Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Тюркский мир

Список публикаций

III медиа-форум тюркоязычных стран и общин

Быть или не быть единому тюркскому?

фото7-8 ноября в столице Кыргызстана Бишкеке состоялся третий медиа-форум тюркоязычных стран и общин. В работе форума приняли участие представители двадцати четырех народов из разных стран мира.

По итогам работы Медиа-форума была принята Декларация, в которой говорится, что структуры, подобные той, что была создана в октябре 2011 года на втором Медиа-форуме в Баку при участии представителей СМИ и журналистов тюркоязычного мира – Медиа-платформа тюркоязычных стран, способствуют упрочению мира на евразийском пространстве, объединению СМИ и обмену информацией и опытом между тюркоязычными странами и регионами.

О своих впечатлениях рассказал участник форума кумыкский журналист Рашид Гарунов.

Далее...

Размещено: 14.11.2013 | Просмотров: 1999 | Комментарии: 0

Первенец общетюркской газеты

130 лет назад в Бахчисарае вышел первый номер газеты «Терджиман»

Выход «Терджиман» («Переводчик») был своеобразным этапным событием в зарождении и развитии тюрко-мусульманской печати, как бы затмившим все остальные инициативы тюркских интеллектуалов XIX века. Издателем ее был великий общественно-политический деятель, реформатор мусульманской школы, мыслитель и просветитель Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914).

«Терджиман» стала первой подлинно общетюркской газетой, «проводником европейской мысли и культуры в среду мусульман». Она издавалась с 10 апреля 1883 г. по 23 февраля 1918 г., просуществовав почти 35 лет...

Далее...

Размещено: 11.04.2013 | Просмотров: 2393 | Комментарии: 0

Рейхан и его поэма «Цветы кыпчакского поля»

К вопросу о кумыкской литературе в её кумано-кыпчакский период развития

На Каспийско-Кавказском пространстве кумыки, балкарцы и карачаевцы являются наиболее близкородственной группой тюркских народов. Их общие предки в русских летописях XII-XIV веков названы не булгарами, не кыпчаками, а куманами, половцами.

Художественно-эстетические представления куманов-половцев и особенности их языка отражены в целом ряде памятников письменности и литературы, таких как «Дастан о Шан-кызы» Микаиля Башту (IX век), «Цветы Кыпчакского поля» Рейхана (XII век), «Половецкие документы» (XIII век), «Кодекс Куманикус» (XIV век) и многие другие.

Далее...

Размещено: 13.08.2012 | Просмотров: 2599 | Комментарии: 0

Об истории польских и литовских татар

Данная небольшая работа является пересказом истории тех азиатских народов, которые в средние века христианства как волны поднялись и угрожали залить европейскую цивилизацию; но со временем или растворились в покоряемых народах, или вернулись в ложе, из которого вышли.

В Литве есть много шляхетских семей, имеющих свое происхождение от этих… азиатских захватчиков, но уже давно ассимилировавшихся; однако многие из них сохранили магометанскую веру, а поэтому находятся в тесном расовом сплочении между собой и носят название литовских татар.

Литовские татары, хотя языком и головой стали настоящими жителями в Литве, все же происхождением и отличием в вероисповедовании выделяются в окружении, а отсюда - имеют свои собственные предания, обряды, и даже особую историю в этом крае. Вот один из них пан Мацей Туган Барановский...

Далее...

Размещено: 19.04.2012 | Просмотров: 5201 | Комментарии: 0

Аттила

сюжет для пьесы
фото

Мы от чистого сердца приветствуем возобновление связей и начало нового сотрудничества с замечательным писателем, духовным воителем и исследователем истории тюрков, нашим земляком и сородичем Мурадом Эскендеровичем Аджи. На этот раз Мурад Эскендерович в наше распоряжение предоставил свой новый труд, но уже в жанре драматургии (драмы) – пьесу «Аттила». Это даже не пьеса, а пока что ее сюжетная композиция. Как он сам признается в своем письме, «над ней придется еще много работать, нужно будет прописывать диалоги, подбирать музыку, стихи». Тем не менее, пьеса нас уже на этой стадии заинтересовала, как перспективная и актуальная. Потому мы и взялись за ее публикацию.

