г. селение в Центральной Кумыкии на месте будущего г. Буйнакск, население делилось на 5 тухумов (См. Козубский Е.И. Статистический сборник Дагестанской области за 1903 г. С. 179.). Большая часть кумыкского населения современного селения Халимбекаул выходцы из Темир-Хан-Шуры. Своё название по всей вероятности селение получило в честь знатного узденя шаухала Сурхая Темир-Хана, имевшего по сведениям лазутчика Аллаги (Уллуаги) под своим началом в Шурени 10 конных дружинников.

Теркальте (Тюмень, Тюк)

столица Тюменского феодального владения (шевкальства русских документов). Эвлия Челеби сообщает о Терском городке, что: "В древние времена это была маленькая крепость, принадлежавшая кумыкам; она является строением Ануширвана. Впоследствии её захватили, прибывшие на кораблях московиты". Вызывает интерес эпизод из книги Адама Олеария, в котором рассказывается о том, что брат шаухала, побывавший с посольством в 1636 г. в Терках у князя Муцала Черкасского заносчиво оскорблял царя Михаила Федоровича. На упрёк со стороны Муцала о том, что он де оскорбляет хозяина земли, в которой он находится на положении гостя, князь ответил: "Я сомневаюсь в том, в земле ли я великого князя (русского царя), или же в своей собственной".

Торкали

селение в долине р. Сулак, упоминалось комендантом крепости Святой Крест Д.Ф. Еропкиным в реестре горских владельцев, входило в состав управляемого бюрче-биями Муцаловыми (потомки Муцала - брата Солтан-Мута) Карагачского бийлика (См. ИГЭД, стр. С.121-125). Выходцы из этого селения, числом до 9 семейств ("тогъуз къазан") переселились после разрушения их села царскими войсками в 1732 г. в Костек. Память о селении отложилась в названии канала Торкали-Татаул.

Тюбели-Карак

маленькое кумыкское селение на берегу Аграханского залива (XIX в.).

Улаш-кент

крупный отсёлок Карабудахкента на его месте ныне расположен санаторий Каспий. До ликвидации в поселении имелась трехклассная начальная школа. В Улашкенте было развито хлопководство, и экономические перспективы развития селения было весьма обнадёживающими, однако именно под ширмой мнимой "нерентабельности" оно было ликвидировано, а местное население было переселено в Карабудахкент.

Уллу-юрт-Орун (букв: "место большого селения")

развалины селения, название которого не сохранилось, отмечено на карте "Съёмка пространства между Тарку и урочищем Озень" за 1851 г., местонахождение - южная часть Герменчикского поля, к северу от Агачаула.

Уллуярское городище

(народное название Уллуяркент) раннесредневековое поселение на восточной оконечности горы Уллу-Яр в Карабудахкентском районе. Площадь 500 на 100 м.

Умахан-юрт

селение в Северной Кумыкии, разрушенное в 1830-е гг. во время Кавказской войны, в 1883 г. в нём проживало 16 дворов кумыков.

Умаш-аул

селение в Северной Кумыки, насчитывало 100 дворов кумыков в 1883 г.

Уцуми-юрт

селение в Северной Кумыки, насчитывавшее в 1883 г. 31 двор кумыкского населения. Ныне населено аварцами.

Уч-кол

ныне посёлок Чикола в Северной Осетии, здесь до сих пор живут потомки кумыкских основателей (См.: http://www.ironau.ru/meggagta.html). Считался главным исламским центром в Северной Осетии.

Учавлак

каранайаульский (янгибуйнакский) хутор, ныне даргинское переселенческое сел. Первомайское (См. Справочник АТД, Махачкала. 2008. С. 248).

Хаджи-Гирей-юрт

селение в Северной Кумыки, прекратившее существование в период Кавказской войны. Восстановление этого селения было воспрещено хасавюртовским окружным начальством (См. Старый Аксай).

Хамза-юрт

селение в Северной Кумыкии, в 1883 г. в нём проживало 48 семей кумыков. Ныне селение населено аварцами. Прежнее кумыкское население, сильно пострадав в годы гражданской войны и коллективизации сельского хозяйства, перебралось в другие кумыкские сёла Бабаюртовского района и в селение Керликент Кизлярского района. Селение названо в честь прародителя костекской княжеской фамилии Хамзаевых.

Хивлигорское городище

остатки раннесредневековой крепости у подножья Салатавского хребта (на юге Буйнакского р-на, не путать с одноимённым хребтом в Казбековском районе), целью строителей крепости был контроль над близлежащим перевалом "Волчьи ворота", ведущим из предгорий в Нагорный Дагестан.

Чакавур-кент

под таким названием известны у южных кумыков остатки поселения в долине реки Гамри-озень, относящегося к I-XIII вв. Площадь городища 18 га.

