
Материалы о конфессиональной жизни кумыков
Список публикаций
Кумыки и распространение Ислама среди ингушей и карабулаков (орстхоевцев)
История распространения ислама среди народов Северного Кавказа, еще не стала предметом последовательного систематического рассмотрения. Известно, что население Северного Кавказа, «хотя к концу XVIIIв., за исключением части осетин, считалось мусульманским, все они продолжали исполнять многие языческие обряды и почитать местные божества»
В XV-XVIII вв. в среде вайнахских народов наблюдались различные верования. Ингуши и чеченцы только к XVIII в. стали постепенно склоняться к исламу, его укоренение происходило в конце XVIII-первой половине XIX в., и к середине XIX в. ислам стал у них господствующей религией. Полагают, что он распространялся из Дагестана, Кумыкии, Кабарды, Турции, Крымского ханства и даже шиитских Азербайджана и Ирана
Из истории миссионерской деятельности кумыкских правителей
С приходом Ислама, который утвердился среди кумыкских правителей и подвластного им кумыкского народа в XII-XIII вв., кумыкские шаухалы стали активно распространять Ислам среди горцев Дагестана и Северного Кавказа, которые в это время большей частью ещё не были в него обращены. В этот период в горах преобладали христианство, языческие верования, зороастризм и т.д. Кумыкский шаухал консолидировав под знаменем Ислама силы всех дагестанцев, выступал как главный руководитель процесса исламизации в Дагестане. Ещё в XIX в. известный венгерский ориенталист и тюрколог А. Вамбери писал о кумыках: «Многие народы, находящиеся под их кумыкским влиянием, присвоили себе кумыкский язык и религиозным делам обучаются у кумыков»...
Дагестанский культурный импульс на Центральном Кавказе: религиозный аспект
(Из доклада, прочитанного на конференции в Карачае)
Культурное влияние Дагестана на народы Центрального Кавказа было обусловлено, в первую очередь, политической доминантой Шамхальства. Гегемония последнего в рассматриваемом регионе в позднем средневековье фиксируется источниками того времени достаточно прочно. Так русский документ 1588 г. сообщает: "...черкаские князья со своими улусы, Талостанов род Шолох-князь Тапсароков з братьею и з племянниками и з детьми, да Кайтукин род Теп-шанук-князь, да Асланбек, да Жансох служат Крымскому и Шевкальскому" государям. Как видим, перечисляются представители княжеских домов Большой Кабарды (Кайтуковичи) и Малой Кабарды (Таусултановы).
«Народный» ислам кумыков в XXI веке

"Народный" ислам, о каком бы народе речь ни шла, имеет ту особенность, что более адаптирован к изменениям, происходящим в светской жизни (дюнья). Консерватизм в "нормативном" исламе, выраженный в сакральных текстах (Коран, Сунна), в трудах мусульманских ученых-алимов, в исламском сознании духовных лиц - явление также обычное. Носителями исламского сознания в "народном" исламе являются рядовые верующие, которые, как правило, не имеют глубоких знаний об исповедуемой ими религии. Тем не менее, это в основной массе мусульмане, которые искренне верят в Аллаха, по мере возможности пытаются соблюдать основные требования Ислама и Имана. Массовое религиозное сознание легко ассимилирует элементы неисламских явлений, норм (адатов, традиций, верований) в свое понимание исламского...
Кумыкские надгробные памятники (сын таш)
Научное значение изучения надгробных надписей и кладбищ определяется несколькими факторами. Во-первых, они дают исследователям важный биографический материал - даты смерти (реже даты рождения) человека. В условиях, когда первая перепись населения у кумыков была проведена, после присоединения Дагестана к России, в 1886 г. данные текстов надгробий становятся чрезвычайно важны и зачастую уникальны. Ведь у нас не велись метрические книги, как это было заведено в церквях России и Европы...
Суфизм и российская власть в Дагестане в XIX - первой половине XX века
История взаимоотношений
На разных этапах распространения суфизма в Дагестане взаимоотношения суфиев и Российского государства было не одинаковым и, в зависимости от исторических реалий, существенно менялись. В российской и зарубежной историографии постулируется тезис о том, что суфийское братство Накшбандийа под влиянием как внешних, так и внутренних факторов на Кавказе претерпело значительные изменения и трансформировалось в новое религиозно-политическое учение - мюридизм, в основе которого лежала идея джихада - сопротивления русскому владычеству на Кавказе. Начало этой точке зрения было положено чиновниками царской администрации на Кавказе...
Лики Ислама
(перевод с французского)
В этой работе мы постарались подчеркнуть параллелизм между догмой и моралью двух религий, разделивших Средиземноморье, показать близость двух культур, мусульманской и западной.
Несмотря на разнообразие рас и языков, народы, которые обратились к первоисточнику "средиземноморской" цивилизации, в основном, имеют одно и то же религиозное чувство, соблюдают одно и то же отношение к богу и фундаментальным проблемам жизни и смерти. Несмотря на различие форм и нюансов в чувстве, исходной точкой являются аналогичные монотеистические религии, а также индивидуалистическая и универсалистская мораль...
Религиозные верования кумыков
глава из монографии "Кумыки: историческое прошлое, культура, быт"
...религиозные верования кумыков в XIX - начале XX вв. - это сложный комплекс, своеобразное сочетание древних, доисламских представлений народа с верованиями, утвердившимися в связи с распространением и упрочением идей ислама в Дагестане.
Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв.
Исламизацию дагестанского общества можно разделить условно на два этапа: VII - первая пол. XI вв. и вторая пол. XI - XVI вв., которые отличались друг от друга не только темпами распространения новой религии и социальными условиями, но и носителями и проповедниками религиозных идей. Если на первом этапе основным фактором исламизации Дагестана был арабский элемент, то на втором этапе активная роль в исламизации Дагестана перешла к тюркскому элементу - сельджукам, а затем к монголам и Тимуру. Огромную роль в дальнейшей исламизации Дагестана играло и местное население в лице газиев, часто формировавшихся из числа деклассированных элементов. Необходимо также подчеркнуть, что если на первом этапе шло насильственное распространение ислама, то второй этап существенно отличается тем, что наряду с военными походами, в исламизации Дагестана широко применялись культурно-политические аспекты, которые, оказались более эффективными.
Религия, предшествовавшая исламу
Из всех древних доисламских религий и веровании значительный след в представлениях кумыков и генетически близкородственных им балкарцев, карачаевцев, а также ногайцев оставил культ абстрагированного космического божества Тенгири.
Юсуф из Аксая (Юсуп-Гьажи Яхсайлы)
Юсуф один из наиболее известных ученых - арабистов, поэтов и мыслителей религиозного направления Дагестана в XIX веке.
Мусульманские святилища (пиры) Кумыкии
...Главная же цель, которую мы преследуем своей публикацией, - привлечь внимание нашего народа к его неотчуждаемому наследию - Пирам...