Далее...

Размещено: 25.03.2012 | Просмотров: 2672 | Комментарии: 1

Турецкий язык предлагают признать общетюркским

Фото

Турецкий язык может быть принят в качестве общего языка для тюркского мира, сказал на конференции "Культурная интеграция тюркского мира: общетюркский алфавит и язык" (9 ноября 2011) председатель комитета по культуре Милли Меджлиса Азербайджана Низами Джафаров.

"Турецкий язык уже выполняет функцию общего языка - более 100 миллионов человек говорят на турецком языке", - сказал Джафаров.

По его словам, существование общетюркского языка не подразумевает потерю каким-либо тюркоязычным народом богатства своего языка.

Далее...

Размещено: 14.12.2011 | Просмотров: 5028 | Комментарии: 7

Туранкала - культурно-научный, общественный центр тюркских народов

Обращение Ерментая Султанмуратова
фото

Решение о строительстве Туранкалы в пригороде г. Шымкент (Казахстан) было принято в 2007 г. на V Курултае (2007) Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов, где и проходил указанный съезд. По плану этот культурно-научный, общественный центр тюркских народов предусматривалось построить в красивой предгорной зоне, вблизи автомагистрали Сеул-Пекин-Алматы-Ташкент-Тегеран-Истанбул, расположенной между казахским городом Шымкентом и узбекским Ташкентом - на перевале Казыгурт. Отметим, что к данному проекту проявляется огромный интерес во всем тюркском мире.

Далее...

Размещено: 07.03.2011 | Просмотров: 2649 | Комментарии: 2

Мир обязательно изменится к лучшему

Интервью газете «Ёлдаш»

фотоЖурнал "Аланы/The Alans" обращен в Новый Век. В будущих номерах мы планируем открыть специальную полосу, которая являлась бы своего рода продолжением Иссык-Кульского форума Чингиза Айтматова. Мы хотим, чтобы на страницах журнала известнейшие люди современности делились своими оценками происходящего в мире. Какие пути выхода они предлагают из этого, без преувеличения, всемирного тупика. Сегодня все видят, что человечество находится в очень сложной ситуации. Выход из этого возможен на тех путях, которые нашими предками осознавались еще несколько тысячелетий назад...

Далее...

Размещено: 25.10.2010 | Просмотров: 3138 | Комментарии: 0

Кровное братство Мандоки Конгур Иштвана

Венгры с полным правом и гордостью сознают, что они - единственный народ в Европе, вышедший из евроазиатских степей и поддерживающий уже более тысячи лет сильное авторитетное государство. За каждую минуту своего существования они расплатились пролитой кровью. Несмотря на это венгры создали высокую культуру, достигшую признания всех цивилизованных государств. Наш народ, расставшись со своими фино-угорскими и тюркскими братьями, до сих пор сохраняет общие древние корни. Многочисленные венгры, в том числе и Конгур, всегда упорно стремились к тюркским и фино-угорскии народам, в лице которых они видели и находили своих предков. Конгур часто говорил, что он многим обязан тюркским народам, поэтому считал своим долгом "возвратить им с процентами полученные знания". Он никогда не стремился к мировой известности, но с большой радостью писал статьи на любом тюркском языке. Особенно охотно выступал перед публикой, состоящей из представителей тюркских народов. Все венгры гордятся тем, что некоторые из их кровных братьев научились уважать свой родной язык под влиянием Конгура...

Далее...

Размещено: 30.06.2009 | Просмотров: 7223 | Комментарии: 0

Гродненские татары-казаки

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта...

Далее...

