Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Материальная и духовная культура кумыков

Список публикаций

12 next

Народ, который не поёт

Маймусат Коркмасова об особенностях национального вокала

фотоУ нас настолько богатый музыкальный фольклор-многообразный, интересный...В нем огромное количество жанров. Я уже 5 лет подряд специально, даже зная, что не пройду с темой фольклора, подаю заявку на получение президентского гранта. Я 15 лет ездила по горам, собирала этот материал. Он у меня весь записан на магнитопленке и мне нужно время и условия, чтобы перенести все это музыкальное богатство на ноты, издать сборники музыкального фольклора разных народов Дагестана. Ведь удивительно, при богатейших направлениях фольклорной жизни в прошлом, сегодня в республике нет ни одной организации, которое занималось бы музыкальным фольклором – изучала, сохраняла, издавала...

Далее...

Размещено: 25.01.2014 | Просмотров: 3467 | Комментарии: 2

Проблемы подготовки молодежи к труду и жизни в творческом наследии этнографа Д.-М.М. Шихалиева

фотоВ нашей статье предпринята попытка изучения значения и места работы Д.М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках» в постановке проблемы подготовки к труду и самостоятельной жизни подрастающего поколения Дагестана в XIX веке.

При изучении проблемы обращено внимание на оценку взглядов Шихалиева на проблемы воспитания и обучения юношей и девушек в своеобразных условиях Дагестана до активного влияния на данный процесс культуры и системы образования России.

Напомним, что работа Д.М. Шихалиева посвящена анализу этнографии и истории политического развития кумыкского народа с древнейших времен до середины XIX веке.

Далее...

Размещено: 01.11.2013 | Просмотров: 2252 | Комментарии: 0

Похоронный обряд и причитания кумыков

Обычай, запрещающий оплакивать своего сына или дочь, – суров. И сейчас можно видеть, как кумычки то с нескрываемым восхищением говорят о такой-то матери, ни слезинки не проронившей на ясе по единственному или по последнему из сыновей; то с пониманием говорят о той или иной матери, которая, скажем, в момент выноса тела сына (дочери) все-таки не смогла удержать слезы; то с осуждением говорят о женщине-матери, которая без стеснения пренебрегла обычаем народа и лила слезы.

Чем же объяснить рождение этого сурового обычая?

Далее...

Размещено: 02.06.2013 | Просмотров: 5714 | Комментарии: 0

Общенациональное и локально-специфическое в песнях кумыков

фото

Эпическая поэзия кумыков по своему генезису, поэтике, распространенности и т.п. в целом представляет общенациональное явление. В этом аспекте она с опорой на разработки предшественников нами в основном изучена, поэтому в данной статье мы, чтобы не повторяться, не даем подробного анализа конкретных текстов, отсылаем читателя к соответствующим исследованиям. В тех же случаях, когда песни ранее не подвергались научному анализу, мы их вкратце анализируем и в аспекте общих особенностей, хотя основное внимание во всей статье уделено обозначенной в её заглавии проблеме.

Далее...

Размещено: 21.05.2012 | Просмотров: 3955 | Комментарии: 0

Кумыкские йыры и сарыны

(публикация 1956 года)
Фото

Музыкальный фольклор кумыкского народа исследован еще недостаточно. Изучались главным образом легко поддающиеся записи сарыны - танцевальные лирические песни. Эпические же песни - йыры - оказались вне исследования. Между тем, именно йыры представляют собой наиболее важную часть музыкального фольклора кумыков, именно в этом жанре творили вошедшие в историю выдающиеся кумыкские сказители. До сих пор народ помнит и любит йыры славного Казаха (Йырчы Къазакъ) и творчество йырчи Аяу Акав (Аяв Акъаев). С древних времен народ вкладывал в йыры свои представления о добре, доблести и героизме, йыры отразили борьбу с неправдой и насилием. В излюбленной народом форме йыра и поныне сохраняются сказания о кумыкских народных героях Айгази и Бозигите.

Далее...

