Кумыкский мир

Культура, история, современность

Добиваться справедливости – другого не дано

Интервью с ученым-экологом

фото

Доктор биологических наук, профессор Залибек Гаджиевич Залибеков долгие годы работал директором Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН. В настоящее время – главный научный сотрудник Института геологии ДНЦ и завкафедрой почвоведения биологического факультета ДГУ. Наша беседа с учёным – об этнических особенностях среды обитания кумыков.

– Залибек Гаджиевич, кумыки издавна живут на благодатной земле – между морем и горами. Как учёный-биолог, что интересного можете рассказать о природных условиях среды обитания населения Кумыкской равнины?

– Природные условия в каждом конкретном случае вносят свой вклад, свою специфику в процесс взаимодействия человека с биосферой и в воплощение производственных, общественных и национальных отношений.

Основой концепции условий формирования кумыкского этноса является равнинная территория, сухой и полупустынный климат и границы, на севере – Каспийское море, на юге – горы. Северная часть региона, расположенная ниже нулевых отметок и до береговой линии Каспия, охватывает значительную часть территории и получила название «Кумыкская равнина». Крупные населенные пункты на Кумыкской равнине расположены вдоль рек и речных долин с максимальной плотностью жителей в слабовозвышенной части с отметками 0-300 м. Здесь расположены земельные, водные, лесные ресурсы, а также объекты животноводства. Уменьшение плотности населения в северной дельтовой части Кумыкской равнины ниже нулевых отметок связано с засоленностью почв и расширением песчаных массивов, повышением уровня залегания грунтовых вод, потенциальной опасностью затопления, подтопления в результате повышения уровня Каспийского моря.

Анализируя характер размещения населенных пунктов на местности, можно отметить приуроченность их к полосе выше отметок минус 15–20 метров, где нет опасности затопления и заболачивания земель.

– И о чём всё это свидетельствует?

– Сказанное подчеркивает наличие определенной связи историко-геологического возраста незатопленной части с размещенными на ней крупными поселениями. В этническом плане кумыкские селения существуют, начиная с ранней стадии развития процессов затопления-иссушения в пределах террасовидно-возвышенной части Кумыкской равнины.

– К каким видам экономической деятельности располагают названные вами природные условия? И как ими пользуются кумыки?

– Равнинный рельеф, большие просторы, наличие плодородных земель и оросительной воды создали предпосылки для развития поливного земледелия, рисоводства, овощеводства, виноградарства и садоводства. В северной зоне ниже отметок 15–20 метров развито отгонное животноводство с использованием естественных пастбищ и сенокосов. Сама природа и условия выживания, развития кумыкского народа как этнического образования обусловили необходимость квалифицированного освоения различных профессий, способствуя воспитанию полеводов, рисоводов, овощеводов, виноградарей и др. Потомственный земледелец или овощевод с глубоким знанием агротехники и условий среды не по учебникам, а по жизненному опыту, выращивает высокие урожаи, сохраняя и воспроизводя плодородие почвы. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся приусадебные участки с плодородными почвами в окрестностях сёл Яхсай, Эндирей, Темираул – Хасавюртовского; Нижнее Казанище, Эрпели, Атланаул – Буйнакского; Каякент, Усемикент – Каякентского районов. Такие примеры можно привести и по другим районам.

– Залибек Гаджиевич, влияет ли среда обитания этноса на его менталитет, психологию? Если да, то в какой мере менталитет кумыкского народа обусловлен средой обитания?

– Среда обитания – важный, но не единственный фактор формирования психологии, менталитета народа. И единая среда обитания не делает одинаковыми разные народы.

Этническая стабильность у кумыков в пространственно-территориальном аспекте сохраняется, хотя природная ситуация в отдельных случаях претерпевает некоторые изменения. Появляются редкие виды возделываемых растений: перец, баклажан, лук, чеснок. Специализация идет в масштабе отдельных селений и общин. Наблюдается уникальное явление: глубокая специализация в узкоотраслевом плане – с одной стороны, и территориальная целостность общин, селений – с другой. Эти факторы становятся определяющими в формировании обычаев, характерных для самостоятельного этноса.

Важной этнической особенностью жизни кумыков являются сложившиеся в течение тысячелетий территориальные условия, т.е. компактная среда обитания. Главные ее черты: на всем протяжении восточная граница омывается Каспийским морем, а западная и юго-западная граничат с горной зоной; Кумыкская равнина, простирающаяся с северо-запада на юго-восток до 200 км, в течение длительной истории развития характеризовалась естественно-этнической гомогенностью (однородностью). Гомогеннность кумыкской территории претерпела существенные изменения под влиянием организационных мероприятий, проведенных в течение последних 40-50 лет. В результате формировалась этнически гетерогенная (разнородная) территория, нарушилось существовавшее ранее гармоническое взаимодействие людей с окружающей средой.

У кумыков как у земледельцев, овощеводов, садоводов сложилась психология собственника, квалифицированного аграрника, с любовью относящегося к родной земле. Поэтому они так болезненно воспринимают потерю отцовских земель за последние десятилетия.