Размещено: 20.05.2009 | Просмотров: 5528 | Комментарии: 0

Казахи и венгры: общие исторические корни

Посвящается памяти Конгура И. Мандоки

Общая картина исторического процесса становления казахской и венгерской народности свидетельствует о чрезвычайной его сложности, о специфике сути и направленности этнического развития на протоказахской и протовенгерской территориях. Вместе с тем исторические реалии далекого прошлого подчас рельефно обнаруживают взаимосвязанность такого процесса и общность исторических судеб двух народов. Об этом же говорит и единство ряда этнокомпонентов, вошедших в состав казахов и венгров, равно как имеющие у них место лингвистические, топономические, антропономические и антропологические параллели...

Кто такой Конгур И. Мандоки?

Далее...

Размещено: 06.05.2009 | Просмотров: 9790 | Комментарии: 0

Газета "Стамбульские новости" о политике младотурок в национальном вопросе (1909-1910 гг.)

21 ноября 1909 года посол России в Константинополе (Стамбул) доносил Министру Иностранных дел, что русский подданный Джелалэддин Коркмасов начал издавать здесь газету "Стамбульские новости". "За все время существования Турции это первая русская газета, возникшая в Коснтантинополе. Выход ее, - заключал посол, - является для нас несомненным культурным успехом"...

Далее...

Размещено: 07.07.2008 | Просмотров: 4036 | Комментарии: 0

Учёный, заложивший основы тюркского языкознания

К тысячелетнию Махмуда Кашгарского

...в своем энциклопедическом труде "Дивану лугат ит-тюрк" Махмуд Кашгарский, давая описания тюркских племен, упомянул кумыков и их предков, впервые еще XI веке (!) предпринял попытку изучения их этногенеза. Это, само по себе представляет огромный интерес. Ученый пишет, что кумук - это имя одного из тюркских племен и что такое же имя носил один из их беков (князей), с которым он был знаком и встречался. Из сообщения Махмуда Кашгарского ясно следует, что кумыки под своим самоназванием на исторической арене известны еще в XI в.

Далее...

Размещено: 13.05.2008 | Просмотров: 8139 | Комментарии: 0

Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры

Фрагменты из статьи Ибрагима Конопацкого - потомка белорусских татар

Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Здесь их родина, эту землю их предки вместе с белорусами, поляками и литовцами защищали от врагов. Потомки ордынцев носят имена татар-мусульман, хотя четыреста лет назад перешли на польский и белорусский язык. Сегодня их отличает от остальных местных жителей - религия. Ислам, сохраненный татарами в христианской среде, сохранял их в сообществе и выделял среди других народов этой земли.

Далее...

Размещено: 13.07.2007 | Просмотров: 10428 | Комментарии: 0

Очерк истории и культуры литовских татар

Фрагменты из статьи доктора гуманитарных наук, доцента Вильнюсского университета Галины Мишкинене

На исторических землях Великого княжества Литовского (далее - ВкЛ) в течение шести столетий проживает этническая группа восточного происхождения, традиционно называемая "татарами". Установить точное время первоначального поселения мусульман на землях ВкЛ не представляется возможным, хотя появление их на этой территории можно связывать с приграничными столкновениями Литвы с Золотой Ордой в первой половине XIII в. (1238-1239), когда Литва стремилась подчинить своему господству земли Смоленщины и Черниговщины. В ходе подобных столкновений татары, несомненно, попадали в плен, и их могли привозить в Литву в качестве пленников. Однако, не располагая конкретными историческими данными, трудно утверждать, что татары именно с этого времени начали селиться на землях ВкЛ.

Далее...

Размещено: 02.07.2007 | Просмотров: 3831 | Комментарии: 0

Тюрки Северного Кавказа

по материалам круглого стола "культурный диалог народов Кавказа"

Далее...

Размещено: 15.02.2006 | Просмотров: 7635 | Комментарии: 0

Поэзия древних тюрков: долгий путь к нам

Можно представить ошеломительность события, если бы в наше время было обнаружено нечто вроде "Илиады", причём в оригинале да ещё "старше" на три века... Что-то похожее произошло в тюркологии с древнетюркской литературой.

Далее...

Размещено: 10.02.2006 | Просмотров: 4355 | Комментарии: 0