Кумыкский мир

Культура, история, современность

Джалалутдин Атаев – борец за права рабочих

фотоДжалалутдин Атаевич Атаев родился в 1881 г. в селе Тарки Таркинского участка Темир-Хан-Шуринского округа в семье бедного крестьянина-отходника; отец его работал на рыбных промыслах рыбопромышленника Тушманова.

Не имея возможности заниматься сельским хозяйством, молодой Джалалутдин после годичной учебы в русской школе устроился в Порт-Петровске рабочим на табачную фабрику. В 1898 г. Атаев поступил на крупнейшую в Дагестане фабрику «Каспийская мануфактура», где работали преимущественно ткачи из Москвы, Иваново-Вознесенска и других центров текстильной промышленности России. На фабрике он общается с передовыми рабочими, перенимает их опыт революционной борьбы.

Вскоре он выезжает во Владимирскую губернию и устраивается там чернорабочим на текстильной фабрике. Под влиянием тамошних рабочих, которые активно вели борьбу за свои права под руководством социал-демократов, Д. Атаев в 1898 году вступил в РСДРП. Восемнадцатилетним парнем он возвращается на родину и устраивается на прежнем месте на табачной фабрике. Тепло встретили его старые друзья-рабочие фабрики, они часами слушали рассказы о борьбе русских рабочих против самодержавия. В 1903 году Д. Атаев вместе с товарищами по борьбе организовал и руководил забастовкой рабочих фабрики «Каспийская мануфактура», но вскоре был уволен с работы.

В декабре 1904 г. в Порт-Петровске с помощью грозненских членов РСДРП была создана социал-демократическая организация. Атаев становится одним из ее активных членов, а затем и казначеем. Очень часто нелегально партийные собрания созывались в доме Атаева. У него же хранились нелегальная литература и гектограф. Особенно большую работу Атаев проводил среди рабочих текстильной фабрики, где было много жителей Таркинского участка. Член Порт-Петровской организации РСДРП И. Выродов в своих воспоминаниях писал: «Через националов – членов РСДРП тов. Шангерея Таркинского, Атаева Джалалутдина – была установлена связь со всеми рабочими-националами фабрики». Д. Атаев распространял в аулах революционную литературу, выступал на подпольных собраниях крестьян, призывая их к борьбе против местных эксплуататоров и царских колонизаторов.

В 1904 г. в Порт-Петровске произошла антивоенная демонстрация рабочих текстильной фабрики во главе с социал-демократом Митрофаном Куликовым. Демонстранты под лозунгом «Война – войне!» с красными флагами вышли на центральную улицу города. В организации и проведении этой демонстрации активную роль играл Д. Атаев. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. гулким эхом отозвалось во всех национальных окраинах страны. На события в Петербурге сразу же откликнулись и рабочие Дагестана – на промышленных предприятиях Порт-Петровска и рыбных про-мыслах проходили митинги и собрания рабочих. Порт-Петровская организация РСДРП при активном участии Д. Атаева распространила прокламацию «Ко всем рабочим и работницам», в которой призывала текстильщиков к забастовке в знак солидарности с петербургскими товарищами. 15 февраля 1905 г. была объявлена забастовка, ее участники выдвинули ряд экономических и политических требований. Непосредственное участие в организации этого выступления принимал Д. Атаев. «В дни февральской забастовки, – пишет рабочий табачной фабрики Кули Насруллаев, – в 10 часов утра к нам на фабрику прибыл Д. Атаев, который призвал нас поддержать выступление текстильщиков. Тогда мы, все рабочие, в знак солидарности с ними прекратили работу и во главе с Напаваловым пошли на текстильную фабрику».

«До революции, – пишет в своих воспоминаниях жена Д. Атаева Аисхан, – наша семья жила в городе Порт-Петровске по улице «Гур-Гур Аул» (ныне улица Батырая). Этот дом не сохранился. В 1918 году он был разрушен белогвардейцами. В нашем доме находилась подпольная библиотека, нелегальная литература хранилась в стенных нишах, которые закрывались ковром. У нас часто бывали товарищи мужа по борьбе – Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Джалалутдин Коркмасов, Петр Ковалев, Джамалутдин Магомедов, Ахмед-Жан Халиков и другие. Окно комнаты, где они собирались, выходило в поле. При подозрении на слежку со стороны царской охранки по сигналу караульного, который всегда находился у дома, моментально все расходились в степь через это окно...»