– С другой стороны, избыток земель породил у нашего народа такие вредные наклонности, как беспечность, лень, упование на начальство, государство.

– Эти наклонности у кумыков сложились за годы советской власти, когда крестьянин, истинный хозяин земли, был отчужден от собственности, всё стало общим, колхозным, государственным.

Государство, став хозяином земли, распоряжалось ею на свое усмотрение. Начало организованному переселению горцев на равнину было положено в 20-х годах прошлого века председателем совнаркома республики Д. Коркмасовым. Тогда это решение объяснялось необходимостью освоения пустующих необрабатываемых равнинных земель. Но начиная с 50-х годов переселение на равнину возобновилось и продолжается поныне. Если в 1913 году на 1 га сельхозугодий на равнине приходилось в условном исчислении 3 человека, то в 1993 году – более 10. Многократное уплотнение численности населения за счет горцев привело к нарушению экологического равновесия, существовавшего ранее в течение длительной истории во взаимоотношениях природы и общества. Это создает угрозу сохранению среды обитания кумыков.

– Представим такую картину: в равнинное село с населением десять тысяч человек переселяют такое же количество горского населения. У какой группы больше шансов растворить внутри себя другую?

– Трудно сказать. Многое будет зависеть от того, кто будет руководителем в этом селе: пришлый или местный. Объективно, по законам развития общества, приезжие должны принимать условия жизни, традиции, культуру, даже язык коренного населения. Доказательств этому в истории много.

У нас же в Дагестане в этом отношении проводилась несправедливая политика. Для переселенцев существовали всевозможные льготы. К примеру, возьмем Бабаюртовский район, где местное население имеет в своем распоряжении лишь около 30 процентов территории. Переселенцы же на землях отгонного животноводства уже построили и строят населенные пункты, что запрещается законом. И земельный налог переселенцы платят в несколько раз меньше, чем местные. Вот такое несправедливое отношение со стороны властей и порождает межнациональные трения.

– Что делается республиканскими органами власти для восстановления справедливости?

– Сами они ничего не сделают, если их не беспокоить. В 90-е годы при А. Мирзабекове наше правительство предложило горным районам, имеющим на равнине, например, 1000 гектаров, компенсировать для равнинных районов хотя бы 500–700 гектаров горных земель. С таким предложением в числе других от правительства я ездил в Гунибский район. Руководство и актив района категорически заявили, что у них нет лишних земель…

– А вы не заявили, что на равнине тоже давно нет лишних земель?

– Заявили. Они ответили: тогда вы тоже не давайте… К сожалению, после ухода Мирзабекова никто всерьез этими вопросами не занимался.

– Залибек Гаджиевич, каковы отличительные черты характера у горца и равнинного жителя?

– Мы все – дагестанцы, и у нас много общего и похожего, но есть, конечно, и различия. Суровые природные условия выработали у горца такие черты характера, как упрямство, непокорность, бесстрашие перед трудностями. А равнинный житель по ряду причин стал изнеженным, излишне уповает на государство, склонен к апатии. Природное благородство, доброта и законопослушность сослужили кумыкам дурную службу. Но с годами различия сглаживаются, особенно в городах, и все мы становимся похожими друг на друга.

Если бы не вмешательство политиков и несправедливые распоряжения руководителей, было бы полное взаимопонимание, взаимоуважение между народами. Но, увы, и нынче, когда очевидны допущенные ошибки, властями ничего не делается для восстановления справедливости в отношении ущемленных равнинных народов, в первую очередь кумыков.

– Чем чревата дальнейшая эскалация напряженности вокруг земель Кумыкской равнины?

– Перенаселенность равнины ничего хорошего не сулит для будущих поколений. «Тенглик» ещё в 90-х годах выдвигал правильные требования. За последующие годы ситуация лишь усугубилась. К существующим проблемам кумыков прибавились ещё новые.

– И что вы предлагаете? Продолжать уповать на власти?

– Во-первых, кумыкам самим надо бережнее относиться к своей земле: обрабатывать, сеять, трудиться, строить на ней. Это позор, когда жители некоторых кумыкских сёл отдают свои земли в аренду приезжим, а потом идут к ним наниматься на работу. Во-вторых, надо атаковать депутатов, муниципальные, республиканские, федеральные органы власти письмами, обращениями о бедах кумыкского народа, поднимать проблемы и добиваться их решения, добиваться справедливости, проводить другие акции в рамках закона с той же целью. В свое время «Тенглик», самое мощное национальное движение на Северном Кавказе, проделало огромную работу в этом плане. К сожалению, нас не поняли и не поддержали другие дагестанские народы. Кто-то еще не понимает, что на несчастье одних невозможно строить счастье других.

Нам всем нужна справедливость. Ее как раз и не хватает в Дагестане.


«Ёлдаш/Времена», 08-06-2012

Размещено: 08.06.2012 | Просмотров: 3393 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.