Размещено: 15.03.2012 | Просмотров: 7023 | Комментарии: 0

Как питались наши предки

Фото

Из всех элементов материальной культуры этническая специфика наиболее ярко проявляется в пище. Питание, будучи одним из наиболее консервативных элементов культуры, и по сей день сохраняет особенности, возникшие в далёком прошлом. Этнографы отмечают, что каждая национальная кухня обладает своим пищевым сырьем, которое делает эту кухню примечательной и отличает от кухни других народов.

Далее...

Размещено: 06.11.2011 | Просмотров: 7223 | Комментарии: 6

Адат кровной мести у кумыков

У кумыков адат кровной мести назывался "душман къавлав" (преследование врага), "къангъа къан" (кровь за кровь). Тухумная (родовая) солидарность выражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов против посягательства извне. Средством самообороны рода была кровная месть. "Кровная вражда некоторых семейств, - писал А.В. Комаров, - переходила из рода в род; иногда кровомщение завязывалось между селениями и длилось целые столетия. Жители некоторых селений, опасаясь от кровомщения, переходили на другие места и основали новые селения в чужих обществах"...

Далее...

Размещено: 25.06.2009 | Просмотров: 7305 | Комментарии: 0

Система среднего образования в Хасав-Юртовском округе и Кизлярском отделе в 1914-1923 годах

(по архивным материалам)

Согласно правительственному положению о туземных школах, они строились и содержались на средства попечителей, без государственной поддержки. В роли попечителей часто выступали церкви, объединяющие городские национальные общины. В рассматриваемый нами период в городах Северного Кавказа возникает целый ряд обществ: культурно-просветительных, благотворительных, конфессиональных и других. Важную роль многие из этих обществ отводили делу просвещения населения, в том числе и горцев, помощи нуждающимся ученикам, распространению грамотности, повышению культурного уровня горожан...

Далее...

Размещено: 17.05.2009 | Просмотров: 4001 | Комментарии: 0

Этнолингвистические пласты кумыкского именника

(из книги "Личные имена кумыков...")

Антропонимическая система кумыкского языка формировалась в течение длительного периода в своеобразных историко-географических и лингвистических условиях. Исторически сложившиеся этнические и этнокультурные контакты кумыков, как с соседними, так и с территориально отдаленными племенами, народностями и народами нашли непосредственное отражение и в системе личных имен кумыкского народа...

В статье рассмотрены следующие этнолингвистические пласты: общеалтайский, булгарский, древнетюркский, старокумыкский, арабский, персидский и др.

Далее...

Размещено: 17.05.2009 | Просмотров: 15623 | Комментарии: 0

На земле хазар

(Из книги "Башни в горах")

Прежде всего, бросается в глаза в кумыкском жилище исключительная чистота. Не только в комнатах, но даже во дворе - буквально ни соринки. Навоз от скотины, которую на ночь загоняют во двор, утром собирают, чтобы вывезти его в поле, а двор тщательно подметается. Полы и двор, так же как и надворные постройки, регулярно промазывают глиной или освежают жидким глиняным раствором. В некоторых местностях имеется белая глина, и из нее делают состав для отделки помещений: стены окрашивают в белый цвет, а полы - в серый (раствор подкрашивают добавкой порошка из древесного угля). Все деревянные детали интерьера - потолок, балки, столб, двери, полки, утварь - промазывают дегтем или нефтью. Таким образом, получается основа цветового оформления интерьера: белое и черное, а пол - синевато-серый или охристый...

Далее...

Размещено: 30.01.2008 | Просмотров: 9726 | Комментарии: 0

Архитектурные традиции кумыков

(Извлечения)

Можно утверждать, что кумык не представляет себе даже возможности постройки жилища без применения глины. Откуда же идет эта традиция, где ее корни? Судя по тому, что она чужда даргинцам, ближайшим соседям кумыков, можно считать ее, во всяком случае, не дагестанской. Широко применяется глиняная масса для строительных целей на Северном Кавказе. Именно там наиболее ярко прослеживаются взаимовлияния местной и тюркской культур...

Далее...