В 1905 г. Порт-Петровская организация РСДРП усиленно готовилась и к первомайской демонстрации. Под руководством Атаева, Головочевского и других проводились нелегальные собрания передовых рабочих города, демократической интеллигенции, учащейся молодежи, на которых обсуждались планы проведения демонстрации.

1-го мая рабочие текстильной фабрики, железной дороги, морского порта, бондарных мастерских и других предприятий собрались с красными флагами у горы Таркитау. По инициативе Атаева к демонстрации рабочих города присоединились крестьяне окрестных селений. Это была мощная интернациональная демонстрация русских и местных трудящихся. На митинге первым выступил прибывший из центральной России социал-демократ Арефьев, который закончил свою речь лозунгами: «Долой царизм!», «Да здравствует рабочий класс!». Речь оратора переводил на кумыкский язык Д. Атаев. Он обратился к местным рабочим и крестьянам с призывом объединиться с русскими рабочими, поддержать борьбу пролетариата России.

фото

Рабочая забастовка в Дагестане. Иллюстрация с БСЭ.

2-го мая началась забастовка текстильщиков, бондарей и рабочих других предприятий города. Как и на демонстрации, рабочие требовали установления 8-часового рабочего дня, улучшения условий труда, повышения заработной платы. Для подавления выступления рабочих были вызваны войска. Произошло столкновение рабочих с казаками. В эти дни Д. Атаев был в гуще событий. Как член боевой дружины Порт-Петровской организации РСДРП он создал бригаду из рабочих-дагестанцев для борьбы со штрейкбрехерами. Когда «за вооруженное нападение на штрейкбрехеров» арестовали двух текстильщиков, активных участников забастовки, Шарапутдинова и Магомедова, рабочие во главе с Атаевым окружили полицейский участок и добились освобождения арестованных. Чтобы покончить с забастовкой, дирекция закрыла фабрику и объявила расчет всем рабочим. Многие текстильщики вынуждены были в поисках заработка уехать в другие города России. В эти тяжелые дни, когда семьи безработных Порт-Петровска голодали, Д. Атаев организовал для них продовольственную помощь крестьян селений Тарки, Кяхулай, Атлыбоюн, Альбурикент.

31-го мая 1906 г. в сел Тарки состоялась конференция представителей сельских обществ Таркинского участка, созванная социал-демократическими организациями и Крестьянским центром. Д. Атаев, Д. Коркмасов и другие разъясняли крестьянам, что «существующий в настоящее время порядок землепользования в Дагестанской области несправедлив: у беков земли много, а у бедняков мало, беки самовольно захватывали землю у крестьян, а земля должна принадлежать только последним. Не следует уплачивать подати за землю, ибо это несправедливый налог». Конференция вынесла решение о захвате помещичьей земли и прекращении выполнения повинностей. Уволенный с фабрики «Каспийская мануфактура» без права возвращения на работу Атаев с большим трудом устроился рабочим на табачную фабрику Михайлова, где продолжал революционную работу. За руководство забастовкой табачников в 1907 г. Атаева снова уволили. Вскоре он поступил на табачную фабрику Мамедова, однако в 1909 г. был уволен за руководство забастовкой.

фото2

Порт-Петровск, Барятинская улица.

После поражения революции 1905-1907 гг. Д. Атаев проводил подпольную работу среди рабочих Порт-Петровска под партийной кличкой Сергей. И. Алиев писал, что в годы реакции «наступило некоторое затишье после высылки товарищей Петренко, Ватяпша, Шевченко, Абиша Алиева, а также ареста многих членов нашей организации. Оставшиеся товарищи ушли далеко в подполье. Некоторые товарищи, в том числе Атаев, работали в аулах среди крестьян».