Чалпар

обширные земельные угодья на территории современных посёлков Семендер и Красноармейск, на карте "Съёмка пространства между Тарку и урочищем Озень" за 1851 г., у восточной окраины Чалпара указано "Старое татарское кладбище" -самый надёжный признак присутствия здесь в прошлом крупного населённого пункта (у соседних сёл Агачаул, Тарки, Кяхулай, Альбурикент были собственные отдельные кладбища). Вплоть до депортации тарковских кумыков в 1944 г. здесь располагался хутор Чалпар.

Чанка-юрт

селение в Северной Кумыкии. начитывавшее в 1883 г. 61 дворов кумыков. Ныне населено чеченцами.

Чеви

селение в Чечне, жители которого согласно сочинению Я. Рейнеггса "произошли от татарского роду, ибо они чеченского языка разуметь не могут".

Чериз (Чарз)

населённый "кумуками" посёлок вблизи Дербента, упоминаемый Э. Челеби (См. Анчабадзе Г.З. Сведения турецкого путешественника XVII в. Э. Челеби о Дагестане. Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. Вып. III. С. 248).

Черик-кала (Черив-кала)

укрепление Солтан-Мута, упоминается в сборнике документов "Русско-Дагестанские отношения". Т. I. Махачкала, 1960 г.

Черкес-аул

отсёлок Тарков, располагался в долине реки Черкес-Озень. В 1944 г. жители Черкесаула были депортированы вместе с остальными таркинцами в Бабаюртовский и Хасавюртовский районы, после возвращения таркинцев село восстановлено не было.

Чумагул-отар

во второй половине XIX в. крупный отсёлок с. Эрпели, с населением свыше 200 человек, ныне небольшой хутор этого же селения.

Чумгесген

урочище в 1 км к югу от с. Манасаул Буйнакского района, в котором сохранились остатки средневекового поселения. В 1831-1832 гг. Чум-Кес-Кент был опорным пунктом мюридов имама Гази-Мухаммада (Кази-Муллы) на равнине.

Чумлу

поселение рода тюменов в кизиловой роще близ Эндирея. Местность считалась неприступной и служила эндиреевцам убежищем от врагов.

Шава

селение в Бабаюртовском районе, выросло из одноимённого хутора Шихмурзы Аджаматова. Нынешнее население - переселенцы из Цунтинского района.

Шад-Кермен

Э. Челеби упоминает о крепости Шад-Кермен у слияния Джинджика (Зеленчука) и Кубани. Казием этой крепости являлся кумык Тухтар Хаджи-Али, в распоряжении которого находятся 100 кумыкских джигитов, все они верующие, настоящие мусульмане. Благодаря им и деятельности Мухаммад-Герей-Хана [Крымского] все кабардинские беки приняли мусульманство".

Шали

в 1780-е гг. упоминается Я. Рейнеггсом как "татарское" селение. Местное кумыкское население к началу XIX в. предположительно разбрелось по кумыкским селениям Осетии и Чечни. Ныне Шали - город в Чеченской республике.

Шаухал-булак

селение, входившее до землетрясения 1970 г. в Капчугайский сельсовет, с 1934 по 1944 гг. существовал Шамхалбулакский сельсовет, куда входило также сел. Экибулак.

Шаханай-тюбе

название урочища в долине реки Гамриозень, в котором археологами были обнаружены остатки раннесредневекового поселения.

Шахсенгер (букв, "шахский окоп")

остатки раннесредневекового города в 3 км к западу от сел. Дружба Каякентского района. Площадь 12 га. Имеется также цитадель 30 на 40 м.

Шемшедин-отар

см. Старый Чонтаул.

Эндери

кабардинский старшина и этнограф Якуб Шарданов в списке сел Малой Кабарды в первой половине XIX в. писал: "Булетово, оно же Эндери, владетель первостепенный уздень Камбот Ендиров. Селение основано в XVII в. выходцами из Эндирея в Кумыкском владении". В русских документах это Эндери впервые упоминается в 1632 г.

Эрпелинское поселение

в 2 км к северу от Эрпели на покатой терассе левого берега р. Шура-Озень, площадь 300 на 60 м (Абакаров А.И. Даудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. С. 140).

Эски-юрт

городище в долине реки Гамри-озень, относящееся к I-VIII вв. Площадь 250 на 400 м.

Эски-Юрт (2-е Кумторкалинское поселение)

остатки средневекового поселения близ Кумторкалы.

Юртатюбинское поселение

остатки города VI-X вв., окружённого крепостной стеной и рвом в местности Зунек вблизи Нижнего Казанища. Площадь 800 на 400 м.

Юхари-Башлы (Капкаякентское 2-е поселение)

остатки средневекового города, известного, как минимум с начала XV в. как Башлы (См. Башлы).

Юхари-Торкали

см. Кумторкала.

Приводимый аннотированный список исторически существовавших населенных пунктов составлен кандидатом исторических наук Юсупом Идрисовым.

Если у Вас есть дополнения, исправления, замечания к данному материалу, отправьте сообщение через службу сайта "Обратная связь".