Размещено: 30.01.2008 | Просмотров: 9697 | Комментарии: 0

Аталычество как этнографическое явление

Аталычество как одна из форм подготовки подрастающего поколения к труду и жизни было развито преимущественно среди тюркоязычных народов Европы и Азии. Очевидно именно этим фактором можно объяснить то, что данное название, означающее "отцовство", и вошло в научную и учебную литературу по этнографии и истории первобытного общества (Напомним, обычай аталычества происходит от тюрк. аталык -воспитатель, предписывает воспитывать детей не в своей, а в чужой семье).

Далее...

Размещено: 20.11.2007 | Просмотров: 5284 | Комментарии: 0

Женское пространство в традиционной культуре кумыков

Роль женщины как хранительницы очага ставит ее в центр дома и семьи. Потеряв жену, кумыки говорили: "Мени отбашым йылады" - что означало: "умерла жена, которая поддерживала огонь в семейном очаге и согревала дом".

Далее...

Размещено: 20.11.2007 | Просмотров: 6057 | Комментарии: 0

Завещан был нам Деде Коркутом

К истории варгана (хомуса)

Варган (или хомус) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и современные ученые.

Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребляемые названия: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза), агач-комуз (у кумыков сохранился лишь агач-комуз (хомус) - струнный инструмент, "агач" - дерево). В связи с названием "варган" отметим, что центральные кумыки термином "аргъан" называют кавказскую (кумыкскую) гармонику, а засулакские - этот же инструмент называют "терс хомуз"...

Далее...

Размещено: 04.11.2007 | Просмотров: 5637 | Комментарии: 0

Некоторые сведения об инструментальной народной музыке кумыков

Cтатья представляет собой краткий очерк, посвященный инструментальной музыке кумыков. В ней говорится только о тех инструментах, которые достаточно широко распространены и в наши дни.

Далее...

Размещено: 15.09.2006 | Просмотров: 6065 | Комментарии: 0

Брак и свадьба в прошлом

В работе представлено исследование структуры и функций брака и свадебных обрядов [кумыков] в прошлом и настоящем...

Далее...

Размещено: 20.11.2005 | Просмотров: 29070 | Комментарии: 0

Хореографическое искусство кумыков

в исторической науке и беллетристике XIX - начала XX века

Сведения о кумыкском танце в научной литературе прошлых эпох весьма скудны. Наиболее обстоятельные упоминания о нем относятся в основном ко второй половине XIX-началу XX века.

Далее...

Размещено: 10.09.2005 | Просмотров: 11496 | Комментарии: 0

Музыкальная культура кумыков

Лирика и эпос, главные опоры ной поэтики, одинаково представлены у кумыков в гармоничном равновесии, если смотреть в широком северокавказском и общекавказском контексте.

Далее...

Размещено: 10.09.2005 | Просмотров: 7562 | Комментарии: 0

Библия на кумыкском языке

"Библия" ... была издана на кумыкском языке еще в 1809 г. шотландским миссионерам Г. Брайтоном в Каррасе (Каргалы) под Пятигорском

Далее...

Размещено: 28.06.2005 | Просмотров: 3935 | Комментарии: 0

Проблемы подготовки подрастающего поколения Дагестана к труду и самостоятельной жизни в творческом наследии Абусупияна Акаева

Во главу угла при подготовке юношей и девушек к самостоятельной жизни Акаев ставил вопрос об обогащении молодежи знаниями всех предшествующих поколений. При этом без различия на страны или же народы, от которых перенимаются эти знания. Показательно в этом плане выступление на совещании алимов-арабистов Дагестана в феврале 1925 года, где Абусупиян говорил о том, что «Магомед завещал ходить учиться хоть за тридевять земель, почему не противны мусульманству науки на каких бы языках это не было. Перенимая от Европы культуру и просвещение, мы берем себе то, что нам принадлежит по праву наследства, так как сама Европа переняла науки от арабов…»

Далее...

Размещено: 28.06.2005 | Просмотров: 4663 | Комментарии: 0
12 next