Д. Атаев был активным корреспондентом газеты «Заря Дагестана», издававшейся в Петербурге Саидом Габиевым. 19 апреля 1913 г. в пятом номере газеты была опубликована статья Атаева «Несколько слов от таркинского общества». Болея душой за судьбы угнетенного народа, он с возмущением писал о причинах, которые довели до нищеты и разорения крестьян родного аула. Его беспокоила пассивность крестьян, «занятых молитвами и пустыми разговорами». В статье он призывал односельчан живо интересоваться своей судьбой, социальными вопросами, решение которых улучшило бы их экономическое положение. Одной из главных причин тяжелой жизни крестьян аула Атаев считал их культурную отсталость. «В Тарках, – отмечал автор, – нет ни одной школы. В то же время усилиями населения в ауле построено 9 мечетей». В своей статье он в иносказательной форме подчеркивал реакционную роль ислама, который тормозил развитие народов Дагестана. В обстановке безраздельного господства идеологии ислама в Дагестане это выступление было очень смелым.

В феврале 1917 г. народные массы совершили буржуазно-демократическую революцию, а уже в начале марта в Порт-Петровске возникла объединенная социал-демократическая организация, в которую вошел и Атаев. Большевики образовали группу во главе с Сельтеневым и вели упорную борьбу за влияние в Совете, профсоюзных и других организациях. Д. Атаев активно выступал на митингах рабочих и служащих, на сходах крестьян кумыкских селений с разоблачением Временного правительства и предательской роли меньшевиков, эсеров и буржуазных националистов. «Митинги, – писал Д. Атаев, – устраивались везде, где представлялась возможность, – на площадях, в мечетях, в городском саду, на окраинах города. На митинги приходили местные жители и горцы из близ расположенных аулов».

После февральской революции с новой силой развернулась борьба рабочих Дагестана за введение 8-часового рабочего дня и увеличение заработной платы. Чтобы закрепить свои завоевания, порт-петровские рабочие по инициативе большевиков решили объединиться и заключить коллективный договор с предпринимателями. А когда последние, опираясь на эсеро-меньшевистских лакеев, отказались его подписать, в Порт-Петровске вспыхнула забастовка. Атаев был введен в состав центрального стачкома. В результате забастовки рабочим ряда предприятий удалось добиться заключения коллективных договоров. Порт-Петровская большевистская организация придавала важнейшее значение укреплению союза русского рабочего класса с дагестанским крестьянством. Большую роль в этом сыграл Д. Атаев. «Со времени февральской революции 1917 года, - писал член порт-петровской организации большевиков И. Алиев, - Джалалутдин Атаев развивает особо энергичную работу в группе петровских большевиков, ведя разъяснительную и организационную работу в среде, главным образом, кумыкского населения». При активном участии Атаева произошли выступления крестьян Таркинского участка, которые захватили земли беков и помещиков, в частности Н. Гоцинского.

После победы Октябрьской революции в Порт-Петровске был создан Военно-революционный комитет, в состав которого вошел и Д. Атаев. В специфических условиях Дагестана большевики сумели удачно применить тактику использования массовых организаций в интересах революции. Учитывая влияние Порт-Петровского национального комитета на мусульманское население, Д. Атаев с группой местных большевиков вошел в руководство комитета, состоявшего «из представителей духовенства, крепкого крестьянства окружающих город аулов и либерально настроенной местной интеллигенции». Благодаря деятельности большевиков этот комитет занял важное место в борьбе против клерикально-помещичьей контрреволюции в январе 1918 г., а в феврале им было принято постановление о национализации промышленных предприятий города. Решение мусульманского комитета наносило удар по националистической клевете буржуазного областного исполкома, утверждавшего, что хозяевами фабрик, заводов и рыбных промыслов Дагестана стали пришлые русские.

Как член Порт-Петровского военно-революционного комитета и военный комиссар города Джалалутдин Атаев сыграл огромную роль в организации интернационального полка, который состоял из русских и представителей народностей Дагестана. В январе 1918 г., когда стало известно о наступлении Гоцинского на Темир-Хан-Шуру, Атаев вместе с Шангереем Таркинским и другими членами военно-революционного и мусульманского комитетов организовал два отряда: пеший (500 чел.) и конный (250). Эти отряды прибыли в Темир-Хан-Шуру и воспрепятствовали попытке Гоцинского установить в Дагестане имамат.

Обеспокоенные растущим влиянием Порт-Петровского революционного комитета контрреволюционные силы начали внезапное наступление на Порт-Петровск. Учитывая малочисленность своих вооруженных сил, Порт-Петровский военно-революционный комитет 11 марта 1918 г. решил эвакуироваться в Астрахань. Д. Атаеву было поручено остаться в городе и собрать сведения о численности и состоянии войск противника. «Выполнив это поручение, – пишет Атаев, – я с одним товарищем отправился верхом по маршруту Тарки – Агачаул – Талгинское ущелье – Таркинские дачи и дальше через станцию Манас в Баку». По дороге в Талги Атаев был арестован и посажен в порт-петровскую тюрьму. Как известного большевика и видного деятеля ревкома имамовцы приговорили Атаева к смертной казни. Однако рабочие города, узнав об этом, объявили забастовку и заставили освободить Атаева. Он немедленно выехал в Астрахань, где вместе с У. Буйнакским, З. Захарочкиным и другими участвовал в формировании отрядов в помощь трудящимся Дагестана, которые вместе с астраханскими и бакинскими отрядами восстановили в апреле 1918 г. власть Порт-Петровского военно- революционного комитета.

Будучи заведующим земельным отделом Порт-Петровского исполкома, Атаев активно участвовал в преобразованиях сельского хозяйства на основе декретов Совета Народных Комиссаров РСФСР. После падения Советской власти Д. Атаев участвовал в работе по организации партизанских отрядов для свержения Горского правительства. В феврале 1919 г. он избирается членом подпольного Дагестанского обкома партии. Ему поручается подпольная пропаганда среди петровских рабочих. При активном участии Атаева в конце февраля началась забастовка на фабрике «Каспийская мануфактура», которая продолжалась до мая 1919 г. По поручению обкома партии Д. Атаев ездил в Баку для установления связи с бакинскими большевиками и получения политической литературы.

Атаев немаловажную роль сыграл в подготовке и проведении первой областной партийной конференции. Вместе со своими товарищами Гамидом Далгатом, Магомедом Далгатом, Емельяном Гоголевым и другими Джалалутдин Атаев по заданию У. Буйнакского и нередко вместе с ним во многих аулах встречался с активистами, вел кропотливую, очень трудную в условиях подполья подготовку к партийной конференции.

16-го февраля 1919 года областная партийная конференция была успешно проведена. Но 13 мая 1919 года враги революции арестовали 5 руководителей подпольного обкома РКП (б) и позднее расстреляли.

На заседании обкома партии, состоявшемся в Баку 15 сентября 1919 года, Д.Атаев был избран его членом. В 1919-1921 годы он принимал самое активное участие в борьбе против деникинцев, внутренней и внешней контрреволюции.

По окончании гражданской войны Д. Атаев был директором текстильной фабрики имени III Интернационала, наркомом труда, наркомом социального обеспечения, директором Дагестанского краеведческого музея. На какой бы участок социалистического строительства ни направляли Д. Атаева, он всегда являл образец преданности делу партии, серьезного, вдумчивого отношения к порученной работе.

Д. Атаев вел большую общественную работу, часто выступал в трудовых коллективах с лекциями и беседами, бывал в районах, в родном селе Тарки, оказывал односельчанам помощь.

Особенно большое значение он придавал вопросам воспитания подрастающего поколения. Так, при содействии Д. Атаева в 1921 году в Тарках была открыта первая школа.

Сам Д. Атаев был прекрасным семьянином, вырастил восьмерых детей – двух сыновей и шестерых дочерей, которые стали достойными его наследниками.

Джалалутдин Атаев умер 18-го марта 1941 года. Его прекрасный образ, славные дела остались в памяти благодарных трудящихся Дагестана. Имя профессионального революционера носит одна из улиц Махачкалы и школа в пос. Тарки.

В центре Махачкалы, на улице им. 26 Бакинских комиссаров (ныне – им. Ярагского) на стене дома №31 установлена мемориальная доска, где высечена надпись: «В этом доме с 1921 по 1941 гг. жил революционер, член подпольного обкома РКП (б), активный участник борьбы за власть Советов в Дагестане Атаев Джалалутдин Атаевич».


Источники:
«Борцы за власть советов в Дагестане». Сборник. - Махачкала, 1987. С. 43-51.
«Навечно в памяти». Газета Дагестанская правда от 13 октября 1987 года.

Размещено: 17.05.2013 | Просмотров: 3101 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.